Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODELING OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING KEY PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF UNIVERSITY TRAINING

Elkina N.V. 1 Tarabarina T.I. 1 Shkatova T.G. 1
1 Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky
Annotation. Modeling as a modern educational technology aims not only to activate the educational process, but also to become a "professional dominant" in the student's mind. The formation of the image of the profession for future teachers is becoming a priority today within the framework of subject-based education. In this regard, the educational materials used by the teacher in the classroom become an important means of stimulating interest in the educational and professional activities of the student, and the techniques, methods and forms of organization of the educational process are aimed at optimizing this activity. At the same time, key professional competencies are successfully formed, namely, intellectual, communicative and organizational. Modeling of future professional activity, based on the principle of dialogicity, takes into account the personality characteristics of students and stimulates their desire to acquire knowledge and skills. The article actualizes the approach to the formation of professional competence through the use of modeling technology. The authors give examples reflecting the sequence of inclusion in the educational process of elements of modeling the professional activity of a teacher from individual pedagogical situations to classes and other forms of organization of the educational process in kindergarten. During the training sessions, the skills of organizing and conducting work in children's educational institutions are developed.
competence
key competencies
model
pedagogical modeling
specification of tasks

Профессия педагога представляет собой сложную систему, относящуюся к социальной сфере. В связи с этим основной целью профессиональной подготовки квалифицированного работника является внедрение в учебный процесс новых подходов и образовательных технологий, направленных на формирование как общекультурной, так и психолого-педагогической готовности, включая овладение необходимыми компетенциями. Сегодня в структуре компетенций выделяют две группы: ключевые (или общие) и специальные (или профессиональные) компетенции. Ключевые компетенции необходимы для реализации различных видов профессиональной деятельности, а специальные компетенции помогают осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности [1].

Ключевые компетенции как важнейший результат образования (И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.О. Филатова, А.В. Хуторской и др.) должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин (как общеобразовательных, так и специальных) и проходить через все уровни образования. Следует также подчеркнуть, что формирование ключевых компетенций отражает метадеятельностный характер педагогической деятельности и выступает одним из важнейших направлений в процессе выстраивания механизмов подготовки педагогов [2]. Более того, в настоящее время организация процесса обучения носит практико-ориентированный характер, который, как известно, эффективно может реализовываться только в деятельности. В связи с этим можно утверждать, что компетенции формируются в процессе учебной деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.

Формирование ключевых профессиональных компетенций у будущих специалистов обеспечивает использование в образовательном процессе игрового моделирования педагогической деятельности. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем рассматривалась в работах А.Н. Дахина, Р.В. Габдреева, Э.Н. Гусинского, Л.М. Катаевой, В.М. Монахова, Ю.И. Тарского и др. Позиция ученых состоит в том, что для достижения высокого уровня педагогической компетентности студентов (будущих педагогов) необходимо интенсифицировать образовательный процесс.

Цель исследования. В данной статье рассмотрены возможности применения моделирования будущей педагогической деятельности как средства формирования ключевых профессиональных компетенций (интеллектуальной, коммуникативной, организаторской) у студентов в вузе.

Материал и методы исследования. Решение задач современного образования обеспечивается применением актуальных средств обучения, среди которых одним из наиболее эффективных является моделирование. По мнению Л.М. Катаевой, моделирование – это ключевая технология, позволяющая сконцентрировать внимание на составных частях системы, на наиболее значимых ее элементах и способах их взаимодействия [3].

Моделирование профессиональной деятельности относится к активным методам обучения. Известно, что активные методы, в отличие от пассивных, традиционных, имеют ряд особенностей (А.А. Вербицкий, И.М. Осмоловская, Г.К. Селевко), а именно, активизируют мышление, поддерживают длительный интерес к обучению, способствуют самостоятельному принятию студентами решений, учат взаимодействию в коллективе, повышают результативность обучения благодаря глубине и скорости переработки учебной информации [4-6].

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическое осмысление методологических подходов к применению моделирования в условиях педагогического вуза привело нас к рассмотрению «мягкой» образовательной модели. Как известно, «в "мягкой" модели процедура обучения – это не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, а создание условий, при которых становится возможным процесс самообразования ученика в результате его активного и продуктивного творчества» [7, с. 38].

Современными педагогами-исследователями накоплен богатый опыт использования технологий активного обучения студентов, а именно, игровых имитационных методов, методов моделирования профессиональной деятельности [8-10]. Педагогическое моделирование учебного процесса, утверждает М.В. Ядровская, помогает наладить учебно-педагогическое взаимодействие, найти новые способы активизации учебно-познавательной деятельности и средства реализации деятельностного подхода к организации обучения [11]. По мнению автора, педагогические модели позволяют обеспечить практико-ориентированный характер учебного процесса.

Педагогическое моделирование создает реальные условия профессиональной деятельности, в которых возникает возможность направленного вооружения студентов эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов будущей профессии. Такой подход, во-первых, дает студентам полное представление о будущей профессии (от целеполагания до достижения определенных результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет уже в процессе обучения овладеть необходимыми компетенциями для реализации профессиональных функций в ходе выполнения реальных трудовых обязанностей в дальнейшем.

Формирование ключевых профессиональных компетенций на учебных занятиях (в данной статье мы не рассматриваем педагогическую практику) с использованием игровых имитационных методов, моделирования педагогической деятельности представлено нами в виде трех структурных компонентов, а именно, содержательного (тематика учебных занятий строится на основе требований профессионального стандарта педагога дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), технологического (использование различных форм, средств и методов образовательного процесса в детском саду) и деятельностного (студенты моделируют свои действия по указанным преподавателем фрагментам педагогического процесса в дошкольной организации). Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в процессе выполнения заданий ключевые компетенции (интеллектуальная, организаторская, коммуникативная) формируются в комплексе, интегрально.

В процессе формирования интеллектуальной компетенции у студентов развивались стремление и умения мыслить самостоятельно, ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи и способам добывания знаний, демонстрировать независимость собственных суждений, критически оценивать суждения других.

Коммуникативная компетенция – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека, характеризующееся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого). Для педагога необходим высокий уровень коммуникативной компетентности, предполагающий не только владение технологией общения, но и личностную готовность к профессиональному общению.

Проявлениями организаторской компетенции, формируемыми в процессе обучения студентов, являются способность мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения организаторских действий; умения устанавливать субъект-субъектные отношения; умения организовать деятельность детей; умения реализовать педагогическое оценивание.

В ходе моделирования фрагментов педагогической деятельности студенты овладевают опытом организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; способами организации мероприятий по развитию, воспитанию и обучению детей; способами организации различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой, предметной, продуктивной.

На первых этапах преподаватель совместно со студентами воссоздает структуру педагогического процесса в детском саду и его отдельных фрагментов. При таком подходе к организации процесса обучения повышается субъектность студента и, следовательно, профессиональная мотивация [12; 13]. При разработке комплекса заданий для моделирования учитывается уровень освоения теоретического и практического материала. Приведем несколько примеров, отражающих последовательность включения в учебный процесс элементов моделирования профессиональной деятельности воспитателя.

Начинается работа с моделирования отдельных педагогических ситуаций. В ходе изучения дисциплин предметного модуля на практических занятиях формируются умения, направленные на осуществление образовательного процесса. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, которые надо решить, и предлагается смоделировать конкретную ситуацию. Например, провести подвижную игру, наблюдение на прогулке, организовать совместную деятельность детей по изготовлению поделок и пр. Важно отметить, что студенты при выполнении заданий проявляют самостоятельность и демонстрируют элементы индивидуального стиля педагогической деятельности.

На первых этапах освоения дисциплин методического модуля студентам предлагаются задания по моделированию отдельных фрагментов занятий (начало занятия в конкретной возрастной группе и по определенной образовательной области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»), проведение тематических физкультминуток и т.д. При этом тему занятия, необходимое оборудование, дидактические материалы студент выбирает самостоятельно. Затем в студенческой группе проходит демонстрация и обсуждение увиденного с целью уточнения необходимости и обоснования целесообразности представленных методов и приемов, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки.

Далее в учебный процесс включаются задания по составлению и защите проекта полного занятия в детском саду в соответствии с заданными условиями: возраст воспитанников детского сада; ведущие технологии и методы (методики) педагогической деятельности; время года; образовательная область (или области), по которой составляется конспект занятия. Спецификация заданий представлена в специально разработанных шаблонах. Рассмотрим ряд примеров.

После изучения темы «Множество» на занятиях по методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста преподаватель предлагает студентам шаблон со спецификацией задания (табл. 1).

Таблица 1

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема

Знакомство детей с множеством

Возраст

4-5 лет

Время года

Зима

Цель занятия

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход занятия

 

Следующий пример задания для моделирования из курса дошкольной педагогики (табл. 2). Студенты разрабатывают конспект занятия по организации экспериментирования как вида детской деятельности для детей 5-7 лет.

Таблица 2

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема

Экспериментирование

Возраст

6-7 лет

Время года

Весна

Цель занятия

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход занятия

 

Опираясь на предложенную структуру, студенты разрабатывают конспект занятия и затем моделируют его проведение в группе. В роли детей выступают волонтеры (одногруппники).

На практических занятиях отрабатываются умения по проведению не только занятий, но и других форм организации образовательного процесса в детском саду. Подготовка к проведению таких заданий требует от студентов привлечения знаний из различных образовательных областей. Например, студентам предлагается задание по разработке сценария музыкального развлечения (табл. 3).

Таблица 3

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема

«Сказка в музыке»

Возраст

5-7 лет

Время года

Зима

Цель

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Форма организации

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход сценария

 

Профессия воспитателя не ограничивается образованием дошкольников. Большое внимание уделяется работе с родителями и педагогами. Так, например, после изучения темы «Закаливание» по методике физического воспитания дошкольников студенты готовят конспект групповой консультации для родителей на тему «Помогите ребенку укрепить здоровье!» (табл. 4).

Таблица 4

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Физическое развитие

Тема

«Помогите ребенку укрепить здоровье!»

Возраст детей

6-7 лет

Время года

Зима

Цель консультации

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход консультации

 

Для педагогов детей старшего дошкольного возраста студенты разрабатывают консультацию «Ознакомление с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр» (табл. 5). Представляя данное мероприятие, студент показывает владение современными информационно-коммуникационными технологиями, демонстрирует умение работать с цифровыми образовательными ресурсами, а также применяет навыки разработки и применения цифровых учебных (воспитательных) материалов, что очень актуально для настоящего времени.

Таблица 5

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Тема

Ознакомление с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр

Возраст, индивидуальные особенности контингента

Воспитатели детей старшего дошкольного возраста

Время года

Осень

Цель консультации

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход консультации

 

Таким образом, в ходе аудиторной работы у студентов формируются и развиваются интеллектуальные, организаторские и коммуникативные умения, и, что немаловажно, снижается боязнь ошибки. Более того, в процессе проигрывания ситуаций формируются навыки активной самостоятельной деятельности студентов, умение принимать нестандартные решения. Погружение студентов в специфичные формы занятий помогает отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным, отмечает С.Н. Захарова. Автор считает, что анализ ошибок студентов, проводимый при подведении итогов, уменьшает вероятность их повторения в будущей профессиональной деятельности [14].

Помимо вышесказанного, подчеркнём, что в процессе выполнения заданий выявляются как теоретические знания в области дошкольного образования (знания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования), так и сформированность практических умений студента (умение подбирать соответствующие заданию методы, приемы, формы и средства организации образовательной деятельности в детском саду). Такой подход к процессу обучения, на наш взгляд, позволяет проверить готовность студента к выполнению профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации в качестве воспитателя при прохождении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. Эффективность реализуемой технологии подтверждается отзывами руководителей практики студентов, педагогов дошкольных организаций, размещенных в электронной образовательной среде университета Moodle (дневники практики). О результативности сформированности компетенций у студентов свидетельствуют выступления педагогов-практиков на научно-методических мероприятиях (конференции, вебинары, семинары и др.).

Выводы

Действительно, трудно переоценить достоинства моделирования в процессе профессиональной подготовки. Образовательный процесс с использованием моделирования педагогической деятельности обеспечивает эффективное формирование ключевых профессиональных компетенций у будущих специалистов.

С целью успешного формирования ключевых профессиональных компетенций работу со студентами необходимо построить с опорой на следующие моменты: обеспечение тематического и хронологического согласования смежных и одноименных курсов предметно-методической направленности; выделение сквозных направлений организации учебно-воспитательного процесса; оптимальный выбор и целесообразное сочетание форм, средств и методов формирования компетенций; поэтапное формирование и развитие компетенций у студентов в процессе обучения в вузе; создание условий для творческого применения знаний и умений в процессе учебной и педагогической деятельности.