Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE SUBJECT CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL, DEPENDING ON THE DEGREE OF MANIFESTATION OF SOCIAL ACTIVITY

Grigorev A.V. 1
1 Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
Данная статья посвящена исследованию проблем адаптации социально активной и пассивной молодёжи в условиях социальной среды. В статье приведён анализ данных полученных при помощи опроса респондентов по методике диагностики волевых особенностей личности М.В. Чумакова. В результате анализа выявляются значимые различия степени активности между двумя группами респондентов: социально активные и пассивные. В статье представлено описание причин наличия или отсутствие тех или иных различий по шкалам субъектных качеств личности испытуемых, предложенным в выбранной методике. Выделяются следующие шкалы: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, настойчивость. Целью исследования является выявление различий в структуре субъектных характеристик личности молодых людей в зависимости от степени проявления социальной активности.
This article is devoted to the study of adaptation socially active and passive youth in the social environment. The paper presents an analysis of data obtained through the survey respondents on how to diagnose willed personality traits M.V. Chumakov. The analysis revealed significant differences in activity levels between the two groups of respondents: socially active and passive. The paper describes the reasons for the presence or absence of certain differences in the scales of subjective personality traits of subjects offered in the selected method. There are the following scale: responsibility, initiative, decisiveness, self-reliance, self-control, perseverance, energy, diligence, perseverance. The purpose of this study is to identify differences in the structure of subjective characteristics of the personality of young people depending on the degree of manifestation of social activity.
social activity
personality
adaptation
activity
youth.
Введение

Активность личности характеризует способность социализироваться и адаптироваться в условиях постоянно изменяющейся внешней среды [2,4]. Социализация - процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Социальная активность личности представляет собой проявления общественно полезной человеческой жизнедеятельности во всех сферах жизни общества: экономической, политической, культурной, духовной и определяется, главным образом, из сущности человека - его неотъемлемости от рассмотрения в контексте других личностей. Исследования в области социальной активности являются наиболее значимыми в современной социальной психологии. Социально активную личность характеризует определённый набор субъектных качеств, позволяющих личности интегрироваться в общество.

Цель исследования: выявление различий в структуре субъектных характеристик личности молодых людей в зависимости от степени проявления социальной активности.

Материал и методы исследования

Для определения показателей социальной активности использовалось анкетирование, для выявления субъектных качеств личности - тестирование по методике М. В. Чумакова. Степень социальной активности определялся из анализа свободных ответов на открытые вопросы анкеты. Согласно выбранной методике, выделяются следующие шкалы субъектных качеств личности испытуемого: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, настойчивость. Различия определялись методом расчёта t-критерия Стьюдента. Были выделены две группы испытуемых в зависимости от степени проявления социальной активности: социально активные и социально пассивные. В исследовании принимали участие студенты ВУЗов города Саратова (выборка: 200 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование социальной активности личности связано с рассмотрением личности в качестве субъекта социальных отношений [5]. Социальная активность личности как объект социально-психологического исследования представляет собой совокупность формирующих её факторов, специфических взаимосвязей между ними и выражается в различных видах и формах социальной активности [1]. Внутренними факторами социальной активности личности являются её субъектные характеристики.

Рассмотрим показатели субъектных качеств личности студентов в зависимости от уровня социальной активности.

По первой шкале «Уровень ответственности» при анализе данных значимых различий между социально активными и пассивными выявлено не было. В среднем респонденты обеих групп демонстрируют одинаковые показатели уровня ответственности (М=5, где М - среднее значение). Независимо от разделения респондентов на группы по степени активности, субъекты с высоким и низким уровнями ответственности встречаются примерно в равных долях в обеих группах. Исходя из анализа показателей данной шкалы, можно сделать вывод о том, что на развитие ответственности, как субъективного качества личности, социальная активность субъекта прямое влияние не оказывает.

По шкале, отражающей уровень инициативности респондентов, наблюдаются значимые различия между социально активными и пассивными (tСтьюдента=2,92, при p<0,01). Респонденты, имеющие высокий уровень социальной активности, демонстрируют заметно большую способность к инициативным действиям (М=6), чем респонденты с низким уровнем активности (М=3). Субъект активный в социуме обязан уметь самостоятельно ставить перед собой цели и организовывать действия, направленные на достижения этих целей. Подобные волевые проявления - неотъемлемая часть социальной активности. Для проявления инициативы необходимо правильно понять и оценить сложившуюся ситуацию и решиться на самостоятельные действия. Развитие данного субъектного качества положительно сказывается на процессах адаптации человека в социуме, позволяет занимать лидерские позиции в обществе и продвигать собственную общественную деятельность. Несомненно, это одно из самых важных качеств, необходимых для социальной активности, этим объясняются низкие показатели проявления инициативности у респондентов, для которых социальная активность не является приоритетной деятельностью.

При анализе шкалы, отражающей качество решительности опрошенных, также были выявлены значительные различия (tСтьюдента=3,67, при p<0,01). Группа социально активных вновь продемонстрировала более высокие результаты волевых показателей. Решительность, как и инициативность, связанна с самостоятельной деятельностью, направленной на реализацию неких целей, которые субъект ставит перед собой. Однако, в отличие от качества инициативности, решительность характеризует своевременность выполнения необходимых действий. В условиях преодоления трудностей субъект, не отличающийся решительностью, колеблется, испытывает сомнения и боязнь совершить ошибку. Такой человек будет ожидать одобрения своих действий со стороны. Развитое качество решительности позволяет самостоятельно принимать решения и действовать без колебаний, уверенно и последовательно. Поэтому такое волевое качество, как решительность - неотъемлемая черта социально активной личности.

В следующих двух шкалах «Самостоятельность» и «Выдержка» значимых различий между группами не наблюдается. Самостоятельность, как субъектное качество личности, по отношению к социальной активности - инвариантное понятие. Данное качество проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. В обеих группах самостоятельность средняя, что свидетельствует о большем проявлении внешних, социальных детерминантах активности и о недостаточно развитых личностных факторах в данном процессе.

Хоть показатели выдержки у обеих исследуемых групп практически не отличаются, качественные различия всё же присутствуют. У респондентов, относящихся к группе социально пассивных, выдержка обусловлена низким уровнем общей активности и связана с трудностью начала определённого социального действия. У группы социально активных выдержка сформирована в практике социальных взаимодействий и связана с произвольной задержкой нежелательных социальных действий или действий, требующих детальной оценки ситуации и прояснения определённых аспектов ситуации.

В следующей шкале «Настойчивость» наблюдаются значимые различия в анализируемых показателях (tСтьюдента=2,37, при p<0,01). У субъектов, находящихся в группе социально активных, показатели качества настойчивости выше. Это можно объяснить тем, что настойчивость предполагает длительное и неуклонное движение к поставленной цели, невзирая на препятствия, неудачи и поражения. Люди, слабо проявляющие себя в сфере социальной активности, как правило, не стремятся к решению задач, требующих преодоления психологических препятствий и  долговременного движения к цели.

По шкале, характеризующей энергичность, также наблюдаются значительные различия между двумя группами активности. Под энергичностью стоит понимать способность индивида быстро поднимать уровень активности до нужного в данный момент времени уровня усилием собственной воли. В нашем случае активность понимается как социальная. Следовательно, если уровень социальной активности стремится к минимальному (у группы социально пассивных), то прямо пропорционально связанный с ним уровень энергичности также достигает низкой отметки, и наоборот (в случае с группой социально активных).

Анализ показателей шкалы «Внимательность» не выявил значимых различий. Внимательность - это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте [3]. Такое качество личности, как внимательность, детерминирует не только социальную активность, а любую деятельность, в том числе и предметную. Оно может проявляться как в ситуации проявления активности, так и в ситуациях отсутствия её внешнего наблюдения. Поэтому это качество одинаково присуще социально активным и пассивным субъектам.

Далее по выбранной методике следует последняя из шкал - «Целеустремлённость». В результате анализа результатов опроса по данной шкале были выявлены значимые различия (tСтьюдента=1,95, при p<0,01). Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Любая деятельность, в том числе социальная активность, имеет конечную цель, заранее определённую субъектом, занимающимся этой деятельностью, поэтому целеустремлённость, как субъектное качество личности, присуща как субъектам, проявляющим социальную активность в обществе, так и тем, кто предпочитает вести активность в иной области деятельности.

Заключение

В  результате представленного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В целом испытуемые, относящиеся к группе социально активных, превосходят по показателям субъектных качеств личности группу социально пассивных.
  2. Наиболее значимое различие между двумя группами активности выявлено по шкале, характеризующей решительность.
  3. Качество ответственности в равной степени присуще как социально активным, так и пассивным субъектам.

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы"  (2012-1.2.1-12-000-3005-012)

Рецензенты:

  • Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.
  • Печерский Владимир Григорьевич, доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой консультативной психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.