Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мутылина И.Н.

Современное общество предъявляет более высокие требования к образованию, безусловным фактором которого становится инновация знаний. Основным направлением нововведений в учебном процессе подготовки специалистов на нынешнем этапе становятся информатизация и компьютеризация.

В свете новых приоритетов значительно повышается статус дисциплин, связанных с изучением применения информационно-коммуникационных технологий, являющихся инструментом для изучения специальных дисциплин, а также связующим звеном в реализации межпредметных связей.

Необходимый объем применения информационно-технических средств, который должен иметь будущий специалист, был определен исходя из опыта разработок для науки и промышленности. При этом учитывалось, что умение будущих специалистов эффективно использовать в своей работе информационные технологии должно формироваться в процессе всего обучения. Преподавателями университета были проанализированы возможности применения информационных технологий во время практических и лабораторных занятий, проведен поиск новых форм контроля знаний, включая компьютерное тестирование. Затем были откорректированы учебные планы и программы, предусматривающие компьютеризацию отдельных курсов в их взаимосвязи.

В результате проведенной работы занятия по информатике, являющейся первым, начальным этапом подготовки студентов, ведутся таким образом, что она является не просто самостоятельной дисциплиной, но и служит инструментом для наиболее полного изучения специальных дисциплин. В учебные планы различных направлений были введены специальные дисциплины, например, для специальности «Материаловедение в машиностроении» - «Компьютерные технологии в материаловедении». Именно эта дисциплина позволила изучить опыт использования компьютерных технологий в решении производственных и научных материаловедческих задач, ставить задачи по поиску необходимой информации для выполнения научно-исследовательских работ, дипломных проектов и создания собственных баз данных и баз знаний.

Результатом непрерывной компьютерной подготовки студентов стало создание ими совместно с преподавателями предметных баз данных и баз знаний по различным дисциплинам, которые, например, позволяют решать задачи по выбору материалов для деталей конкретного назначения и используются в учебном процессе для самостоятельного изучения студентами курса.

Для решения проблемы информатизации в процесс обучения всех специальностей университета были вовлечены преподаватели базовых и специальных предме тов, прошедшие обучение на факультете педагогической подготовки института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по направлению «Использование информационных технологий в обучении».

На сегодняшний день в университете накоплен определенный опыт использования новых технологий обучения. На кафедрах разрабатываются электронные учебно-методические комплексы по общетехническим и специальным дисциплинам, в мультимедийных классах читаются презентационные лекции, совместно с институтами Дальневосточного отделения Российской академии наук создаются виртуальные лаборатории, используемые в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий.

Необходимость обновления, закрепления и углубления знаний предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов. Для самостоятельного освоения обширного материала преподавателями разрабатываются учебно-методические комплексы, в состав которых входят электронные учебные пособия. Электронные разработки сотрудников и преподавателей института проходят регистрацию в фонде отраслевых программ и на них оформляются патенты. В перспективе - расширение среды дистанционного доступа к лабораторному оборудованию университетов европейских стран и разработка методического обеспечения для обучения студентов с выходом в международную интегрированную образовательную систему.

Использование электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе, как показал опыт работы, эффективно сказалось на усвоении материала, повысило интерес студентов к изучаемому материалу.

Внедрение информационных технологий обучения в систему высшего образования стало той ключевой проблемой развития системы образования, решение которой предопределяет возможность и перспективы дальнейшей интеграции отечественного образования в единое Европейское образовательное пространство.


Библиографическая ссылка

Мутылина И.Н. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1016 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074