Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF APPLICATION OF THE RATING CONTROL IN TEACHING CADETS, UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA "PHYSICAL TRAINING"

Drandrov G.L. 1 Muratshina N.Y. 2
1 The Chuvash I.Yakovlev State Pedagogical University
2 Kazanskogo legal institute MVD Russia
В статье приводятся цель, задачи и планируемые результаты обучения курсантов вузов МВД дисциплине «Физическая подготовка», раскрываются требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать выпускники после завершения изучения дисциплины. Обосновывается значимость педагогического контроля в управлении физической подготовкой курсантов. С учетом специфики содержания образования определены педагогические условия реализации функций педагогического контроля и повышения эффективности аттестации курсантов по дисциплине «Физическая подготовка»: учет не только уровня развития, но и темпов прироста показателей физических качеств курсантов; комплексность, заключающаяся в интегрировании показателей компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины «Физическая подготовка» (теоретических знаний, организационно-методических умений и двигательных навыков, профессионально значимых физических качеств, мотивации); разработка фонда оценочных средств для измерения и оценивания показателей развития этих компетенций; единство мероприятий оперативного, промежуточного и этапного контроля; проспективно стимулирующая направленность контроля. Выполнение этих условий способствует эффективной реализации основных функций педагогического контроля. Этим условиям отвечает технология рейтингового контроля. Между тем вопросы применения рейтингового контроля для аттестации курсантов вузов МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» являются в настоящее время малоисследованными.
This article describes the purpose, objectives and planned results training cadets universities MIA discipline "physical training", revealed knowledge, skills requirements and skills required of graduates after completion of study of discipline. Justified the importance of pedagogical supervision in the management of the physical training of the cadets. Taking into account the specifics of the content of education defined pedagogical conditions of realization of functions of pedagogical supervision and enhance the effectiveness of certification of cadets on discipline "physical training": record not only the level of development, but the pace of growth of indicators of physical qualities of cadets; comprehensiveness, which integrate competency indicators, generated as a result of the discipline of "physical training" (theoretical knowledge, organizational-methodical skills, and motor skills, professionally significant physical qualities, motivation); Development Fund evaluation tools for measuring and evaluating indicators of the development of these competences; unity of operational activities, staging and staging controls; prospectively-enabling thrust control. The fulfilment of these conditions contributes to the effective implementation of the basic functions of the pedagogical control. These conditions meet the rating control technology. Meanwhile, the application of the rating control for the certification of cadets universities of the Russian Interior Ministry on discipline "physical training" are now scarcely explored.
physical training
pedagogical control
certification
Control
pedagogical conditions
cadets
universities of the russian interior ministry

Анализ результатов научных исследований и материалов педагогических наблюдений свидетельствует об отсутствии у значительной части обучающихся систематичности и регулярности в организации своей учебной активности при изучении физической культуры в вузе [1; 2].  

Сложившаяся в педагогической практике ситуация обусловлена относительной непригодностью традиционной системы педагогического контроля. Педагогический контроль является органичной частью системы управления образовательным процессом, в том числе и обучением дисциплине «Физическая культура». Он содействует успешной реализации его основных функций воспитания, обучения, развития, стимулирования обучаемых, совершенствования методического обеспечения и диагностики достигаемых результатов. 

К основным недостаткам традиционного подхода к педагогическому контролю относятся относительное несоответствие между его содержанием и содержанием формируемых компетенций, субъективный характер процедуры оценивания, низкий уровень дифференциации количественных показателей оценивания.  

Преодоление этих недостатков возможно на основе применения системы рейтингового контроля результатов учебной деятельности, учитывающей особенности содержания дисциплины «Физическая культура» и организации процесса его усвоения [1-3]. 

Реферативный обзор литературных данных свидетельствует о наличии противоречия между высоким дидактическим потенциалом применения системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием учащейся молодежи, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью педагогических условий его эффективной реализации в управлении физической подготовкой курсантов вузов МВД России.  

Поэтому целью нашего исследования является определение основных педагогических условий, реализация которых обеспечивает эффективность осуществления всех функций контроля процесса и результатов физической подготовки курсантов вузов МВД России.  

Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования нами применялся реферативный обзор литературных данных и программно-нормативных документов по исследуемой нами проблеме совершенствования рейтингового контроля физической подготовки учащейся молодежи. 

Результаты исследования и их обсуждение. «Физическая подготовка» включена в содержание профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность.  

Целью обучения дисциплине «Физическая подготовка» в вузах МВД России выступает формирование физической готовности будущих специалистов к осуществлению оперативно-служебной деятельности, правильному использованию физической силы, включая боевые приемы борьбы, проявлению высокой физической работоспособности при решении профессиональных задач. Достижение этой цели обеспечивается через решение ряда частных задач

  1. вооружение знаниями теоретических и методических основ физического воспитания, спортивной тренировки, здорового образа жизни; 
  2. овладение боевыми приемами борьбы, профессионально значимыми двигательными действиями на уровне умения и навыка; 
  3. повышение и сохранение профессиональной физической подготовленности на уровне, обеспечивающем эффективное решение оперативно-служебных задач; 
  4. овладение умениями и навыками успешного и оправданного использования физической силы, включая боевые приемы борьбы; 
  5. сохранение и повышение уровня физического и психического здоровья, физической работоспособности, устойчивости к воздействию негативных условий профессиональной деятельности; 
  6. формирование эмоциональной устойчивости к действию стресс-факторов, развитие нравственно-волевых качеств [4]. 

В рабочей учебной программе дисциплины «Физическая подготовка» говорится, что ее изучение направлено на формирование у курсантов следующих компетенций: 

«а) общекультурные: 

- способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9); 

б) профессиональные:  

- способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять табельное оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительных органов, по линии осуществляется подготовка специалистов (ПК-18); 

- способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-23)» [4, с. 5]. 

В результате изучения этой дисциплины курсант должен усвоить знания нормативно-правовых требований к организации и проведению физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, ее цель, задачи, содержание и формы, методики развития профессионально значимых психофизических качеств и обучения двигательным умениям и навыкам. 

Он должен уметь применять физическую силу для того, чтобы пресекать возможные противоправные проявления и обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан; он должен уметь сохранять свою физическую и специальную подготовленность на уровне требований к оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД. 

После завершения изучения дисциплины «Физическая подготовка» курсант должен владеть навыками: ударов рукой, ногой и палкой, выполнения бросков, болевых и удушающих приемов, защиты от невооруженного и вооруженного нападения, осуществления личного досмотра, связывания, надевания наручников, физического задержания и сопровождения правонарушителя; передвижения по пересеченной местности и преодоления препятствий [4]. 

Одним из условий повышения активности курсантов в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка» является учет при оценке достигаемых ими результатов физической подготовленности темпов прироста показателей физических качеств в семестре, а не только результаты выполнения некоторых усредненных нормативных требований [1].  

Известно, что уровень развития физических качеств во многом зависит от уровня развития у аттестуемых природно обусловленных двигательных способностей. Поэтому реализация этого положения дает возможность курсантам с низким исходным уровнем физической подготовленности компенсировать этот недостаток высокими темпами прироста показателей физических качеств. Это побуждает их к активной работе на занятиях по физической подготовке. 

Другим условием эффективности аттестации является ее комплексный характер. Это обусловлено тем, что стратегической целью и конечным результатом физкультурно-спортивной деятельности студентов в процессе обучения в вузе выступает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, обусловливающих физическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности [1].  

Компетенции рассматриваются учеными и специалистами как интегральные личностные характеристики, объединяющие комплекс взаимодействующих между собой структурных компонентов.  

К ним относятся положительное эмоционально-ценностное отношение к осуществляемой деятельности, профессионально значимые качества, знания, умения и навыки. Каждый из этих компонентов является, с одной стороны, необходимым условием, существенной предпосылкой эффективного включения курсанта в занятия физическими упражнениями для достижения запланированных целей обучения дисциплине, с другой -  развитие каждого из этих компонентов выступает в качестве основных задач физической подготовки курсантов [5].  

Поэтому при аттестации результатов образовательного процесса в вузе по учебной дисциплине «Физическая подготовка» следует учитывать не только уровень развития физических качеств курсантов, но и показатели развития других компонентов формируемых компетенций: когнитивного (знания), операционного (умения и навыки) и мотивационно-ценностного (мотивация физического совершенствования) [4]. 

Комплексный подход к определению критериев аттестации по дисциплине «Физическая подготовка» позволяет учесть индивидуальное своеобразие содержания формируемых у курсантов компетенций. К примеру, одной и той же интегральной оценки при комплексном подходе к аттестации одни курсанты достигают благодаря высокому уровню развития физических качеств, другие – благодаря высокому уровню владения знаниями, третьи -  благодаря высокому уровню владения двигательными умениями и навыками выполнения изучаемых технических приемов. 

Одним из значимых критериев, характеризующим уровень сформированности компетенций, выступающих целью и результатом обучения по дисциплине «Физическая подготовка», является мотивация, определяющая уровень физической активности курсантов. С учетом этого в качестве показателей развития этого критерия при аттестации следует использовать участие курсантов в различных видах и формах физкультурной и спортивной деятельности в учебное и во внеучебное время, а также степень ее продуктивности. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность самостоятельных занятий физическими упражнениями, поскольку они детерминированы, как правило, внутренней мотивацией [1; 4]. 

С учетом особенностей объектов контроля, используемых при аттестации, разрабатывается фонд оценочных средств, включающий: 

1) контрольные задания для измерения и оценки знаний: нормативно-правовой базы физической подготовки; теории и методики физического воспитания и здорового образа жизни; 

2) контрольные задания для измерения и оценки качества овладения: организационно-методическими умениями и навыками осуществления своей физической активности для поддержания и повышения физической подготовленности; профессионально-прикладными умениями результативного и оправданного использования боевых приемов борьбы; 

3) контрольные задания для измерения и оценки уровня развития физических качеств, значимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности. 

Оценка качества усвоения теоретических и методических знаний по дисциплине «Физическая подготовка» проводится с использованием системы тестовых заданий. Предлагаются задания, оценивающие качество их усвоения по двум возрастающим уровням: 

1) уровень узнавания учебного материала; 

2) уровень воспроизведения учебного материала. 

Уровень владения организационно-методическими умениями оценивается по результатам выполнения системы практических заданий, моделирующих содержание и условия решения частных задач: 

1) организации собственной физической активности. К примеру, это может быть задание: измерить и оценить показатели развития определенного физического качества, показатели физического здоровья и т.п.; разработать комплекс физических упражнений для развития определенного физического качества;  

2) организации физической активности группы курсантов: спланировать провести учебно-тренировочное занятие в целом или его подготовительную (основную) часть с учетом заданной преподавателем цели и частных задач. Целью занятия может быть развитие определенного физического качества; обучение или совершенствование определенного боевого приема борьбы. 

Уровень владения профессионально-прикладными умениями успешного и правомерного использования силы, включая боевые приемы борьбы, оценивается по результатам выполнения ряда тестовых заданий: 

  1. С помощью напарника ограничить свободу перемещения «правонарушителя», который, находясь в естественной позе, стремится с помощью поворотов, наклонов, напряжения мышц руки помешать использовать боевые приемы борьбы.
  2. Приближаясь со стороны спины, ограничить свободу перемещения «правонарушителя», который располагается в естественной позе с опущенными вниз руками и стремится с помощью поворотов, наклонов, напряжения мышц руки помешать использовать боевые приемы борьбы.
  3. Сопроводить на расстояние от 15 до 20 метров «правонарушителя», который пытается помощью поворотов, наклонов, напряжения мышц руки затруднить действия сопровождающего. 
  4. Надеть наручники или связать вдвоем «правонарушителя», который находясь в естественной позе, стремится с помощью поворотов, наклонов, напряжения мышц руки помешать использовать боевые приемы борьбы. 
  5. Приближаясь со стороны спины, ограничить свободу передвижения «правонарушителя», который располагается в естественной позе, пригодной для выполнения защитных действий в виде перемещений, уклонов, нырков, подставкой рук, сковывающих захватов активной руки стремится помешать использованию боевых приемов борьбы [4]. 

Следующим условием эффективности аттестации является ее непрерывный характер. Это проявляется в единстве мероприятий оперативного, промежуточного, этапного и итогового контроля. В зависимости от динамичности оцениваемых критериев определяется периодичность их измерения.  

К примеру, теоретические знания и двигательные умения и навыки применения боевых приемов борьбы следует измерять и оценивать непосредственно после изучения соответствующих тем и раздела учебной программы. Показатели физических качеств являются более консервативными характеристиками. С учетом этого их измерение и оценку следует проводить после каждых 4-6 недель учебных занятий. Показатели физической активности курсантов в учебное и во внеучебное время фиксируются постоянно, но анализируются и обобщаются в середине и по окончании учебного семестра.  

Следующим условием повышения эффективности аттестации является ее проспективно-стимулирующий характер. Это проявляется в ее направленности на «завтрашний день»: результаты оперативного и промежуточного контроля представляются оперативно, в количественно измеряемом виде, позволяющем сравнить с нормативной шкалой оценивания, с результатами предыдущих измерений и целевыми значениями, с результатами других курсантов.  

Эти знания выступают для курсантов в качестве информации, необходимой для коррекции количественных и качественных характеристик проявляемой ими учебной активности с учетом требований, предъявляемых при этапном и итоговом контроле: на зачетах и экзамене по дисциплине «Физическая подготовка». Знание этой информации приводит к переживанию удовлетворенности не только от процесса занятий физическими упражнениями, но и достигаемых при этом оперативных и промежуточных результатов. Это усиливает внутреннюю мотивацию курсантов к физическому самосовершенствованию, что проявляется в повышении самостоятельной физической активности [1]. 

Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что основными педагогическими условиями повышения эффективности аттестации курсантов вузов МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» являются: учет не только уровня развития, но и темпов прироста показателей физических качеств курсантов; комплексность, заключающаяся в интегрировании показателей компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины «Физическая подготовка» (теоретических знаний, организационно-методических умений и двигательных навыков, профессионально важных физических качеств и мотивации); разработка фонда оценочных средств для измерения и оценивания показателей развития этих компетенций; единство мероприятий оперативного, промежуточного и этапного контроля; проспективная стимулирующая направленность контроля.