Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

The study of the social and cultural development of the family in the activity process of the centre of national culture

Debriyan E.A. 1
1 Non-state Educational Establishment of Higher Professional Training Omsk Academy of Humanities
The article presents the results of the study of the social and cultural development of the participants of the center of national culture received during the pedagogical experiment. The diagnosis was carried out using the criteria mentioned in the article (social adaptation, reflexivity, creative self-realization of personality, personal orientation, activity and ability of self-development) and the complex of diagnostic methods. The author´s theory, which consists in the fact that the work directed to improve the social and cultural development of the family in the national cultural center is inadequate and unsatisfactory, because the vast majority of the criteria data depict low-level and middle-level quality of each subject, and the overall level of social and cultural development is also not high. This means that a special educational work directed to improve the social and cultural development of the family must be done, raising and improving the average data of each quality designated in the criteria.
personal orientation
creative self-realization of personality
reflexivity
social adaptation
social and cultural development
activity and ability of self-development.
Прежде чем перейти к диагностике социально-культурного развития личности, необходимо напомнить, что мы рассматриваем социализацию в качестве процесса социально-культурного развития семьи, происходящего в сферах совместной деятельности и общения, а также процесса приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей. Поэтому показателем успешности социокультурного развития будет положительная динамика социализации семьи.

Поскольку уровень социализации является определяющим в диагностике уровня социокультурного развития семьи, а степень социализированности личности обычно соотносится с уровнем развития личности, попытаемся выделить критерии социально-культурного развития семьи: 1) социальная адаптированность; 2) высокий уровень рефлексивности; 3) творческая самореализация личности; 4) направленность личности; 5) активность; 6) способность к саморазвитию.

Комплекс по диагностике уровня социально-культурного развития включал в себя следующие методы: 1) тест для диагностики уровня социальной автономности, адаптированности, активности и способности к саморазвитию (модифицированный вариант методик В. Павлова, М.И. Рожкова, Н.П. Фетискина); 2) методику А.В. Карпова «Диагностика рефлексивности»; 3) тест вербальной креативности С. Медника (взрослый); 4) диагностику направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса).

Итак, в ходе проведения педагогического эксперимента было задействовано 100 человек - участников центра национальной культуры.

Для определения исходного уровня социально-культурного развития мы использовали выделенные критерии. А уровневый подход в свою очередь «позволил рассмотреть процесс социально-культурного развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному» [2, с. 79]. Мы будем рассматривать социально-культурное развитие исходя из трех уровней: низкого, среднего и высокого.

После обработки всех данных мы получили следующие результаты.

Для диагностики уровня социальной адаптированности, активности и способности к саморазвитию мы воспользовались одним тестом - это модифицированный вариант методик В. Павлова, М.И. Рожкова и Н.П. Фетискина.

Мы выяснили, что высоким уровнем социальной адаптированности обладают лишь 29% участников эксперимента, в основном преобладает средний уровень (47%) и низкий (24%). Известно, что дезадаптивность личности в социальной среде - это проблема социального функционирования. Главным образом она выражается в неспособности человека справляться с трудностями и его неготовности к поворотным моментам жизни, а также в неумении при необходимости пересмотреть свою жизненную позицию в новых обстоятельствах. Именно поэтому необходима целенаправленная работа с людьми, которые испытывают проблемы в адаптации, а поскольку социальная адаптированность входит в состав критериев социально-культурного развития, повышение уровня которого мы ставим своей целью, то мы предполагаем, что наряду с другими критериями будет повышаться и этот.

Что касается социальной активности, то всего лишь 15% тестируемых обладают высоким уровнем, 66% - средним и низким - 19%. Современное общество со своими социально-экономическими переменами требует от человека кардинальных изменений в его духовно-психологическом облике. Человек должен не только обладать высокими адаптационными способностями, но и, подстраиваясь под меняющиеся жизненные условия, менять свои личностные качества, уметь управлять своей жизнью и собственным развитием. Полученные нами результаты говорят о том, что необходимо провести работу по активизации этой направленной на преобразования себя и окружающего мира деятельности. Результатом этой работы должно стать желание действовать целеустремленно и настойчиво, добиваться поставленных целей. А это в свою очередь будет повышать качество процесса социально-культурного развития в условиях работы национально-культурного центра.

Уровень способности к саморазвитию представлен такими цифрами: 15% респондентов обладают низким уровнем, 65% - средним и 20% - высоким.

Еще одним важным и необходимым критерием социально-культурного развития личности является способность к рефлексии, являющаяся условием успешного межличностного взаимодействия. Диагностику уникального качества рефлексивности, то есть способности человека осознавать и произвольно регулировать свою деятельность, мы проводили с помощью методики А.В. Карпова. Исследование показало, что большинство испытуемых обладает средним уровнем рефлексивности (68%), низкий уровень показали - 15% и лишь 17% опрошенных обладают высокоразвитой рефлексивностью. Процесс развития личности мы рассматриваем в качестве процесса возрастания уровня рефлексивности и степени рефлексивности социального мира, образ которого становится более связанным со смыслополагающими механизмами [5]. Поскольку человеческое сознание всегда включает осведомлённость человека о себе в контексте других людей [7], то есть в контексте коммуникации с ними, то целенаправленное педагогическое воздействие, направленное на социально-культурное развитие, способствующее успешной коммуникации, будет являться залогом успешного развития процесса повышения уровня рефлексивности.

Поскольку процесс социально-культурного развития имеет своим результатом успешную социализацию личности, а результатом процесса социализации является включение социального в структуру личности, то многие авторы (Н.А. Банько, И.И. Барахович, В.Б. Мещеряков, З.А. Ягудина и др.) в качестве критериев социально-культурного развития используют компоненты структуры личности и, соответственно, методики изучения личности [2]. Известно, что главной характеристикой в структуре личности является рассмотренная нами ранее направленность личности. Диагностику направленности личности мы проводили с помощью ориентационной анкеты Б. Басса. С помощью данной методики удалось выявить следующие виды направленности личности: 43% всех опрошенных обладают направленностью личности на себя, которая создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Люди с личной направленностью чаще всего бывают заняты самими собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагируют на потребности окружающих их людей: игнорируют интересы коллег или работу, которую должны выполнить, в которой видят прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других участников коллектива [1].

Направленностью на взаимные действия в группе обладают 35% респондентов. Поступки людей с таким типом направленности определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по коллективу, в данном случае - национально-культурного центра. Такие люди проявляют интерес к совместной деятельности, хотя могут и не способствовать успешному выполнению задания, поскольку нередко их действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность присуща 22% всех тестируемых и отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такие люди стремятся к сотрудничеству и добиваются наибольшей продуктивности группы, а поэтому стараются доказать точку зрения, которую считают полезной для выполнения поставленной задачи [3].

Мы предполагаем, что результаты данного тестирования будут полезны не только нам в дальнейшем исследовании, но и педагогам центра национальной культуры, чтобы определить эффективность работы отдельных участников в связи с их отношением к решению отдельных задач и пытаться повысить показатели направленности на общение, взаимные действия и на результат, которого добиваются в процессе совместной работы участники национально-культурного центра.

Следует отметить, что образовательная среда национально-культурного учреждения представляет собой систему условий формирования личности. Социальное и пространственно-предметное окружение центра национальной культуры дает возможности для развития личности, ее образования и приобретения необходимого социального опыта. А эти факторы в свою очередь являются главными критериями развития креативности как условия творческой самореализации современной российской семьи. Сам национально-культурный центр как культурно-досуговое учреждение предоставляет возможность развития творческого потенциала каждого его участника посредством своей гибкой педагогической системы, направленной на раскрытие способности личности к творческой самореализации. Для диагностики креативности мы воспользовались взрослым вариантом теста вербальной креативности (RAT) С. Медника, адаптированным А.Н. Ворониным. Наша работа была направлена на выявление и оценку существующего креативного потенциала. Для подсчета результатов мы использовали процентильную шкалу (табл. 1 [4]), построенную для индекса оригинальности, индекса уникальности и для показателя количества ответов, и попытались определить место каждого тестируемого относительно данной выборки, делая вывод о степени развития у него креативности, а затем высчитали средние показатели в группе.

Таблица 1 - Процентильная шкала теста вербальной креативности С. Медника для определения степени развития креативности и продуктивности

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

1,00

0,94

0,91

0,86

0,81

0,61

3

19,00

6,00

4,00

3,00

2,00

0,00

4

49,00

20,00

15,00

12,00

10,00

1,00

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности;

4 - количество ответов.

Так, у большинства испытуемых (87%) сумма оригинальностей ответов составила 21, 65, а всего ответов в протоколе в среднем 26. Получается, что индекс оригинальности равен 0,79. Количество уникальных ответов в среднем - 8. Это значит, что в среднем все участники эксперимента находятся между 80% и 100% процентилем, что означает, что от 80 до 100% людей в данной выборке обладают вербальной креативностью (по индексу оригинальности) выше, чем у участников эксперимента. Показатель индекса уникальности также невысокий (от 80 до 100% имеют индекс более высокий). Если индекс уникальности показывает способность человека к созданию нового, то количество ответов говорит о степени продуктивности и работоспособности. Автор теста уверен в том, что этот индекс связан с мотивацией достижения, которая тем выше, чем выше количество ответов.

Следует еще раз отметить, что под креативностью мы понимаем «восприимчивость, чувствительность к проблемам, открытость новым идеям и склонность разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [6, c. 20]. Все эти качества, ведущие к развитию жажды познания, интеллектуальных и творческих способностей, по нашему мнению, способствуют успешной социализации, а самое главное, повышают уровень социально-культурного развития.

Итак, проведя диагностику уровня социально-культурного развития семьи с помощью отобранных нами методик и в соответствии с обозначенными критериями, мы можем сделать вывод, что поскольку критериальные показатели в преобладающем большинстве говорят о низком и среднем уровне рассматриваемого качества, то и общий уровень социально-культурного развития также не превышает средний уровень. Это говорит о том, что целенаправленная работа по повышению уровня социально-культурного развития семьи в национально-культурном центре осуществляется в недостаточной степени. Поэтому, необходимо провести целенаправленную педагогическую работу по повышению уровня социально-культурного развития семьи в целом, повышая средние показатели по каждому качеству, обозначенному нами в критериях.

Рецензенты:

  • Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск.
  • Новаторов В.Е., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск.