Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HISTORICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MORAL EDUCATION IN RUSSIA IN ХIХ – EARLY ХХ CENTURIES

Bobkov D.A. 1
1 Mari State University, Yoshkar-Ola
The article analyses intercommunication of features of systems of moral education in the period from ХIХ to ХХ century. It was found out that every epoch in accordance with its characteristic socio-economic and cultural development tasks, dictates the necessity of moral education and education of culture of behavior. Increase in development of social-economic relations, natural sciences, influence of pedagogics on philosophical ideas of materialistic character, deepening of society access to the problems of morality, connected with vital circumstances, natural and spiritual potentials of man, development of humanistic ideas in Russian publicly-pedagogical consciousness resulted in formation of real moral ideal. Real moral ideal was seen as a method of adaptation to certain spiritually-moral possibilities of every personality taking into account human imperfection and saving moral requirements of religious ideal of man. This real ideal little by little was being formed in Russian science without contradicting the absolute one.
pedagogy
spiritual and moral education
moral ideal
moral education
Потребность каждого человека в любви, радости, самореализации и потребность социума в высоко нравственных людях продолжают оставаться вне времени и пространства, в связи с этим стимулируется затяжной ход поиска, анализа и синтеза прошлого исторического опыта нравственного воспитания молодого поколения с современным. Независимо от смены поколений в прошлом, настоящем и будущем неизменным продолжало оставаться измерение, в основе которого стоит человек как рубеж всего, что имелось, имеется и будет иметься; его фундаментальное качество - нравственность. Собственно она выступает главной характеристикой личности и общечеловеческой ценностью, проявляющейся на потребностно-мотивационном и поведенческом уровнях в реальных жизненных ситуациях.

В педагогике России вопрос нравственного идеала неизменно занимал особенное место, благодаря тем традициям воспитания, которые складывались в течение многих веков. Идеал человека в отечественном педагогическом сознании на практике приравнивался к нравственному идеалу. Особенности личности оценивались, главным образом, с точки зрения нравственной зрелости, в частности ценилось желание и умение человека подчинить материальную сторону жизни нравственной и духовной. В такой степени, еще в педагогических трудах И. Т. Посошкова и В. Н. Татищева обосновывалась необходимость широкого религиозно-нравственного воспитания молодежи, первостепенными в жизни считалась вера и Божий закон.

Н. И. Новиков, подчеркивая значимость воспитания нравственности, призывал образовывать разум и сердце подопечных и через это подводить его к добродетели, религии, христианству. И. И. Бецкой считал идеалом человека, воспитанного нравственно, а нравственное воспитание в общем выше всякого другого образования. Классическая отечественная педагогика заявляла, что в педагогическом процессе нравственное воздействие на молодое поколение составляет основную задачу для взрослых и даже важнее развития ума. Выдающиеся педагоги XIX века (П. Г. Редкин, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и другие) считали нравственность человека основанием его воспитания. Наилучшие личностные особенности, такие, например, как абсолютный патриотизм, честность, добросовестность, отзывчивость, трудолюбие, по мнению русских педагогов, являлись проявлением нравственной зрелости [3].

Выдающиеся русские педагоги-мыслители считали нравственное воспитание первостепенным в развитии личности. Важность нравственного воспитания они объясняли тем, что от нравственного сознания человека зависит не только ориентир на определенные нормы и правила поведения, но и использование знаний и убеждений человека в действии. Занимаясь разработкой теоретических аспектов нравственного воспитания, передовые отечественные ученые боролись за свободу личности, отстаивали человеческое отношение к ребенку, требовали постигать его природу, индивидуальность, признавали, что ребенок - автономная, независимая личность, имеющая права, обязанности, требующая уважения к его интересам.

Изменения в социально-педагогической жизни России, последовавшие вслед за  реформами 1861 года, в значительной степени отобразились на воспитательной ориентированности русской педагогики, но не коснулись главной цели воспитания человека-христианина, поэтому нерушимый нравственный идеал человека сохранял доминирующее положение. Его бесспорное воспитательное значение признавали как приверженцы идеи общечеловеческого воспитания, видевшие в нерушимом нравственном идеале личности проявление общечеловеческих нравственных ценностей, так и сторонники народно-национального воспитания, для которых этот идеал был основой русской духовно-нравственной культуры.

В начале XX века исторические события наложили значимый отпечаток и внесли свои поправки в педагогику России, но положение духовно-нравственного воспитания как лидирующего направления осталось неизменным. Педагогика дореволюционной России признавала первостепенное значение нравственного начала в человеке и учитывала традиционное преимущество в русском национальном сознании нравственного закона, когда при отсутствии нравственных норм теряют значимость нормы юридические, когда человеческие действия оцениваются не по закону, а по совести, по-Божески. Благодаря этому нравственный идеал являлся центральным моментом в теории и практике русской педагогики, а его исследование способствует пониманию педагогики России в целом [1].

В русской педагогической литературе, в том числе периода второй половины XIX - начала XX века, точное изображение нравственного идеала и выявление его содержания практически отсутствует, хотя частицы анализа нравственного идеала человека рассеяны по всей педагогической литературе того времени. Данное положение, по нашему убеждению, объясняется тем, что с одной стороны, при освещении педагогами сущности своих концепций этот идеал нередко всецело отождествлялся ими с представлением цели воспитания, а с другой, - имелся в виду как нечто само собой разумеющееся, традиционное, не вызывающее дополнительного пояснения. Таким образом, тема нравственного идеала неоспоримо присутствует в педагогике России, но весьма редко выделяется как обособленная проблема и целиком не вскрывается, несмотря на то, что, занимаясь разработкой теории нравственного воспитания, все видные русские педагоги в той или иной степени непременно затрагивали данную проблему.

В начале XX века совершенный нравственный идеал человека оставался в русской педагогике в качестве высшего ориентира для высоконравственной личности, жаждущей духовно-нравственного самосовершенствования. Подобная трактовка нравственного идеала была в особенности близко связана с воспитательно-образовательной деятельностью русской церкви.

Тем не менее лидирующим для русской педагогики этого времени стал реальный нравственный идеал. В то же время совершался пересмотр его содержания. При сохранении первостепенных нравственных требований к личности, составляющих суть всякого нравственного идеала и исходящих от общенациональных моральных ценностей и понятий, содержание его разрослось вследствие выделения гражданских качеств личности как ее главных нравственных свойств. Вследствие этого, в русской педагогике начала XX века возник новейший нравственный идеал человека-гражданина.

В обстоятельствах современной России организация нравственности имеет устойчивый характер, выражающийся в комбинации моральных устоев, традиций, обычаев прежней эпохи и возникающих норм нового этапа развития. В этом заключается одна из главных проблем в вопросах нравственного воспитания, вследствие этого необходима ориентированность российских вузов на сохранение лучших национальных традиций отечественного образования, на вооружение молодого поколения не только системой знаний, но и духовно-нравственными идеалами и ценностями (H.H. Баркова, В.М. Кларин, С.А, Козлова, В.М. Коротов и др.) [5].

В настоящее время педагогическая мысль устремляется к обобщению всего дорогого, что имеется в педагогическом наследии, выполняя поиск новых подходов к решению задач нравственного воспитания.

Современный этап исследования проблем духовно-нравственного воспитания в образовательной практике России второй половины XIX - начала XX века появился со второй половины 1980-х годов. Тогда совершалось системное научное изучение этой проблематики. Наибольший интерес для нас представляют те работы, которые связаны с теоретическим осознанием понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Различные аспекты воспитания духовности в настоящее время отражены в работах О. В. Бадальянца, В. Г. Безрогова, Е. П. Белозерцева, И. В. Блинова, М. В. Богуславского, Е. В. Бондаревскoй, В. Н. Введенского, Б. С. Гершунского, Г. М. Коджаспирова, А. А. Королькова, Г. Б. Корнетова, А. И. Кочетова, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, В. А. Мосолова, Т. И. Петракова, З. И. Равкина, В. Ю. Троицкого, Н. Л. Шеховской, Т. Т. Щелиной и др. [4].

За последние 150 лет в отечественной педагогической практике совершились коренные изменения. Одна за другой сменились несколько общественных формаций: от феодализма страна перешла к капитализму, от капитализма к социализму, от социализма к демократическому обществу со свободным рынком. В периоды нередких и быстротечных перемен личность утрачивает этические ориентиры, что неплохо понимали как теоретики педагогической науки, так и педагоги-практики. Вследствие этого отечественная педагогическая наука с особым интересом относилась к историческому опыту нравственного воспитания и всегда выдвигалась в роли той охранительной силы, которая стремилась предупреждать процессы деструкции личности ребенка.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что во второй половине XIX - начале XX века в отечественной педагогической науке существенное внимание уделялось теме нравственного идеала человека, моральному становлению личности. Специфические особенности при этом, по нашему убеждению, можно выделить следующие:

- приоритет в этот период в теории воспитания двух нравственных идеалов человека - абсолютного и реального, содержание которых имело базовую основу и ориентировалось на общехристианские нравственные ценности и нравственные особенности личности. Абсолютный нравственный идеал, являющийся отождествлением традиционного религиозно-нравственного воспитания в России, по сути своей, был идентичен совершенному христианскому образу и служил основным ориентиром в процессе воспитания человека-христианина. В то же время, уже во второй половине XIX века, в русской педагогике возникла иная интерпретация нравственного идеала, не отвергавшая необходимость воспитания человека-христианина, но учитывавшая при этом его природные и духовные способности;

- расширение осмысления сути реального нравственного идеала человека, что послужило следствием воздействия на теорию воспитания изменений в социальной, политической, экономической, культурной жизни России в начале XX века, развития философской и педагогической мысли, успехов естествознания. Устремление передовой русской педагогической науки более соответствовать современным жизненным требованиям привело в этот период к расширению осознания цели воспитания, в которой нашла отображение идея гражданственности личности. Отвечающий новой цели воспитания реальный нравственный идеал в начале XX века содержал гражданские качества как основные нравственные качества личности, дополнявшие традиционные, христианско-православные;

- синхронное сосуществование в начале XX века двух целей воспитания: человека-христианина, подразумевавшего устремление каждого к совершенному внутреннему личному духовно-нравственному самосовершенствованию, и, дополнительно к этому, человека-гражданина, видевшего свой нравственный долг, преимущественно в выполнении обязанностей перед государством, страной, народом;

- наличие в конце XIX и в особенности в начале XX века всевозможных подходов к проблеме нравственного воспитания со стороны других педагогических течений России, различавшихся как религиозно-традиционными, так и принципиально новыми педагогическими взглядами и по-своему интерпретировавших нравственный идеал человека, вплоть до полного его отвержения в теории и практике воспитания. Необходимо отметить, тем не менее, что, отталкивавшиеся от крайних общественно-философских позиций, они не заняли в русской педагогической науке лидирующего положения и стали одними из точек зрения, активизировавших процесс развития главного направления педагогики страны;

- теоретические представления русских педагогов о нравственных идеалах человека отражались в практической деятельности образовательных учреждений нашей страны, в их программах, учебных пособиях и рекомендациях для педагогов по нравственному воспитанию молодежи. Если для второй половины XIX века было свойственно отражение абсолютного традиционного христианско-православного нравственного идеала человека, господствовавшего в то время в философии и теоретической педагогике, то в начале XX века возникло отражение в учебном материале школьных предметов нового содержания реального нравственного идеала человека [2].

Таким образом, можно заметить, что в период середины XIX - начала XX века изменялись типы идеологии: от теоцентрического к антропоцентрическому, от него - к социоцентрическому, но, несмотря на это, понятия нравственности и нравственного идеала всегда волновали умы педагогов-исследователей, осознающих их первостепенность и важность в моральном становлении и развитии личности.

Рецензенты:

Апакаев П. А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Шабалина О. Л., д.п.н, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.