Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CREATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SKILLS OF TEACHERS WITH LEARNING SCIENTIFIC SUBJECTS

Rasskazov F.D. 1
1 BI HE KhMAO - Ugra Surgut State University
Настоящая статья посвящена использованию общенаучных дисциплин в формировании нравственно-психологических качеств будущих педагогов. Автор отмечает, что науки, изучаемые в университете, располагают исключительно широкими возможностями для всестороннего воспитания студентов. Содержание общенаучных дисциплин связано, прежде всего, с изучением законов природы, естественнонаучной картины мира и при соблюдении принципа научности преподавания учебного материала непосредственно ведет к мировоззренческим обобщениям и выводам, научному истолкованию объективного мира. Общенаучные дисциплины имеют первостепенное значение в формировании научного мировоззрения, в профессиональном и нравственном воспитании студентов и решают преимущественно задачи профессионального воспитания. Воспитательные возможности наполнения общенаучных дисциплин, по мнению автора, реализуются путем проведения различных видов занятий. От совершенствования методики и организации их проведения зависит, в какой мере воспитательная функция обучения будет воплощена в жизнь.
The real article is about using of scientific subjects in creation of moral and psycological skills of teachers. Author says that the sciences that are being learned in university are full of possibilities for students. The content of the subjects are connected with learning rules of nature, the scientific picture of the world. Learning educational material causes making of ideological conclusions and scientific interpretation of the objective world. The scientific subjects are the main things in creation of scientific ideology, in professional and moral training of students. The subjects solve the problems of professional tranings, have various impact and help to solve a lot of problems. Training possibilities of including of scientific subjects, in author’s opinion, realizes with different kinds of activity. The methods and organization of the activity shows the volume of practical using of training function of education.
scientific subjects
moral and psychological skills
teacher
moral training

Актуальность тематики исследования продиктована спецификой современной социально-политической ситуации страны, построенной на отношениях между личностью, обществом и государством. Учитывая запросы и потребности общества, современная система образования не может оставаться в стороне. Развитие и становление личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также выпуск специалистов, зависят от качества образования. Благодаря своей гуманистической направленности, высшее образование сегодня призвано воспитывать духовно богатую личность. Высшее образование не только предполагает усвоение студентами знаний о профессиональной деятельности, психологических особенностях и познавательных возможностях, но и требует развития нравственности, становящейся мотивом профессиональной деятельности. Сегодня общество нуждается в гуманных и порядочных гражданах, и кто как не педагог должен раскрывать внутренний мир обучающихся, закладывать нравственную воспитанность. Общество требует от системы высшего профессионального образования выпускников, которые способны формировать целостную картину единого материального и духовного мира, передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные ценности.

Содержанию обучения всегда отводилась ведущая роль в решении воспитательных задач в ходе образовательного процесса, что объясняет то большое значение, которое придается этой проблеме в педагогической теории и практике [1; 2; 9].

Это положение позволяет правильно решать образовательные вопросы, связанные с содержанием обучения в высших учебных заведениях и его использованием в целях воспитания студентов.

Как педагогическая категория содержание обучения в высшей школе – явление сложное. В его структуре выделяют несколько элементов: система научных знаний в области изучаемых дисциплин; профессиональные умения и навыки; умения творчески мыслить и действовать.

Содержание обучения всеми своими составными частями оказывает воспитательное воздействие на студентов.

На формирование личности студента влияют, прежде всего, научные знания. Это – идеи, теории, понятия, содержащиеся в изучаемых дисциплинах.

Каково содержание этих знаний, такова и направленность процесса обучения. Именно здесь находится стык обучения и воспитания и встает проблема неразрывной связи учебной дисциплины и воспитания.

Роль изучаемых дисциплин в воспитании определяется характером тех задач, решению которых они непосредственно способствуют. Что же это за задачи?

Во-первых, дисциплина составляет прочную базу формирования у обучаемых научного мировоззрения. Доведенное до уровня научных убеждений, мировоззрение становится мощным воспитывающим фактором, определяя образ мышления и практических действий студента.

Во-вторых, вооружая обучаемых знаниями, изучаемая дисциплина активизирует их действия, развивает творческие силы и способности.

В-третьих, наука дает возможность будущему педагогу быстро и правильно ориентироваться в условиях появления новых направлений в науке и технике, видеть перспективу и последствия своих действий и приводить в соответствие субъективные намерения с объективными результатами.

На воспитание студентов оказывают непосредственное влияние умения и навыки профессиональной деятельности педагога. Изменяется содержание этих умений и навыков, резко возрастают их сложность и объем. Овладение когнитивными умениями и навыками связано с воспитанием у студентов как интеллектуальных, так и волевых качеств.

Решению воспитательных задач также способствует умение будущего педагога творчески работать. Профессия педагога сугубо творческая. В условиях, как правило, острого дефицита времени он обучает и воспитывает людей, психологически готовит их к профессиональной деятельности, укрепляет учебную дисциплину, постоянно работает над собой. Успешное решение этих задач, как показала проведенная опытно-экспериментальная работа и опрос педагогов, возможно только при творческом отношении к своему труду: успешное применение своих знаний в непрерывно меняющейся обстановке; своевременное выявление нового и внесение его в известные способы действий; конструирование принципиально новых методов решения задач и т.п.[8].

Все элементы содержания обучения оказывают прямое влияние на воспитание студентов. Они находятся в постоянном изменении и развитии. В связи с этим непрерывное совершенствование содержательной стороны обучения в целях воспитания будущих педагогов является закономерным явлением в развитии системы подготовки педагогических кадров [5; 7].

Поэтому учебная дисциплина оказывает разностороннее и глубокое влияние на воспитание будущих педагогов. Она, изменяя характер мировоззрения студента, условия его жизни, создает научно обоснованное миропонимание, повышает идейно-нравственную зрелость и стойкость студента, его культуру.

Каждая из изучаемых в вузе дисциплин эффективна в достижении тех целей, которые соответствуют специфике ее содержания. В современных условиях, когда необходимо формировать педагога как зрелую, компетентную, нравственно устойчивую и творчески действующую личность, большую воспитательную роль играет нравственно-психологическая подготовка. Воспитательная функция методов такой подготовки реализуется наиболее полно при применении их в единой методической системе в соответствии с воспитательными задачами на различных курсах обучения, обеспечении высокой степени познавательной активности каждого студента и придании учебной работе творческого, близкого к исследовательскому, характера. Степень усвоения и характер оценки изучаемого, мотивы постоянной готовности действовать, умение студентов руководствоваться знаниями как системой взглядов и принципов поведения, отношений к изучаемой науке, эмоционально-волевая устойчивость – основные критерии нравственно-психологической подготовки студентов [3; 4].

В образовательном процессе наряду с гуманитарными, социально-экономическими, специальными науками с первых дней пребывания в университете студенты, в зависимости от профиля и направления подготовки, изучают общенаучные дисциплины – математику, физику, экологию, информатику, электротехнику и электронику, безопасность жизнедеятельности и др. Общенаучные дисциплины ориентированы на содержательный и профессиональный компоненты. Преподавание таких дисциплин проникнуто прикладным материалом, логической связью и опорой на самые современные достижения науки.

В последнее время сфера действия закономерности единства обучения и воспитания значительно расширилась. Вопрос о том, чтобы каждое занятие содействовало воспитанию конкретного качества студентов и об использовании содержания этих наук в воспитательных целях, становится актуальным.

Содержание изучаемых научных дисциплин – ведущий фактор, обусловливающий воспитательный характер обучения, влияющий на всестороннее развитие студентов. Все дисциплины располагают большими воспитательными возможностями. В то же время специфика содержания каждой из них определяет различие возможностей, доминирующую роль в формировании конкретных качеств, своеобразие средств и условий воспитательных воздействий. Это обстоятельство диктует необходимость изучения воспитательных функций содержания конкретных учебных дисциплин, своеобразие условий их реализации. Решение такой задачи позволит преподавательскому составу полнее учитывать специфику каждой науки и более полно претворять в жизнь ее воспитательные возможности.

Преподавание вышеназванных дисциплин придает взглядам обучаемых на процесс образования мировоззренческий, научный и воспитательный характер. Благодаря требованиям, предъявляемых к комплексу профессиональных компетенций педагога, студенты учатся понимать необходимость формирования правильного отношения к образовательному процессу. В условиях педагогической практики внутреннее принятие этих взглядов превращается в сильнейшие мотивы деятельности устойчивого поведения педагога.

Поэтому выпускник педагогического вуза должен иметь систему глубоких и устойчивых взглядов по профессиональным вопросам.

Каждое занятие, проводимое содержательно и методически грамотно, превращается в своеобразную школу профессионального мастерства [9]. Например, когда на занятии ставятся конкретные воспитательные задачи, создается максимально большое число элементов, моделирующих условия, близкие к реальным условиям профессиональной практической деятельности педагога; создается обстановка, требующая проявления яркого представления и воображения, богатой памяти, острого внимания, гибкого и оперативного мышления, высокой личной ответственности и самостоятельности, самообладания, инициативы и решительности.

Содержание общенаучных дисциплин связано, прежде всего, с изучением законов природы, естественнонаучной картины мира, что при соблюдении принципа научности преподавания учебного материала непосредственно ведет к мировоззренческим обобщениям и выводам, научному истолкованию объективного мира. Такая оценка естествознания приобретает особое значение в настоящее время, когда происходит стремительное развитие физики, химии, математики, радиоэлектроники, техники и других наук. Объектом же изучения вышеназванных дисциплин является природа, ее закономерности развития или приложение законов естествознания в практической деятельности [6].

Точное следование научной методологии – главное в преподавании этих наук. Использование общенаучных дисциплин в воспитательных целях связано, прежде всего, с формированием у студентов научного мировоззрения. Так, математика, физика и другие дисциплины непосредственно связаны с философией, являются одним из естественнонаучных ее оснований. Изучение физических процессов, происходящих в технике, непосредственно раскрывает и философские, мировоззренческие вопросы. При изучении физического поля, элементарных частиц и их взаимопревращений студенты осмысливают категорию материи, ее бесконечность в своих проявлениях; при уяснении зависимости массы от скорости, закона взаимосвязи массы и энергии осмысливается неразрывность материи и движения и т.д.

Наряду с универсальными законами природы студенты овладевают законами, присущими данной науке, что помогает им глубже и всесторонне осмысливать конкретные явления, связанные с профессиональной деятельностью, диалектически подходить к решению педагогических задач. Воспитательный результат достигается тогда, когда даже в технические вопросы преподаватель может внести смысл научного понимания и подхода. Изучение устройства и принципов действия, радиотехнических и электронных приборов выявляет сущность происходящих в них физических процессов, что в свою очередь неотделимо от раскрытия философской сущности многих вопросов, от познания закономерностей материального мира.

Большими воспитательными возможностями располагает курс математики. Содержание этой науки непосредственно связано с практическим использованием категорий логики, в связи с чем она оказывает большое влияние на развитие у будущих педагогов умения логического мышления, формирование навыков отделять существенное от несущественного, главное от второстепенного. При решении математических задач студенты упражняются в применении выведенных формул при решении практических вопросов, связанных с профессиональной подготовкой, в самостоятельном абстрагировании. Анализ и синтез, конкретизация и обобщение влияют на воспитание логического мышления, подводят их к глубокому пониманию законов философии. Изучая, к примеру, понятия функций, обращается внимание на то, что с этим понятием в математику вошла диалектика. Эта идея развивает у студентов представление о математике, как науке, в абстрактной форме отражающей процессы реальной жизни, углубляет основы научного мышления. Большое воспитательное значение имеет раскрытие смысла геометрической системы Лобачевского, опровергнувшей взгляды философов-идеалистов, рассматривавших геометрические представления как врожденные, независимые от реальной действительности. Научное понимание реальной действительности также способствует формированию у студентов нравственно-психологических качеств [8].

Изучение общенаучных дисциплин подтверждает истинность законов диалектики, умение пользоваться научной методологией при научном исследовании, анализом фактов, знание точности и доказательности выводов, строгой логической последовательности в принятии решений.

Плодотворность в воспитательном отношении научного подхода в преподавании общенаучных дисциплин убедительно доказывается практикой работы в университете. Сам характер этих наук требует от обучаемого постоянной, последовательной работы, ибо каждый пробел в знаниях оказывается здесь остро ощутимым в последующей работе. Это обстоятельство объективно приводит студента к глубокому убеждению немедленно выработать в себе внутреннюю организованность, систематичность и настойчивость в работе. Нельзя не отметить влияние этих дисциплин на эстетическое воспитание студентов – развивается красота и изящество внутренних связей, чистота и совершенство решений результатов исследований, глубина мысли, ощущение стройности и точности системы знаний. Например, при преподавании математики эстетические переживания студентов могут быть актуализированы нахождением функций и построения их графиков с помощью дифференциального исчисления, вычислением объемов тел, площадей плоских фигур, длин дуг, координат центра тяжести и решением различных других задач с помощью интегрального исчисления и т.д.

Почти в каждой теме можно освещать понятия, теорию, законы таким образом, чтобы, например, великие ученые прошлого ощущались как живые люди с их помыслами, страстями, делами, огромной интеллектуальной мощью.

Воспитательные возможности наполнения общенаучных дисциплин реализуются путем проведения различных видов занятий. От совершенствования методики и организации их проведения зависит, в какой мере воспитательная функция обучения будет воплощена в жизнь. Вот почему проблема методов учебной работы, их умелого применения является одной из приоритетных в научной разработке воспитывающего обучения. Каждый метод (лекции, семинары, самостоятельная и практические работы, устный опрос и т.д.), оказывая влияние на решение всего комплекса воспитательных задач, играет доминирующую роль в достижении целей определенного круга.

Изучая общенаучные дисциплины, обучаемый должен получить четкое представление об объективном характере их содержания, убедиться в том, что ему раскрывают существенные стороны реальной действительности в ее причинно-следственных связях. Это создает благоприятные предпосылки формирования интереса к научным знаниям, стремления овладеть ими.

Объективность содержания предмета неразрывна с научностью, то есть логически стройным освещением вопросов на уровне современного состояния науки. Эти дисциплины должны быть усвоены с учетом последних достижений в изучаемой области. Конечно, в учебный предмет невозможно включить все, чем располагает та или иная наука. Задача преподавателей – отобрать, выделить основные, особо значимые положения и факты, с тем, чтобы ввести студента в науку и ее проблематику, дать им научно теоретические основы учебной дисциплины, ее методологию и одновременно вооружить их научным методом познания. Правильный методологический подход к изучаемым проблемам позволяет формировать у студентов научное мировоззрение, развивать у них диалектический способ мышления. Студенты привыкают рассматривать все процессы общественного развития, анализировать все их стороны и взаимосвязи, видеть тенденции, перспективы дальнейшего движения вперед.

Подводя общий итог результатам анализа воспитательных возможностей содержания всего комплекса дисциплин, можно сделать вывод, что науки, изучаемые в университете, располагают исключительно широкими возможностями для всестороннего воспитания студентов. Они имеют первостепенное значение в формировании научного мировоззрения, в профессиональном и нравственном воспитании студентов, решают преимущественно задачи профессионального воспитания, обладают разносторонним воспитательным влиянием и способствуют решению многообразных задач.

Каждая наука изучает закономерности определенной области явлений объективного мира. Но поскольку явления этого мира существуют не изолированно и не независимо друг от друга, а находятся в единстве и во взаимной связи, то нужны единство и взаимосвязь в изучении всех преподаваемых дисциплин. Более того, принципиальные методологические позиции преподавания всех дисциплин – едины. Эта связь не должна быть искусственной, не должна ломать логику преподавания каждого предмета. Нарушение связи между изучаемыми дисциплинами затрудняет выработку целостного научного мировоззрения.

В то же время ни один предмет или даже группа учебных дисциплин, взятая изолированно от других, не может решить весь комплекс задач по воспитанию важных нравственно-психологических качеств личности студентов. Эта цель достигается использованием воспитательного влияния комплекса всех изучаемых наук.