Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF ENSURING THE QUALITY ASSURANCE SYSTEMS OF TEACHING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF COMPETENCE AP-PROACH: DEVELOPMENT, VALIDATION, CORRECTION

Sitnikova M.I. 1 Verzunova L.V. 1
1 Belgorod state national research university, Belgorod
The article is devoted to the problem of assurance of the quality of teaching in the higher school. The article presents a model of ensuring the quality assurance systems of teaching in a higher educational institution on the basis of competence approach, represented by blocks: the analysis of the state of the system, definition of objectives, design of work systems, provision of resources for the system operation, implementation of the system, monitoring the effectiveness of the implementation of the system, criteria and indicators of efficiency of the system, the correction of the system and its implementation process. Identified and justified by the possibility of correction of the model in the course of its approval. Made optional in the structure of the model the mechanisms, means and conditions, ensuring optimal functioning of the quality assurance systems of teaching in a higher educational institution on the basis of competence approach. Means, mechanisms and organizational-pedagogical conditions of security of the system of quality assurance of the teaching will allow to optimally set in motion a system of quality assurance of teaching in a higher educational institution on the basis of competence approach.
correction
validation
model development
quality assurance system of teaching in the University
quality assurance
teaching in higher education
Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед высшей школой новые цели и задачи. Они несопоставимы по своим масштабам и сложности с задачами, стоящими перед вузом в XX веке. Сложившаяся ситуация приводит к необходимости пересмотра в системе высшего образования не только привычных, традиционных методов управления, но и к постоянному повышению эффективности своей деятельности. Современное образование должно обеспечивать каждого человека индивидуальным инструментарием выстраивания жизненной стратегии вокруг процессов повышения его компетентности в широком и узком смыслах, включающей в себя производственную, личную, социальную и иные сферы. Особенно очевидной на этом основании представляется активизация TQM - тотального управления качеством. Ключевым аспектом в деятельности вузов в связи с их вхождением в международное образовательное пространство становится обеспечение гарантий качества образования.

Основным «фигурантом» изменений, происходящих в высшей школе, является ее преподаватель. И стратегия, и политика, и реальные действия, «направленные на достижение нового качества и эффективности высшего образования, должны замыкаться на преподавателе». Никакая его модернизация «без активного, творческого, заинтересованного участия критической массы преподавателей невозможна» [1, с. 10].

Гарантии качества преподавания в вузе мы рассматриваем как процесс обеспечения качества подготовки выпускников посредством профессиональной деятельности преподавателя и ее результатов, выражающих меру ее соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть процесс преподавания и каким целям он должен служить. Система гарантии качества преподавания, на наш взгляд, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования процесса обеспечения качества подготовки выпускников посредством профессиональной деятельности преподавателя и ее результатов и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [2]. Такими компонентами являются субъекты образовательного пространства вуза, взаимодействующие между собой посредством целевого, содержательного, организационно-деятельностного, результативного компонентов образовательного процесса в различных направлениях деятельности в общественно-необходимое время в определенных организационно-педагогических условиях и реализующиеся на уровнях соуправления и самоуправления.

Понятия «гарантии качества» и «система гарантии качества преподавания в вузе» выступают в качестве основополагающих при разработке модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе, представляющей собой проект обозначенного взаимодействия в рамках определенной совокупности различных блоков, определяющих все процессы, направленные на достижение требуемых результатов.

Разработка модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода предполагает выбор и обоснование теоретико-методологических оснований построения, выделение базовых положений для будущей модели, обоснование и характеристику ее содержания: компонентного состава, специфики реализации практической составляющей посредством использования методов, приемов, технологии работы и пр. В качестве теоретико-методологических ориентиров нами были использованы системный и комплексно-целевой подходы.

В состав модели вошли такие основные блоки, как «анализ состояния системы», «целеполагание», «проектирование работы системы», «ресурсное обеспечение работы системы», «реализация системы», «контроль эффективности реализации системы», «критерии и показатели эффективности системы», «коррекция системы и процесса ее реализации» [3, с. 70-74] (рис. 1). Таким образом, модель включает в себя взаимосвязанные между собой понятия: цель, механизмы, средства, условия, критерии и показатели эффективности реализации системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода. Модель иллюстрирует связи между процессами, включенными в систему управления качеством образования: анализ состояния системы, целеполагание, проектирование работы системы, ресурсное обеспечение работы системы, реализацию системы, контроль эффективности реализации системы. Процессы, включенные в модель, взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

Однако в данной работе важными являются ориентация разработанной модели на требования MS ISO 9001:2008, в частности п. 6.2 «Человеческие ресурсы», и установление соответствия этим требованиям. Причем по результатам апробации представленной модели не исключается ее коррекция.

pic

Рис. 1. Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

Требования, предъявляемые к гарантии качества преподавания, заложены в основных блоках модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода: «анализ состояния системы», «целеполагание», «проектирование работы системы», «ресурсное обеспечение работы системы», «реализация системы», «контроль эффективности реализации системы», «критерии и показатели эффективности системы», «коррекция системы и процесса ее реализации». MS ISO 9001:2008 требует определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, влияющую на соответствие требованиям, предъявляемым к продукции; обеспечивать, там, где уместно, подготовку или предпринимать другие действия с целью достижения необходимого уровня компетентности; оценивать результативность предпринятых мер; обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества (п. 6.2) [4].

В этой связи представляется необходимым включение в модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода механизмов, средств и условий, обеспечивающих оптимальное функционирование системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

В работе учтено, что, во-первых, непосредственное воздействие на один из структурных компонентов системы гарантии качества преподавания приводит в движение все другие ее части или изменяет в большей или меньшей степени их положение в зависимости от силы воздействия; во-вторых, механизмы обеспечения качества образования, в том числе и механизмы обеспечения гарантии качества преподавания, в настоящее время включены в четырехступенчатую модель, составляющими которой являются: государственный орган, уполномоченный гарантировать качество; самооценка образовательной структуры (на уровне учреждения, факультета, программы); независимая экспертная оценка, обычно с посещением учебного заведения; отчет и оценку общественности.

В этой связи в качестве важнейших механизмов в модель должны быть включены государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в том числе федеральные (ФГОС ВПО) [5] и самостоятельно устанавливаемые образовательные (СУОС ВПО) стандарты; оценка и самооценка развития системы гарантии качества преподавания. Механизмы обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода будут содействовать оптимальному функционированию разработанной в исследовании системы. Механизмы могут быть использованы руководителями структурных подразделений вуза и его профессорско-преподавательским составом для развития системы гарантии качества преподавания в вузе в зависимости от направлений их деятельности.

Относительно средств, обеспечивающих оптимальное функционирование системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода, следует заметить, что, во-первых, средства могут быть представлены в широком смысле понимания их значения: содержание; методы и приемы для определения достаточной профессиональной компетентности и квалификации преподавателей, вовлеченных в образовательный процесс; формы обеспечения гарантии качества преподавания и др.; во-вторых, надежным средством является мониторинг системы качества образовательного учреждения или отдельных ее составляющих. Мониторинг в выполненной работе включает в себя мониторинг удовлетворенности потребителей, мониторинг образовательного процесса, мониторинг образовательных услуг.

В модель обеспечения системы гарантии качества преподавания необходимо также включить две группы организационно-педагогических условий, способствующих оптимальному функционированию системы: 1) на уровне преподавателя; 2) на уровне всей системы профессионального высшего образования с учетом социальных гарантий и объективных условий конкретного вуза. Организационно-педагогические условия обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе представляют собой объективные, самостоятельно существующие, дополняющие друг друга, трансформирующиеся в педагогическую деятельность и порождающие в ней субъективные процессы, ориентированные на повышение качества преподавания в вузе в рамках реализации компетентностного подхода.

Составляющими первой группы условий являются: мотивационная готовность преподавателя к взаимодействию в процессе разработки и реализации программного и учебно-методического обеспечения по специальностям и направлениям подготовки; использование современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и средств обучения; готовность преподавателя к разработке и реализации системы контроля качества подготовки обучаемых. Вторая группа условий включает в себя: развитие системы менеджмента качества в вузе; программно-информационное обеспечение образовательного процесса вуза; содействие непрерывному опережающему повышению уровня профессиональной и психолого-педагогической компетентности преподавателя вуза; предоставление преподавателю возможности включения в инновационную деятельность вуза; проведение мониторинга удовлетворенности преподавателей условиями своей профессиональной деятельности. Организационно-педагогические условия должны войти в состав модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода, так как они будут способствовать ее оптимальному функционированию. Выявленные условия будут востребованы администрацией вузов, внутривузовскими службами системы менеджмента качества; профессорско-преподавательским составом вузов для совершенствования качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

Средства, механизмы и организационно-педагогические условия обеспечения системы гарантии качества преподавания позволят оптимальным образом привести в движение систему гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода. В результате коррекции модель согласуется с точкой зрения ее разработчиков о представленном процессе. Она также дает возможность выделить отдельные сущностные аспекты проектируемого процесса и подвергнуть его более тщательному логическому анализу. Таким образом, модель адекватна объекту-оригиналу, что позволяет прогнозировать на ее основе новые результаты и по истечении прогнозного периода сравнить прогнозное и фактическое значения и подтвердить надёжность модели.

Рецензенты

Исаев Илья Федорович, доктор педагогических наук, профессор НИУ БелГУ, г. Белгород.

Шеховская Наталья Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор НИУ БелГУ, г. Белгород.