Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROCESS OF FORMATION OF BASES OF MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE AT PRESCHOOL CHILDREN: ESSENCE, PROBLEMS, DECISIONS

Gruzdova I.V. 1
1 Togliatti State University
In this article, the author examines the theoretical bases of the formation process of the musical aesthetic of preschoolers, analyzing them in the context of the entity, and foresight activities, scientific solutions. Describes the set of stages of study, based on a philosophical justification, to be implemented through the formulation and expression of the philosophical ideas, patterns, principles, tools and methods of research. The basic concept of «culture» is interpreted as «education», as a concept, has a number of meanings in different fields. Definition of the musical aesthetic of culture lies in the integrative field and is seen as a three-part set of unity of culture, aesthetics and music. The article contains a description of the concepts of «aesthetics», «aesthetic», «music», «musical culture», their relationship and the relationship. Discreetly reveals the approaches to formation of musical and aesthetic culture in children of preschool age in the light of modern concepts and theories of early childhood education.
aesthetics.
entity formation
development
the process of formation
foundation problems
base
musical and aesthetic culture
music
culture
context
pre-schoolers
analysis
Введение

Определяя темой статьи исследование процесса формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников в контексте анализа сущности, проблем и их решений, автор, прежде всего, рассматривает саму актуальность такого исследования. Апеллируя к тому факту, что на современном этапе развития мирового сообщества в призме глобализационных процессов насущной необходимостью практической реальной жизнедеятельности человеческого сообщества становятся проблемы образования и воспитания подрастающего поколения в целом и дошкольников в частности. Необходимо отметить, что в настоящее время философско-этические и психологические концепции рассматривают человека как личность, стремящуюся к целостности, а творчество как способ его бытия. Поэтому формирование новых основ разных аспектов культуры у дошкольников становится одной из главных как теоретических, так и прикладных направлений общего процесса образования и воспитания. Значимость формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников обусловлена ориентацией образования на обновление воспитательной стратегии, ориентированной на развитие духовности личности и общества (А. С. Асмолов, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Б. С. Гершунский и др.).

Актуальность музыкально-эстетического воспитания обусловлена негативным воздействием современной массовой культуры, которая породила дисгармоничные, односторонние типы людей: прагматиков и гедонистов (А. В. Костина, 2006). В такой ситуации особенно страдают дети, которые вынуждены потреблять продукцию низкого художественного качества, что в свою очередь искажает их представления о красоте и гармоничности мира, затрудняет развитие творческих способностей и эстетических качеств личности. Печальным подтверждением актуальности воспитательного начала искусства являются данные социологических обследований, свидетельствующие о вытеснении эстетических потребностей и смещении художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов сознания детей и молодежи (О. С. Алейникова, 2011).

Целью данного исследования является разработка и обоснование процесса формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников.

Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение, обобщение, аналогия, схематизация.

Результаты исследования

В статье мы рассматриваем совокупность логически связанных и взаимозависимых оснований процесса формирования музыкально-эстетической культуры в целом, и у возрастной категории - дошкольники, в частности (рис.1). Эта совокупность выглядит следующим образом: этап 1 - Философия науки как основы исследовательской деятельности; этап 2 - Философские основания культуры; этап 3 - Музыкально-эстетическая культура; этап 4 - Общепедагогические основы формирования музыкально-эстетической культуры личности; этап 5 - Подходы в формировании музыкально-эстетической культуры у дошкольников.

Особо следует отметить, что «ядро», показанное на рисунке 1 как множественная совокупность в центре совпадения всех этапов, и есть, по мнению автора, основа процесса формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников.

Рис.1. Совокупность этапов исследования процесса формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников

Этап 1. «Философия науки как основы исследовательской деятельности»

Прежде всего, следует отметить сущность процесса и момент того, что само введение научного знания в культуру, в широком смысле этого понятия, есть его философское обоснование, которое происходит через формирование и высказывание философских идей, закономерностей, принципов, средств и методов. Именно они доказывают онтологические постулаты науки. Формирование и развитие этих философских оснований является процессом экстраполяции науки на новые предметные области.

Этап 2. «Философские основания культуры»

Философия культуры понимается как особое направление в науке, возникшее вследствие того, что общество стало рассматривать культуру как целостность в единстве разнообразных аспектов, часто рассматривая связь культуры с духовным миром человека (Э. Кассирер, С. П. Мамонтов, П. А. Флоренский), а именно это и представляет интерес для философии. Отечественный философ М. С. Каган подчеркивал, что в работах философов культура предстает то, как система ценностей, то как самоутверждение человека в мире, то как всеобщая технология человеческой деятельности, то как ее творческий потенциал. Сопоставляя все эти определения, нельзя не прийти к выводу, что они не столько опровергают, сколько дополняют друг друга, ибо все эти качества действительно присущи человеческой деятельности [4]. Автор трактует это понятие как многоплановое и многоуровневое явление в жизни и деятельности человечества. Становление и развитие культуры, в сущности, представляет собой становление и развитие человечества. Существенным является утверждение того, что культура необходимым образом связана с поведением, сознанием и деятельностью людей и фиксирует способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом. Под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности [5], сущность культуры философия видит во «всемерном культивировании общечеловеческих ценностей, в интеллектуальной, этической, эстетической сферах, т.е. служение истине, добру, красоте» [7, C. 206].

Этап 3. «Музыкально-эстетическая культура личности»

Определение понятия «Музыкально-эстетическая культура» лежит в интегративной области и понимается как совокупность трехкомпонентного множества (рис.2).

Рис. 2. Схема понятия «музыкально-эстетическая культура»

Культура являет собой как духовный, так и материальный компонент структуры человеческого бытия, интегрирующейся из философии во все другие науки, в том числе и педагогику. Среди огромного количества толкований для нашего исследования важную роль играют такие, в которых культура рассматривается как путь и способ реализации человеческих сущностных сил.

Эстетика рассматривается как научная дисциплина, основным предметом изучения которой является «эстетическое» и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы («прекрасное», «возвышенное» и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении [3]. Категория эстетическое в нашем исследовании соотносится с содержанием человеческой деятельности, организованной по меркам развивающейся гармонии, эмоционально выражающей палитру идеалов разнообразных ее видов и формирующих интегративное качество субъекта - движение к свободе как способ самореализации его сущностных сил [2].

Специфика эстетической деятельности заключается в том, что она содержит знания не об объективных законах реального мира, а о «значениях», «смыслах», «ценностях» эстетических явлений для субъекта, включает субъективное личностное отношение к отражаемому содержанию и потому это отношение - творческое, ценностное, познавательное, художественное, осуществляемое в деятельности общения, коммуникации.

Музыку мы рассматриваем как «выраженное эстетическое», оформленное и существующее в виде музыкального произведения, наполненного общечеловеческими и личностными смыслами. Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и возникает при его восприятии. Г. Г. Коломиец [6] пишет, что там, где присутствует музыкально-эстетическое как форма ценностного взаимодействия «человек-мир-музыка», присутствует связь с бесконечно множественными эстетическими явлениями, обусловленными многозначностью и смысловой многогранностью музыкального текста. Специфика музыки обусловлена тем, что в ней присутствуют одухотворенность и духовность как целостное качество жизнедеятельности человека. На основе восприятия ценностей музыкально-прекрасного личность стремится к поиску и самореализации смысла собственной жизни (Л. И. Арштейн, К. С. Григорьянс, Г. Г. Коломиец, А. И. Щербакова). Эта точка зрения, сложившаяся в музыкальной эстетике, важна для понимания сущности музыкально-эстетической культуры личности.

В соответствии с философским различением онтологических уровней «об­щее - особенное - единичное» выделяют культуру как способ суще­ствования человечества, культуру той или иной части чело­вечества и культуру отдельной личности. Поэтому следует различать понятия «музыкальная культура общества» и «музыкально-эстетическая культура личности».

Музыкальная культура общества является фактором, определяющим уровень музыкально-эстетической культуры личности. Овладение музыкальной культурой становится объективной предпосылкой развития качественно нового уровня духовности личности, творческого переосмысления достигнутого, становления ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия. Личностный уровень культуры проявляется как потребность и возможность входить в диалогическое общение с музыкальной культурой общества.

Этап 4. «Общепедагогические основы формирования музыкально-эстетической культуры»

Данный этап определим следующими понятиями, такими как: «культура», «эстетика», «музыка» и «педагогика». Кроме последнего из них, нами даны определения предыдущих понятий. Термином «педагогика» обозначаются области человеческой деятельности, направленные на социальное воспроизводство поколений и образование Человека. С точки зрения педагогики Человек предстает как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность, её цель и результат.

Образование, как и искусство - это значимая часть культуры общества и личности. Важнейшая функция современного образования состоит в передаче содержания культуры, ее смысла последующим поколениям.

Обновление дошкольного образования и его качественный прорыв связаны с личностно-ориентированной концепцией культурологического образования, в которой на первый план выдвигаются следующие его функции:

  • помощь воспитаннику в обретении ценностей и смысла жизни;
  • развитие ребенка как человека культуры и целостной личности;
  • педагогическая поддержка становления детской индивидуальности и творческой самобытности [1].

Этап 5. «Подходы в формировании музыкально-эстетической культуры у дошкольников»

Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников опирается на подходы, содержательно определяемые современной образовательной парадигмой и сводимые к следующим положениям:

  • детство понимается как самоценный период в развитии личности;
  • ребенок рассматривается как социальная саморазвивающаяся система;
  • в дошкольном образовании целевые установки смещаются от предельной рационализации воспитательно-образовательного процесса с преобладанием информационной модели обучения детей к созданию условий для развития и саморазвитии личности в целом;
  • дошкольное образовательное пространство строится в соответствии с потребностями, интересами, склонностями и возможностями ребенка.

Современная теория дошкольного образования нашла воплощение в большом количестве различных подходов к развитию и воспитанию детей, в том числе и музыкально-эстетическому. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на следующие методологические подходы:

- культурологический, обеспечивающий направленность дошкольного образования на становление и развитие культурной личности; необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно-образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Культурологический подход основывается на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности; в процессе воспитания дошкольник как субъект культуры «проводится» через культурные значения, переживания, чувственная ткань которых и личностный смысл воплощены в музыкальном языке, далее они распознаются в явлениях культуры (сказка, театр, изобразительное искусство, танец и др.) и находят свое отражение в окружающем ребенка мире; значимым аспектом деятельности детей при вхождении в мир музыкальной, художественной, эстетической культуры имеют игровые процессы, что логично вытекает из культурологических концепций развития личности, творящей себя в мире через игру; важным аспектом позиции взрослых (педагогов, родителей, воспитателей) является отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых ему интересов, ценностей.

- аксиологический, тесно связан с культурологическим и выступает его ядром.

В рамках аксиологического подхода музыкально-эстетическое воспитание дошкольников ориентировано на приобщения к ценностям культуры и музыкального искусства, в результате чего происходит становление «связной системы личностных смыслов» (А. Н. Леонтьев); складывающаяся система ценностей определяет направленность музыкально-эстетических интересов, вкусов, оценок, актуализирует готовность руководствоваться ими в музыкально-художественной деятельности; посредством обретения смыслов-целей, смыслов интересов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений происходит процесс становления компонентов музыкально-эстетической культуры личности; роль педагога состоит в том, чтобы открыть ребенку мир музыкальных ценностей, из которых они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем, что достигается путем активного включения в музыкально-игровое творчество, диалоги-беседы, интегрированные занятия и развлечения, побуждающие к переживаниям ценностей в условиях взаимодействия и поддержки педагога.

- деятельностный, органично связан с аксиологическим, т.к. выступает условием формирования ценностных личностных качеств у детей и эмоционально-ценностного отношения дошкольников к миру и самому себе (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников предполагает становление и развитие субъектности ребенка, основанной на способности выбирать, оценивать, конструировать такие виды деятельности (музыкально-игровая, музыкально-творческая, художественно-изобразительная, художественно-речевая, театрально-игровая, музыкально-ритмическая, двигательная), которые удовлетворяют потребности в саморазвитии личности и самоактуализации; музыкально-эстетическая деятельность в форме игры (сказка, мини-опера, мини-балет, карнавал), основанная на интонационно-двигательном и художественно-речевом самовыражении является эффективным средством эмоционально-деятельностного переживания и присвоения дошкольниками социально значимых ценностей; педагог, осуществляя поддержку ребенка в процессе организации музыкально-эстетической деятельности, побуждает к эмоциональному и осмысленному восприятию произведений искусства, стимулирует ситуации рефлексии и диалога во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками, направляет творческую активность с учетом способностей и возможностей самореализации личности каждого воспитанника; критерием эффективности взаимодействия детей и взрослых (воспитателей, педагогов, родителей) являются позитивные изменения в ценностно-смысловой сфере субъектов образовательного процесса.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что проблема формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников включает в свой круг разнообразные аспекты научных исследований, осмысление которых приводит к закономерному выводу о необходимости научно-теоретической и методической разработки вопросов реализации данной цели в теории и практике дошкольного образования.

Рецензенты:

  • Ахметжанова Галина Васильевна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.
  • Руденко Ирина Викторовна, д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.