Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ETHNOCULTUROLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF CULTURE OF LOVE TO THE NATURE IN THE CONDITIONS OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

Grineva E.A. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of development of love to the nature as personal quality of the future teacher. In the work the analysis of concepts «love to the nature», «the ethnoculturological approach», «ecological culture» is carried out. The author opens components in structure of love to the nature. The results of the analysis of traditions, customs, ceremonies, national calendar holidays, folklore of the people of the Volga region of the ethnoecological maintenance are opened in the article; mechanisms of influence of nature protection traditions on motivation of the person are designated. The author describes effective psihologo-pedagogical conditions of maintenance of process of formation of culture love to the nature at the future teachers, the given questioning of students by level of love to the nature are cited.
love to the nature
the ethnoculturological approach
ecological culture
На высшую школу возлагаются большие ожидания в реализации задач экологического образования, одной их которых является формирование культуры природолюбия у будущих учителей.

Развитие природолюбия как личностного качества, по мнению Н.А. Ясько, представляет собой длительный процесс, реализуемый в целенаправленной педагогической деятельности по экологическому образованию под руководством специалистов-педагогов, которое предполагает наличие данного качества и у самих педагогов [9].

Раскроем сущность понятий «природолюбие», «любовь к природе», «экологическая культура». Анализ современных исследований показал (В.В. Зотов, В.А. Исаев, Н.А. Ясько и др.), что понятие «любовь к природе» рассматривается как одна из основополагающих мировоззренческих идей, как психологическая установка экологического образования и как основа новой культуры отношений человека и природы. В ходе теоретического анализа выявлено, что понятие «природолюбие» трактуется неоднозначно: во-первых, как любовь и уважение к природе; во-вторых, как часть человеческой культуры; ядро нового мышления; особая форма духовности человека; нравственное качество личности, основанное на любви к природе; сложное личностное образование; особое отношение к природе, без которого невозможны нормальные взаимоотношения человека и природы; в-третьих, как процесс восприятия природы, являющейся одной из высших жизненных ценностей [4; 7].

З.И. Тюмасева и Б.Ф. Кваша также отмечают, что «в основе новой культуры отношений человека и природы, прежде всего, лежит чувство ответственности и любви к природе» [8].

С нашей точки зрения, наиболее четкое определение понятия дано Н.А. Соколовой: природолюбие - это совокупность экологических личностных качеств, мировоззрения, знаний, умений, выражающихся в поступках и действиях, приносящих определенный эффект в целях сохранении природы и окружающей среды. Культура природолюбия - сложное многоаспектное явление, идентифицируясь с которым общество обретает формы и содержание деятельности, направленной на устойчивое развитие. Культура природолюбия - системо- и структурообразующий фактор устойчивого развития общества, обеспечивающий нахождение наиболее оптимальных ответов на социально-экологические вызовы [7].

В структуре базовой культуры личности экологическая культура занимает особое место. Экологическую культуру, вслед за И.Д. Зверевым, С.Н. Глазычевым, И.Т. Суравегиной и др., следует рассматривать как культуру, признающую существование единой системы «человек - природа», обеспечивающую наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к природоохранной деятельности, а также практических действий соответствующего характера. В контексте развития экологической культуры как необходимой составной части базовой культуры личности важно обратить внимание на те качества, которые характеризуют личность как субъект собственной деятельности. Это связано с тем, что субъект деятельности определяет необходимую меру своей активности соответственно масштабам решаемых задач.

Чувственные отношения человека к природе, и в частности их высшие проявления в виде любви к природе, выступают в роли мощного интегрирующего фактора организации духовной и социальной активности личности, что дает основание рассматривать любовь к природе как нравственное чувство, проявляющееся на поведенческом уровне как нравственное качество личности. Нравственным чувством «любовь к природе» обладают все в той или иной мере. Пройдя долгий путь развития, чувства становятся глубокими и высокими переживаниями, перерастающими в нравственное качество личности -природолюбие, но для этого необходимы глубокие внутренние личностные преобразования.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию и по проблеме формирования нравственных качеств можно выделить следующие компоненты в структуре природолюбия: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и нормативно-деятельностный. Когнитивный компонент характеризует определенный уровень экологических знаний; мотивационно-ценностный компонент отражает интерес к природе, желание общаться и охранять ее, понимание многосторонней ценности природы и принятие ее в качестве одной из высших жизненных ценностей; эмоционально-волевой компонент включает в себя систему положительных чувственных отношений и эмоциональных проявлений и способность управлять своими поступками, связанными с природой, преодолевать препятствия, возникающие в процессе природоохранной деятельности; нормативно-деятельностный компонент характеризует степень развития экологических умений и навыков и проявления инициативы в природоохранной деятельности [2]. Все выделенные компоненты тесно взаимосвязаны между собой и представляют собой целостное единство.

Процесс формирования природолюбия у студентов осуществлялся в рамках авторского курса «Экологическое образование школьников». В учебном плане подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» (заочное отделение) данный курс включен в программу учебных дисциплин 6 курса; «Педагогическое образование», профиль подготовки «Обществознание» - на 3 курсе, профиль подготовки «Начальное образование» (очное отделение) на 5 курсе.

Нами был разработан учебно-методический комплекс по данной дисциплине [3]. Как показывает анализ учебных программ и многолетняя практика проведения данного курса в рамках специалитета, существует реальная возможность формирования культуры природолюбия у будущих педагогов.

Для определения уровня сформированности природолюбия у студентов перед началом занятий было проведено анкетирование. Например, предлагалось придумать предложение со словом «природолюбие». Приведём некоторые высказывания: «Природолюбие часть жизни. Люби природу - будет чудо», «Природолюбие - главная черта культурно-эстетического человека», «Природолюбие - залог человеческого существования», «Природолюбие как качество гармонически развитой личности», «Это любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на земле». Данные ответы отражают понимание той или иной грани сложного интегративного качества личности, которым является природолюбие. Следует отметить, что такие ответы составили 45%. В то же время некоторые студенты (4%) имеют поверхностное представление о сущности природолюбия (например: «Природолюбие - это частые походы в лес»). Либо просто декларировали: «Каждому ребенку нужно прививать природолюбие», «В сердцах людей с малых лет необходимо формировать природолюбие» и т.п. (такие ответы составили 30%).

Среди качеств личности, которые позволяют считать человека экологически воспитанным, 92% опрошенных отметили важность экологически грамотного поведения. В то же время в конкретной ситуации выбора действия (например, готовы принять участие в субботнике по уборке и благоустройству парков, улиц) 35% - испытали затруднения, 8% - продемонстрировали пассивность, неготовность совершать экологически грамотные поступки. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что большинство студентов обнаружили интуитивный уровень природолюбия. Анкетирование также показало достаточно низкий уровень знаний этноэкологических традиций, праздников, обычаев народов Поволжья: русских - 76%, татарских - 24%, чувашских - 14%, мордовских - 4%. В то же время многие не понимают экологического смысла использования традиций. Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости использования этнокультурологического подхода в процессе формирования культуры природолюбия в условиях поликультурной среды, которая характерна для всех регионов России.

Этнокультурологический подход к формированию природолюбия предполагает использование выработанных человеком духовных ценностей национальной культуры; следование традициям своего народа по отношению к природе; понимание другой эколого-этнической культуры. По мнению А.А. Кулясовой, культура общества и культурные установки во многом определяют поведение человека, его взаимоотношения с природной средой. Этническая культура сначала определяет отношения между человеком и природой, а потом уже между людьми. Она встраивает человека, общество в природу конкретной территории. Традиционные, народные культуры содержали в себе набор повседневных и праздничных практик, обеспечивающих поддержание жизни настоящего и будущих поколений, и порождали типы устойчивых сообществ. Соединение собственно экологического и этнокультурного компонентов помогает сделать экологически дружественный стиль поведения человека внутренним императивом [5].

Реализация этнокультурологического подхода в развитии природолюбия у будущих учителей основывается на понимании культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности. Этнокультурологический смысл содержания экологического образования реализуется через понимание и принятие обычаев, традиций, фольклора народов России, которые связаны с почитанием природы, благоговейным отношением к природным объектам и явлениям.

Нами был проведен анализ традиций, обычаев, обрядов, народных календарных праздников, фольклора этноэкологического содержания народов Среднего Поволжья [1; 6], которые, с нашей точки зрения, способствуют формированию природолюбия. Данные были систематизированы и представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Использование народных традиций и обычаев народов Среднего Поволжья для формирования культуры природолюбия у будущих учителей

Традиции

и обычаи

Смысл использования традиции

Значение использования традиции

Формы и методы работы

Почитание местности (диалог с природой)

Разговор с силами природы

Общение с природой - развитие чувства эмпатии - сопереживания

Эколого-психологические тренинги, прогулки, экскурсии, экотропа

Тотемические животные у народов Среднего Поволжья

Создание биологического баланса в природе

Поклонение миру природы. Отношение к тотему как покровителю и другу

Мифы, сказки, фольклор народов Среднего Поволжья; театрализация

Культ Солнца

Почитание Солнца как источника жизни, тепла и света

Воспитание благоговейного отношения к силам природы

Праздник «Масленица». Изучение пословиц, поговорок. Конкурс рисунков «Окно радости»

Культ Земли

Почитание Земли как первоосновы живого

Любовь к родной земле, понимание взаимосвязи живой и неживой природы

Празднование «Дня Земли» - 22 апреля. Активное участие детей в акциях «Марш парков», «День птиц»

Этнокультурологическая составляющая представлена нами в авторском пособии «Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования». Приведем описание некоторых этноэкологических традиций и обычаев. Так, во вpемя засухи люди pыли лопатами ключи, объясняя: если тpонуть воду из подземелья, то тpонется и вода небесная. Водопочитание наглядно выpажается в pазличных песнях. Например: «Ты река, моя реченька, ты течёшь, не колыбнешься...», «Широка, привольна Волга», «Вниз по матушке по Волге, по широкому раздолью...». На Руси родники были священным местом. Недаром в древности все родники почитались настолько, что за осквернение родниковой воды или дерева, срубленного у родника, приговаривали к смертной казни. Примером такого почитания воды могут служить родники Ульяновской области: «Живоносный источник», «Ильинский родник», «Антониев родник», «Знаменский родник», «Родник Никольской горы» и другие. Богини воды, тpебующие к pечкам и озеpам «экологического» отношения, имелись у многих наpодов. Так, у маpийцев богиня воды - Ведь-Ава запpещала в pеке стиpку гpязного белья, нельзя было выливать в pеку помои - считалось, что виновник погибнет от гнева Ведь-Авы. Богиня владела и pыбацкой удачей: наказывала людей в тех местах, где относились к воде плохо, и пpисылала уловы к тем, кто заботился о чистоте воды, высаживал ивы вдоль pек и pодников.

По мнению Борейко [1], пpиpодоохpанные тpадиции имеют несколько механизмов воздействия на мотивацию человека. Во-пеpвых, это культовое поклонение, объясняемое pелигиозными пpичинами (голубь - Божья птица). Во-втоpых, создание пpи помощи тpадиций поэтических образов (белая лебедушка). В-тpетьих, вызывание жалости к живому существу. В-четвеpтых, пpедвещание полезных для человека последствий (ласточка пpилетит - счастье в дом пpинесет). И в-пятых, запугивание плохими последствиями для человека в случае нанесения им вpеда pастению или животному (убить бобpа - не будет добpа).

В процессе исследования мы пришли к следующему выводу: для формирования культуры природолюбия на основе этнокультурологического подхода необходимо не только привлекать студентов к сбору, изучению этноэкологического материала, более существенным является вживание в содержание изучаемого через театрализацию, игровую деятельность, участие в акциях, творческих конкурсах, эколого-психологических тренингах, проведение уроков, экскурсий и внеклассных занятий этноэкологического содержания.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Региональная программа формирования полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья», проект № 10-06-21607а/В.

Рецензенты:

  • Петриева Л.И., д.п.н., профессор, и.о. зав. кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
  • Калинина Н.В., д.псих.н., профессор, зав. кафедрой психологии Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.