Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SHARING TEACHING WORK EXPERIENCE ON THE PREPARATORY FACULTY

Elizarova L.J. 1 Protsenko U.V. 1 Oleshko T.V. 1
1 JOU VPO Rostov State Medical University Rostov-on-Don, Russia
Рассматриваются вопросы повышения качества обучения иностранных граждан на подготовительном факультете РостГМУ: координация работы преподавателей кафедр русского языка и общетеоретических дисциплин, создание учебно-методических комплексов, привитие навыков самостоятельной работы, соблюдение принципа преемственности обучения на довузовском этапе и на первом курсе и др., что способствует решению вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки иностранных студентов.
Questions of improving training quality of foreign students on the preparatory faculty at Rostov State Medical University are being considered^ coordination in working of Russian language teachers department and departments of general – theoretical disciplines writing of training and methodical appliances, development of self-studding skills, observance of continuity of training on the preparatory (pre-university) level and on the first year study which leads to solving continuous quality improvement problems in vocational training of foreign students.
quality of training ways of improving
В современном мире обострения социально-экономических отношений, конкурентной борьбы на рынке международных образовательных услуг особое значение приобретает совершенствование структуры, форм и методов подготовки специалистов для зарубежных стран. Процессы глобализации экономики, проблемы вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки иностранных студентов в условиях каждого конкретного вуза. Подготовительный факультет Ростовского государственного медицинского университета - базовый факультет Минздрава РФ - является начальным этапом профессионального образования для иностранных учащихся, будущих медиков, на котором закладывается фундамент качества обучения на русском (неродном) языке. Координация работы преподавателей кафедр русского языка и кафедр общетеоретических дисциплин (общей биологии и анатомии, физики, математики и химии) способствует соблюдению в учебном процессе единого языкового режима, разработке учебных тем, созданию методических пособий и учебников медико-биологической направленности, которые формируют достаточный уровень профессиональной, языковой и коммуникативной компетенции, обеспечивают потребности будущих студентов-медиков в практическом овладении русским языком как средством общения в учебно-профессиональной сфере деятельности. Вот почему вопросы межпредметной координации являются особенно актуальными на  довузовском этапе. Эта координация, на наш взгляд, заключается в следующем:
  • соотнесение тем, включенных в изучение общетеоретических дисциплин, и материала по научному стилю речи на занятиях по русскому языку;
  • отбор лексико-грамматических средств, свойственных конкретной дисциплине общетеоретического цикла;
  • определение этапов для презентации лексико-грамматических конструкций по научному стилю речи;
  • разработка структуры лингвометодического аппарата учебников и пособий по общетеоретическим предметам.

Понятие «лингвометодический аппарат» было впервые введено А.И.Сурыгиным как «система методических средств в учебниках по общенаучным дисциплинам на неродном для учащихся языке, создающая условия для формирования коммуникативных и речевых умений и языковых знаний на материале дисциплины».

Лингвометодический аппарат учебников по научно-естественным предметам включает следующие элементы:

  • языковые конструкции, типичные в коммуникации на занятиях;
  • перечень терминов - новых слов и словосочетаний, которые впервые вводятся в тексте;
  • наличие иллюстративного материала, способствующего семантизации новой лексики и формированию речевых умений;
  • адаптация языка учебных текстов к уровню владения иностранными студентами русским языком;
  • система контрольных вопросов к тексту;
  • система заданий по управлению учебно-познавательной деятельностью студентов.

Наличие развитого лингвометодического аппарата в «Пособии по биологии» (М., 2004), в «Учебном пособии по механике» (РостГМУ, 2000) и др., созданных на кафедрах общей биологии и анатомии, физики и математики в тесном сотрудничестве с преподавателями русского языка, способствует формированию коммуникативных и речевых умений и языковых знаний иностранных студентов на материале дисциплины.

Учебный текст научного характера, связанный с будущей специальностью студента, лежит в основе обучения навыкам монологического высказывания.

Для обучения инициативной (спонтанной) устной речи по рекомендации современных методистов-филологов учащимся предлагается набор конструкций и определенный список лексического материала, из которого они смогут продуцировать речь. Подставляя в данные конструкции необходимые слова, студенты получают бесконечное количество вариантов, представляющих логически связанные речевые высказывания.

В начале обучения преподаватели общеобразовательных дисциплин на своих занятиях значительную часть времени уделяют овладению студентами языка дисциплины. В этом специфика работы с иностранными учащимися на подготовительном факультете.

Снятие трудностей этого периода осуществляется с помощью специальных методических приемов, в числе которых:

  • использование фонетических упражнений;
  • многократное предъявление материала с опорой на модели научного стиля речи;
  • строгая минимизация вводимой лексики;
  • применение поурочных тематических словарей;
  • проведение контрольных работ, включающих терминологическую лексику и модели научного стиля речи, которые входят в активную языковую коммуникацию по соответствующему предмету.

Речевое общение осуществляется посредством таких видов речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо. Поскольку в процессе коммуникации все виды речевой деятельности тесно взаимосвязаны, то в ходе формирования навыков и умений в одном виде деятельности, как показывает опыт, следует опираться на соответствующие навыки и умения в других видах. Так, невозможно обучение говорению без обучения слушанию, а обучение правилам чтения - без опоры на слуховые и зрительные источники восприятия.

Постепенное и целенаправленное овладение языком как средством общения в учебно-научной сфере способствует формированию у иностранных учащихся коммуникативно-речевых компетенций.

Следует отметить, что в последнее время значительно снизился уровень базовой подготовки по общеобразовательным дисциплинам иностранных студентов, приезжающих на подготовительный факультет; имеет место длительный и неравномерный их заезд, что ещё более усиливает необходимость координации работы всего коллектива преподавателей. Всё это требует от преподавателей-естественников более экономного, рационального построения учебного процесса, ориентирует не только на специфику предмета, но и на языковое оформление материала.

Большое значение при этом имеет иллюстративно-графическая сторона представления понятий, формулировок законов, процессов, явлений. Натуральные модели и их изображения являются наглядной опорой для формирования у иностранных учащихся конкретных образов изучаемых объектов, на основе которых формируются научные понятия, и создают тот эмоциональный фон, без которого знания не могут быть поняты и достаточно прочно усвоены. Включение зрительного и эмоционального каналов делает восприятие более глубоким и прочным.

Опыт преподавания на кафедрах естественнонаучных дисциплин показывает, что одним из важнейших умений, приобретаемых выпускниками подготовительного факультета РостГМУ, является способность самостоятельно работать с учебником. При систематическом выполнении этой работы повышается качество и прочность усвоения учащимися знаний предмета, развиваются познавательные процессы, мыслительная и речевая деятельность, активизируются внимание и память, что способствует интенсификации процесса обучения. С целью его оптимизации на кафедрах общетеоретических дисциплин проводится серьезная работа по созданию учебно-методических комплексов (УМК), включающих разнообразие инновационных инструментов, используемых для развития креативности обучающихся в условиях аудиторной и самостоятельной работы. Важной составной частью учебно-методического комплекса является учебная программа, которая составлена в соответствии с модульным подходом к формированию содержания образования с учетом будущей профессиональной ориентации студентов и особенностей преподавания некоторых разделов, например, медицинской биологии и генетики, медицинской и биологической физики на первом курсе основного факультета РостГМУ. Соблюдение принципа преемственности обучения на подготовительном факультете и на основных факультетах заложено в основу тематических планов и программ, специальных учебных пособий и учебно-методических разработок, входящих в учебно-методический комплекс.

Создание УМК дисциплин, составленных в соответствии с современными требованиями к содержанию образования и учитывающих специфику работы с иностранными студентами довузовского этапа обучения, служит эффективным инструментом при организации учебной работы на подготовительном факультете.

В настоящее время Ростовский государственный медицинский университет осуществляет подготовку иностранных студентов, как по государственной линии, так и внебюджетных.

С 1964 года по программе довузовской подготовки прошли обучение более 10000 студентов из следующих стран со всех континентов:

Европа: Албания, Великобритания, Германия, Греция, Македония, Сербия-Черногория, Финляндия;

Северная и Латинская Америка: Аргентина, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Суринам, США, Уругвай, Чили, Эквадор;

Африка: Алжир, Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Ботсвана, Гана, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Заир (ДРК), Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Конго, Кот-д¢Ивуар, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Маврикий, Мозамбик, Марокко, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сенегал, Свазиленд, Судан, Сомали, Того, Тунис, Танзания, Уганда, Чад, ЦАР, Эфиопия, ЮАР;

Азия: Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Израиль, Индонезия, Йемен (б. НДРЙ и ЙАР), Индия, Иордания, Ирак, Иран, Кипр, Китай, КНДР, Республика Корея, Камбоджа, Кувейт, Лаос, Ливан, Мальдивы, Монголия, Непал, Оман, Палестина, Пакистан, Сирия, Таиланд, Турция, Филиппины, Шри-Ланка.

В настоящее время увеличилось количество  студентов из стран ближнего зарубежья.

В заключение, как итог применения научно-обоснованных методик обучения общеобразовательным дисциплинам на неродном языке, приведем данные по динамике абсолютной успеваемости (в %) и показателя качества (в %) по биологии на подготовительном факультете и на I курсе лечебно-профилактического факультета для иностранных студентов, обучающихся в русскоговорящих группах.

Графики изменения абсолютной успеваемости (%) по биологии и медицинской биологии на подготовительном факультете и на первом курсе соответственно.

Графики изменения показателя качества (%) по биологии и медицинской биологии на подготовительном факультете и на первом курсе соответственно.

Рецензенты:

  • Буриков А.А., д.б.н., профессор, зав. кафедрой общей биологии, ФГАОУ ВПО «Педагогический институт ЮФУ», г. Ростов-на-Дону.
  • Вардуни Т.В., д.п.н., профессор, доцент кафедры генетики, ФГАОУ ВПО ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.

Работа получена 27.06.2011.