Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

EFFECTIVENESS OF SCHOOL-BASED PROGRAMS OF DRUG ABUSE PREVENTION AMONG ADOLESCENTS: REVIEW OF FOREIGN ARTICLES

Tsvetkova L.A. 1
1 St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia
Проведен анализ зарубежных публикаций, описывающих различные программы профилактики употребления наркотиков подростками, которые могут быть реализованы в школах. Анализируется эффективность профилактических программ на основании данных об их воздействии на установки и поведение подростков в сфере употребления наркотиков, на факторы, провоцирующие подростковое наркопотребление и препятствующие ему.
Foreign scientific publications which describe different school-based programs of drug abuse prevention among adolescents are analyzed. The effectiveness of prevention programs is analyzed taking into account their impact on adolescents’ drug-related attitudes and behavior as well as on protection and risk factors of adolescents’ drug abuse.
adolescents
drug abuse
prevention
school
Введение. В настоящее время в учебных заведениях, в том числе в школах, реализуется большое количество профилактических антинаркотических программ. Однако зачастую они вообще не предполагают оценку эффективности, либо их эффективность оценивается на основании мнений о них подростков, принимавших в них участие. В большинстве случаев программа считается эффективной, если она понравилась большинству участников. Практически не оценивается воздействие таких программ на установки и поведение подростков, связанные с употреблением наркотиков. В то же время в зарубежных странах, в частности в Европе и США, изменение установок и поведения подростков в результате их участия в профилактических антинаркотических программах является одним из основных критериев эффективности профилактических программ.

Цель исследования - анализ эффективности различных школьных программ профилактики подросткового наркопотребления на основании данных об их воздействии на установки и поведение подростков в сфере употребления наркотиков, на факторы, которые провоцируют употребление наркотиков подростками или, напротив, препятствуют наркопотреблению.

Материал и методы исследования. Было проанализировано 8 зарубежных статей, посвященных эффективности различных профилактических антинаркотических программ, которые могут быть реализованы в школах. Публикации были найдены в базе данных библиотеки Йельского университета (Yale University Library) по ключевым словам: «наркотики» («drug»), «психоактивные вещества» («substance abuse»), профилактика («prevention»), школьный («school-based»). Использовалась классификация школьных профилактических антинаркотических программ, предложенная G.J. Botvin и K.W. Griffin. Они выделили следующие основные подходы к профилактике подросткового наркопотребления в учебном заведении: информирование, обучение стратегиям управления эмоциональным состоянием, предоставление альтернатив употреблению наркотиков, формирование у подростков навыков противостояния социальному влиянию и повышение социальной компетентности [1]. Не рассматривались программы, к реализации которых привлекаются сами подростки.

Результаты исследования и их обсуждение. Ниже кратко описаны основные виды программ профилактики употребления наркотиков подростками, которые могут быть реализованы в школах. Приводятся данные об эффективности каждого из подходов.

Информирование предполагает предоставление подросткам фактической информации о наркотиках, о процессе формирования зависимости, о негативных последствиях наркопотребления. Некоторые такие программы могут содержать компонент, направленный на запугивание подростков [1].

Исследования показали, что такие профилактические программы недостаточно эффективны. Они оказывают воздействие на уровень информированности подростков о наркотиках, но не приводят к изменению поведения [8]. В некоторых случаях эти программы вызывают у подростков любопытство и желание попробовать наркотики и тем самым провоцируют наркопотребление [7].

Обучение стратегиям преодоления, как правило, предполагает обучение подростков стратегиям принятия решений, формирование у них навыков уверенного поведения и коммуникативных навыков. Такие программы могут также включать компоненты, направленные на формирование у подростков представлений о том, что употреблять наркотики недопустимо. Исследования показали, что эти программы эффективно воздействуют на один или несколько факторов «риска», но не способствуют изменению поведения подростков, связанного с употреблением наркотиков [4].

Можно выделить три основных типа программ, предполагающих предоставление подросткам альтернатив употреблению наркотиков. Программы первого типа направлены на организацию досуга подростков и вовлечение их в такие виды деятельности, которые могут быть альтернативой употреблению наркотиков (занятия спортом, хобби, дополнительные обучающие мероприятия и др.). В основе таких программ лежит предположение, что если подростки будут вовлечены в виды деятельности, настолько же привлекательные, как и употребление наркотиков, они не будут употреблять наркотики.

Программы второго типа включают в себя различные мероприятия на открытом воздухе, направленные на повышение у подростков уверенности в себе, самооценки, на формирование команды. В основе этих программ лежит предположение, что для того, чтобы подростки не употребляли наркотики, нужно улучшить их представления о себе, о других, об окружающем мире.

Программы третьего типа направлены на преодоление негативных переживаний, которые могут вызвать у подростков желание попробовать наркотики. В частности, в рамках таких программ в учебных заведениях могут создаваться комнаты для релаксации [1].

Данные об эффективности профилактических программ, предполагающих предоставление подросткам альтернатив употреблению наркотиков, противоречивы. Некоторые исследователи отмечают, что такие программы не оказывают воздействия на поведение, связанное с употреблением наркотиков [2]. Другие исследователи считают, что такие программы эффективны [6].

Профилактические программы, реализуемые в рамках подхода, предполагающего формирование у подростков навыков противостояния социальному влиянию, направлены на формирование у них навыков выявления воздействий со стороны представителей социального окружения, направленных на их вовлечение в употребление наркотиков, и навыков противостояния таким воздействиям. Также такие программы предполагают повышение информированности подростков о негативных последствиях употребления наркотиков, которые появляются сразу же после их употребления, формирование групповых норм, не допускающих употребления наркотиков.

Можно выделить три основных типа программ, реализуемых в рамках этого подхода. Программы первого типа - «психологическая прививка» - предполагают формирование у подростков навыков отказа от употребления наркотиков в ситуациях, когда представители ближайшего социального окружения провоцируют их употребление.

Программы второго типа направлены на коррекцию представлений подростков о том, какое количество их сверстников реально употребляют психоактивные вещества (при этом предоставляются объективные данные). Так, например, чтобы показать, сколько человек в классе курят, предоставляют данные анализа слюны. Подростки понимают, что количество их сверстников, которые употребляют определенные психоактивные вещества, гораздо меньше, чем им кажется на первый взгляд. Иногда эти программы сопровождаются формированием навыков отказа от употребления психоактивных веществ в ситуациях, когда их предлагают сверстники.

Программы третьего типа направлены на формирование у подростков навыков противостояния негативному социальному влиянию. Они направлены на обучение подростков выявлению ситуаций «риска», в которых на них могут оказывать социальное давление и вовлекать в употребление психоактивных веществ, на обучение избеганию таких ситуаций, и на формирование навыков противостояния негативному социальному влиянию в том случае, если избежать таких ситуаций не удалось [1].

W.B. Hansen провел обзор исследований эффективности различных видов профилактических программ, данные о которых были опубликованы в период с 1980 по 1990 гг. Было выявлено, в частности, что программы, предполагающие формирование у подростков навыков противостояния социальному влиянию, эффективно предотвращают употребление подростками наркотиков. При этом большинство (63%) таких программ оказало позитивное воздействие, примерно треть (26%) не оказала никакого влияния и десятая часть (11%) оказала негативное воздействие на поведение подростков, связанное с употреблением наркотиков [3].

Сторонники подхода повышения социальной компетентности считают, что подростки не всегда употребляют наркотики под давлением представителей социального окружения. Возможно, некоторые из них сами хотят попробовать наркотики.

Профилактические программы, реализуемые в рамках этого подхода, предполагают комплексное воздействие на факторы, определяющие выбор подростками поведения в ситуациях, связанных с употреблением наркотиков. Такие программы предполагают формирование у подростков навыков принятия решения противостояния социальному влиянию и негативному влиянию средств массовой информации, навыков постановки целей, уверенного поведения, преодоления стресса и беспокойства, основных социальных навыков (коммуникативных навыков, навыков формирования дружеских отношений). Формируются навыки поведения в целом и навыки поведения в ситуациях, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Исследования, посвященные оценке эффективности профилактических программ, направленных на повышение социальной компетентности, показали, что эффективность таких программ очень высока - они позволяют снизить уровень распространенности употребления наркотиков среди подростков на 40-80% [1].

N. McBride проанализировала: 1) научные статьи за период с 1990 по июнь 2001 г., в которых приводился обзор исследований эффективности профилактических программ, реализованных в школах; 2) данные первичных исследований, проведенных в период с 1997 по 2001 г., в которых оценивалась эффективность отдельных профилактических программ. Она ввела критерии, на основании которых из 165 обзорных статей были отобраны 11, а из 69 статей, содержащих данные об эффективности отдельных профилактических программ, были отобраны 5. На основании их анализа были выделены следующие основные критерии потенциально эффективных профилактических антинаркотических программ в школе:

  1. своевременность: эффективные программы реализовывались в тот период, когда: а) большинству учащихся впервые предлагают попробовать наркотики; б) увеличивается распространенность употребления психоактивных веществ среди подростков и формируются паттерны их употребления в ситуациях, наиболее опасных для здоровья (например, когда подростки начинают водить машину в состоянии алкогольного опьянения);
  2. привлекательность для подростков: профилактические программы должны соответствовать потребностям подростков, которые будут в них участвовать, - должны быть понятными и интересными для подростков;
  3. направленность на повышение возраста первой пробы наркотиков и на предотвращение употребления наркотиков;
  4. наличие в программах мероприятий, направленных на поддержание результата: после завершения профилактической программы периодически должны проводиться встречи с участниками, направленные на то, чтобы поддержать изменения, достигнутые в ходе реализации программы;
  5. наличие в программах мероприятий, направленных на оценку и изменение групповых норм;
  6. использование интерактивных методов: эффективные программы предполагают предоставление учащимся возможности обменяться мнениями и опытом со сверстниками, сформировать навыки и получить обратную связь о том, насколько эффективно получается их применить;
  7. направленность в первую очередь на изменение поведения учащихся, а не на повышение уровня информированности и изменение установок учащихся;
  8. определение содержания программы с учетом возраста представителей целевой группы, на которых она направлена: для учащихся в возрасте 12 лет и младше эффективны программы, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ в целом, для учащихся 12 лет и старше эффективны программы, направленные на профилактику употребления отдельных видов наркотиков - тех, употребление которых наиболее распространено в школе, где проводится программа;
  9. наличие в программах компонента, предполагающего работу с учителями: эффективные программы предполагают обучение учителей проведению профилактической работы, а также проведение дополнительных встреч с учителями, которые прошли обучение, после окончания обучающей программы для того, чтобы закрепить полученные в ходе обучения знания и навыки;
  10. описание программ составлено в удобной для сотрудников школ форме: эффективные программы описаны таким образом, чтобы сотрудники школы могли с ними познакомиться и провести их;
  11. финансирование мероприятий по организации профилактической работы в учреждении: в эффективных программах есть средства на оплату обучения учителей, а также их работы по планированию профилактических мероприятий и закупку необходимых для профилактической работы материалов и оборудования [5].

Заключение. Анализ зарубежных публикаций показал, что среди различных программ профилактики наркопотребления, которые могут быть реализованы в школах, наиболее эффективными являются программы, направленные на повышение социальной компетентности подростков. Они позволяют оказать наиболее существенное воздействие на поведение подростков, связанное с употреблением наркотиков. При этом одним из важнейших компонентов эффективных профилактических программ является подготовка сотрудников школы к проведению профилактической работы.

Рецензенты:

  • Никольская И.М., д.псх.н., профессор, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», г. Санкт-Петербург.
  • Соловьева С.Л., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова Минздравсоцразвития России, г. Санкт-Петербург.

Работа получена 04.08.2011