Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INTERNATIONAL AND RUSSIAN LEGISLATION AS THE REGULATOR OF SOCIALIZATION OF PEOPLE WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Sidorova A.Yu. 1
1 Sankt - Petersburg University of Management and Economics
The international community, according to the Convention, seeks for involvement of disabled people in life of society, their full participation in social life and increases of social activity. That is social resettlement has to be directed on activization of disabled people as social group. The states ratifying the Convention, undertake to create conditions for realization by disabled people of their rights, adopting the federal legislation conforming to requirements of non-discrimination, to the basic principles and idea of the Convention. People with limited opportunities of health have the same rights, as other citizens, over them guardianship cannot be established, and they cannot be concluded in the closed medical institutions without the corresponding procedures of recognition of incapacity. Already it became at that time obvious that the person has to be integrated into society, should not be limited in communication with close people and society surrounding it. Trying to support the international standards, in Russia there was a number of the standard and legal documents regulating relationship of disabled people, first of all, with the state.
tolerance
social resettlement
the rights
disability

Введение

Современное человечество стремится к соглашению в области прав инвалидов на недискриминационную среду, что уже является действием в направлении социальной справедливости, так как остро встал вопрос правового регулирования данного процесса.

Как известно, законодательство подразделяется на три уровня:

  1. международный;
  2. федеральный;
  3. местный.

На международном уровне представлен ряд документов Организации Объединенных Нации. Основной документ - Международная Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Опираясь на предыдущие документы, в частности на Всеобщую Декларацию прав и свобод человека, Конвенция о правах инвалидов соответствует общей идее стремления к справедливости, борьбе с дискриминацией.

В Конвенции признается, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушениями здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Соответственно, на международном уровне была признана социальная составляющая инвалидности и ее значимость в социальных отношениях, так же как и признавалось существование определенных барьеров среды, которые не позволяют инвалидам в полной мере реализовать свои права и участвовать в общественной жизни наравне со всеми остальными граждане.

В статье 2 данной Конвенции даны важные для социальной реабилитации инвалидов определения. В частности, затронуты даже такие понятия как «универсальный дизайн» - дизайн предметов, делающий их пригодными для инвалидов, «общение» - средства коммуникации, включающие в себя ряд вспомогательных приспособлений (азбука Брайля, мультимедийные средства и др.).

Общие принципы:

  1. уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  2. недискриминация;
  3. полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  4. уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  5. равенство возможностей;
  6. доступность;
  7. равенство мужчин и женщин;
  8. уважение развивающихся возможностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность [3].

Международное сообщество, согласно Конвенции, стремится к вовлечению инвалидов в жизнь общества, их полноценному участию в социальной жизни и повышению социальной активности. То есть социальная реабилитация должна быть направлена на активизацию инвалидов как социальной группы.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются создавать условия для реализации инвалидами их прав, принимая федеральное законодательство, соответствующее требованиям недискриминации, основным принципам и идее Конвенции.

Отдельная статья посвящена просветительской деятельности, направленной на преодоление дискриминации инвалидов в обществе, преодоление стигматизации, принятие обществом людей с ограниченными возможностями здоровья. Значимость общественного мнения играет важную роль, так как, в первую очередь, дискриминация должна преодолеваться в мышлении и стереотипах людей, без этого законодательные меры не могут быть полностью эффективны.

Ряд важных моментов по реабилитации инвалидов был изложен в других международных документах.

Например, в 1971 году Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц.

И, несмотря на то, что ряд положений устарели, а сама терминология «умственно отсталые лица» считается сейчас дискриминационной и неполиткорректной, о чем заявляет ряд общественных организаций инвалидов, таких как «Инклюжн интернешнл», данный документ декларирует ряд важных прав людей с ограниченными способностями здоровья [5]. В частности, люди с ограниченными возможностями психического здоровья имеют те же права, что и остальные граждане, над ними не может быть установлена опека, и они не могут быть заключены в закрытые медицинские учреждения без соответствующих процедур признания недееспособности.

Уже на тот момент стало очевидно, что человек должен быть интегрирован в общество, не должен ограничиваться в общении с близкими людьми и окружающим его социумом. Об этом засвидетельствовано, что «умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества» [1].

Стараясь поддерживать международные стандарты, в России появился ряд нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношение инвалидов с государством.

Это, в первую очередь, федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Помимо понятия «инвалид» в законе раскрыты еще ряд ключевых понятий.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством организма.

Реабилитация инвалидов - система или процесс полного или частичного восстановления способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванную нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижение ими материальной независимости и их интеграцию в общество.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [7].

Помимо общих положений, выражающих основную идею создавать в русле международного права условия для интеграции инвалидов в общество, возможность для них пользоваться теми правами, что и остальные граждане РФ, есть и конкретные аспекты.

Как видно из приведенного выше определения, целью реабилитации инвалидов является их социальная адаптация, что выражено в возможности заниматься профессиональной, общественной деятельностью, комфортно чувствовать себя в быту, минимизация существующих у них ограничений здоровья. То есть реабилитация инвалида несет в себе, прежде всего, социальное содержание, направленное на устранение социальных барьеров.

Индивидуальная программа реабилитации в данном случае является алгоритмом действий для достижения этих целей.

По своему содержанию данный закон вполне соответствует нормам, установленным международным правом.

Дополняют федеральные законы нормативно-правовые акты на региональном уровне, в Санкт-Петербурге - законы Санкт-Петербурга и подзаконные акты (постановления губернатора, приказы и распоряжения комитетов и др.).

В Санкт-Петербурге инвалидам и детям-инвалидам предоставляется комплекс мер социальной поддержки за счет средств бюджета города, в том числе реабилитационных мероприятий.

В частности, в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 21 октября 2008 года № 1269 говорится о том, что при ремонте и строительстве зданий, благоустройстве дворов необходимо учитывать потребности инвалидов, обеспечить возможность инвалидам пользоваться общественным транспортом.

Социальный Кодекс Санкт-Петербурга от 22.11.2011 года № 728-132 был призван объединить региональные законы Санкт-Петербурга по праву социального обеспечения.

Естественно, большое внимание уделено в данном документе социальной защите инвалидов.

Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей предусмотрены следующие меры:

1) обеспечение государственными образовательными учреждениями (организациями) Санкт-Петербурга, реализующими основные общеобразовательные программы воспитания и обучения детей льготных категорий на дому по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

2) предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей льготных категорий на дому по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [2].

Это важно и потому, что образование является важным элементом социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, дает им дополнительные возможности для самореализации.

Сейчас существует проблема правоприменительной практики, то есть выполнения существующего законодательства.

Законодательное регулирование вопросов реабилитации и социализации инвалидов является вкладом государства в решение их проблем, законодательство является важным социальным регулятором.

Как было сказано выше, детям с ограниченными возможностями законодательством гарантируется социально-педагогическая и психологическая помощь.

Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем и участников событий, в число которых входят члены семьи и их родственники, работники различных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог, который взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми.

Рецензенты:

Бразевич Святослав Станиславович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии, социологии и психологии НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Покровская Надежда Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.