Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NEW CONTEXTS OF CADETS’ PROFESSIONAL TRAINING IN MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kriskovets T.N. 1
1 Military Engineering and Technical Institute of Khrulev Military Academy of Logistics and Transportation
The article discusses the features of professional training of cadets of military educational organizations of higher professional education of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The specificity of the modern educational situation is highlighted. It is characterized by acute socio-economic conflicts and political contradictions and determines new contexts of the teacher at the present stage. The author presents updated requirements for a modern military specialist. A review of modern educational technologies that are the basis for optimizing the educational process at the level of higher education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation is carried out. The characteristic is given to educational technologies that have the greatest potential in the educational process of a military university. They are grouped according to the specifics and goals of application: technology for the intensification of cognitive activity of students; technologies for the interaction of subjects of the educational process; technologies for assessing the results of educational activities. The article presents the potential of modern educational technologies in the sphere of modular system thinking formation as a practical approach to the perception of the world, which greatly accelerates the ability to analyze, make decisions and learn. The author proves the need for teachers to improve their skills in using educational technologies. It helps to motivate students to learn. Knowing the specifics of the presented technology groups will allow teachers of educational institutions of higher professional education of the Ministry of Defense of the Russian Federation to achieve high-quality results.
educational process
educational technology
the intensification of cognitive activity
the interaction of the subjects of the educational process
evaluative technologies
systemic thinking

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Характеристики настоящего времени включают в себя противоречивость цивилизационных изменений на современном этапе, неоднозначность перспектив развития, возрастание скорости и взаимосвязи экономических и социальных процессов, активное внедрение технологических нововведений, формирование единой глобальной культуры с учетом разнообразия локальных культур, размытость канонов в культуре, искусстве и поведении.

Военная сила по-прежнему остается эффективным сдерживающим фактором в стабилизации международных отношений. Специфика социально-экономической ситуации не может не отразиться на сфере образования. Актуальная социально-экономическая ситуация обусловливает необходимость изменений образовательного процесса в области роста его индивидуальной направленности, смещения акцентов с имитации и воспроизведения на созидательность и творческое начало.

Цель данного исследования заключается в определении современных способов профессиональной  подготовки курсантов военных образовательных организаций  высшего  профессионального образования МО РФ.

Материал и методы исследования. На первом этапе исследования изучался, обобщался и анализировался теоретический материал, касающийся обновленных требований, предъявляемых к современному военному специалисту. На втором этапе исследования изучался педагогический потенциал образовательных технологий, позволяющих позитивно мотивировать обучающихся к учебной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Требования к обновлению системы подготовки военных кадров, к профессиональным характеристикам военного специалиста представлены в докладе министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу. Приоритетными задачами Мин­обороны России и важнейшими направлениями деятельности для обеспечения обороноспособности нашего государства являются вопросы подготовки квалифицированных военных кадров и развития системы военного образования [1].

Динамика социально-экономического развития выводит новые центральные задачи, которые должна решить сфера образования. По мнению известного учёного, бизнесмена и эдьюкейтора Владимира Спиваковского, трансформируется сам смысл образования. Обществу необходим профессионал нового типа. Он должен уметь не только использовать приобретенные знания в стандартных ситуациях, но и адаптировать их к нестандартным, вырабатывать на данной основе новые знания и оптимизировать деятельность. Ему необходимо владеть инженерным мышлением, позволяющим рассматривать проблему комплексно, с учетом временных и постоянных ограничений и компромиссов. Он должен уметь принять на себя ответственность выбора и организовать продуктивное взаимодействие с представителями различного социокультурного происхождения.

Растет спрос на профессионалов, обладающих универсальной компетентностью, тех, кто не только объёмно видит, но и быстро всё делает на хороший конечный результат. В этом вызов эпохи «фьюжн», объединяющей в себе различные идеи, казалось бы, совершенно несовместимые.

Вышеизложенное обусловливает новые контексты деятельности преподавателя, выделенные дпн, профессором РГПУ им. Герцена Вершининой Надеждой Александровной. Успешность образовательной динамики профессионального становления будет в том числе зависеть от возможности преподавателя трансформировать собственную профессиональную компетентность к новым временным требованиям [2].

Никакие отдельные нововведения в образовательный процесс, решение отдельных проблемных ситуаций не могут реально решить проблемы современного образования. Вопрос стоит о выработке принципиально новой, тщательно выверенной стратегии организации образования.

Возникают новые контексты профессиональной  подготовки курсантов военных образовательных организаций  высшего  профессионального образования МО РФ. Необходим четкий алгоритм достижения целей образовательного процесса, приводящий к гарантированному результату. При этом потенциал использования современных образовательных технологий является основой оптимизации образовательного процесса на уровне организаций  высшего  профессионального образования МО РФ.

Образовательная технология включает в себя цепочку технологических операций, каждая из которых обладает прогнозируемым, технологически необходимым результатом. Образовательная технология выстраивается на основе определенной теоретической концепции, включает в себя логически опосредованную систему действий. Реализация образовательной технологии подразумевает возможность управления и проектирования дальнейших элементов. Технология неизменно обладает характеристиками воспроизводимости, то есть может быть воссоздана другими преподавателями практически с той же степенью эффективности [3].

Хотелось бы представить технологии, обладающие наибольшим потенциалом в образовательном процессе военного вуза, сгруппировав их согласно специфике и целям применения:

  • технологии интенсификации познавательной деятельности обучающихся (кейс-технологии, проектные технологии, технология развития критического мышления, проблемные, исследовательские, информационные и др.);
  • технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса (мотивационные, рефлексивные, организации самостоятельной работы, педагогического сопровождения и др.);
  • технологии оценки результатов образовательной деятельности (формирующего оценивания, балльно-рейтинговая, мониторинговая).

К первой группе технологий интенсификации познавательной деятельности обучающихся относятся технологии, способствующие активизации познавательных действий обучающихся, расширяющие навыки самостоятельного приобретения и интеграции знаний, алгоритмизации действий в проблемных ситуациях, развивающие навыки сотрудничества и коммуникации.

  1. Технология проектной деятельности. Проектная работа способствует развитию умений преобразовывать спектр теоретических знаний к различным, в том числе и нетиповым ситуациям, организовывать самостоятельную деятельность и сотрудничать с другими участниками проекта.

Анализ спектра учебно-методических пособий по дисциплинам «Технология и механизация строительного производства», «Специальные фортификационные сооружения и их комплексы», «Вентиляция и кондиционирование зданий и сооружений» показал, что могут быть успешно использованы различные виды проектов: личные, групповые или коллективные. Могут быть пройдены и все эти формы работы, когда результат представляется параллельному взводу. Так, например, «Проект вентиляции воинской столовой» может стать вариантом группового проекта и нуждается в предварительной подготовке.

Данный вид работы развивает умения делать обоснованные выводы, аргументировать выдвигаемые положения, вести обсуждение, отстаивать свою точку зрения, расширяет понимание социальных явлений и процессов.

Подобный практико-ориентированный характер имеет и case–технология. Кейс представляет собой учебный материал, в котором представлена проблемная ситуация. Она используется с целью развитие аналитического, творческого, критического мышления курсантов, умения применять полученные знания в практических ситуациях.

Разработка кейса «Внутреннее электроснабжение объекта» потребовала от преподавателя определения проблемной ситуации, относящейся к конкретному разделу учебной программы, формулирования образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. В данном случае была выбрана жизненная ситуация. Информация может быть представлена в кейсе избыточным или недостаточным образом, требующим обращения к справочной литературе. Преподавателем также разработаны схемы оценки ответов микрогрупп.

Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру. Каждый курсант, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Так, например, денотатный граф представляет собой уровневую схему, которая структурирует информацию определенным образом. Основные существенные части связаны по направлению от общего к частному. Данная структура позволяет систематизировать материал, выделить наиболее существенные признаки изучаемых явлений. Преподаватель может проверить умение курсанта сворачивать и разворачивать информацию, оценить правильность установленных взаимосвязей. Данная работа может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Организация процесса обучения математическому анализу, физике, направленного на формирование критического мышления, позволяет формировать у курсантов технических специальностей такие профессионально необходимые качества, как логичность, гибкость, поиск компромиссных решений. Для формирования умений критического мышления существует несколько способов формулировки заданий:

  • задания, в которых на поверхности заложен неправильный ответ;
  • задания, подразумевающие несколько способов решения;
  • задания с неполными, избыточными или противоречивыми данными;
  • задания с некорректно сформулированным условием;
  • задания с готовым решением (полностью или частично неправильным), которое нужно проанализировать и обосновать свою точку зрения [4].

При оценивании решения задач учитываются такие качества мышления, как оперативность (количество заданий, решенных за определенный период времени), гибкость (умение находить новые стратегии решения), критичность (умение подвергать гипотезу строгой проверке, взвешивая все аргументы в ту или иную пользу), целостность (необходимость и целесообразность того или иного интеллектуального процесса или операции в деятельности), нестандартность (оригинальные моменты в решении), широта (овладение студентами комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для решения), уровень абстрактности и научности (оформление решения).

Среди неимитационных технологий и приемов технология проблемного обучения занимает центральное место, так как приводит обучающихся к обобщению, развивает самостоятельность их мысли, но не дает им готовые определения, понятия. Главные признаки, которые лежат в основе моделирования проблемного задания «Ситуация ведения боевых действий в заполярье» по дисциплине «Тактика», включают создание проблемных ситуаций; сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Технология игровой деятельности. Ее импровизационный, очень активный характер, эмоциональная приподнятость, состязательность, эмоциональное напряжение обусловливают богатый потенциал использования. В настоящее время происходит геймификация образования. В игре главным является достижение цели. Неудача не считается окончательным результатом. Она просто показывает, что данная цепочка действий не приводит к соответствующему результату. Она оказывается мотиватором дальнейших действий, способствует тому, чтобы игрок снова и снова искал верное решение, которое станет условием перехода на следующий уровень.

Игровое обучение основывается на балльной системе, когда каждое задание оценивается в определенное количество баллов. Другие значимые факторы игрового обучения – существование правил игры, работа в команде, наличие сценария и роли, вариативность способов достижения целей, наличие управляемого эмоционального напряжения.

В ходе занятия, проводимого в форме военной игры, формулируется тема так, чтобы в нее входили все ключевые пункты изученного материала, объединенные общим замыслом. В тактический замысел военной игры входит определение геолокации военных действий, характера исходных действий, общего соотношения сил и средств, генеральной стратегии сторон в ходе боевых действий, рубежи (районы) розыгрыша проблемных вводных (ситуаций). После утверждения тактического замысла преподаватель разрабатывает текстовое и графическое задания. Курсанты на основе данных документов готовятся к военной игре.

Практика свидетельствует, что введение в образовательный процесс военных игр способствует развитию у обучаемых тактического мышления. Данная форма образовательного процесса способствует развитию аналитических навыков, креативности, умения принимать решение и действовать согласно меняющимся обстоятельствам.

К технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса относятся мотивационные, рефлексивные, технология организации самостоятельной работы, педагогического сопровождения и др. Их общая специфика заключается в оптимизации процессов интеракции, что позволяет обеспечить личностную направленность образовательного процесса, меняет ценностный смысл учения, обогащает палитру межличностного взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

Технология организации самостоятельной работы, как наиболее часто используемая в высшей школе, включает в себя последовательность действий от постановки и принятия цели до достижения результата, в ходе чего происходят процессы самоорганизации обучающегося, саморефлексии, самооценки, самоидентификации. Ее реализация достаточно сложна – посмотрите, насколько глубже структура деятельности преподавателя, чем это могло бы казаться с внешней стороны (подготовительный этап, рефлексия совместная, аналитический этап).

Дидактические возможности использования технологии организации самостоятельной работы велики. Обучающиеся не только учатся самостоятельно приобретать знания и трансформировать их в практическую деятельность. Формируется системное мышление, развиваются навыки анализа и синтеза информации, навыки тайм-менеджмента. Происходит смена уровней самостоятельности от копирующих действий обучающихся по заданному образцу к воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, к переносу знаний в совершенно новые ситуации и, наконец, к составлению новых программ действий, выработке творческого продукта.

Технологии оценки результатов образовательной деятельности (формирующего оценивания, балльно-рейтинговая, мониторинговая)  способствуют индивидуализации процесса обучения, реализации комплексного подхода к оценке  образовательных результатов.

Одной из современных оценочных технологий в образо­вательной деятельности является балльно-рейтинговая технология, дающая возможность качественно и количественно оценивать уровень учебных и личностных достижений обучающихся. Данный вид оценивания активно реализуется при изучении дисциплины «Иностранный язык». С помощью Барс-технологии курсанты могут регулярно видеть результаты оценки собственного прогресса и влиять на него, сопоставлять уровень собственной успешности с уровнем одногруппников.

Другой способ использования информационных технологий в процессе оценки активно используется авторами электронных учебников. Здесь возможна пошаговая оценка степени эффективности усвоения материала, а также непосредственная коррекция проблемных зон усвоения.

Заключение

Изложенные выше современные образовательные технологии способствуют формированию модульного системного мышления [5]. Модульное системное мышление – не только упорядоченное мышление. Отношение между модулями выстраивается на основе принципа эмерджентности, когда свойства всей системы не равны сумме свойств его составляющих. Именно поэтому необходимо учить значимости различных факторов в их совокупности, логической и временной взаимосвязи. Структура, ограничения и компромиссы - умения соотносить свои проекты с существующим контекстом - вот основа инженерного мышления, к формированию которого позволяют нам прийти современные технологии. Знание специфики представленных групп технологий позволит преподавателям образовательных организаций  высшего  профессионального образования МО РФ добиться качественной реализации современных ФГОС.