Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF THE TERM «MANAGEMENT»

Katysheva N.M. 1
1 SBED SPE «Nizhegorodsky pedagogical K.D. Ushinsky college»
Предложен теоретический анализ понятия «управление». Проведённое исследование показало, что в современной педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. В статье рассматриваются различные подходы исследователей к определению понятия «управление». Анализ существующих определений понятия «управление» показал, что оно тесно связано с такими понятиями как «менеджмент», «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессиональное образование», «управленческая культура», «культура управления». Сущностная характеристика данных понятий важна для раскрытия проблемы исследования. В ходе анализа и обобщения исследуемого материала автор рассматривает понятие «управление» как интегральную характеристику, определяющую способность руководителя педагогического колледжа осуществлять управленческую деятельность, включающую в себя планирование, организацию, контроль, регулирование, результат.
The theoretical analyses of the term “management” is offered. The conducted researched showed that the intention to comprehend the entire pedagogical process from the point of the view of the science, to make it severely scientific is growing in the pedagogical science and practices. The article covers different approaches to defining the term “management”. The research of existing definitions put forward such terms as “management”, management policy, pedagogical management, conducting the organization, professional activity, education for special purposes, organizational culture. The essential characteristics of such terms are important for disclosing the research problem. During the analyses and systematizing the research material the author notices the term “management” as integral characteristic which defines director’s ability to rule, in turn it includes planning, organization, control, regulation, result.
organizational culture.
education for special purposes
professional activity
conducting the organization
pedagogical management
management
management policy

Учитывая особенности деятельности учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж», в работе управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников социального процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участвующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъектности. Проблемой теории управления образовательными системами занимались учёные: В. И. Загвязинский, В. Ю. Кричевский, В. А. Сластёнин, М. М. Поташник и др. Проблемой управления учреждениями среднего профессионального образования - П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.

Модернизация системы отечественного образования качественно изменяет не только образовательный процесс, но изменяет и развивает понятийно-терминологический аппарат, который является важнейшей составной частью современной педагогической науки.

Для глубокого теоретического осмысления сущности любой педагогической проблемы, закономерностей её развития необходимо определить терминологическое поле исследования, в которое должны быть включены основные понятия.

Центральной категорией нашего исследования является категория «управление». Учитывая, что образовательные системы функционируют и развиваются не стихийно, а происходящие в них процессы имеют упорядоченный и целенаправленный характер, благодаря управлению, рассмотрим это понятие более детально.

Одной из древнейших областей человеческой деятельности является работа руководителя с людьми, руководство ими и управление трудовыми процессами. В работах древнегреческих философов Платона, Сократа, Аристотеля мы уже встречаем попытки показать деятельность руководителя, осмыслить управление как познание определённых законов.

Как показало исследование, несмотря на то, что термин «руководство» широко употребляется в практической жизнедеятельности людей, в научном плане данный термин долго не использовался. Термин «управление» появился относительно недавно и самостоятельной областью научного исследования не был.

Понятие «управление» изначально определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах. В последние годы термин управление стал достаточно распространённым в педагогической науке. Однако он имеет различные определения. Как отмечает В. Ю. Кричевский, существует не менее 80 различных определений данного понятия. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных, педагогических и др.).

В Большом энциклопедическом словаре управление определяется как функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [1].

Современные исследователи различных аспектов управления образовательными системами (В. И. Загвязинский, В. И. Зверева, В. Ю. Кричевский, В. А. Сластёнин, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.), глубоко раскрывая сущность понятия «управление», дают разные определения.

Так, Т. И. Шамова рассматривает управление как активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу на новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач [13].

По мнению В. А. Сластёнина, управление - это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [10].

Проведённое исследование показало, что в современной педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. При этом внутриколледжное управление рассматривается как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, которое, согласно В. А. Сластёнину, складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования [10].

В. В. Крыжко, Е. М. Павлютенков понимают управление как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект [5].

С. А. Езопова считает, что управление - это деятельность по достижению определённых целей, в основе которой - взаимодействие людей, согласование их действий [3].

Управление в педагогическом смысле, по мнению В. Ю. Кричевского, это согласование субъект-субъектных отношений и действий [4].

Исследователи отмечают, что управление образовательным учреждением осуществляется путём прямого и косвенного взаимодействия руководителя учреждения с персоналом и студентами, обеспечивая реализацию общественных и индивидуальных потребностей в образовании. По определению Г. К. Селевко, управление учебно-воспитательным процессом (как главная составная часть внутриколледжного управления) -есть система целенаправленных воздействий руководителя на педагогический коллектив и студентов путём научно обоснованного планирования, организации и контроля деятельности [9].

В диссертационных исследованиях В. Ю. Кричевского, Н. Ю. Лозинской подчёркивается, что успешное развитие, престиж, результативность работы учебного заведения определяется качеством его руководства. Труд руководителя становится всё более актуальным и подотчётным не только государственным органам управления, но и общественным организациям и родителям.

В.Ю.Кричевский отмечает, что неизменный рост количества управленческих задач, необходимость решать совершенно новые проблемы при сохранении высокой ответственности за состояние и качество работы учебного заведения усиливают противоречия между социально-педагогическими требованиями к руководителям учебного заведения и реальным условием их деятельности [4].

В современных условиях развития общества успешное функционирование организации определяется, на наш взгляд, большей степенью тем, насколько эффективно осуществляется руководство ее подсистемами. Отличительной чертой такого управления является поиск оптимальной модели управления, которая бы наиболее полно соответствовала типу учебного заведения, количественным и качественным характеристикам организационной структуры и, в конечном итоге, способствовала бы решению конкретных управленческих задач. Независимо от исторического периода процесс управления учебным заведением, по мнению Н. Ю. Лозинской, не может осуществляться стихийно, без наличия у руководителей школы профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности, без изменения методов организации деятельности всех членов педагогического коллектива, и оптимального использования их индивидуального и коллективного потенциала [7].

Следует отметить, что в последнее десятилетие наряду с термином «управление» в педагогической науке и практике стал широко использоваться термин «менеджмент». Менеджмент - процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного достижения задач [5]. Термин «менеджмент» несколько шире термина «управление» и включает как научный аспект, так и процессуальную сторону понятия. Смысл термина «менеджмент» ближе к термину «технология управления».

Педагогический менеджмент как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы: цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат), субъект деятельности (директор, его заместители, преподаватели, студенты и т.п.), объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя (заместители, преподаватели, студенты и т.п.), содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация), способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя со студентами, руководителя с преподавателем и студентами и т.д.).

Проведённый анализ определения понятия «управление» показал, что оно тесно связано с понятием «деятельность», которое в Большом энциклопедическом словаре определяется как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей [1].

Исследования А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. И. Фельдштейна и др. учёных показали, что деятельность - основа развития личности; в ней развиваются психические процессы, формируются умственные и эмоциональные качества личности, её способности и характер. Именно в этой сложной преобразующей деятельности человек обретает самого себя, выступает как творец и как деятель. Ещё более важное место в развитии человека как личности, считает Д. И. Фельдштейн, занимает деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений [12].

Учитывая, что в педагогических исследованиях понятие деятельности раскрыто достаточно полно, считаем целесообразным рассмотреть далее понятия: «профессиональная деятельность», «профессиональное образование», «культура управления», «управленческая культура», сущностная характеристика которых чрезвычайно важна для раскрытия проблемы исследования.

Появление школы как ведущего социального института способствовало развитию профессиональной педагогической деятельности, которая осуществляется учителями (педагогами) в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Л. В. Мардахаев рассматривает профессиональную деятельность как специально организованную и регламентированную деятельность специалиста с применением определённых средств и направленную на достижение прогнозируемого общественно важного результата [8].

На наш взгляд, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более сложный, целенаправленный, организованный, регламентированный характер. В зависимости от назначения специфики организации (в нашем случае в педагогическом колледже), регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности она имеет количественный и качественный характер.

Профессиональное образование - овладение определёнными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности [1]. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования - обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (техникумах, колледжах) на базе основного общего и полного общего образования.

Исследования учёных Ю. Ю. Дворецкой, С. Д. Некрасова и др. показали, что успех современного выпускника и молодого специалиста определяется способностью гибко реагировать на постоянно меняющиеся условия, умением анализировать социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сферах деятельности [2]. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Рассмотрим далее понятия - «культура управления» и «управленческая культура».

По мнению П. И. Третьякова, культура управления - это вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения [11].

И. В. Липсиц предлагает культуру управленческого труда подразделять на личную культуру руководителя и организационную культуру [6].

В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем: юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах; моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области как нравственность и мораль; организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации; экономические нормы, регулирующие экономическую деятельность организации.

Анализ данных подходов позволяет рассматривать управленческую культуру как совокупность типичных для руководителя ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Под управленческой культурой директора педагогического колледжа, его заместителей мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность работы с педагогическими кадрами, которая выражается в организации внутриколледжного контроля, методической работы с преподавателями, анализа занятий преподавателей.

Основными показателями культуры управленческого труда являются: способность директора руководить профессиональной деятельностью коллектива, умение общаться с людьми, умение управлять организационными структурами.

Исходя из этого, «управленческую деятельность» мы рассматриваем как интегральную характеристику, определяющую способность специалиста осуществлять деятельность, направленную на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. При этом мы учитываем, что управление педагогическим колледжем - это сложная особая деятельность, через которую осуществляются планирование, организация, руководство и контроль, направленные на достижение учебно-воспитательных целей и развитие образовательного учреждения в целом.

Таким образом, анализ различных подходов к определению сущности основных категорий исследования позволяет сделать вывод о том, что данные базовые педагогические категории носят комплексный интегративный характер, они часто дополняют и повторяют друг друга.

Рецензенты:

Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Филиппова Людмила Васильевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.