Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

Гимпельсон Л.В.

Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям [1]. Любое отклонение рабочей характеристики от заданного значения приносит потери потребителю, которые могут повлечь за собой финансовый или физический ущерб.

Предлагается произвести анализ размера потерь потребителя с помощью модели организации (рисунок 1), полученной путём доработки графической модели, приведённой в [3].

Рисунок 1. Модель организации

Пусть 0X – ось времени, 0Y – ось внутренних факторов, влияющих на внутреннюю среду организации, 0Z – ось внешних факторов, рассмотренных в [2].

Куб, построенный в трёхмерной системе координат, иллюстрирует положение компании на рынке.

Рассмотрим частный случай построенной модели с точки зрения философии Тагути.

Плоскость π символизирует возможности организации, максимальный уровень технического развития, который имеет компания.

Плоскость π1 характеризует уровень современных требований потребителей к качеству, возможно невысказанных (для выпускаемой компанией продукции).

Расстояние между плоскостями π и πобозначим через Δ. Оно характеризует разницу между возможностями производителей и потребностями потребителей в данный момент.

В плоскости Y0Z (рисунок 2) прямые р (совпадает с осью 0Y) и рсимволизируют линии прохождения плоскостей π и πчерез рассматриваемую плоскость.

Рисунок 2. Плоскость Y0Z.

Пусть 0Z – ось, которая характеризует потери потребителя, которые он может понести вследствие того, что . Ось 0Y – ось значений какой-либо непрерывно измеряющейся рабочей характеристики изделия. Заданное значение которой обозначим τ. Положим, что  - заданный заказчиком допустимый интервал значений рабочей характеристики (Δ1).

Пусть Z(Y) – функция потерь (в условных единицах) некоторого заказчика в произвольный момент времени в процессе эксплуатации при неотработанном ресурсе вследствие отклонения Y от τ.

Обычно трудно определить действительную форму функции Z(Y). Часто квадратичная аппроксимация Z(Y) адекватно представляет экономические потери [4].

Простейшей квадратичной функцией потерь считается , где κ – некоторая константа.

Неизвестную константу можно определить при известном значении функции Z(Y) для конкретного значения аргумента Y.

Допустим, что при выходе параметра Y за установленные пределы Δ1, затраты на ремонт и списание продукта составляют А условных единиц.

Тогда  и .

Средняя величина потерь потребителя, обусловленных отклонением рабочей характеристики, получается статистическим усреднением функции потерь.

В случае квадратичной функции потерь среднее значение потерь пропорционально среднему квадрату ошибки Y по отношению к заданной величине τ. Поэтому основным показателем изменчивости является квадрат ошибки, а не дисперсия.

Рассмотренный случай может быть распространён на множество ситуаций.

Например, если Y – это содержание загрязнений с заданным значением – нуль, то получаем случай «чем меньше, тем лучше».

Если же Y характеризует прочность, тогда имеет место случай «чем больше, тем лучше».

Кроме того, концепция усреднённой потери, обусловленной отклонением рабочей характеристики, может применяться для описания возможностей технологических процессов.

В связи с важностью вышесказанного, следует отметить, что при планировании мероприятий по повышению качества необходимо учитывать вопросы непрерывного уменьшения отклонений рабочих характеристик продукции от заданных величин.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2 Гимпельсон Л.В. Иллюстрация качества менеджмента на модели организации//Фундаментальные исследования. – 2006. – № 1. – с. 54-55.

3. Тарушкин В. О современной парадигме диссертационных работ применительно к проблемам агропромышленного комплекса России //Стандарты и качество. – 2003. – № 4. с. 28-33.

4. Философия качества по Тагути. Серия «Всё о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 6, 2000/Пер. с англ. – М.: НТК «Трек», 2000. – 17 с., ил.