Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASSESSMENT OF EDUCATIONAL MIGRATION INFLUENCE TO PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Tolstobrova N.A. 1 Osipova M.Yu. 1
1 Perm State Technical University National Research
This article is about research in quality characteristic of the modern educational migration. For composing “Return-Non return” model materials of “Letters from abroad” web portal were used. Also, the monitoring in the form of express-inquiry of Russians, studying abroad, was organized. According to official claims, “brain leak” has been stopped. But despite its large scale the low level of assessment of Russian professional educational, makes the most successful students finish their educational process abroad. The aim of participation of the final-year-students in the express-inquiry was to form objective assessment of received professional knowledge. Building a model of " Return-Non return " gives an opportunity to evaluate the possibility of growth in Russian export of educational services, being one of the priorities in the concept of state migration policy.
professional education
immigration policy
international law
the educational migration
academic mobility
the competence
the export of Russian educational services

Исследование направлено на представление качественной характеристики современной образовательной миграции для оценки возможности развития экспорта российских образовательных услуг, как одного из приоритетных направлений в концепции государственной миграционной политики.

Неотъемлемой частью глобальных процессов, происходящих одновременно с переходом к информационному обществу, стало движение интеллектуальных ресурсов - информации, научных идей, технологий, квалифицированных кадров. Показатели интернационализации - включения российской системы профессионального образования в глобальный процесс - «очень скромные». В российских высших учебных заведениях работает всего 0,25% иностранных преподавателей, а среднеевропейский показатель составляет 10%. Массовое профессиональное образование в стране уже есть сейчас. Россия вплотную приблизилась к всеобщему высшему образованию.

В Советском Союзе высшее образование было относительно малодоступным. К концу его существования в вузы, по данным Госкомстата СССР, поступало менее 25 % молодежи, принятие в 1992 году закона «Об образовании» позволило образовательным учреждениям оказывать платные образовательные услуги, численность студентов вузов начала увеличиваться.

К 2000 году по сравнению с 1990 г. численность студентов вузов увеличилась на 67,8%, к концу 2000-х - более чем в два раза. Однако численность студентов на бюджетных местах возрастала существенно более медленными темпами: к 2000 году всего на 15,8 %, и этот прирост во многом был обусловлен увеличением численности молодежи в возрасте 17-19 лет [3,c.254]. Таким образом, массовое высшее образование появилось в результате роста спроса на платные программы обучения, прежде всего со стороны тех семей, дети которых в советское время вряд ли бы получили высшее образование, подавляющее большинство которых не проходили по конкурсу на бюджетные места.

Для достижения среднего по странам ОЭСР уровня включенности граждан в непрерывное образование общая численность лиц, ежегодно проходящих повышение квалификации и профессиональную переподготовку, должна составлять не менее 15 млн человек (20-25 % занятого населения РФ), а для выхода на показатели лучших по развитию непрерывного образования стран - свыше 25 млн человек. В настоящий момент численность составляет не более 5 млн человек [3,с.252-253].

Принятая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации [8] должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции, и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, но к сожалению она не учитывает эмиграционных настроений среди молодежи. Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствовала до сих пор, речь могла идти о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы.

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски [1].

«Утечка мозгов» по официальным заявлениям уже как процесс завершилась, можно согласиться, что в стране предпринимаются меры и создаются условия для развития талантливых и молодых ученых, но объективно до сих пор наблюдается отток студентов из страны.

С одной стороны это порождено коммерциализацией отечественного высшего образования сделавшей его общедоступным, а при наличии дефицита профессорско-преподавательского состава и низкого уровня оплаты труда, вынуждающего заниматься совмещением, качественный уровень высшей профессиональной подготовки во многих, особенно коммерческих, вузах оказался низким. Трудоустроится с дипломом коммерческого вуза в России оказывается достаточно сложно, да и государственные высшие учебные заведения стали «зарабатывать» на предоставлении образовательных услуг на коммерческой основе.

Остро стоит проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь «навеса» высшего образования невысокого качества (85 % возрастной когорты 15-25 летних). Ажиотажный спрос на высшее образование отражает новую социальную реальность России. Высшее образование стало социальным императивом и обязательным условием любой карьеры.

Получение профессионального образования на коммерческой основе становится более оптимальным не в России, а за границей, которая имеет большой опыт в образовательной миграции и готова принимать любое количество желающих, так как диплом зарубежного, пусть даже коммерческого вуза будет котироваться  в России значительно выше, чем отечественного. Необходимо учитывать влияние действия «Государственной программы по переселению соотечественников», которая  была утверждена еще в 2006 году. Реализация ее началась с 2007 года, продолжается по сегодняшний день и по действующей редакции продлится до конца 2012 года, в Россию переехало чуть больше 38 тысяч человек (по данным на 23.05. 2011) [5].

С другой стороны, уезжают для продолжения образования или получения дополнительного образования более успешные студенты даже престижных российских государственных учебных заведений, так как гарантией получения работы в своей стране на приоритетных началах является наличие диплома зарубежного вуза. Следует учесть, что существующие различия в стандартах высшего профессионального образования российского и зарубежного, имеющиеся несоответствия в научном статусе ученого, порождают своеобразные  «ножницы» и способствуют «утечке мозгов».

До настоящего учебного года российский образовательный стандарт предусматривал получение специального образования и пятилетний период обучения, а европейский стандарт в колледже по направлению бакалаврской подготовки трех-четырехгодичный давал в дальнейшем выпускникам возможность продолжить обучение в университете по магистерской программе. В российских вузах магистерские программы реализовывались в очень ограниченных количествах. Более успешные российские студенты использовали эту разницу и имели возможность в кротчайшие сроки получить ученую степень. До сих пор в России сохраняется необходимость защиты кандидатской диссертации, за рубежом получив за два года степень магистра, можно сразу защищать докторскую, а в дальнейшем при наличии достаточного количества научных трудов стать профессором.

Существует большая угроза того, что из-за наличия такой существенной разницы в профессиональной подготовке, но в условиях высокой мобильности интеллектуального капитала, будет порождена новая волна «утечки мозгов», однако если в 90-ые годы уезжали специалисты советской школы прошедшие уже профессиональную подготовку и получившие опыт работы, то сегодня едут завершать свое профессиональное образование в университете и получать ученую степень российские бакалавры.

В «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации» [2] не достаточно уделено внимание эмиграции российских студентов, наоборот речь идет о «поддержке учебной миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и переквалификации по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда». К справедливости заметим, что в Концепции сделано заявление о «содействии добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов».

Возникает вопрос, как будут обеспечены эти два направления, в Концепции не определены ни формы, ни источники финансирования, без которых эти процессы будут стихийны, а возможно и станут разрушительными.

Для получения качественных характеристик современной международной учебной  миграции россиян, выявления возможно более полного спектра их профессиональных стратегий и ориентаций, а также условий возвращения на родину было сделано обращение к статьям из рубрики «Письма из-за границы», которые были опубликованы на портале «Теории и Практики» [4].

«Теории и Практики» (ТиП) - это проект, объединяющий людей по всему миру, которые ищут новые знания и готовы делиться ими. Целевой аудиторией этого проекта являются молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, у которых достаточно времени, денег, они мотивированы на занятия самообразованием на досуге. Раздел «Письма из-за границы» появился в августе 2010 года, он объединил студентов, которые обучаются в других странах и готовы общаться со своими соотечественниками о проблемах образования, внимание уделено нахождению разницы между образованием в России и за границей.

Обратимся к результатам исследования, проведенного со студентами выпускной группы Пермского национального исследовательского политехнического университета по специальности связь с общественностью СО-07 при изучении дисциплины «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность», проявившими большой интерес к оценке эффективности отечественного высшего образования и мобильности студентов завершающих профессиональное обучение. Первоначально были проанализированы 20 интервью, помещенных на сайте, а затем было составлено письмо обращение с рядом вопросов, для построения модели «возвращение - невозвращение». В течение одного месяца было получено 27 писем с ответами.

Приведем некоторые результаты данного исследования, именно они привели к обсуждению ряда проблем отечественного высшего профессионального образования.

Гендерное деление показало, что уезжают за границу девушки - 40%. Гораздо чаще россияне уезжают обучаться социально-гуманитарным наукам - 70%, предпочтение естественно-научным специальностям отдают лишь 10% респондентов, средний возраст респондентов - 25 лет.

85% студентов предварительно получили образование в российских вузах и только 5% не имели опыта высшего профессионального образования, значит основная цель учебы за границей - это форма продолжения образовательного процесса, повышения квалификации до мирового уровня с получением соответствующего удостоверения, а в дальнейшем выход на мировые рынки профессионального труда. Жесткой ориентации на последующую жизнь и работу в России придерживаются только 15% студентов, столько же ответили «всё равно», 20% в перспективе собираются вернуться, но  при этом 40% однозначно ответили «нет» возвращению. Обязательным условием возвратной миграции для молодых студентов и специалистов является высокая заработная плата, профессиональная самореализация и наличие высококлассной профессиональной среды. Далее следуют приоритеты: близость друзей, сохранение международных контактов, партнерство в работе с зарубежными фирмами.

Среди самых распространенных навыков, приобретенных во время учебы за рубежом, и наиболее высоко ценимых респондентами, указываются: совершенствование в иностранных языках (100%), самостоятельность (25%), способность свободно и конструктивно мыслить (15%), критический склад мышления (10%), способность работать в команде (10%). Также респонденты в качестве важнейших навыков называли: освоение тайм-менеджмента, приобретение специфических профессиональных навыков, умение отстаивать свои права и тесно связывать всю научную работу с практикой, свежий взгляд на традиционные вещи и ответственность. Важно отметить, что вопрос ставился однозначно, то есть все перечисленные умения респонденты не выделяли как навыки жизни и учебы за границей.

Важным критерием для характеристики миграционных характеристик является отношение к образовательным системам в России и мире. Согласно количественным итогам анализа плюсов и минусов учебы в России и заграницей получили в ходе исследования следующее:

- 65% выделили положительные характеристики в российской образовательной системе, но при этом 70% заметили минусы;

- только 35% отметили минусы в зарубежной образовательной системе, а 95% заявили, что у учебы за рубежом масса положительных моментов.

К преимуществам отечественной образовательной системы были отнесены хорошая база естественно-научных и гуманитарных знаний, преобладание фундаментального подхода в образовании, особая атмосфера в университетской среде, изучение вдвое больше предметов чем на Западе.

Особо следует обратить на следующие недостатки российской системы, которые отмечены в ходе опроса и в письмах студентов: отсутствие развития критического мышления, бесправность студентов перед преподавателями, туманность перспектив выпускников, а также то, что многие не работают по специальности.

Активность участия студентов в написании писем можно рассматривать как форму проявления заинтересованности в развитии и совершенствовании российской образовательной системы, которая способствовала успешной адаптации к зарубежной, значительно выигрывающей в материально-техническом обеспечении.

Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Но для этого необходимо обеспечить высокий уровень зарплаты научного работника, который вышел на первое место среди выделяемых положительных характеристик зарубежного профессионального образования. Именно он и порождает «утечку мозгов» как на стадии образовательного процесса, так и профессиональной деятельности.

Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.

Количество россиян, желающих эмигрировать, сократилось вдвое, если в июле прошлого года таких было 22%, то в марте 2012 - 11%. Такие данные предоставляет Всероссийский центр изучения общественного мнения. И добавляет: сегодня число потенциальных эмигрантов даже ниже, чем в 1991 году [6].

По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно Россию действительно покидает более 300 тысяч граждан. Но на постоянное место жительства за границу уезжают лишь около 40 тысяч. В основном же россияне уезжают на заработки - временно [7].

Для обеспечения конкурентоспособности высшего профессионального образования и развития экспорта образовательных услуг необходимо усилить фундаментальный подход в преподавании общественно-гуманитарных наук по направлению бакалавриат и магистратура, а по естественно-научным, инженерно-техническим направлениям целесообразней было сохранить направление специалитет, увеличив стажировки. Реализация Болонского процесса с 2008 г. в России, сделала труднодоступным высшее профессиональное образование на второй ступени, это может лишить нас конкурентного преимущества высшего порядка - высококвалифицированная рабочая сила, при этом для получения докторской степени остаются все те же сложные процедуры (большее количество ступеней).

Рецензенты:

Мохов Виктор Павлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Министерство образования и науки Российской Федерации)

Аношкина Екатерина Львовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Министерство образования и науки Российской Федерации)