Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE FORMATION OF MUSICIAN’S PERSONALITY IN THE INFORMATIONAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT (ART’S FACULTY AS EXAMPLE)

Vorfolomeeva O.V. 1
1 West Kazakhstan State University named after M.Utemisov
Четвертая промышленная революция ставит перед образованием задачу на существование в невиданных ранее условиях жизни и деятельности. Мы определили, что практика применения информационно-образовательных ресурсов в обучении музыканта требует особых подходов и бережного отношения к личности обучающегося. Социальный аспект и аспект обретения полноты личности в информационно-образовательной среде поднимают ее на более высокий уровень, однако возникают и существенные риски. Выявлены примеры использования учеными различий содержания в определениях «индивидуальность» и «личность». Автором раскрыты соотношение составляющих элементов личности, характер взаимодействия личности и ее природного начала, личности и индивидуальных свойств, личности и искусственного интеллекта. Нами выявлено, что личность обучающегося музыканта как неповторимое и уникальное начало здесь не подвергается влиянию среды, но сама обладает способностью влияния на эту среду в результате деятельности самого человека. Понятие становления, обретения личности обучающегося музыканта в информационно-образовательной и цифровой среде глубже и шире, чем просто социальное, оно включает не только коммуникацию, деятельностную, образовательную и культурную стороны, но и всеобщую историческую полноту человеческого бытия, объединяет в себе духовный и материальный мир.
The fourth industrial revolution sets the task of a person to exist in unprecedented conditions of life and activity. We have determined that the practice of applying digital and informational and educational resources in education requires special approaches and a careful attitude to the personality. The social aspect and the aspect of gaining the fullness of the personality in the digital age, in the information-educational environment, raise it to a higher level. The examples of the use of differences by scientists in the definitions of «individuality» and «personality» are revealed. The author reveals the ratio of the constituent elements of the structure of personality, the nature of the interaction of the personality and its natural origin, personality and individual properties. The concept of becoming, finding a person, including in information-educational and digital environment, is deeper and wider than just social, it includes not only communication, activity, moral and cultural aspects, but also includes the universal historical fullness of human existence, combines the spiritual and the material world.
the becoming of personality
personality of the musician
individuality
personal development
information environment
digital environment
system of value orientations.

Полнота природы человека проявляется в личности как в образе существования конкретного человека. Уникальное природное начало человека формирует неповторимый образ и проявляется в определенных ситуациях по-разному. Только сам человек может ответить на вопрос, куда он движется и зачем. Возникает необходимость создания собственного волевого индивидуального пути, присущего только одному человеку расписания движения к поставленной цели. Такой процесс требует определенной личностной стратегии.

«Личность человека не может быть понята как “индивидуальность”, то есть как набор природных, психологических или моральных качеств, которыми человек как индивид в некотором смысле “обладает” или которые он “вмещает”. Напротив, содержание выражения “быть личностью” принципиально отличается от содержания выражения “быть индивидом, или индивидуальностью”, поскольку личность невозможно представить саму по себе, в качестве статичного бытия. Личность может быть воспринята только в ее отношении к» окружающему [1].

Целью нашего исследования являются определение профессионально значимых качеств и свойств личности обучающегося музыканта; выявление характера соотношений личностного природного начала в условиях информационно-образовательной среды и цифровых технологий в образовании.

Материалы и методы исследования

В статье исследуются научные достижения приоритетных направлений в области педагогики высшей школы, музыкальной педагогики и психологии, методологии профессионального образования, принимаются во внимание ключевые аспекты Программы по развитию цифровой экономики государства. Использован сравнительный метод по определению структуры и содержания понятия «личность» у разных авторов, определены базовые принципы, раскрыт аспект взаимодействия личности в условиях новейших технологических достижений информационно-образовательной среды. Принимая во внимание процесс технологических изменений в цифровой экономике государств, которые напрямую затрагивают сферу высшего образования, являются актуальным и востребованным направлением научных проектов и разработок, мы можем говорить о прогностическом методе исследования в данной работе.

Результаты исследования и их обсуждение

Именно деятельность человека на протяжении всей истории определяет жизненные и профессиональные ценности так же, как верно сформулированные ценности выстраивают порядок действий, их характер, формирующий и преобразующий образ человека как личность. Если деятельность человека не имеет ценностного начала, не несет плода и энергии как результата деятельности либо имеет ложные ценности, такая деятельность обесценивает само понятие творения дел рук человеческих, созидания и блага, к которому стремится природа человека. Так, например, педагогический труд, имеющий в основе ошибочные либо ложные ценности, приводит к деформации и обнулению личности, ошибочная врачебная диагностика и лечение приводят к нанесению вреда и подрыву здоровья человека. Однако нам хорошо известны примеры проявления титанической воли, личности человека в гениальных творениях музыканта, потерявшего слух, и слепого ученого, совершившего научное открытие мирового значения. Здесь сама личность является движущей силой и фундаментальной ценностью человеческой природы. Глубину образа личности человека в этом случае можно назвать не поддающейся полному пониманию и познанию, а значит, в определенной степени эта глубина непознаваема. «Но человеческая личность превосходит всякое познание в том единении, которое есть порыв к непознаваемой природе» [2].

Можно ли в этом случае дать точное определение понятий «личность», «образ человека» и сформулировать их сущностную характеристику? Суммируя психолого-педагогические интерпретации определения внутреннего образа человека и человеческой личности, данные в опубликованных теоретических, практических и методологических источниках (П.Ф. Каптерев [3], Я.А. Коменский [4], А.Н. Леонтьев [5]), мы понимаем сумму несовершенства определений и в то же время, не исключая ни одно из них, используем их в совокупности. Человек является обладателем, носителем внутреннего образа, человеческой личности, которая формируется как самим человеком, так и извне в течение всей жизни. Отсюда хорошо виден инструментарий личности (ее свободы, разума, воли, творения, созидания, самоопределения в положительном и отрицательном смысле, способности и возможности исправления предыдущих и будущих ошибочных действий) для достижения конечной цели образования (образ совершенства, истина, благо, красота). Таким образом, в случае достижения поставленной цели развития и совершенствования внутреннего уникального образа человек реализует свое предназначение, преодолевая пространственно-временные рамки классической педагогики (Я.А. Коменский).

Личность невозможно связать с эволюционными изменениями материального мира, навязать по строгому расписанию правила ее развития, так как она является прирожденным даром, талантом, если хотите, а значит, мы занимаемся не развитием, а обретением и преображением личности обучающегося.

Этот вывод в аспекте нашей темы является основополагающим, поскольку здесь личность поднимается над эволюционными, в том числе технологическими, процессами в государстве, политике, экономике, образовании, где ключевым фактором по формированию и развитию цифрового образовательного пространства в государстве является информационная и технологическая инфраструктура как новая основа экономической деятельности [6]. В данном случае, с учетом всех аспектов новизны технологических изменений в перечисленных сферах общества, мы не исключаем социального аспекта и аспекта обретения полноты личности в цифровую эпоху, в информационно-образовательной среде, но поднимаем его на более высокий уровень. Личность здесь не только не подвергается влиянию среды, но сама обладает влиянием на эту среду в результате деятельности самого человека, здесь личность существует по направлению к окружающему. «Личность человека в конечном счете не детерминируема ни своей природой, ни окружающей социальной или культурной средой. Ведь именно она определяет сам образ существования природы» [7].

Обретение и становление личности обучающегося музыканта происходит через творческую созидательную деятельность как самосовершенствование (не исключая окружающих и не противопоставляя им самого себя), но по большей мере созидание направлено к окружающему миру.

В образовательном процессе используется понятие свободы как пути самостоятельного определения содержания обучения, где каждый субъект имеет право самостоятельно определять индивидуальную траекторию учебного плана, осуществляя свободный выбор дисциплин, наставников, степени включения личности в творческую деятельность по совершенствованию собственной индивидуальности. Этот процесс мы называем академической свободой [8].

Приведем контрастное нашему мнение швейцарского ученого, где содержание понятия личности, а точнее понятия «быть личностью», изменено в связи с развитием биотехнологий и искусственного интеллекта, где технологии и инновации «расширяют существовавшие до сих пор границы продолжительности жизни, здоровья, познавательных способностей и других возможностей человека способами, которые ранее были прерогативой научной фантастики» [9]. Однако следует заметить, что в данном высказывании речь идет не о личности, а об индивидуальных особенностях человеческой природы, индивидуальности, которая сама по себе не является личностью, но в соответствии с нашей точкой зрения – личностью объята. В связи с революционными технологическими изменениями во всех сферах жизни человека, в том числе и в образовании, западные ученые ставят под вопрос саму природу человеческого существования. К сожалению, с возникновением биотехнологий, искусственного интеллекта, синтеза технологий и человеческой природы значительная часть таких прогнозов на наших глазах становится реальностью. Стоит рассмотреть такое покушение не при помощи воздействия на личность непосредственно, но через технологическое воздействие на свободную волю и выбор человека. Нобелевский лауреат С. Хокинг выразил обеспокоенность высокой скоростью развития, степенью риска и непредсказуемостью развития технологий будущего по отношению к личности человека [10].

«Личностность неотделима от свободы — свободы быть другим.
…Понятие личности предполагает не только свободу иметь отличные от других качества, но и – главным образом – свободу просто быть собой. Уникальность личности абсолютна, а значит, личность не может быть подчинена нормам и стереотипам, она не может быть подвергнута какой бы то ни было классификации. Это означает, что только личность свободна в подлинном смысле этого слова» [11].

Технологические аспекты, в том числе цифровые электронные информационные ресурсы, средства коммуникации, новейшие технические средства обучения, которые обеспечивают подвижность, гибкость и динамичность процессов, включаются во взаимодействие и становятся ее полноправными элементами. Происходит усложнение связей между традиционной образовательной системой и ее новыми компонентами [12]. Динамичная, подвижная, гибкая коммуникация элементов системы происходит в той мере, которая определяется возможностью и необходимостью самой системы, выступает как один из инструментов решения профессиональных и учебных задач, несет в себе свойства и характеристики профессионально ориентированной цифровой информационно-образовательной среды, приводит к ее новому качеству. Возникающее сочетание традиционного и нового качества цифровой информационно-образовательной среды каждый раз будет обусловлено прежде всего творческим потенциалом личности музыканта, а затем – развитием технологических аспектов, таких как:

1) формирование навыков исполнительской  деятельности  музыканта путем моделирования работы по совершенствованию музыкально-теоретического опыта в условиях информационно-образовательной среды; 

2) моделирование студенческой научно-исследовательской деятельности в области музыкальной педагогики и искусствознания; 

3)   развитие и  закрепление  навыка самостоятельного выбора источников информации в наукоемких специализированных ресурсах информационно-образовательной среды, информационных базах  с применением инструментария компьютерных технологий,  их использование в различных видах обучения и профессиональной деятельности музыканта;  

4) гибкая, непрерывная информационная поддержка педагога, обмен практико-ориентированными идеями,  планирование  индивидуальных траекторий обучения музыканта средствами информационно-образовательной среды;  

5) организация совместной учебной и научно-исследовательской деятельности: преподаватель – информационно-образовательная среда – студент (субъект-объектный аспект);  

6) формирование практических навыков и коммуникативной культуры в индивидуальной, самостоятельной и групповой  работе  в условиях информационно-образовательной среды; 

7) обеспечение консультационной поддержки вне времени и географического положения участников образовательного процесса при помощи средств электронных коммуникаций информационно-образовательной среды;  

8) формирование всего спектра  профессиональных качеств обучающегося музыканта (с учетом технологических аспектов),  в центре которых находится  не техника, а человек. 

Обучающийся музыкант как субъект учебного процесса, являясь элементом системы информационно-образовательной среды, цифровой среды, в процессе развития, обучения, совершенствования теоретических и исполнительских знаний и навыков приобретает качественно новые уровни индивидуальности, каждый новый уровень будет оказывать воздействие на предыдущий и преобразовывать его. Приобретая профессиональные качества, обучающийся становится активной частью, элементом непрерывно развивающейся системы.

Заключение

Обучающийся музыкант получает максимальную степень свободы выбора источников знаний, индивидуальных траекторий, приобретает новое качество, поднимаясь на более высокую ступень. Обучение в условиях информационно-образовательной среды уже не ограничено пространственно-временными рамками контактной педагогики, аудитории и учебного заведения. Таким образом, традиционная педагогика приобретает новое качество в условиях максимально расширенной коммуникации педагогической системы с тождественно свободными академическими и социальными объектами и процессами среды.

Информационно-образовательная среда является не только средой обучения музыканта, зоной взаимодействия, развития и коммуникации, но и инструментом решения профессиональных и учебных задач, профессионально ориентированной средой, содержащей программу сохранения традиционных ценностей музыкальной культуры через репродукцию, интерпретацию, творчество. Эта программа обеспечивает стабильность системы информационно-образовательной среды, где непрерывно взаимодействует традиционное и новое качество.

Таким образом, включение технологического аспекта в информационно-образовательную среду преобразовывает традиционную педагогику с выработанной системой ценностей, поднимает ее на качественно новый уровень, она становится неким новым целым, оказывая воздействие на все элементы системы. Эти новые свойства и характеристики среды непрерывно усложняют все виды коммуникации. В таком взаимодействии и регуляции наиболее ярко проявляются свойства открытой системы цифровой информационно-образовательной среды. Непрерывно развивающаяся, открытая, мультиэлементная система информационно-образовательной среды с применением цифровых технологий в свою очередь формирует профессионально значимые качества обучающегося музыканта, становясь зоной становления личности.

В современном цифровом пространстве функционирует образовательная система качественно нового уровня, происходит активное мобильное академическое, культурное и социальное взаимодействие личности, объектов и процессов, культур, цивилизаций и образовательных систем. Становится очевидным, что такое взаимодействие невозможно без технологических аспектов. Средства коммуникации здесь становятся одним из решающих факторов, инструментом общей совместной масштабной деятельности элементов цифровой информационно-образовательной среды, максимального эффекта, целостности, общности, согласованности ее элементов, направленных на стабильность, поддержание баланса внутри системы, ее устойчивое функционирование в более крупных системах культуры, социума и цивилизации. Условия раскрытия полноты личности обучающегося музыканта в информационно-образовательной среде как сложной саморазвивающейся системе нельзя смоделировать с большой точностью. Описание структуры и происходящих системных процессов позволяет выявить актуальные направления совершенствования условий обучения, определить стратегию переднего края педагогики, тем самым сформировать оптимальные виды деятельности музыканта в информационно-образовательной среде [13].

Понятие становления, обретения, преображения личности обучающегося музыканта в условиях информационно-образовательной среды глубже и шире, чем просто социальное, оно включает не только коммуникацию, деятельностную, моральную и культурную сторону индивидуума, но и всеобщую историческую полноту человеческого бытия, объединяет в себе духовный и материальный мир.