Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

PROGNOSTIC THE IMPORTANCE OF THE SURVEY AS A METHOD OF STATE OF BEFORE THE ILLNESS IN CONNECTION WITH THE TEACHING PROFILE AND PHYSICAL KONДИЦИЯМИ STUDENTS

Иванов А. А., Кожевникова Н.Г.
В статье приведены данные по определению прогностической значимости анкетирования как метода выявления состояния предболезни в связи с профилем обучения и физическими кондициями студентов. Суть предложенного анкетного опроса – определение начала срыва адаптации на основе оценки доминирующих признаков и симптомов.
The article presents data to determine the prognostic significance of questioning as a method of identifying the state of preexisting diseases in relation to the profile of training and physical condition of students. The essence of the proposed questionnaire – the definition of early failure of adaptation based on an assessment of dominant signs and symptoms.
В настоящее время, на территории России, в различных формах обучения получают образование порядка пяти с половиной миллионов студентов по самым различным специальностям.

У многих студентов выявляется ослабление иммунной защиты, от которой зависит их здоровье и успешность учебной и спортивной деятельности. В состоянии предболезни выраженность симптомов снижения иммунитета повышается.

Очень остро стоит проблема самооздоровления студентов. Самооздоровление студентов нужно понимать как систему оздоровительных немедикаментозных мероприятий, осуществляемых силами самих студентов, способствующих укреплению здоровья и физи­ческой реабилитации ослабленных студентов, предрасположенных к за­болеваниям или подверженных им (при типичных заболеваниях студентов и преморбидных состояниях)[3-4]. Причем, эти мероприятия не подменяют врачебной помощи студентам, а предваряют или дополняют её.

Студенты должны уметь определить суть предпатологического состояния и отобрать средства, которые будут способствовать его ликвидации. Предпочтение должно отдаваться самостоятельным  формам  подготовки с выдачей заданий на учебно-тренировочных занятиях, на которых можно проводить и тестирование выраженности симптомов состояния предболезни. Важной задачей также является приобретение студентами навыков по укреплению своего здоровья, которые понадобятся им не только в период учёбы, но и в процессе будущей профессиональной деятельности.

Как система, самооздоровление студентов, прежде всего, должно охватить студентов медицинских и физкультурных вузов, как обладающих достаточным объёмом оздоровительных знаний и навыков. К сожалению, на практике  проблеме коррекции состояния предболезни студентов не уделяется должного внимания.

Общепринятая классификация предболезненных состояний организма (Р.М. Баевский, 1979: Баевский P.M., Берсенева А.П., Максимов А.Л., 1996) с коррекциями А.М.Перхурова (2006) включает:

  • состояния с достаточным функциональным (адаптационным) резервом;
  • донозологические состояния (ДС), при которых неблагоприятные сдвиги в работе организма компенсируются за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
  • преморбидные состояния (ПС), которые характеризуются снижением функциональных резервов организма, состояния срыва адаптации, развития заболеваний.

Состояние неудовлетворительной адаптации, когда функциональные резервы снижены, должно уже быть отнесено к преморбидным, всегда имеющим до-  и клиническую манифестацию, однако с точки зрения клиницистов, только срыв адаптации может быть отнесён к состоянию болезни, в то время как все остальные состояния могут рассматриваться как различные уровни здоровья. К числу  простых методов диагностики особенностей  функционального состояния, особенно на первом этапе для последующего углубленного тестирования, относится анкетный опрос. При помощи метода анкетирования можно с минимальными затратами получить больший массив выборки данных  исследования при достаточной степени  их объективности и валидности (Начинская С.В., 2005).

На первом этапе исследования выявлялись наиболее часто встречаемые варианты отклонений  в состоянии здоровья исследуемых контингентов студентов. В опросе участвовали студенты трех московских вузов МАЭП (Московская академия экономики и права); РГУФКСиТ и МГМСУ 3-5 курсов. Всего обследовано студентов-стоматологов - 68; студентов РГУФКСиТ - 75; студентов-экономистов - 53. Таким образом,  всего подверглись анализу  196 анкет, заполненных  студентами.  Использован метод количественной оценки уровня здоровья учащихся и студентов, разработанный в Научном центре охраны здоровья детей и подростков РАМН (Гончарова А.Г., Крылов Д.Н., Бережков Л.Ф.,1997), который с успехом может применяться и в отношении взрослых людей.

Для второго анкетного опроса разработана и проверена эффективность специальной экспресс-анкеты по выявлению состояния предболезни, которая отражает наиболее значимые признаки донозологических и преморбидных состояний (табл. 1). Достоинством данного анкетного метода оценки здоровья является быстрота его проведения и анализа данных. Анкета построена по нозологическому и функционально-системному принципу и включает в себя вопросы по 12 блокам.

Первые шесть блоков вопросов позволяют выявить нарушения поведения человека пограничного уровня состояния болезни, определить следующие синдромы.

  1. Астенический синдром - поведение, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому или умственному напряжению, раздражительностью, частой сменой настроения, слезливостью, капризностью, вегетативными расстройствами. По преобладанию явлений потери самообладания, несдержанности, раздражительности или наоборот - быстрой истощаемости, раздражительной слабости выделяют гиперстенический или гипостенический астенический синдромы.
  2. Невротический синдром - поведение, характеризующееся субъективными переживаниями (чувство тревоги, собственной неполноценности, навязчивые мысли, воспоминания и т.д.), соматовегетативными расстройствами (нарушенный сон, плохой аппетит, рвота, диарея, учащенное сердцебиение и т.д.).
  3. Истероподобный синдром - для поведения человека характерны беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.
  4. Психастенический синдром - для поведения человека характерны нерешительность и склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, и легкость формирования навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.
  5. Патохарактерологический синдром - особенности поведения связанные с «плохим характером», реакциями протеста, асоциальным поведением, обусловленными психотравматической ситуацией в детском возрасте и (или) неправильным воспитанием.
  6. Цереброастенический синдром - поведение, с представленными симптомами церебрального происхождения (головокружение, психосенсорные расстройства и т.д.), связывают с отставанием развития центральной нервной системы.

Еще пять блоков вопросов относятся к симптомокомплексам, отражающим состояние таких функциональных систем, как система «ухо-горло-нос» (ЛОР органов), желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), сердечно-сосудистая система, система кроветворения (анемический синдром), иммунная система (аллергический синдром).

Последний блок - вегето-сосудистая дистония - характеризуется комплексом симптомов, отражающих состояние вегетативной нервной системы. Этот синдром объединяет признаки нарушения  водного баланса, терморегуляции потоотделения и т.д. и формируется под воздействием травматических психических факторов.

Таблица 1.Экспресс-анкета выявления состояния предболезни

Признак

Ответ

1

Повышенная утомляемость

 

2

Артралгии (ломота в суставах)

 

3

Лихорадочное состояние

 

4

Разбитость

 

5

Вялость

 

6

Депрессия, апатия

 

7

Ухудшение зрения

 

8

Быстрое наступление утомления при физических нагрузках

 

9

Быстрое наступление утомления при умственных нагрузках при снижении  работоспособности и памяти

 

10

Повышенная раздражительность

 

11

Нежелание «напрягаться»

 

12

Тремор (повышенное дрожание кистей рук)

 

13

Выраженная и прогрессирующая усталость

 

14

Мышечный дискомфорт

 

15

Состояния тревоги

 

16

Головокружения

 

17

Окраска кожи лица и туловища - значительное, резкое покраснение или побледнение кожи лица и туловища, появление  синюшной окраски губ.

 

18

Потливость - большая (голова и туловище), особо резко выраженная (всего тела). 

 

19

Дыхание - значительное  учащение, резкое учащение, появление поверхностного дыхания через рот с отдельными глубокими вдохами, одышка.

 

20

Движения - не вполне уверенный шаг, колебания туловища при ходьбе, резкое покачивание, появление некоординированных движений.

 

21

Внимание - неточность и ошибки в выполнении команд, особенно при изменении направления, резко замедленное выполнение команд, восприятие только громких и повторных команд.

 

22

Самочувствие - ярко выраженные жалобы на резкую усталость, сердцебиение, одышку, тошноту, жжение в груди, иногда головную боль. 

 

23

Пульс по сравнению с привычным ( в покое) - выраженная тахикардия или брадикардия.

 

24

Анамнез - перетренировка, тяжёлая травма, болезни (наследственные - атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, подагра); хронический гастрит; миопия; неврозы; бронхиальная астма; синдром хронической усталости (СХУ);синдром психоэмоционального выгорания (СПЭВ).

 

25

Чувствуете ли Вы, что у Вас состояние предболезни, что из опыта предыдущего - Вы заболеете?

 

P.S. Поставить галочку в конце описания ощущаемого симптома.

25-ый вопрос - дискуссионный и может служить общим субъективным подтверждением выбранной градации общего количества баллов симптоматики, достаточного для характеристики состояния предболезни.

Каждый блок вопросов включает десять наиболее характерных симптомов, которые оцениваются по двум параметрам: по частоте встречаемости (редко - 1 балл, часто - 2 балла, постоянно - 3 балла) и по силе выраженности (слабо - 1 балл, умеренно - 2 балла, сильно - 3 балла). Исходя из результатов вычисления интегрального показателя, определить уровень здоровья по каждому синдрому можно, используя данные в табл. 2.

 Таблица 2. Оценка уровня проявления здоровья

Сумма баллов

Уровень здоровья резервов

от 0 до 12      

Высокий - 1

от 13 до 24    

Выше среднего - 2

от 25 до 36

Средний - 3

от 37 до 48    

Ниже среднего - 4

от 49 до 60

Низкий - 5

Апробация анкеты проходила на 100 студентах РГУФКСиТ. При анализе распределение средних значений уровня здоровья по синдромам, представленным на рисунке 1, видно, что студенты-стоматологи обладают более высоким уровнем здоровья по блокам признаков 1,2,3,4,5,6, 11 и 12, а студенты РГУФКСиТ - 7,8,9,10.

Рис. 1. Распределение средних значений уровня здоровья по синдромам

Примечание: 1 -  студенты РГУФКСиТ, 2 - студенты МАЭП, 3 - студенты МГМСУ.

Экономисты и юристы - студенты МАЭП по всем синдромальным блокам имели самый низкий уровень общего здоровья. Тем самым у стоматологов отмечается лучшие показатели со стороны нервно-психической сферы, меньшая выраженность аллергических реакций и вегето-сосудистых расстройств,  а у студентов   РГУФКСиТ - лучшие данные по разделам соматического здоровья.

Эти данные говорят о влиянии профиля обучения в вузе и общей телесной культуры (Лубышева Л.И., 1996 и др.) на показатели здоровья. Низкие данные экономистов и юристов заставляют задуматься не только о критериях  отбора студентов на специальность, но и о негативном отношении студентов к собственному здоровью, невнимании к оздоровительным проблемам со стороны администрации вуза.

Из анализа результатов следует, что наиболее ярко выраженными являются отклонения в уровне здоровья по следующим синдромам в порядке убывания: астенический, невротический,  истероподобный, психастенический, патохарактерологический, цереброастенический, симптомокомплекс вегето-сосудистой дистонии. Но помимо выявления только общих синдромов интерес представляет распределение значимости отдельных симптомов в ответах внутри одного синдрома. Полученные результаты анкетирования по 24 вопросам представлены  на рисунках 3 и 4. Апробация анкеты проходила на 100 студентах РГУФКСиТ.

Рис. 2. Значимость признака функционального состояния

Примечание: По горизонтали - признаки анкеты.

По вертикали - количество студентов с данным симптомом.

Рис. 3. Распределение положительных ответов по выборке

Примечание: По горизонтали: индивидуальные данные.

По вертикали: количество положительных ответов.    

При оценке массива ответов на вопросы таблицы 1 для нас важно было выяснить процент положительных ответов, по которому можно будет судить о начале срыва процесса адаптации, не выясняя существа патологии. Для нас представляется важным выявить начальный этап её возможного развития без учёта факта, что в  продолжение процесса мы можем уже иметь то или иное заболевание.

Как оказалось, 30 % респондентов дали положительный ответ на 25 % вопросов в анкете по выявлению состояния предболезни. 29 студентов из этой группы отметили, что у них состояние предболезни.

Следовательно, каждый третий студент - спортсмен  РГУФКСиТ уже находится в состоянии предболезни. Это тревожные данные для физкультурного вуза, при отборе в который предъявляются повышенные требования к состоянию физического здоровья.

В дальнейших исследованиях планируется анкетирование студентов разного профиля обучения.

Следует отметить, что, так как четко определить границу донозологических и преморбидных состояний представляется очень сложным, то в данном случае термин «предболезнь» вполне уместен. Для дальнейшей констатации вектора срыва адаптации необходимо более углубленное инструментальное  исследование с учётом данных  анкеты по выявлению состояния предболезни, количества и направленности симптомов её проявления, Без таких данных невозможно научно обосновать и осуществить систему самооздоровления студентов, внедрение которой в режим труда и отдыха студенческой молодёжи представляется крайне необходимым, в том числе в связи с разработкой рядом вузов Концепций здорового образа жизни.

Литература

  1. Баевский P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека / Р.М. Баевский, А.П.Берсенева, А.Л.Максимов. - Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. - 55 с.
  2. Гончарова А.Г. Методические рекомендации по количественной оценке уровня здоровья школьников (экспресс-диагностика) / А.Г.Гончарова, Д.Н.Крылов, Л.Ф.Бережков. - М., 1997.
  3. Иванов А.А., Полиевский С.А. Актуализация системы самооздоровления студентов-спортсменов // Журнал "Образование и саморазвитие". -  2010. - №  6(22). - С. 24-32.
  4. Перхуров Д.М. Очерки донозологической функциональной диагностики в спорте / Под науч. ред. проф. Б.А. Поляева. - М.: РАСМИБРИ, 2006. - 152 с.
  5. Полиевский С.А., Иванов А.А., Рыбаков В.Б. Преморбидные состояния, двигательная активность и самооздоровление студентов // Преподаватель ХХI века. - 2009. -  №3. -  С.125-134.

Рецензенты:

  • Макеева В.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» ФГОУ ВПО «Государственный университет учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел.
  • Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой физического воспитания ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы», г. Орел.

 

Работа получена 12.07.2011.