Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

YOUTH CINEMA PROJECTS AS A MEANS OF PERSONAL EDUCATION (FROM THE EXPERIENCE OF THE CINEMASTER WORK IN THE CONDITIONS OF THE PROVINCIAL CITY)

Moiseeva M.V. 1 Tikhonova A.Yu. 1 Soldatov P.A. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Представлен опыт организации и работы молодёжной киномастерской, нацеленной на воспитание личности. Проанализированы направления работы киномастерской, используемые технологии и сформулированы методические рекомендации по реализации молодёжных кинопроектов как средства творческого развития личности в условиях провинциального города. Авторы анализируют особенности формирования позитивных творческих личных интересов, развития творческих способностей через вовлечение в творческие объединения, создания социально-культурного партнёрства школьников, студентов-бакалавров и магистрантов, аспирантов, школьных учителей, преподавателей ВУЗов, специалистов-профессионалов в сфере кинодела. Особое внимание уделено художественным, познавательно-образовательным, познавательно-развлекательным и просветительским, рекреативным, культуроохранным, культуротворческим, исследовательским, информационно-коммуникативным, эстетически-коммуникативным технологиям. Авторы предлагают использовать разнообразные виды деятельности: мастер-классы, тренинги, мозговые штурмы, экскурсии, творческие вечера, концерты, просмотры, обсуждения, съёмки для развития индивидуальных творческих способностей молодёжи, саму деятельность осуществлять добровольно, системно, целенаправленно, а также подчёркивают необходимость учёта интересов, потребностей и возможностей каждого участника. Также отмечается важность создания комфортной, продуктивной, профессиональной, творческой коммуникативной среды, оказывающей воспитательное и развивающее воздействие. Результативность использованных средств и методик авторы подтверждают количеством, тематикой и уровнем творческих работ, созданных участниками киномастерской «Ё-ФИЛЬМ».
The experience of the organization and work of a youth film studio aimed at educating a person is presented. The directions of the filmmaker's work, the technologies used, and methodological recommendations on the implementation of youth film projects as a means of creative development of the individual in a provincial city are formulated. The authors analyze the peculiarities of the formation of positive creative personal interests, the development of creative abilities through the involvement of schoolchildren, bachelor's and master students, post-graduate students, school teachers, university professors, professional professionals in the field of cinema. Special attention is paid to art, cognitive-educational, cognitive-entertaining and enlightening, recreational, cultural, cultural, research, information-communicative, aesthetically-communicative technologies. The authors propose to use a variety of activities: master classes, trainings, brainstorming, excursions, creative evenings, concerts, views, discussions, surveys for the development of individual creative abilities of young people, the activities themselves voluntarily, systematically, purposefully, and emphasize the need for consideration of interests , needs and opportunities of each participant. It is also noted the importance of creating a comfortable, productive, professional, creative communication environment that has an educational and developmental impact. The authors confirm the effectiveness of the means and methods used by the authors with the quantity, subject matter and level of creative work created by the participants of the «Ё-FILM» film studio.
personality education
film industry
youth film projects
provincial city culture
cultural and leisure technologies
formation of positive creative interests
creative activity
social and cultural partnership
spiritual and moral values

На сегодняшний день процесс съёмки и монтажа видео становится всё более и более доступным. Всё большее количество молодёжи увлекается созданием собственных кинопроектов. Закономерно возникают вопросы, по какому принципу при этом выбирается тематика, насколько безопасно организуется съёмочный процесс, кто привлекается к реализации проекта, какова дальнейшая судьба отснятого материала?

В данной статье отражен опыт организации и работы ульяновской киномастерской «Ё-ФИЛЬМ», проанализированы направления её работы, используемые технологии и сформулированы методические рекомендации по реализации молодёжных проектов как средства воспитания личности в условиях провинциального города.

В результате анализа реализуемых в г. Ульяновске молодёжных кинопроектов были выявлены следующие закономерности. Большинство из них являются личными проектами. Создателей фильмов можно разделить на несколько групп. Прежде всего, это выпускники специальности актёрское искусство УлГУ (С. Карачев, А. Лебедев и др.), увлечённые люди разных специальностей, получающих дополнительное образование в сфере кинодела, при этом среди других специальностей хочется отметить большое количество филологов и историков (А. Четвёркин, П. Солдатов, М. Идрисова, Д. Ефремова и др.) и специалистов в сфере инженерно-физических технологий или информационных систем (Р. Махмуд-Ахунов, Л. Максимец, Ю. Химин, А. Процюк, А. Колпаков и др.). Часть проектов создаётся усилиями школьных учителей при клубах по интересам (например, «Свеча» в Лингвистической гимназии, «НеЛитераторы» в гимназии № 1) или усилиями вузовских (киноклуб «Катарсис») и библиотечных работников (синематека «Кусок пирога» при библиотеке №8).

Одним из условий обеспечения перехода от стихийности молодёжных кинопроектов к их осознанной реализации может быть создание киномастерских. В 2017 году под руководством М.В. Моисеевой при Ульяновском государственном педагогическом университете была организована единая для города киномастерская «Ё-ФИЛЬМ», целью которой явилось объединение молодых режиссёров, сценаристов, операторов, актёров, художников, звукорежиссёров, ориентированных на создание глубоких фильмов, повышающих кинокультуру родного города, воспитывающих вкус к серьёзному, высокодуховному кино у аудитории. Название «Ё-ФИЛЬМ» было придумано участниками киномастерской и обусловлено тем, что именно уроженец города Симбирска-Ульяновска, историограф Николай Михайлович Карамзин, впервые использовал в печати букву «Ё» в своей публикации в журнале «Аониды».

В киномастерской молодые режиссёры получили возможность быстро и эффективно организовывать команду по съёмкам своего фильма, получать адекватную рецензию на выбранный сценарий, а самое главное – находить поддержку в реализации проекта. Только за период с сентября 2017 года участниками киномастерской были созданы пять фильмов (буктрейлеры к произведениям Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и В.К. Железникова «Чучело», короткометражки «Breakingnews», «8 врата сновидения», а также под руководством компании «Киноквант» фильм «Страйк»), ведётся работа над шестым короткометражным фильмом «ViaVitae» («Путь жизни»).

Деятельность киномастерской способствует воспитанию личности участников проекта. Так, «включение творческой молодежи в процесс создания и реализации самостоятельных кинопроектов обеспечивает развитие у молодых людей креативности и умения работать в команде» [1, с.273], становление проектных умений и формирование проектной культуры [2, с.17]. Начинающие кинематографисты вовлекаются в процесс создания тематико-проблемно-ориентированных кинопроектов, в которых главным героем является современный россиянин, задумывающийся о будущем своей родины. В совокупности реализация проекта организации работы общегородской киномастерской способствовала решению профориентационных, коммуникативных, патриотических задач в воспитании молодого поколения с учетом особенностей культуры Симбирско-Ульяновского края [3, 4, 5, 6].

Деятельность киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» была ориентирована на три направления:

  1. Формирование позитивных личных интересов посредством использования культурно-досуговых технологий. В рамках киномастерской проводились мастер-классы по написанию и правке сценариев, тренинги по сценической речи, актёрскому мастерству, оказывалась помощь в поиске съёмочного оборудования. Вся эта работа была ориентирована на каждого участника, учитывала его возможности и потребности в киноделе.
  2. Развитие творческих способностей через вовлечение в творческие объединения, где были созданы чат и группа в социальных сетях для быстрого обмена информацией и взаимопомощи; осуществлялось информирование о мероприятиях киномастерской и близких по тематике мероприятиях других творческих объединений; оказывалась помощь в организации мероприятий, подборе заинтересованной аудитории; осуществлялось информирование о проходивших профильных фестивалях и конкурсах; реализовывалось сотрудничество с социально-культурными учреждениями города и области.
  3. Организация социально-культурного партнёрства школьников, студентов-бакалавров и магистрантов, аспирантов, школьных учителей, преподавателей ВУЗов, специалистов-профессионалов в сфере кинодела как активных участников киномастерской. В киномастерскую вошли школьники гимназий № 1, 33, лингвистической гимназии, студенты Ульяновских вузов (УлГПУ, УлГТУ, УлГУ, УВАУ ГА).

Значительную помощь в работе киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» оказали Российский фонд фундаментальных исследований, Ассоциация продюсеров кино и телевидения «Киноквант», ее основатель А.Ю. Крутова, Фонд «Ульяновск – культурная столица», его исполнительный директор Т.А. Ившина. Совместные проекты «Ё-ФИЛЬМа» и киномастерской «Кинокванта» дали возможность участникам кинопроектов поработать со звёздами отечественного кино – продюсерами, режиссёрами, актёрами, художниками-постановщиками.

Успешности деятельности киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» способствовало вхождение Ульяновской области в конце 2016 года в пилотный проект «Кино России». Соответствующее соглашение было подписано между Агентством стратегических инициатив, Ассоциацией продюсеров кино и телевидения и Губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Для реализации данного проекта в регионе была создана Кинокомиссия, которая занимается привлечением кинопроизводителей к съёмкам на территории Ульяновской области. Благодаря деятельности Кинокомиссии на октябрь 2017 года уже завершен первый проект: кинокомпания «Гамма-продакшн» (Санкт-Петербург) по заказу телекомпании НТВ провела съемки нового сезона многосерийного телесериала «Морские дьяволы. Рубежи Родины». А с января 2018 года Ассоциацией продюсеров кино и телевидения «Киноквант» в Ульяновске планируются съёмки семейной комедии «Родовая схватка». Уже при съёмках «Морских дьяволов» продюсеры сериала столкнулись с проблемой поиска ульяновских профессионалов и добровольцев для реализации проекта. Участники киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» стали таким активом съёмочной команды фильма «Родовая схватка» и участвуют в подготовке проекта.

Для повышения результативности деятельности киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» использовались следующие культурно-досуговые технологии, обеспечивающие воспитание личности членов творческого объединения:

  1. Художественные. Участники киномастерской были задействованы в творческих мероприятиях киномастерской «Кинокванта», фонда «Ульяновск – культурная столица» и историко-филологического факультета УлГПУ (например, концертная программа «Космическое путешествие», мероприятия «Посвящение в студенты», «Свадьба вслепую», творческие встречи с профессионалами своего дела А. Крутовой, Т. Ившиной, А. Барыкиным, К. Емельяновым, Е. Альшицем). Проведенные мероприятии способствовали формированию позитивных качеств и свойств через вдохновение примером конкретных творческих людей; самонаблюдение, сравнение себя с активно настроенными, высоко работоспособными, творческими людьми, осознание того, какие личные качества помогают добиться успеха; усвоение позитивных, успешных моделей поведения; понимание порядка действий, способствующих достижению профессионализма и успеха.
  2. Познавательно-образовательные, познавательно-развлекательные и просветительские. Члены киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» активно участвовали в работе киномастерской «Кинокванта» в сентябре 2017 г., в онлайн-курсе «Сценарное мастерство» киношколы «iPlay», в мероприятиях профиля подготовки «Постановка и продюсирование культурно-досуговых мероприятий», а также других культурных событиях историко-филологического факультета УлГПУ. Специально для участников киномастерской каждую пятницу во второй половине дня проводили мастер-классы, тренинги ульяновские специалисты (М. Моисеева, А. Тихонова, П. Солдатов, А. Андреенок и др.).
  3. Рекреативные. Киномастерская «Ё-ФИЛЬМ» активно сотрудничала с киноклубами Ульяновска («Катарсис» УлГПУ, «Кусок пирога» библиотека № 8, «Свеча» Лингвистическая гимназия, «НеЛитераторы» гимназия №1). В ходе встреч, помимо просмотра фильма и его обсуждения, проходило активное общение людей, объединенных единой целью – создания творческих кинопроектов.
  4. Культуроохранные. Молодёжь и взрослые из киномастерской участвовали в подборе локаций для съёмок. Ребята фотографировали и систематизировали в группах в социальных сетях красивые, необычные, исторически-значимые места нашего города. Созданный каталог локаций предлагает выбор мест для съёмки.
  5. Культуротворческие. Помимо работы над фильмами ребята принимали участие в проведении театрального конкурса «Drama» в УлГПИ (посещали мастер-классы по сценической речи и актёрскому искусству, а сейчас готовят номера для участия в конкурсе).
  6. Исследовательские. Постоянно в киномастерской проходят мозговые штурмы по готовящимся к постановке сценариям, участники делятся полезной литературой, обсуждают источники, привлекаемые для написания сценариев.
  7. Информационно-коммуникативные, эстетически-коммуникативные. Любой участник киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» при желании получает консультацию специалиста, включается в обсуждение в творческой группе по интересующей его проблеме. Неформальное общение продолжается и после решения деловых вопросов, когда ведутся дискуссии о современном кинематографе, литературе, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, что также способствует воспитанию участников киномастерской.

Раскроем основные принципы воспитания средствами кинематографа, используемые в работе киномастерской «Ё-ФИЛЬМ»:

  1. Систематичность – встречи организовываются регулярно, всегда в одно и то же время и в одном и том же месте, один раз в неделю. Участники мастерской знают, что тема встреч и деятельность могут меняться, но время и место остаются теми же, и поэтому каждый раз приходят те, кто могут. Помимо основного состава (более 30 человек) приходят и друзья, знакомые постоянных участников «Ё-ФИЛЬМА» (более 70 человек).
  2. Целенаправленность – увидев, что свои идеи можно отточить и реализовать, ребята из киномастерской получают мотивацию и инструменты для реализации собственных кинопроектов, которые и становятся основной целью их деятельности. Среди участников «Ё-ФИЛЬМА» и их друзей и знакомых подбирается съёмочная группа и создаётся фильм.
  3. Добровольность – реализация личных проектов и участие в проектах других ребят абсолютно добровольное. Иногда сроки съёмок несколько растягиваются из-за поиска удобного для всех времени при составлении графика съёмок, но большое значение придаётся взаимоуважению и сохранению доброжелательной атмосферы. Однако с самого начала подчёркивается необходимость ответственности за выполнение выбранной работы.
  4. Дружеское единство коллектива – важнейшая составляющая творческого процесса. Участники «Ё-ФИЛЬМА» – люди одарённые, ранимые, эмоциональные. И с самого начала в мастерской были сформулированы и опубликованы в чате правила поведения в киномастерской: мораторий на критику; любая идея имеет право на жизнь – к идеям другого относимся с уважением, как и к людям; предложил-реализуй; свободный обмен ресурсами; обмен знаниями, умениями, компетенциями, без напряжения, в удовольствие [1, 7, 8].
  5. Возможность выбора занятия по интересам и талантам – каждый участник киномастерской выбирает дело по своим интересам, при желании в каждом новом проекте можно опробовать новые специальности, например, побыть оператором, потом освоить особенности режиссуры, сценаристики, звукорежиссуры или актёрского искусства [1, 9].
  6. Развитие индивидуальных творческих способностей – через совершенствование: творческой направленности (мотивации); творческого потенциала (знаний, умений, навыков); творческого своеобразия (воля, эмоциональная устойчивость) [1, 5].
  7. Катарсичность – приобщение к творчеству как очищающая, развивающая сила искусства. В ходе реализации своих собственных проектов ребята испытывают подъём эмоций, получают веру в свои силы.

Итак, в ходе реализации работы киномастерской «Ё-ФИЛЬМ» были сформулированы следующие рекомендации по организации работы, которые могут стать полезными и для других специалистов, работающих с молодёжью:

  1. Работа по реализации любительских молодёжных кинопроектов должна основываться на передовых педагогических технологиях.
  2. Содержание деятельности киноклубов и киномастерских должно соответствовать интересам, потребностям и возможностям участников.
  3. Творческие способности молодёжи должны формироваться системно, целенаправленно.
  4. Предпочтительно формирование познавательного интереса через интеграцию образовательных и культурно-досуговых учреждений, через совместные проекты.
  5. Сама тематика проектов должна соответствовать современным общественным процессам и запросам социума: нравственно-духовным, социальным и экономическим.
  6. В процессе деятельности происходит вовлечение участников в творческую деятельность, осуществляется работа с эстетически важными объектами, нравственными ценностями, прививаются любовь и уважение к Родине.
  7. Освоение знаний, получение необходимых умений, навыков работы происходит в процессе взаимодействия с профессионалами, к тому же умеющими чувствовать красоту и обладающими богатыми духовно-нравственными ценностями.
  8. Наличествует разнообразие видов деятельности: мастер-классы, тренинги, мозговые штурмы, экскурсии, творческие вечера, концерты, просмотры, обсуждения, съёмки…
  9. Реализуется социальное партнёрство, осуществляется поддержка членов команды друг другом.
  10. Благоприятная атмосфера общения привлекает к сотрудничеству в проекте и членов семей участников: братьев, сестёр, родителей…
  11. Осуществляется учёт индивидуальных особенностей участников. Вся работа осуществляется на добровольных началах, с возможностью выбора занятий по интересам, в процессе работы над разными проектами возможна смена профессиональных интересов.
  12. Формируются позитивные творческие индивидуальные интересы.

Таким образом, нами были разработаны и апробированы содержание и методика воспитания молодёжи средствами киноискусства посредством создания киномастерской, интегрировавшей усилия различных образовательных и культурно-досуговых учреждений города. Киномастерская «Ё-ФИЛЬМ» объединила школьников, студентов, аспирантов, выпускников, молодых специалистов, всех заинтересованных вопросами киноискусства и желающих реализовывать свои собственные кинопроекты. Работа основывалась на передовых педагогических технологиях, использовались разнообразные виды деятельности: мастер-классы, тренинги, мозговые штурмы, экскурсии, творческие вечера, концерты, просмотры, обсуждения, съёмки. Реализовывалось социальное партнёрство. Участники часто приглашали к участию в проектах членов своих семей.

В процессе работы учитывались интересы, потребности и возможности участников, развивались их индивидуальные творческие способности. Деятельность осуществлялась добровольно, системно, целенаправленно. Тематика мероприятий соответствовала современным общественным процессам и запросам социума. Работа велась с эстетически важными объектами, с опорой на важнейшие нравственные ценности. Освоение знаний, получение необходимых умений, навыков работы происходило в процессе взаимодействия с высококвалифицированными профессионалами. В результате для молодых авторов и их аудитории была создана комфортная, продуктивная, профессиональная, творческая коммуникативная среда, оказывающая воспитательное и развивающее воздействие. Результативность использованных средств и методик подтверждается количеством, тематикой и уровнем созданных в рамках проекта творческих работ.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований проект № 17-16-73006, тип проекта: а(р).