Основным «фигурантом» изменений, происходящих в высшей школе, является ее преподаватель. И стратегия, и политика, и реальные действия, «направленные на достижение нового качества и эффективности высшего образования, должны замыкаться на преподавателе». Никакая его модернизация «без активного, творческого, заинтересованного участия критической массы преподавателей невозможна» [1, с. 10].
Гарантии качества преподавания в вузе мы рассматриваем как процесс обеспечения качества подготовки выпускников посредством профессиональной деятельности преподавателя и ее результатов, выражающих меру ее соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть процесс преподавания и каким целям он должен служить. Система гарантии качества преподавания, на наш взгляд, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования процесса обеспечения качества подготовки выпускников посредством профессиональной деятельности преподавателя и ее результатов и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [2]. Такими компонентами являются субъекты образовательного пространства вуза, взаимодействующие между собой посредством целевого, содержательного, организационно-деятельностного, результативного компонентов образовательного процесса в различных направлениях деятельности в общественно-необходимое время в определенных организационно-педагогических условиях и реализующиеся на уровнях соуправления и самоуправления.
Понятия «гарантии качества» и «система гарантии качества преподавания в вузе» выступают в качестве основополагающих при разработке модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе, представляющей собой проект обозначенного взаимодействия в рамках определенной совокупности различных блоков, определяющих все процессы, направленные на достижение требуемых результатов.
Разработка модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода предполагает выбор и обоснование теоретико-методологических оснований построения, выделение базовых положений для будущей модели, обоснование и характеристику ее содержания: компонентного состава, специфики реализации практической составляющей посредством использования методов, приемов, технологии работы и пр. В качестве теоретико-методологических ориентиров нами были использованы системный и комплексно-целевой подходы.
В состав модели вошли такие основные блоки, как «анализ состояния системы», «целеполагание», «проектирование работы системы», «ресурсное обеспечение работы системы», «реализация системы», «контроль эффективности реализации системы», «критерии и показатели эффективности системы», «коррекция системы и процесса ее реализации» [3, с. 70-74] (рис. 1). Таким образом, модель включает в себя взаимосвязанные между собой понятия: цель, механизмы, средства, условия, критерии и показатели эффективности реализации системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода. Модель иллюстрирует связи между процессами, включенными в систему управления качеством образования: анализ состояния системы, целеполагание, проектирование работы системы, ресурсное обеспечение работы системы, реализацию системы, контроль эффективности реализации системы. Процессы, включенные в модель, взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.
Однако в данной работе важными являются ориентация разработанной модели на требования MS ISO 9001:2008, в частности п. 6.2 «Человеческие ресурсы», и установление соответствия этим требованиям. Причем по результатам апробации представленной модели не исключается ее коррекция.
Рис. 1. Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.
Требования, предъявляемые к гарантии качества преподавания, заложены в основных блоках модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода: «анализ состояния системы», «целеполагание», «проектирование работы системы», «ресурсное обеспечение работы системы», «реализация системы», «контроль эффективности реализации системы», «критерии и показатели эффективности системы», «коррекция системы и процесса ее реализации». MS ISO 9001:2008 требует определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, влияющую на соответствие требованиям, предъявляемым к продукции; обеспечивать, там, где уместно, подготовку или предпринимать другие действия с целью достижения необходимого уровня компетентности; оценивать результативность предпринятых мер; обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества (п. 6.2) [4].
В этой связи представляется необходимым включение в модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода механизмов, средств и условий, обеспечивающих оптимальное функционирование системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.
В работе учтено, что, во-первых, непосредственное воздействие на один из структурных компонентов системы гарантии качества преподавания приводит в движение все другие ее части или изменяет в большей или меньшей степени их положение в зависимости от силы воздействия; во-вторых, механизмы обеспечения качества образования, в том числе и механизмы обеспечения гарантии качества преподавания, в настоящее время включены в четырехступенчатую модель, составляющими которой являются: государственный орган, уполномоченный гарантировать качество; самооценка образовательной структуры (на уровне учреждения, факультета, программы); независимая экспертная оценка, обычно с посещением учебного заведения; отчет и оценку общественности.
В этой связи в качестве важнейших механизмов в модель должны быть включены государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в том числе федеральные (ФГОС ВПО) [5] и самостоятельно устанавливаемые образовательные (СУОС ВПО) стандарты; оценка и самооценка развития системы гарантии качества преподавания. Механизмы обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода будут содействовать оптимальному функционированию разработанной в исследовании системы. Механизмы могут быть использованы руководителями структурных подразделений вуза и его профессорско-преподавательским составом для развития системы гарантии качества преподавания в вузе в зависимости от направлений их деятельности.
Относительно средств, обеспечивающих оптимальное функционирование системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода, следует заметить, что, во-первых, средства могут быть представлены в широком смысле понимания их значения: содержание; методы и приемы для определения достаточной профессиональной компетентности и квалификации преподавателей, вовлеченных в образовательный процесс; формы обеспечения гарантии качества преподавания и др.; во-вторых, надежным средством является мониторинг системы качества образовательного учреждения или отдельных ее составляющих. Мониторинг в выполненной работе включает в себя мониторинг удовлетворенности потребителей, мониторинг образовательного процесса, мониторинг образовательных услуг.
В модель обеспечения системы гарантии качества преподавания необходимо также включить две группы организационно-педагогических условий, способствующих оптимальному функционированию системы: 1) на уровне преподавателя; 2) на уровне всей системы профессионального высшего образования с учетом социальных гарантий и объективных условий конкретного вуза. Организационно-педагогические условия обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе представляют собой объективные, самостоятельно существующие, дополняющие друг друга, трансформирующиеся в педагогическую деятельность и порождающие в ней субъективные процессы, ориентированные на повышение качества преподавания в вузе в рамках реализации компетентностного подхода.
Составляющими первой группы условий являются: мотивационная готовность преподавателя к взаимодействию в процессе разработки и реализации программного и учебно-методического обеспечения по специальностям и направлениям подготовки; использование современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и средств обучения; готовность преподавателя к разработке и реализации системы контроля качества подготовки обучаемых. Вторая группа условий включает в себя: развитие системы менеджмента качества в вузе; программно-информационное обеспечение образовательного процесса вуза; содействие непрерывному опережающему повышению уровня профессиональной и психолого-педагогической компетентности преподавателя вуза; предоставление преподавателю возможности включения в инновационную деятельность вуза; проведение мониторинга удовлетворенности преподавателей условиями своей профессиональной деятельности. Организационно-педагогические условия должны войти в состав модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода, так как они будут способствовать ее оптимальному функционированию. Выявленные условия будут востребованы администрацией вузов, внутривузовскими службами системы менеджмента качества; профессорско-преподавательским составом вузов для совершенствования качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.
Средства, механизмы и организационно-педагогические условия обеспечения системы гарантии качества преподавания позволят оптимальным образом привести в движение систему гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода. В результате коррекции модель согласуется с точкой зрения ее разработчиков о представленном процессе. Она также дает возможность выделить отдельные сущностные аспекты проектируемого процесса и подвергнуть его более тщательному логическому анализу. Таким образом, модель адекватна объекту-оригиналу, что позволяет прогнозировать на ее основе новые результаты и по истечении прогнозного периода сравнить прогнозное и фактическое значения и подтвердить надёжность модели.
Рецензенты
Исаев Илья Федорович, доктор педагогических наук, профессор НИУ БелГУ, г. Белгород.
Шеховская Наталья Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор НИУ БелГУ, г. Белгород.