Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HIGH SCHOOLS IN A SMALL TOWN: HISTORICAL ASPECTS AND TRENDS OF THE DEVELOPMENT

Slinkin C.V. 1 Belskaya N.L. 1
1 Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev
This article deals with historical aspects relating to tendencies in the development of High Schools in the small towns of the Russia regions and illustrates some of the possible positive and negative scenarios. On the basis of information provided by the federal portal "Russian education" portal SIIT & T "Informatica" on sites of higher educational institutions of Russia and from official scientific source an assessmentof the intensity of growth of pedagogical universities in small cities of the Russian Federation is represented. The article identifies three basic stages of intensive growth of higher education in the small towns of the Russian Federation, disclosed the historical stages of development of the territorial structure of higher education in Russia. The results can be applied for forecasting and development of a regional system of higher education of the Russian Federation.
High Schools; small town; territorial organization of higher education; development; trends of the development

Введение

Проблема эффективной территориальной организации высшей школы в малых городах Российской Федерации становится особо актуальной в период постиндустриального развития. Следует отметить, что особенности развития профессионального образования в малых городах России мало изучены современной наукой, равно как и научно не определено место малого города в структуре российского территориального, социально-экономического и эколого-культурного пространства [4].

Сегодня в современной России насчитывается более 500 малых городов. В них проживает около 18 миллионов человек (это более 12 % общего населения страны). На начало 2012 года в 30 малых городах России (6 % от общего числа малых городов) было расположено 39 самостоятельных учреждений высшего профессионального образования (около 3 % от общего числа вузов в России), из которых 16 – педагогических вузов, 9 –классических университетов, 5 – технических вузов, 4 – сельскохозяйственных вуза, 3 вуза –физической культуры, спорта и туризма, 1 – медицинский вуз, 1 вуз – государственной службы. При этом 27 вузов располагалось в Европейской части России и лишь 12 – в Азиатской. Это еще раз подтверждает неравномерное территориальное распределение высших учебных заведений, в разрезе малых городов России.

Существуют разные подходы в определении понятия «малый город». С позиций нашего исследования, в качестве малого города рассматривается районный центр областного, краевого или республиканского подчинения, который имеет четкое положение в структуре территориальных образований – это город третьего уровня, но первый в том обширном пространстве сельских населенных пунктов, к которому стягиваются нити духовно-образовательной культуры всего района [4].

Цель исследования – рассмотреть исторические аспекты и тенденции развития педагогических вузов в малых городах России.

Материалы и методы исследования

Для оценки интенсивности развития педагогических вузов в малых городах Российской Федерации нами использована информация, представленная на Федеральном портале «Российское образование», портале ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» [3], а также информация, представленная на сайтах вузов России.

Результаты исследования и их обсуждение

У истоков изучения вопросов размещения высшей школы в России стояли известные ученые и общественные деятели конца XVII – начала XVIII века Феофан Прокопович и Федор Салтыков. Значительный вклад в изучение принципов территориальной организации высшего образования внес Д. И. Менделеев, который предлагал открывать новые университеты преимущественно в малых городах: «Маленькие города, почти целиком зависящие от университетов, в них находящихся, дали, как известно, наибольший рассадник для развития самостоятельности в науках для многих стран; а у нас … выбор подобного места был бы полезен во всех отношениях ...» [2].

В1960-е годы появились первые крупные обобщающие работы по территориальному размещению высшей школы. Среди них необходимо отметить исследования ученых: С. Берета, Г. Монгейма, Р. Флоракса, С. А. Долматовой, А. И. Галаган, А. П. Катровского и др. Проблемы регионального аспекта функционирования и развития системы высшего образования подробно проанализированы в работах В. В. Гаврилюк, В. Н. Гончарова, В. И. Губановой, Е. А. Дунаевой, В. М. Лопаткина, В. Г. Новикова, Ю. П. Прибыльского, Г. К. Скачковой, Г. Ф. Куцева-Шафранова и др.

В истории развития территориальной структуры высшей школы России А. П. Катровский выделяет три макропериода, каждый из которых состоит из нескольких периодов [1]. Первый макропериод – эпоха Императорской России, охватывающая время от царствования Петра I по октябрь 1917 г. Второй макропериод – социалистический, охватывает время от Октябрьской революции до распада СССР. В Советскую эпоху выделяется четыре периода. Первый период – от октября 1917 до конца 1920-х годов, когда в стране началась глубокая перестройка управления высшей школой. Второй период – предвоенный, охватывал период от начала 1930-х годов до начала Великой Отечественной войны. Третий период – годы Великой Отечественной войны, которые определили значительные изменения, произошедшие в дальнейшей территориальной структуре высшего образования страны. Четвертый период охватывал послевоенные годы и продолжался по 1991 г. Третий макропериод – эпоха Российской Федерации как суверенного государства. Для третьего макропериода, на данный момент, четко обозначаются два периода. Первый период – с 1991 г. по 2000 г. – годы интенсивного реформирования системы образования. Второй период – период модернизации высшего образования и вхождения России в мировое образовательное пространство.

Рис. 1. Интенсивность открытия вузов в малых городах России в XX веке

Статистические данные [3], представленные на рисунке 1, показывают, что развитие высших учебных заведений в малых городах Росси характерно для второго и третьего макропериодов развития высшего образования в России.

В развитии высшего образования в малых городах России можно выделить три базовых этапа интенсивного роста: первый этап – 30-е годы, второй этап – 50-е годы, третий этап – 90-е годы XX века. Этому росту способствовали, как было отмечено выше, реформы и модернизация образования, проводимые в стране, а также социально-экономическое развитие соответствующих территорий в данный период.

Так, например, появление педагогических вузов в малых городах в 30-х и 50-х годах ХХ века связано с реформами образования и нехваткой учителей соответствующих уровней и профилей подготовки: в 30-е годы введение общего семилетнего образования, а в 50-е –введение общего среднего образования в стране. Образование вузов в 90-е годы мы связываем, с одной стороны, с реформами образования в стране, в результате которых в крупных городах сократилось количество педвузов из-за перехода в статус классических университетов. Потери в подготовке учителей восполнились созданием педагогических вузов в малых городах.

С другой стороны, процессы создания вузов связаны с быстрым социально-экономическим развитием отдельных территорий и отдельных малых городов в нефтегазовых провинциях Севера, ростом суверенитета отдельных регионов. Появление вузов в этих городах было важным моментом их социальной привлекательности, статусности и самодостаточности и, в дальнейшем, способствовало демографическому росту. Можно отметить, например, что города Сургут, Нижневартовск, Соликамск перешагнули планку малых городов в 90-е годы XX столетия, в это же время в этих городах были открыты вузы.

В целом, анализируя периоды образования высших учебных заведений в малых городах России, следует отметить, что вузы в малых городах не появляются в одночасье и их история неотделима от развития региональной системы образования. Большинство вузов, открытых в малых городах России на первом и втором этапе, имеют глубокую историю, и свое летоисчисление ведут от училищ, техникумов или филиалов других вузов. Так, например, Шуйский государственный педагогический университет ведет свое происхождение с открытия в сентябре 1815 года духовного училища, Тобольская государственная социально-педагогическая академия считает свою историю с открытия в июле 1916 г. учительского института, Елабужский государственный педагогический университет основан в 1898 г. году как епархиальное женское училище. Таким образом, потребность в подобных учебных заведениях в малых городах России имеет глубокие исторические корни и преемственность. В таблице 1 систематизированы предпосылки развития высшей профессиональной школы в малом городе Тюменской области – городе Тобольске.

Таблица 1. Этапы развития образования в Тюменской области в соответствии с этапами развития высшего образования в России

Макро-периоды

Периоды развития

Краткая характеристика периодов развития образования в Тюменской области

Первая эпоха

Первый период (начало XVIII – середина XVIII в.)

· развитие духовного образования на базе Тобольской духовной семинарии;

· развитие светского образования на базе учебных заведений г. Тобольска;

· развитие культурной сферы Сибири через театральную деятельность, общественные библиотеки г. Тобольска

Второй период (конец XVIII – начало XX в.)

· трансформация народных училищ в приходские, уездные училища и в губернские гимназии;

· провозглашение принципов доступности, бесплатности, непрерывности и преемственности начального и среднего общего образования;

· просветительская деятельность декабристов;

· появление новых типов учебных заведений: женских, сельскохозяйственных, торговых, медицинских;

· открытие Тобольского учительского института в 1916 году;

· становление в Тобольске центра просвещения народов Крайнего Севера.

Вторая эпоха

Третий период (с 20-х по 50-е годы XX в.)

· восстановление и расширение сети общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных детских учреждений;

· ликвидация неграмотности и малограмотности;

· подготовка квалифицированных кадров для образования, культуры, промышленности, народного хозяйства;

· формирование региональной системы профессионального образования;

· дефицит педагогических кадров в регионе.

Четвертый период (50–90 годы XX в.)

· развитие общего и среднего образования в Тюменской области;

· создание структур управления образованием в регионе;

· открытие новых вузов в малых городах Тюменской области;

· промышленное развитие региона;

· развитие сети высших образовательных учреждений в регионе.

Третья эпоха

Пятый период (конец XX в. – начало XXI в.)

· создание научных, культурно-образовательных, производственно-образовательных кластеров;

· формирование новых типов учебных заведений;

· усиление технологичности образовательной деятельности;

· усиление инновационных процессов;

· диверсификация образовательных услуг;

· интеграция образовательной деятельности в единое мировое и европейское образовательное пространство.

Ежегодно вузы малых городов России обеспечивают выпуск более чем 40 тысяч специалистов для образовательных учреждений Российской Федерации. Практика показывает, что это в основном качественно профессионально подготовленные кадры, ориентированные на работу в своих регионах. В большинстве из рассматриваемых вузов открыты аспирантуры, во многих магистратуры и докторантуры, работает система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Вместе с тем, статистика последних лет и результаты проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга 2012 года неутешительны для педагогического образования: 34 вуза из 48 педагогических – попали в зону риска, 11 из них – в группу вузов, имеющих признаки неэффективности и рекомендованных к реорганизации [5].

Рис. 2. Динамика численности вузов в малых городах России

Если проанализировать динамику численности вузов в малых городах России с тридцатых годов XX века по начало ХХI века, то можно отметить ряд тенденций (рисунок 2):

1) до начала ХХI века наблюдается неуклонный рост числа вузов малых городах Российской Федерации;

2) с начала ХХI века рост прекращается, более того возникает тенденция сокращения вузов в малых городах.

Естественно, возникают вопросы: Каковы возможные сценарии развития этого процесса? Действительно ли достигнут предел развития, за которым следует неминуемое сокращение вузов в малых городах, со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями?

С нашей точки зрения, предел роста на ближайшие десятилетия действительно достигнут. Причины этого – демографическая ситуация в стране, глобальный экономический кризис, другие негативные процессы и тенденции. Но возможны разные варианты дальнейшего развития событий. Мы рассматриваем три сценария: «мягкий» (А), «жесткий» (С), «умеренный» (В) (см. рисунок 3).

Рис. 3. Модель сценариев развития численности вузов в малых городах России

Согласно сценарию А, к 2030 году в малых городах будет действовать порядка 70–80 % вузов от уровня 2001 года, по сценарию В – порядка 45–55 %% и по сценарию С – порядка 20–30 %%. Понятно, что сценарий С соответствует кризисному развитию нашей страны в указанный период, сценарий В – стагнации, «застою» или медленному развитию. Сценарий А – достаточно успешному экономическому развитию, но частичное сокращение вузов будет вызвано интеграционными процессами, ростом малых городов, переходом их в другой статус. При этом возможны две конкурирующие тенденции: сокращение вузов в малых городах Европейской части России и их появление в быстро развивающихся регионах Сибири и Дальнего Востока.

Одной из тенденций современного этапа развития высшего образования в России стало усиление про­цессов глобализации и регионализации. Одновременно с этими процессами происходит изменение миссии высших учебных заведений, расположенных в малых городах России. Сегодня часто звучат вопросы: Каков эффект размещения и развития высшей школы в малом городе? Все­гда ли этот эффект позитивен? Может ли высшая школа выступить в каче­стве локомотива развития малого города?

Заключение

История создания вузов в малых городах России, на наш взгляд, показывает взаимосвязь и взаимовлияние процессов развития социально-культурного пространства малого города и системы высшего образования на его территории. Прогнозы развития высшего образования в малых городах России различны и во многом зависят от экономики страны. При этом опыт развитых стран, стран ОЭСР, исследования отечественных ученых доказывают, что для активизации процессов социокультурного развития регионов необходимо, в первую очередь, решать задачи развития региональных высших учебных заведений, в том числе, расположенных в малых городах России. Именно в малых городах особенно отчетливо проявляется влияние образовательной деятельности вузов на развитие социума в таких аспектах, как профессиональный, демографический, экономический, градостроительный, культурный, геополитический, политический, технологический, информационный, экологический.

Для стабильного развития отдельных территорий регионов России, для закрепления населения в малых городах и на прилегающих к ним территориях, для обогащения их культурного, научного и образовательного потенциалов, целесообразно сохранять существующие в них вузы как двигатели социального развития малых городов России.

Рецензенты:

Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и социального образования ТГСПА им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск.

Софронов Вячеслав Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории, философии, культурологии, теории и методики преподавания ТГСПА им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск.