Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS AT MAJOR SPORTING EVENTS

Fayzullin I.F. 1 Drandrov G.L. 2
1 Povolzhskaya State Academy of physical culture, sport and tourism, Kazan, Russia
2 The Chuvash I.Yakovlev State Pedagogical University
В статье представлены выделяемые авторами различные качественно различающиеся стороны позитивного воздействия опыта волонтерской деятельности на развитие личности. Анализ и обобщение этих подходов позволяет систематизировать их на четыре группы, которые соотносятся с основными видами социальной активности человека, направленных на: преобразование самого себя (учение); преобразование окружающего мира (трудовая деятельность); взаимодействие с окружающими людьми в процессе сов-местной деятельности (общение); участие в жизни малой группы и общества в целом (поведение). Включение молодежи в процессе волонтерской деятельности в этих виды социальной активности способствует формированию готовности и способности к эффективному решению личностно и профессионально значимых проблем в ситуации неопределенности на основе свободного и творческого приобщения к ценностям общечеловеческой культуры. Благодаря разноплановости, динамичности и вариативности, связанных с изменчивостью конкретных социальных ситуаций, волонтерская деятельность на спортивных мероприятиях является одним из важных педагогических средств формирования общекультурных компе-тенций у студентов вузов физической культуры.
The article presents various authors differ qualitatively allocated part of the positive impact of experience volun-teer work on personal development. Analysis and synthesis of these approaches allows us to systematize them into four groups, which relate to the main types of human social activity, aimed at: transforming himself (teaching); the transformation of the surrounding world (work); interaction with other people in the process of joint activities (communication); participation in the small group and the society as a whole (behavior). The inclusion of youth in volunteer activities in these kinds of social activity fosters a willingness and ability to deal effectively with person-al and professional problems in the situation of uncertainty based on the free and creative initiation to values of human culture. Thanks to its diversity, dynamism and variability associated with the variability of specific social situations, volunteering at sporting events
volunteering
parenting
personality
social activity
teaching
work
communication
behavior

Содействие распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 16-62-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отнесено к числу приоритетных направлений молодежной политики.

Специфика организации добровольческой деятельности в вузе обусловлена тем, что основной целью образования здесь является профессиональная подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. Однако привлечение студентов - будущих специалистов социальной сферы к добровольческой деятельности может решать не только задачи профессиональной подготовки, но и развития личности человека в целом, формирования у него социальной активности, активной жизненной позиции [1].

К основным задачам организации волонтерской деятельности студентов Ю.Н. Рюмина [1] относит: вовлечение студентов в социально значимую практическую деятельность; формирование представлений о развивающем и образовательном потенциале волонтерства; создание условий для личностной самореализации и повышения социального статуса; формирование активной жизненной позиции. Прикладными задачами, решаемыми в процессе участия в волонтерском движении, являются, по мнению автора, вооружение студентов умениями и навыками выполнения определенных трудовых действий, содействие профессиональной ориентации; усвоение навыков самореализации и самоорганизации в процессе решения социально значимых задач; воспитание личностных качеств, профилактика девиантного поведения, оптимальная организация свободного времени.

В.И. Ревякина [2] отмечает, что волонтерское движение выступает социально значимым проявлением современной молодежной субкультуры. Оно создает условия для развития у молодого человека таких гражданских качеств, как социальная активность, толерантность к окружающим людям, ответственность перед коллективом и обществом в целом. Волонтерское движение учащейся молодежи имеет существенное значение для современной системы образования, поскольку создает оптимальные организационно-педагогические условия для формирования ЗУН, необходимых в волонтерской деятельности, проявления общественной активности, гражданской ответственности.

Результаты исследования. Добровольческая деятельность молодых людей (молодежное добровольчество) имеет существенное значение для успешного функционирования системы образования, обеспечивая организационно-педагогические условия для их вооружения системой знаний, умений, навыков и развития свойств личности, необходимых для эффективного решения задач предстоящей профессиональной деятельности, формирования активной жизненной позиции, как члена общества и гражданина.

Например, Н.В. Маковей [3] считает, что участие студентов в волонтерском движении создает возможности для реализации социальной и гражданской позиции, личностного самосовершенствования, развития способности самоконтроля, самооценивания и самоопределения, способствует удовлетворению потребности в творческой самореализации.

С.П. Акутина [4] изучала роль волонтерского движения для решения задачи профессионального самоопределения личности. Она отмечает позитивное влияние волонтерской деятельности в форме создания и реализации различных проектов на обогащение жизненного опыта студентов, на формирование знаний и представления об избранной профессии, на приобретение практического опыта в сфере предстоящей профессиональной деятельности. Включение студентов в волонтерское движение способствует развитию базовых компетенций, значимых в избранной профессии: способность определять цели и достигать, выделять приоритетные направления социальной активности, развивать рефлексивные и креативные способности, выстраивать конструктивное взаимодействие с членами своей команды, моделировать ситуации достижения и добиваться их успешного разрешения

По данным М.В. Маркеевой [5], участие студентов в волонтерском движении содействует овладению базовыми знаниями, умениями и навыками, ключевыми компетенциями, необходимыми в предстоящей профессиональной деятельности: способность целеполагания, умение определять наиболее значимые из них и последовательность их разрешения, развивать критичность и креативность мышления, формировать навыки конструктивного взаимодействия.

Участие в волонтерском движении содействует социализации личности, создавая условия для целенаправленного развития основных социально значимых свойств личности. В частности, Л.Е. Сикорская [6] считает, что участие в волонтерской деятельности выступает сильно действующим объективным фактором развития человека как личности, формирования у человека опыта межличностных отношений. В ходе волонтерской деятельности реализуются и развиваются коммуникативные способности, навыки лидирования, самодисциплины, инициативности, формируется нравственная культура личности.

М.В. Подхомутникова [7] считает, что участие студентов в добровольческой деятельности способствует эффективной ориентации в сфере будущей профессиональной деятельности и связанных с ее осуществлением деловых отношений, формирует адекватные этим сторонам будущей профессиональной карьеры свойства личности, развивает способность и готовность самостоятельно принимать и реализовывать нетривиальные решения в различных профессионально окрашенных проблемных ситуациях.

Н.В. Тарасова [8] полагает, что волонтерская деятельность проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.

Волонтерская деятельность выступает существенным фактором нравственного становления личности, создавая условия для сохранения и укрепления человеческих ценностей, развития способности к эмоциональному сопереживанию, повышения восприимчивости к проблемам другого человека и общества в целом, для реализации потребности в социально значимой активности в виде помощи нуждающимся в ней людям.

Участие в волонтерском движении способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы личности.

Волонтерство формирует самостоятельность и решительность, качества лидера, создает организационные предпосылки для самореализации человеком своего творческого потенциала, реализации каждым человеком своих гражданских прав и обязанностей, их жизненного самоопределения.

Волонтерская деятельность способствует развитию социальных компетенций человека, обусловливающих эффективность межличностного общения и конструктивный характер делового взаимодействия, содействует социальной интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Она создает предпосылки для удовлетворения потребности человека в добровольном участии в решении социально значимых проблем. Волонтерское движение повышает уровень социальной активности, порождает проявления различного рода молодежных инициатив в виде разработки и реализации социально значимых проектов, расширяет возможности включения в жизнь современного общества, выступает перспективным направлением решения проблемы занятости учащейся молодежи социально значимыми видами деятельности. Волонтерство содействует становлению и дальнейшему проникновению в жизнь современного общества ценностей демократии, нравственности и духовности.

Волонтерское движение в современном спорте является одним из видов волонтерской деятельности, отличающейся добровольным и безвозмездным участием в организации и проведении спортивных мероприятий. Она является коллективной, управляемой и организованной, кратковременной и регулярной, граждански значимой и направленной на обслуживание участников соревнований, зрителей и гостей [9].

Включение студентов в волонтерскую деятельность в спорте создает уникальные возможности для реализации свойств личности, развития организаторских способностей, приобретения социального и жизненного опыта, овладения нравственной и коммуникативной культурой, реализации чувства ответственности, как гражданина, за все происходящее вокруг, переживания необходимости оказания действенной помощи другим людям, формирования позитивного отношения к волонтерскому движению.

Т.А. Кравчук [10] подчеркивается высокая значимость и важность участия студентов в волонтерском движении в спорте для формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

А.Н. Гарипова [11] также отмечает, что волонтёрская деятельность в спорте помогает студентам успешно ориентироваться в области будущей профессии, овладевать общекультурными (базовыми) компетенциями, обусловливающими способность и готовность к коммуникативному взаимодействию, в том числе и в качества лидера группы, решающего задачи управления деловыми и межличностными отношениями членов команды.

Участие студентов в волонтерском движении в современном спорте является уникальной возможностью реализовать и развить свои личностные качества, лидерские и организаторские способности, обогатить свой социальный и жизненный опыт, овладеть знаниями и навыками коммуникативной культуры и культуры поведения, воспитать чувство личной гражданской ответственности [12].

Волонтеры крупных международных спортивных мероприятий (Универсиада-2013, зимние Олимпийские игры Сочи-2014) получили возможность дополнительной языковой практики, а также возможность обрести новых друзей [13].

Выделяемые авторами различные аспекты позитивного воздействия волонтерской деятельности в современном спорте на формирование личности волонтеров можно систематизировать в соответствии с составляющими ее содержание четырьмя видами социальной активности человека, проявляемыми в:

1) преобразовании самого себя (познание) – раскрытии потенциальных возможностей, личностном самосовершенствовании, развитии способности к рефлексии, побуждении к творческой самореализации, приобретении жизненного опыта, личностном самоопределении, умении ставить и достигать цели, определять приоритеты, развитии критического и творческого мышления;

2) преобразовании окружающего мира (трудовая деятельность) – активной профессиональной позиции, адаптации к специфике работы в рамках будущей профессии, а также освоению профессиональных ценностей на практике, приобретении профессионального опыта, профессиональном самоопределении, развитии способности к самостоятельному принятию решений, дисциплинированности; ответственности за себя и порученное дело;

3) взаимодействии с окружающими людьми в процессе совместной деятельности (общение) – умении строить конструктивное взаимодействие, координировать деятельность единомышленников и создавать для них ситуации успеха, развитии коммуникативных способностей, лидерских навыков, инициативности;

4) участии в жизни малой группы и общества в целом (поведение) – повышении социальной активности и принятии активной гражданской жизненной позиции, нравственности, милосердии, толерантности, реализации потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, в отзывчивости, сочувствии и сопереживании [9; 14; 15].

В дальнейшем нами были проанализированы общекультурные компетенции, которыми, по требованиям нормативных документов, а также по мнению специалистов и ученых, должны обладать волонтеры. Сравнительный анализ этих требований и перечня общекультурных и профессиональных компетенций, представленных в ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 034300 «Физическая культура», позволил нам выделить и содержательно охарактеризовать 11 общекультурных компетенций, которые значимы для успешной волонтерской деятельности, актуализируются в процессе ее осуществления и поэтому могут быть сформированы у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе этой деятельности.

Эти компетенции по критерию содержания социальной активности были условно разделены нами на четыре группы. К ним относятся компетенции, определяющие стремление и готовность к следующим поступкам или действиям (в скобках представлено символическое обозначение приводимых выше общекультурных компетенций в содержании ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физическая культура»):

  • «учению» (познавать): 1) самосовершенствование: стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8), высокая мотивация к повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10); 2) рефлексия: умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9);
  • «труду» (делать): 3) проактивность: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1), высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности, нацеленность на результат, на достижение успеха, максимально высокое качество решения поставленных задач (ОК-10); применение на практике основных учений в области физической культуры (ПК-2), владение актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля (ПК-13); 4) организованность: пунктуальность, дисциплинированность, умение спланировать время, усилия и средства в движении к поставленной цели (ОК-10); способность обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24); 5) стрессоустойчивость: способность сохранять спокойствие и находить выход из любой ситуации;
  • «общению» (делать вместе): 6) социальная креативность: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-6); 7) командность: готовность к работе в команде, к сотрудничеству без конкуренции, создавая условия для максимального проявления и вклада лучших сторон каждого члена команды в достижение общей цели (ОК-5); 8) иноязычная коммуникативная компетентность: владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17);
  • «поведению» (жить вместе): 9) гражданственность: совершение поступков и действий с осознанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны и готовность нести за них ответственность (ОК-20); 10) коммуникабельность: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4), радушие, уважение, открытость, искренность в общении, умение найти общий язык с любым человеком, построить конструктивный и взаимополезный диалог, раскрывающий возможности и потенциал собеседника (ОК-5); 11) толерантность: уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий, способность к диалогу с представителями других культур и стран (ОК-2).

Заключение. Осуществленный нами сравнительный анализ содержания общекультурных компетенций, выступающих в качестве цели и результата профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура», и требований, предъявляемых к личностным качествам волонтеров крупных спортивных мероприятий, говорит об их относительной общности. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность в области физической культуры и спорта, с одной стороны, и волонтерская деятельность на крупных спортивных мероприятиях - с другой, выступают как процессы решения личностно и профессионально значимых проблем в ситуации неопределенности на основе свободного и творческого приобщения к ценностям общечеловеческой культуры. Поэтому выделенные нами общекультурные компетенции выступают, как: предмет образовательной деятельности студентов по направлению подготовки «Физическая культура»; внутренний субъективный фактор успешности волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях; личностно значимый для студента результат участия в волонтерской деятельности.