Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TRAINING OF VOLUNTARY ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE

Semakova E.V. 1 Averkina I.L. 2
1 Smolensk state university
2 Smolensk Academy of professional education
В статье представлены результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности молодежи «Учимся делать добро». С ее помощью осуществлялась коррекция идентифицированных затруднений, ограничивающих возможность участия молодежи в добровольческой деятельности. Описываемая программа реализовывалась в рамках выездной школы добровольческого актива. Было установлено, что реализованное психолого-педагогическое сопровождение является эффективным в отношении формирования важных качеств добровольца. Так, U-критерий Манна–Уитни при сравнении показателей до и после реализации программы в отношении коммуникативных способностей равен 11,5 (р<0,05), а в отношении организаторских способностей – 13,0 (р<0,05). Большинство участников программы отметили, что не стало причин, препятствующих им активно заниматься добровольчеством (54 человека / 62%). Личные барьеры участия в добровольческой деятельности также были снижены (критерий χ2= 23,60 (р<0,001)). Таким образом, проведенное исследование демонстрирует, что добровольчество является резервом учебно-воспитательного процесса и обладает комплексным воздействием на личность, развивает социальные, организационные, методические и иные профессиональные компетенции как волонтера, так и будущего специалиста любой отрасли. Указанные результаты являются достаточными для реализации обсуждаемой программы в деятельности образовательных учреждений. Ее можно считать педагогически целесообразной и теоретически обоснованной.
The article presents the results of implementation of the program of psychological and pedagogical support of training of voluntary activity of young people the "Learning to do good". It was used to correct identified difficulties limiting the possibility of young people participation in volunteer activities. The described program was implemented as part of the outreach school volunteer asset. It was found that the implemented psychological and pedagogical support is effective in relation to the formation of important qualities of the volunteer. Thus, the Mann-Whitney U-test in comparison of indicators before and after the implementation of the program for communication skills is 11.5 (p<0.05), and for organizational skills 13.0 (p<0.05). The majority of the participants noted that there were no reasons why they could not actively engage in volunteering (54 persons/62%). Personal barriers to participation in volunteerism were also reduced (criterion χ2= 23.60 (p<0.001)). Thus, the study demonstrates that volunteerism is a reserve of the educational and training process. It has a complex impact on the individual, develops social, organizational, methodological and other professional competences of volunteers and future specialists in any sector. These results are sufficient for the implementation of the discussed program in the activities of educational institutions. It can be considered pedagogically appropriate and theoretically justified.
volunteer activity
volunteering
psychological and pedagogical support
training
educational institutions

Российское общество активно осваивает потенциал добровольческой деятельности и возрождает исконно русские традиции бескорыстной помощи нуждающимся. В настоящее время проблемы волонтерства приобретают статус общегосударственных. Подтверждением этому служит решение Президента Российской Федерации В.В. Путина объявить 2018 год годом добровольца и волонтера [1].

Являясь социально значимым феноменом, в последнее десятилетие добровольчество трансформируется в одну из наиболее востребованных социально-воспитательных технологий. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что необходимо «развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания» [2-4].

Рассматривая феномен добровольчества, важно отметить его педагогический аспект [5, 6]. Являясь благодатной почвой для формирования личности учащегося, добровольческая деятельность дает следующие педагогические эффекты: осмысление общечеловеческих ценностей, формирование нормативности поведения, разумности и совестливости, развитие толерантности, благожелательности, искренности, справедливости, милосердия; развитие патриотизма, развитие целеустремленности, смелости, самодисциплины; межкультурная интеграция, формирование альтруистического поведения (доказано, что оно является частью социализации) [7]; формирование гражданской позиции – гражданская социализация [8]; передача духовных традиций; стремление к стабильности в отношении с людьми. Добровольческая деятельность способствует установлению новых контактов, а, следовательно, развивает коммуникативные качества учащейся молодежи. Оптимизируется эмоциональное состояние молодых людей, формируются самоанализ и самооценка поведения с точки зрения эталонов и образцов морали и этики, представленных в культуре [9, 10]. Кроме того, многие образовательные учреждения высшего профессионального образования, ориентируясь на компетентностный подход в образовании, находят в добровольчестве резерв учебно-воспитательного процесса [11, 12].

Реализуя социальный заказ на воспитание гражданско-ориентированной личности, система образования стремится внедрить различные модели социализации подрастающего поколения в социально значимую деятельность, однако сделать волонтерство привлекательной и личностно значимой деятельностью молодежи в массовой педагогической практике пока не удается.

В этой связи целью настоящего исследования явилось определение значимых затруднений участия в добровольческой деятельности молодежи, на основании которых станет возможной разработка эффективной модели психолого-педагогического сопровождения воспитания ее добровольческой активности.

Для достижения поставленной цели нами решался ряд задач:

1) установить уровень коммуникативных и организаторских умений молодежи;

2) изучить внешние и внутренние причины, препятствующие молодежи активно заниматься добровольчеством;

3) выявить значимые проблемы (затруднения), ограничивающие возможность участия молодежи в добровольческой активности;

4) обосновать необходимость сопровождения студентов для формирования готовности к активной добровольческой деятельности;

5) определить основные аспекты психолого-педагогической модели воспитания добровольческой деятельности;

6) разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности молодежи;

7) оценить эффективность реализованного психолого-педагогического сопровождения.

Материалы и методы исследования. Для определения основных аспектов психолого-педагогической модели сопровождения молодежи и разработки программы психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности нами выявлялись значимые проблемы (затруднения), ограничивающие возможность участия молодежи в добровольческой деятельности.

Исследование осуществлялось в ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» и ФГБО ВО «Смоленский государственный университет» с 2014 по 2019 гг. Всего на различных этапах в исследовании приняли участие 87 студентов, из них 49 девушек, 38 юношей в возрасте от 17 до 21 года.

За всеми включенными в исследование осуществлялось лонгитюдное наблюдение, двукратно (на констатирующем и экспериментальном этапах) было проведено психологическое обследование для оценки сформированности профессионально значимых в деятельности добровольца качеств с использованием методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) и для выявления причин, препятствующих участию в добровольческой деятельности (использовалась анкета на выявление затруднений в добровольческой деятельности). По результатам наблюдения со всеми респондентами была проведена беседа. Все полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с использованием методов математической статистики (программный пакет Statistica 6.0). Использовались: непараметрические критерии – χ2 (анализ сопряженности), U-критерий Манна–Уитни. Результаты считали достоверными с вероятностью более 95% при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Методика КОС помогла установить, что 9 человек (10%) имеют уровень проявления коммуникативных и организаторских умений ниже среднего, что свидетельствует о том, что опрошенные чувствуют себя комфортнее наедине с собой, ограничивают свои знакомства, избегают выступлений перед аудиторией, принятия решений.

Низкий уровень проявления коммуникативных умений показали 52 испытуемых (60%), и 61 испытуемый (70%) – низкий уровень организаторских умений, что означает ситуативное стремление к общению. При этом отмечено наличие скованности в новых компаниях, коллективах. Респонденты с таким результатом предпочитают ограничивать свои знакомства из-за трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией в связи с плохой ориентацией в незнакомых ситуациях, у них снижена инициатива в общественной деятельности, они предпочитают перекладывать принятие решений на других людей, чтобы не выделяться.

Средний уровень проявления коммуникативных умений показали 20 человек (30%), 18 человек (20%) – средний уровень организаторских умений, что говорит о стремлении к контактам без ограничения круга общения и способности высказать свое мнение, принять участие в планировании, однако устойчивость такого поведения отсутствует.

В целом можно отметить, что умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, участвовать в групповых мероприятиях, стремление расширять контакты, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу, знание продуктивных способов, норм и правил взаимодействия, общения и поведения в обществе у молодых людей в основном не сформированы. Ни один из участников не показал результаты, свидетельствующие о высоком или очень высоком уровне коммуникативных и организаторских умений.

Таким образом, было принято решение о том, что программа психолого-педагогического сопровождения добровольческой деятельности будет включать мероприятия, способствующие развитию коммуникативных и организаторских способностей.

По результатам анкетирования в результате оценки затруднений, возникающих у студентов в ходе добровольческой деятельности, у респондентов было выявлено, что наиболее весомые внешние причины, препятствующие активному добровольчеству, – это отсутствие системы поощрений (71 человек / 82%) и потребительское отношение получателей помощи (56 человек / 64%). Также они указывали на неинтересные формы добровольческой деятельности, отсутствие четких целей и задач (28 человек / 32%), враждебные отношения внутри волонтерского корпуса и неудобный график добровольческой работы (14 человек / 16%).

Личными барьерами участия в добровольческой деятельности были: нехватка знаний о добровольчестве, отсутствие мотивации (48 человек / 55%), нехватка организаторских способностей (28 человек / 32%). Однако 39 человек отметили, что у них нет личных факторов, которые бы мешали им эффективно работать.

Оценка внешних и внутренних затруднений, а также пожелания студентов: «хочу получить больше знаний о добровольчестве», «хочу развить свои коммуникативные возможности» (57 человек / 66%), «хочу получать какое-либо вознаграждение за добровольческий труд» (48 человек / 55%), «хочу знать свои способности и возможности» (28 человек / 32%), «хочу научиться самостоятельно организовывать добровольческие мероприятия» (14 человек / 16%) позволили выделить еще один из аспектов психолого-педагогической модели сопровождения.

Учитывая выявленные затруднения для добровольческой деятельности среди студентов, была разработана психолого-педагогическая программа сопровождения воспитания добровольческой активности. В ее основу была положена модель основными субъектами которой выступают сами добровольцы, группа, в которую они объединены, координатор волонтерских программ, педагог-тьютор, психолог-супервизор.

В этой модели взаимодействие всех субъектов сопровождения добровольческой деятельности выстраивается по типу сотрудничества [11].

Учитывая особенности предлагаемой модели, психолого-педагогическая программа сопровождения воспитания добровольческой активности «Учимся делать добро» ставила целью формирование готовности к активной волонтерской деятельности. В ее рамках решался ряд задач: повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности волонтеров; формирование толерантных качеств личности волонтеров; развитие организаторских способностей.

Программа состояла из нескольких блоков и была реализована в рамках выездной школы добровольческого актива на базе санатория «Красный бор».

Для более близкого знакомства всех субъектов программы, повышения коммуникативной и социальной компетенции участников, для проявления группы волонтеров в качестве коллективного субъекта был проведен тренинг «Смотрины». Цель тренинга – повышение уровня коммуникации за счет самопрезентации себя коллективу. Затем реализовывали тренинги «Толерантный мозговой штурм» и «Зеркало». Цели тренингов – формирование личностно-функциональной готовности студентов к добровольческой деятельности через развитие профессиональных качеств, свойственных волонтеру, анализ сильных и слабых сторон волонтера в добровольческой работе. Заключительной частью Школы добровольческого актива стала лекция по основам тайм-менеджмента «Как успеть быть счастливым» (по Д. Кеннеди).

После реализации программы ее участники были повторно протестированы для оценки ее эффективности в формировании добровольческой активности.

Повторная диагностика КОС показала следующие результаты: 9 человек (10%) имеют очень высокий показатель коммуникативных и организаторских склонностей. Данные респонденты испытывают потребность в коммуникации и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, самостоятельно организовывать мероприятия. Другие 26 человек (30%) показали высокий уровень проявления коммуникативных и 20 человек (23%) – организаторских умений. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью. 43 респондента (50%) показали средний уровень проявления коммуникативных умений, 49 респондентов (56%) показали средний уровень проявления организаторских умений, что означает, что они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Лишь 9 респондентов (10%) показали проявления коммуникативных и организаторских умений низкого уровня, что означает, что они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе.

Таким образом, сравнительный анализ результатов показывает изменения в лучшую сторону показателей сформированности профессиональных качеств добровольца, выявляется тенденция к изменению процентного соотношения в сторону увеличения высокого и среднего уровня и практически полной ликвидации низкого уровня показателей. Так, Начало формыД

U-критерий Манна–Уитни в отношении коммуникативных способностей равен 11,5 (р<0,05), а в отношении организаторских способностей – 13,0 (р<0,05).

По результатам анализа результатов анкетирования студентов на предмет затруднений в работе после их участия в программе психолого-педагогического сопровождения видно следующее. Так, 54 человека (62%) отметили, что теперь не сталкиваются в своей деятельности с трудностями. Об эффективности педагогического сопровождения можно судить исходя из того, что по сравнению с констатирующим экспериментом исчез выбор таких трудностей, как: «потребительское отношение получателей помощи», «неинтересные формы добровольческой деятельности», «отсутствие четких целей и задач», «недостаток информации». Также в 5 раз уменьшилось количество студентов, недовольных системой поощрений.

Личные барьеры участия в добровольческой деятельности также были снижены, 70 человек (80%) отметили, что теперь не имеют личных факторов, которые бы мешали им эффективно работать (критерий χ2= 23,60 (р<0,001)).

Заключение. Добровольчество является резервом учебно-воспитательного процесса и обладает комплексным воздействием на личность, развивает социальные, организационные, методические и иные профессиональные компетенции как волонтера, так и будущего специалиста любой отрасли.

На основании изученных затруднений на констатирующем этапе была разработана модель, на основе которой была построена программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на решение трудностей. Данная программа по воспитанию добровольческой активности студенческой молодежи позволяет определить иерархию целей сопровождения, состав участников психолого-педагогического сопровождения и их функционал.

Непосредственно по результатам реализации программы мы можем на основании сравнительного анализа разных этапов эксперимента говорить, что ее внедрение способствовало устранению ряда затруднений в добровольческой активности. Указанные результаты являются достаточными для реализации обсуждаемой программы в деятельности образовательных учреждений. Ее можно считать педагогически целесообразной и теоретически обоснованной. Однако предложенная программа не исчерпывает всех проблем педагогического сопровождения добровольчества и может быть дополнена иными инструментами. Таким образом, нами и в дальнейшем планируется последующая разработка инструментария педагогического сопровождения добровольческой деятельности.