Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONCEPT OF THE CONTINUOUS SUPPORT OF THE AGROECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH OF THE ASTRAKHAN REGION

Puchkov M.Yu. 1 Dymova T.V. 2 Loktionova E.G. 2
1 All-Russian Scientific Research Institute of irrigated vegetable and melon
2 Astrakhan State University
The Concept of the continuous support of the agroecological education of children and youth of the Astrakhan region in which the agroecological education is seen as a process of successive and progressive development of the agro-ecological culture among the younger generation of up to 35 years. The aim of this concept is to combine the efforts of the scientific and educational community in shaping the region´s agro-ecological education and agriculture among children and young people up to 35 years. The result of the successful implementation of the concept will be to achieve a new level of development of the agriculture of children and youth of Astrakhan city and Astrakhan region, which in concept, taking into account their age-named main event. The agro-ecological education of children of preschool and primary school children involves the formation began agriculture, which includes the basic components of personality. The agro-environmental education for children of middle age is focused on increasing their agriculture. The concept for these stages, comprising activities in the framework of the festival "Astrakhan is the Caspian capital of Vegetables and Melons growing". The agroecological education for children school age focused on the formation of their level of agriculture. In addition to carrying out the activities of the festival offered training and work practices. The agroecological education of students, bachelors, masters and PhD students of higher vocational schools based on the state of legal acts in the field of vocational education and focuses on the development of environmental and occupational culture of the future specialist. As the part of the concept at this stage is the laboratory "Environmental horticulture", the Department "Applied Biology and Microbiology", and the All-Russia Research Institute of Irrigated Vegetables and Melons conducted the field, industrial practice, "The school for young scientists". The postgraduate education of agro-ecological profile is intended for young people under 35 years old who have chosen special training in the field of agriculture, which involves the training of post-graduate students of Russian high-educational establishments on the basis of Institute, there is the participation of young scientists in the design institute and grantmaking, the training of young scientists on the basis of other scientific research institutes. To maintain the young scholars to conduct their research in the field of selection of melons, a scholarship named by Professor K.E. Dyutin was established.
agroecological culture
agroecological education
concept

Введение

Концепция поддержки непрерывного агроэкологического образования детей и молодёжи (далее Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов исполнительной государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений всех уровней и типов, сельскохозяйственных организаций и предприятий, связанных с образовательной, природоохранной, сельскохозяйственной деятельностью, средств массовой информации, общественных организаций и объединений, направленной на развитие агроэкологического образования детей и молодёжи Астраханской области. Концепция является частью социально-экономической политики устойчивого развития региона. В Концепции агроэкологическое образование рассматривается как процесс преемственного и поступательного развития агроэкологической культуры детей и учащейся молодёжи до 35 лет (дошкольники, школьники, студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты, докторанты, молодые сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства (ВНИИОБ) до 35 лет).

Цель настоящей Концепции заключается в объединении усилий всего научно-педагогического сообщества Астраханской области для развития агроэкологического образования детей и молодёжи в возрасте от 5 до 35 лет и участия их в программах и проектах, реализуемых Всероссийским научно-исследовательским институтом орошаемого овощеводства и бахчеводства Россельхозакадемии (г. Камызяк Астраханской области).

Задачами настоящей Концепции являются:

- развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного агроэкологического образования детей и молодёжи Астраханской области;

- активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы детей и учащейся молодёжи, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую, проектную, грантовую и иную творческую деятельность;

- стимулирование достижений детьми и молодёжью определённых успехов в деле решения прикладных практических задач в области сельского хозяйства региона;

- привлечение к работе с детьми и учащейся молодёжью учёных и творческой интеллигенции региона, специалистов Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства;

- включение одарённой молодёжи в исследование актуальных научных, эстетических, духовно-нравственных, исторических, экономических, экологических проблем, ориентированных на перспективы развития региона;

- информированность населения Астраханской области о реализации Концепции;

- консолидация населения региона вокруг проблем сохранения и улучшения агроприродной среды.

Итогом успешной реализации Концепции станет достижение качественно нового уровня развития агроэкологической культуры детей и учащейся молодёжи Астраханской области, что позволит вооружить их значимыми агроэкологическими знаниями и умениями, повысить их личную ответственность и компетентность в решении аграрных проблем региона, расширить их возможности вести здоровый образ жизни в гармонии с сельскохозяйственной средой, стремиться к познанию агроэкологических особенностей своего региона.

Методы исследования

Анализ литературы, моделирование Концепции, методическое обоснование выбранных средств на каждом этапе Концепции.

Результаты и их обсуждение

В рамках Концепции реализуются мероприятия с учётом возрастных особенностей.

Агроэкологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает формирование начал агроэкологической культуры, включая базисные компоненты личности, позволяющие в дальнейшем в соответствии с Концепцией успешно осваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечивает выживание и дальнейшее развитие человека [4]. Формирование начал экологической культуры детей этого возраста предполагает становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, в том числе к её аграрному компоненту, к людям, сохраняющим и созидающим аграрный сектор региона, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Такое отношение предполагает отношение к самому себе как части природы, ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

На данной ступени Концепция предполагает проведение следующих мероприятий в рамках фестиваля «Астрахань - Прикаспийская столица овощеводства и бахчеводства», проводимого Всероссийским научно-исследовательским институтом орошаемого овощеводства и бахчеводства (ВНИИОБ) совместно с ОАОУ ДОД «Областной центр развития творчества»:

1) конкурс рисунков и поделок из природного материала «Помидорка»;

2) конкурс творчества юных фото- и видеолюбителей «Как прекрасен овощной мир»;

3) конкурс литературного творчества «Сельскохозяйственный коктейль» (номинация «Стихотворения»);

4) конкурс учебно-исследовательских работ «Сокровища астраханских полей» (конкурс исследовательских работ, творческих проектов) по направлениям: садоводство, огородничество, экологический дизайн местности и помещений.

Агроэкологическое образование для детей среднего возраста ориентировано на повышение уровня их агроэкологической культуры, что проявляется:

- в формировании экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, в том числе и сельскохозяйственной [5];

- в осознании главных особенностей и проблем взаимодействия общества с сельскохозяйственным сектором, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования в сельском хозяйстве с учётом имеющегося регионального опыта [6];

- в формировании умения применять агроэкологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов в сельском хозяйстве, адаптации к условиям проживания на сельских территориях региона [1];

- в формировании умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, выборе целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к сельскохозяйственной среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей.

На данной ступени в рамках фестиваля «Астрахань - Прикаспийская столица овощеводства и бахчеводства» Концепция предполагает проведение следующих мероприятий:

- конкурс компьютерных работ «@страханская бахч@» (создание презентаций и интернет-сайтов);

- конкурс учебно-исследовательских работ «Сокровища астраханских полей»;

- конкурс творчества юных фото- и видеолюбителей «Как прекрасен аграрный мир».

1. Экскурсии «Российский арбуз», «Аптекарский огород Петра І» и другие.

Агроэкологическое образование детей старшего школьного возраста ориентировано на формирование уровня их агроэкологической культуры, проявляющегося:

- в сформированности представлений об агроэкологической культуре как средстве достижения устойчивого развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество - природа», их противоречиях, закономерностях, теориях и моделях развития;

- в осознании влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды;

- в приобретении опыта природоохранной деятельности в области сельского хозяйства региона [10];

- во владении умениями применять экологические знания при обсуждении ситуаций, связанных с принятием решений в сельскохозяйственной отрасли региона;

- в умении моделировать по заданным параметрам влияние экологических рисков на получение первичной и вторичной сельскохозяйственной продукции, увеличение экономических затрат в сельскохозяйственной деятельности [7];

- в способности выполнения индивидуальных или групповых проектов по сельскохозяйственной проблематике, направленных на решение аграрных проблем региона, связанных с его устойчивым развитием и экологической безопасностью сельскохозяйственной среды.

На данной ступени в рамках фестиваля «Астрахань - Прикаспийская столица овощеводства и бахчеводства» Концепция предполагает проведение следующих мероприятий:

- конкурс литературного творчества «Сельскохозяйственный коктейль» с номинациями: «Золотое перо» (работы о научных исследованиях с описанием перспектив дальнейшего применения и ценности для общества в целом), «Портрет учёного» (работы об учёных и специалистах в области сельского хозяйства, наших современниках);

- конкурс учебно-исследовательских работ «Сокровища астраханских полей»;

- конкурс компьютерных работ «@страханская бахч@» (проект в виде исполняемых программ, интернет-приложений, мультимедиатехнологий, компьютерных игр).

2. Учебные и производственные практики (сельскохозяйственный колледж, г. Камызяк).

Агроэкологическое образование в высших профессиональных учебных заведениях базируется на государственных нормативно-правовых актах в сфере профессионального образования и ориентировано на развитие эколого-профессиональной культуры будущего специалиста. Также образование направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов из числа студентов, бакалавров и магистров, имеющих глубокие научные знания в области взаимодействия человека и окружающей среды. Такие знания основаны на принципах устойчивого развития, соблюдении экологических прав и обязанностей, способности оценить степень возможного антропогенного воздействия на сельскохозяйственное производство и здоровье людей, осуществляющих ресурсосберегающую деятельность в области сельского хозяйства [9].

На данной ступени Концепция предполагает проведение следующих мероприятий.

1. Функционирование на базе ФГБОУ «Астраханский государственный университет» (АГУ) лаборатории «Экологическое овощеводство».

2. Функционирование на базе Астраханского государственного технического университета (АГТУ) кафедры «Прикладная биология и микробиология».

3. Проведение на базе Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства полевых, производственных и преддипломных практик студентов, бакалавров, магистрантов [2; 3].

4. Работа «Школы молодых учёных» для сотрудников до 35 лет ВНИИОБ и вузов страны.

Послевузовское образование аграрного профиля предназначено для молодых людей до 35 лет, которые выбрали специальную профессиональную подготовку в области сельского хозяйства. На данной ступени Концепция предполагает проведение следующих мероприятий.

1. Работа учёных ВНИИОБ в заседаниях диссертационных советов.

2. Участие молодых учёных ВНИИОБ в работе совместных с Астраханским государственным университетом и Астраханским государственным техническим университетом лабораторий и кафедр.

3. Создание молодыми учёными на базе ВНИИОБ малых инновационных предприятий.

4. Повышение квалификации аспирантов вузов России на базе ВНИИОБ.

5. Участие молодых учёных ВНИИОБ в проектной и грантовой деятельности.

6. Стажировки молодых учёных ВНИИОБ на базе других НИИ (ГНУ «Всероссийский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова», ГНУ «Ставропольский научно-исследовательский институт сельского хозяйства»).

7. Для поддержания молодых учёных, проводящих свои научные исследования в области селекции бахчевых культур, учреждена «Стипендия им. профессора К.Е. Дютина».

В целях реализации Концепции непрерывного агроэкологического образования детей и молодёжи необходимо обеспечить:

1) широкое распространение и пропаганду устойчивого развития как стратегии коэволюционного развития человека в гармонии с природой [8];

2) создание государственных и негосударственных систем непрерывного агроэкологического образования;

3) включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание агроэкологического образования на всех его уровнях;

4) усиление роли просветительской деятельности в области агроэкологических исследований;

5) включение вопросов агроэкологического образования в региональные и местные программы развития территории Астраханской области;

6) повышение информированности деловых кругов в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития в деле управления сельскохозяйственными ресурсами региона;

7) подготовку индивидуальных и коллективных учебных пособий, практикумов, монографий, атласов и другой печатной продукции к публикации;

8) публикацию материалов по вопросам агроэкологического образования в средствах массовой информации.

Заключение

Управление системой непрерывного агроэкологического образования осуществляется на областном уровне Правительством области, руководством и ведущими сотрудниками ВНИИОБ, Институтом непрерывного образования ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», ОАОУО ДОД «Областной центр детского и юношеского творчества». Координационным органом реализации Концепции выступает ВНИИОБ. Отчёты о ходе реализации Концепции освещаются в ежегодном докладе о работе ВНИИОБ и в региональных средствах массовой информации.

Рецензенты:

Семчук Надежда Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан аграрного факультета ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань.

Прохорова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и предметных технологий ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань.