Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TENDENCY IN GLOBAL EDUCATIONAL SYSTEM

Zhetesova G.S. 1 Erakhtina I.I. 1
1 Karaganda state technical university
To the analysis of the global educational system and identify tendency planned in the article deals with the ratings of the best universities made by “Times” and Shanghai University. The process of obtaining the status of an elite university is based on the presence of a critical mass of top students and highly qualified lecturers. A distinctive feature in this regard is the possibility of universities to carry out the procedure for selection of students and undergraduates with the highest academic performance. Great attention is paid to internal and external mobility. Only the best universities in the world are taking a large number of foreign students and hire lecturers, selecting the best. The high degree of availability of resources characterizes the majority of world-class universities based on large amounts of private capital, and compete for the professorial faculty government funding of research activities. A distinctive feature of world-class universities is its governance structure, competitive environment, the degree of academic freedom and autonomous control.
world ranking of the best universities
the status of an elite university
the selection of students
mobility
provision of resources
competitive environment
management

Высшее образование имеет определяющее значение для успешного развития любой страны. Революционные изменения технологий, опирающиеся на высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и общественное и политическое развитие двадцать первого века.

Система образования (среднее профессиональное, высшее и послевузовское) расширяется и приобретает глобальный характер, охватывая не только традиционный обмен студентами и преподавателями, но и вопросы трансграничных инвестиций и конкуренции вузов на мировом рынке образовательных услуг. Согласно докладу Всемирного банка «Построение общества знания» высокопроизводительные системы образования охватывают исследовательские университеты, политехнические и гуманитарные вузы, технические учреждения с краткосрочными программами обучения, общественные колледжи, открытые университеты. Большинство университетов, признанных вузами мирового класса, сосредоточены в небольшом количестве стран. В таблице 1 приводятся рейтинги лучших университетов, составленные «Таймс» и Шанхайским университетом в 2008 году [1].

Таблица 1. Двадцать университетов, признанных лучшими по результатам международных рейтингов 2008 года

Занимаемое место

По рейтингу «Таймс»

Занимаемое место

По Шанхайскому рейтингу

1

Гарвардский университет

1

Гарвардский университет

2

Йельский университет

2

Стэндфордский университет

3

Кембриджский университет

3

Калифорнийский университет (Беркли)

4

Оксфордский университет

4

Кембриджский университет

5

Калифорнийский технологический институт

5

Массачусетский технологический институт

6

Лондонский империал-колледж

6

Калифорнийский технологический институт

7

Лондонская школа экономики и политологии

7

Колумбийский университет

8

Чикагский университет

8

Принстонский университет

9

Массачусетский технологический институт

9

Чикагский университет

10

Колумбийский университет

10

Оксфордский университет

11

Пенсильванский университет

11

Йельский университет

12

Принстонский университет

12

Корнельский университет

13

Университет Дьюка

13

Калифорнийский университет (Лос-Анджелес)

14

Университет Джонса Хопкинса

14

Калифорнийский университет (Сан-Диего)

15

Корнельский университет

15

Пенсильванский университет

16

Австралийский национальный университет

16

Вашингтонский университет (Сиэтл)

17

Стэндфордский университет

17

Висконсинский университет (Медисон)

18

Мичиганский университет

18

Калифорнийский университет (Сан-Франциско)

18

Токийский университет

18

Токийский университет

20

Университет Мак Гилла

20

Университет Джонса Хопкинса

Если рассмотреть 30-50 лучших в мире университетов (по Шанхайскому рейтингу), то все они сосредоточены в восьми североамериканских западноевропейских странах. По рейтингу «Таймс» этот список несколько шире (11 стран), в него входят Гонконг, Новая Зеландия и Сингапур (рисунок 1).

Рисунок 1. Графическое расположение университетов мирового класса (2008 год)

До недавнего времени процесс получения вузом статуса элитного опирался только на репутацию данного вуза, то есть не было никаких объективных оценок для определения высокого статуса вуза в области подготовки специалистов, проведении научно-исследовательской работы, применения и внедрения новых технологий.

Первое свойство, определяющее превосходство вуза - это наличие критической массы лучших студентов и высококвалифицированных преподавателей.

Отличительной чертой в этой связи становится возможность университетов самостоятельно проводить процедуру отбора студентов с самыми высокими академическими показателями. Например, Пекинский университет принимает каждый год 50 лучших абитуриентов из каждой провинции. Гарвардский университет, Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт и Йельский университет принимают только абитуриентов с самыми высокими показателями теста на проверку академических способностей [3].

Университеты мирового уровня более тщательно подходят к отбору магистрантов (таблица 2), что отражается на повышении уровня качества проводимых научных исследований [3].

Таблица 2. Удельный вес студентов, продолживших обучение в магистратуре в избранных странах

Наименование университета

Количество студентов бакалавриата

Количество магистрантов

Доля обучающихся в магистратуре, в %

Гарвардский университет

7002

10094

59

Стэндфордский университет

6442

11325

64

Массачусетский технологический институт

4066

6140

60

Оксфордский университет

11106

6601

37

Кембриджский университет

12284

6649

35

Лондонская школа экономики и политологии

4254

4386

51

Пекинский университет

14662

16666

53

Токийский университет

15466

12676

45

В вузах с ограниченной внутренней мобильностью студентов и преподавателей существует опасность академической замкнутости. Исследования, проведенные в европейских университетах в 2007 году, показали, что университеты с самым высоким процентом эндогамии (наличием среди преподавателей выпускников данного вуза) показали самые низкие результаты (рисунок 2) [3].

Рисунок 2. Удельный вес студентов, продолживших обучение в магистратуре в избранных университетах

Международный компонент выходит на передний план. Это позволило вузам привлечь наиболее талантливых людей из различных стран, которые принесли с собой новые идеи и подходы (рисунок 3) [4].

Рисунок 3. Доля иностранных студентов от общего числа обучающихся

В Германии доля иностранных студентов составляет около 10 %. В университетах США, которые занимают высокие места в мировых рейтингах, значительную долю преподавателей составляют иностранцы (рисунок 4). И лишь 7 % всех ученых во Франции и 15 % - в Германии являются иностранцами. Только самые лучшие университеты мира принимают большое число иностранных студентов и нанимают преподавателей, отбирая самых лучших.

Рисунок 4. Доля иностранных преподавателей в общем штате ППС

Высокая степень обеспеченности ресурсами является вторым фактором, характеризующим большинство университетов мирового класса. Такие университеты имеют четыре основных источника финансирования:

  • финансирование текущих расходов и научных исследований из государственного бюджета;
  • доходы от научных исследований, проводимых на договорной основе;
  • доходы от средств, передаваемых в дар университетам;
  • плата за обучение.

В Западной Европе государственные средства являются основным источником финансирования академической и научной деятельности.

В 2000 г. расходы на образование Германии составили 5,55 % от ВВП, в среднем около 5,5 тыс. евро на одного студента. Большую часть финансовых расходов по обеспечению жизнедеятельности вузов берут на себя земли. Годовые бюджеты вузов являются частью бюджетов земель, которые принимаются соответствующими парламентами земель. В то же время Совет по науке определяет ряд задач, выполнение которых требует совместного финансирования со стороны федерального центра и земель. К их числу относят, прежде всего, создание и расширение вузов, совершенствование их инфраструктуры, поддержку университетских клиник и исследовательских работ. К числу совместных задач на основании Федерального закона о строительстве в сфере высшего образования от 1969 г. относятся также капиталовложения в строительство и реконструкцию вузов. В сочетании с новыми моделями финансирования (исполнение бюджетов в виде общей суммы, формульное финансирование) в Германии сегодня вводятся новые методы мониторинга и обеспечения финансовой прозрачности деятельности вузов. В некоторых землях (Баден Вюртемберг, Нижней Саксонии, Гессен, Северной Рейн Вестфалии) и городах субъектах федерации (Берлине, Бремене, Гамбурге) существует практика заключения между вузами и региональными правительствами пактов о высшем образовании (рамочных контрактов), фиксирующих бюджетные залоговые суммы на срок 5-10 лет, обеспечивающие вузам на несколько лет возможности безрискового планирования своей деятельности. Контракты (пакты) часто дополняются целевыми соглашениями с отдельными учебными заведениями, обладающими существенными ресурсами, в которых фиксируются основные условия дальнейшего развития вузов. Ряд немецких фондов и обществ (например, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд им. Конрада Аденауэра, Фонд им. Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляют отечественным и зарубежным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения академической квалификации. В 2000 г. расходы на научные исследования и развитие в Германии составили 2,48 % от ВВП (что выше, чем в среднем по странам ОЭСР - 2,24 %). Промышленные круги инвестируют в науку и развитие в два раза больше, чем государство (на 2000 г. эти инвестиции составили 66,11 % против 31,44 % соответственно). По данным на 1999 г. больше половины (56,25 %) общих расходов на научные исследования и развитие приходилось именно на университетскую науку [5].

Финансовая основа лучших американских вузов состоит из двух составляющих:

  • большие объемы привлеченного частного капитала;
  • успешная конкуренция ППС за государственное финансирование научно-исследовательской деятельности.

В среднем на одного студента в самых состоятельных вузах США приходится 40 тыс. долл. США за счет привлечения частного капитала, когда в Канаде эта сумма составляет всего 1 тыс. долл. США. Ниже приведен сравнительный анализ привлечения частного капитала университетами США и Великобритании (рисунок 5) [7].

Рисунок 5. Сравнение объемов привлечения частного капитала университетами США и Великобритании в год (данные 2006 года)

Около двух третей финансирования науки в ведущих вузах США приходится на государственное финансирование. Университеты Канады также лидируют по доходам от научно-исследовательской деятельности (рисунок 6) [2].

Рисунок 6. Финансирование в области научных исследований (млн долларов в год)

Сравнительный анализ американских и западноевропейских вузов также показывает, что объем затрат на их содержание является одной из основных предпосылок, определяющей качество их деятельности. Так, на обучение одного студента в США тратится около 54 тыс. долларов в год (таблица 3), в то время как в странах Европейского союза только 13,5 тыс. долларов в год [3].

Таблица 3. Расходы на одного студента в избранных университетах

Место по Шанхайскому рейтингу 2008 г.

Место по рейтингу «Тайм» 2008 г.

Наименование

университета

Расходы в год, в долл. США

Количество студентов

Расходы на одного студента в год, в долл. США

1

1

Гарвардский университет (США)

3170650000

29900

106042

2

17

Стэндфордский университет (США)

3265800000

19782

165089

3

36

Калифорнийский университет Беркли (США)

1700000000

32910

51656

4

3

Кембриджский университет (Великобритания)

1470940000

25465

57763

5

9

Массачусетский технологический институт (США)

2207600000

10220

216007

6

5

Калифорнийский технологический институт (США)

2287291000

2245

1018838

7

10

Колумбийский университет (США)

2690000000

23709

113459

8

12

Принстонский университет (США)

1196570000

6708

178379

9

8

Чикагский университет (США)

1497700000

14962

100100

10

4

Оксфордский университет (Великобритания)

1081350000

23620

45781

11

2

Йельский университет (США)

2100000000

11851

177200

19

19

Токийский университет (Япония)

2286974741

29347

77928

24

24

Швейцарский федеральный технологический институт (Швейцария)

1076734500

13999

76915

24

41

Университет Торонто (Канада)

1060000000

71202

14887

45

48

Университет Копенгагена (Дания)

1023804249

31098

32921

47

67

Утрехтский университет (Нидерланды)

925697362

27175

34064

55

93

Мюнхенский университет (Германия)

501296087

22236

22544

59

16

Австралийский национальный университет

479665993

15869

30226

101

30

Национальный университет Сингапура

1209592000

27972

43242

152

50

Сеульский национальный университет (Корея)

940000000

29295

32087

Аналогичным образом среди европейских вузов имеются значительные расхождения. Так, например, университеты Великобритании и Швейцарии получают относительно хорошее финансирование по сравнению с университетами Южной Европы, включая Францию и Германию [3].

Высокая степень финансирования позволяет вузам привлекать большее количество первоклассных профессоров и ученых. На рисунке 7 представлена средняя заработная плата ученых из стран Европейского союза и других стран. Наблюдается, что зарплата в вузах, возглавляющих рейтинг, велика, а в странах, вузы которых не вошли в международный рейтинг, зарплата преподавателей самая низкая.

Рисунок 7. Международный сравнительный анализ заработной платы ученых (в евро)

В отличие от многих европейских вузов, университеты в США не зависят от бюджетного финансирования. Чем выше престиж вуза, тем больше пожертвований они привлекают.

В то же время, как ведущие университеты Великобритании получают финансовую поддержку от частных благотворительных фондов, в последнее время повысили плату за обучение. Для сравнения в таблице 4 приведены данные по стоимости обучения некоторых вузов мирового уровня.

Таблица 4. Стоимость обучения в избранных университетах

Наименование вуза

Стоимость обучения, в долл.США

бакалавриат

магистратура

докторантура

Кембриджский университет (Великобритания)

12768

25115

25115

Лондонский империал-колледж (Великобритания)

15500-35500

10500-30150

16000-25600

Токийский университет (Япония)

8724

8902

8745

Колумбийский университет (США)

37470

22464

34364

Пенсильванский университет (США)

11008

15614

15614

Стэндфордский университет (США)

12010

12800

12010

Национальный университет Сингапура в 2006 году за счет пожертвований собрал 114 млн долл. США [6].

Третья характеристика университетов мирового уровня связана со структурой управления, конкурентоспособной средой, степенью академической свободы и автономии управления. Причиной успеха системы образования США является не только ее финансовая состоятельность, но и ее относительная независимость от государства. Вузы, имеющие полную автономию, становятся более гибкими, так как не связаны извне стандартами, хотя им приходится соблюдать процедуры отчетности, предусмотренные законодательством. Такие вузы могут распоряжаться своими ресурсами и оперативно реагировать на потребности меняющегося глобального рынка.

Сравнительный анализ европейских и американских вузов показал, что «европейские вузы страдают от слабого управления, недостатка автономии и неприятия инициатив» [3]. Рассмотрим примеры Германии и Франции. Несмотря на то, что экономики этих стран считаются одними из самых развитых, лучший университет Франции (Парижский университет) по Шанхайскому рейтингу 2008 года занял 45 место, а университет номер один Германии (Мюнхенский университет) - лишь 55 место. Основными причинами такого положения дел являются:

  • студенты, поступающие в вуз, почти не проходят никакого отбора, в большинстве случаев единственным условием для поступления в вуз во Франции является окончание средней школы;
  • отсутствие конкурентной среды, все университеты получают одинаковое финансирование, что делает практически невозможным привлечение необходимых ресурсов и создание центров, где будут сконцентрированы самые лучшие ученые;
  • университеты являются государственными организациями, их деятельность ограничена строгими правилами найма на работу государственных служащих, что приводит к невозможности повышения заработной платы преподавателям за более качественную работу или привлекать ученых мирового класса.

Таким образом, анализируя отличительные черты университетов мирового класса, можно выделить ряд характерных особенностей:

  • высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
  • выдающиеся результаты научных исследований;
  • высокий уровень преподавания;
  • наличие одаренных студентов;
  • соответствующий уровень финансирования из государственных и негосударственных источников;
  • академическая свобода;
  • четко определенная структура управления вузом;
  • соответствующая материально-техническая база и др.

Следовательно, мы можем выделить три ключевых взаимосвязанных и взаимодополняющих фактора (рисунок 8):

  • высокая концентрация талантов;
  • изобилие ресурсов;
  • структура управления вузом.

 

Рисунок 8. Характеристика университетов мирового уровня

И здесь необходимо отметить, что самыми эффективными путями создания университета мирового класса являются следующие [2]:

  • правительство может модернизировать небольшое количество уже существующих университетов, имеющих потенциал для совершенствования (отбор победителей);
  • правительство может оказать содействие к слиянию ряда существующих вузов и их трансформировать в новый университет (формула гибрида);
  • правительство создает новый университет мирового класса с нуля (подход «чистой доски»).

Третий набор факторов приемлем для создания «Нового университета» в г. Астане, обучение в котором планируется осуществлять в сотрудничестве с ведущими зарубежными вузами по инновационным образовательным программам.

Рецензенты:

  • Головачева Виктория Николаевна, д.п.н., профессор, директор Департамента развития Болонского процесса, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
  • Егоров Виктор Владимирович, д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.