Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

MODEL OF FORMATION OF COMPETITIVENESS STUDENTS PEDAGOGICAL ORIENTATION

Platonovа R.I. 1 Stepanov P.A. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
На основе анализа научно-теоретических исследований авторами определены современные требования региональных рынков труда, роль высших учебных заведений в повышении «человеческого капитала» региона. Раскрыты особенности педагогических вузов и востребованность их выпускников у работодателей образовательных организаций. Авторы считают, что существующие модели формирования специалистов педагогического профиля в полной мере не учитывают социальный запрос регионального сообщества и региональных работодателей, социальные представления, имею¬щиеся как в региональном сообществе, так и среди абитуриентов и студентов, – о стереотипах бу¬дущей профессии, качествах специалиста в избранной профессиональной сфере и возможностях профессиональной и жизненной карьеры. Подчеркивается необходимость понимания стратегии и реализации принципиальной направленности педагогического образования в региональном вузе на повышение конкурентоспособности будущего педагога, включая как накопление профессиональных знаний и социального опыта, так и необходимость развития национально-культурных потребностей студентов с перспективой работы в образовательных организациях региона.
Based on the analysis of scientific-theoretical study authors defined the modern requirements of regional labor markets, the role of higher education institutions to increase the "human capital" of the region. The features of pedagogical universities and the demand for their graduates among employers of educational organizations. The authors believe that the existing model of formation of a pedagogical profile experts do not fully take into account the social demand of the regional community and regional employers, social representations, available as a regional community, and among students and students – stereotypes about the future profession, qualities specialist in their chosen professional field and opportunities for professional and career life. It emphasizes the need to understand the strategy and implementation of the fundamental orientation of Teacher Education in the regional university to increase the competitiveness of the future teacher, including the accumulation of professional knowledge and social experience, as well as the need to develop national and cultural needs of students with the prospect of work in educational institutions of the region.
model of the future specialist
competitiveness of students
regional university.

Требования современных региональных рынков труда побуждают региональные вузы в последнее десятилетие активно заниматься поиском новых организационных и управленческих технологий и методик, нацеленных на повышение качества «человеческого капитала» через инновационные технологии обучения будущих специалистов педагогического профиля, обретение ими профессиональных компетенций и навыков, способностей к адаптации и саморазвитию.

В практике передовых педагогических вузов в российских регионах отсутствует жестко спланированная технология «продажи» конкурентоспособных специалистов педагогического профиля, но успешно реализуется стратегия признания региональным сообществом «бренда» качественного образования, получаемого в конкретном вузе, востребованности его выпускников у работодателей региона.

Главная особенность профессионального педагогического образования в региональных вузах заключается в его социально-личностной ориентации и регионально-этнической составляющей. Региональные вузы, сохранившие уникальные воспитательные традиции этносов, населяющих их территории, теоретически обоснованные и подкрепленные академической составляющей и практикой, способны подготовить востребованного специалиста, который будет являться не только носителем специального педагогического знания, но и педагогического мировоззрения, способностями «всегда ощущать себя на острие общественных проблем, обеспечивая связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие социума» [5].

Другая особая роль педагогического образования в регионах заключается в том, что педагогическое образование – это единственная образовательная сфера, которая работает на самообразование, его самообновление, его стратегический ресурс – кадры. Причем, это не просто группа традиционно подготовленных выпускников, обученных применению определенных образовательных методик и технологий, а специалисты, в первую очередь социально ориентированные, компетентные, легко обучаемые, активные, умеющие работать в команде. Г.А. Бордовский указывает на гибкость системы профессионального педагогического образования как потребность времени: «в современных условиях надо обязательно сделать нашу систему педагогического образования гибкой, чтобы имеющийся в ней научно-педагогический потенциал был способен быстро и адекватно реагировать на новые вызовы, которые уже давно и настойчиво стучатся в нашу педагогическую реальность» [3].

Уже произошедшие в последние годы в современной школе РФ перемены и будущие кардинальные нововведения существенно изменили как понимание сущности профессионально-педагогической деятельности учителя, так и практику ее реализации. Следовательно, новые требования к деятельности специалиста педагогического профиля – учителя-предметника, менеджера образования, педагога дополнительного образования, преподавателя начального и среднего профессионального образования – расширение и качественные изменения поля его профессиональной деятельности являются причинами и вектором изменений в его профессиональной подготовке в условиях регионального педагогического вуза.

Цель исследования – теоретический анализ научной литературы с целью определения основных факторов развития регионального вуза как основы модели формирования конкурентоспособности у будущих педагогов.

Методы исследования: систематизация и интерпретация исследований ученых- педагогов проводились на основе общетеоретических методов (анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, конкретизация), которые позволили выявить региональные факторы, влияющие на развитие высшего педагогического образования в регионе, дифференцировать концепты разных авторов по рассматриваемому вопросу.

Материалы исследования. В последнее время в педагогике и методике профессионального образования все чаще рассматриваются проблемы разработки модели конкурентоспособного выпускника педагогического вуза, которая бы определяла и закладывала определенные требования и критерии к уровню его будущей подготовки, обеспечивающие преимущества данного специалиста перед выпускниками других учреждений системы высшего профессионального образования [19, 12, 7]. При всех позитивных аспектах данного подхода к профессиональному педагогическому образованию, недостатком разработанных моделей, по нашему мнению, является их подчеркнуто теоретический характер, не учитывающий во всем объеме социальный запрос регионального сообщества и региональных работодателей, социальные представления, имеющиеся как в региональном сообществе, так и среди абитуриентов и студентов, – о стереотипах будущей профессии, качествах специалиста в избранной профессиональной сфере и возможностях профессиональной и жизненной карьеры. В воспитании личности специалиста, обладающего такими качествами, как предприимчивость, имидж, креативность, инициативность, самоменеджмент и др., большинство отечественных региональных вузов не имеют достаточного опыта, хотя на эмпирическом уровне подобные задачи так или иначе решаются. «При этом конкурентоспособные качества обнаруживаются, главным образом, как проявления личностных достижений обучаемых – мастерство, мотивация на высокую результативность, творческие способности, одаренность, коммуникабельность, эмоционально-волевая саморегуляция, саморазвитие и др.» [18].

В содержательном плане выделяются три сферы развития конкурентоспособной личности: 1) сфера деятельности; 2) сфера общения и 3) сфера ее самосознания. Определение функционального назначения каждой из сфер развития конкурентоспособной личности (сферы деятельности, общения, личностных особенностей), дает возможным представить воедино как функциональную структуру, которая состоит из закономерностей, существенных связей и зависимостей целостного процесса формирования конкурентоспособного специалиста.

В педагогических разработках «конкурентоспособность раскрывается через приоритетные, стержневые качества личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда» [16].

Так, в исследовании личности выпускника педагогического вуза российские специалисты в основном выделяют в качестве ведущих следующие качества:

  • склонность к работе с детьми – как главную составляющую личности будущего учителя;
  • гибкость (определяется как эмоциональная основа личности);
  • самообладание и выдержка, трактуемые как умения подчинять свои эмоции разуму и контролировать их с помощью воли;
  • профессионально значимые умения и навыки, к которым относятся умения ориентироваться в новой ситуации, находчивость, практические умения и навыки;
  • нацеленность на личную жизненную и профессиональную перспективу;
  • наличие конструктивных, коммуникативных, организаторских, специальных (в музыке, живописи, спорте) способностей;
  • нравственно-этические качества;
  • творческую активность.

Кроме этого, по мнению данных исследователей, в личности будущего учителя должны сочетаться такие взаимоисключающие качества, как «воля и мягкость, доброта и строгость, терпение и требовательность, ирония и юмор, настойчивость без упрямой придирчивости».

В исследованиях Разиной Н.А. учитель трактуется не только как исполнитель нормативной деятельности, но и как социально активный субъект, «носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности», выработавший собственную «стратегию профессионального мышления и поведения» [15].

Ключевым профессионально значимым качеством личности будущего учителя у Л.М. Митиной является призвание к педагогической деятельности, обосновываемое как «высокое положительное отношение педагога к своей профессии, активность и потребность в самореализации» [9]. При этом исследователь подчеркивает, что «объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, гибкость» [9]. Концепция профессионального развития Л.М. Митиной подчеркивается важность творческой реализации человеческого потенциала выпускника педагогического вуза не только в профессионально-педагогической сфере деятельности, но и в повседневной жизни (формы и виды самореализации могут быть максимально разнообразными, что позволяет дифференцировать существенные различия между выпускниками региональных педагогических вузов на этом уровне потребностей).

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и другие исследователи дифференцировали и системно обобщили в качестве ведущих следующие профессионально-значимые умения, непосредственно определяемых через качество профессиональной деятельности учителя: конструктивные, прогностические и проектировочные, коммуникативные, гностические, организаторские, прикладные, рефлексивные, умения для занятий творческой деятельностью [8, 10].

Представители региональных этнопедагогических школ выделяют в качестве интегративного качества личности учителя – преданность гуманистическим нравственным идеалам, и раскрывают данную дефиницию как «веру в человека, понимание его роли в развитии мира и самоценности» [4, 13]. В педагогической действительности данная черта проявляется в стремлении к всестороннему и гармоничному развитию каждого воспитанника, в отношении к личности растущего человека как к высшей общественной ценности.

Конкурентоспособность на региональном рынке труда выпускникам современного педвуза обеспечивает наличие следующих качеств: компетентность, креативность, инициатива, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к социально активным действиям, быстрая адаптация к новым условиям, умения работать в мультикультурном коллективе, знание этнорегиональных особенностей трудовой деятельности и образа жизни региона.

Процесс формирования личности нового типа – конкурентоспособной выступает в качестве конечного продукта образовательной деятельности педагогического вуза. Обширный потенциал новой «единицы измерения» образованности – профессиональное соответствие выпускника регионального педагогического вуза мировым и российским стандартам – изучается многими исследователями. Спектр научных разработок в области профессиональной подготовки учителя к оказанию образовательных услуг в условиях рыночных отношений включает в себя теоретическую и практическую подготовку по развитию: в сфере знаний и умений; профессиональной компетентности учителя; инновационных процессов в системе педагогического образования; научно-исследовательской подготовленности, в т.ч. и в сфере ИКТ.

Так, в исследованиях многих специалистов среди факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда, были выделены:

общие факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда: имидж вуза, высокие входные требования; высокие требования, предъявляемые к студентам во время обучения; тесная взаимосвязь высшего профессионального педагогического образования в регионе со средними общеобразовательными организациями; практикоориентированность подготовки специалистов педагогического профиля; работа по будущей специальности в период обучения и каникул; высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава регионального педагогического вуза; качество научно-исследовательских работ и участие в них студентов; целенаправленное формирование навыков самообразования и саморазвития; целенаправленное формирование конкурентоспособности студентов в ходе освоения элективных курсов и факультативов, участия в реализации социокультурных проектов и общественных инициатив [11, 14, 17];

отличительные факторы, которые показаны в Таблице 1. Отличительные факторы являются результатом особенностей региональных систем образования, – особенно в национальных регионах РФ, – и органично дополняют основные факторы конкурентоспособности выпускников вузов на рынке педагогических ресурсов.

Таблица 1

Факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда

Общие факторы

Отличительные

Факторы

Имидж вуза; высокие входные требования (конкурс); высокие требования, предъявляемые к студентам во время обучения; тесная взаимосвязь высшего профессионального педагогического образования в регионе со средними общеобразовательными учреждениями; практикоориентированность подготовки специалистов педагогического профиля; работа по будущей специальности в период обучения и каникул; высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава регионального педагогического вуза; качество научно- исследовательских работ и участие в них студентов (НИРС); целенаправленное формирование навыков самообразования и саморазвития; целенаправленное формирование конкурентоспособности студентов в ходе освоения элективных курсов и факультативов, участии в реализации социокультурных проектов и общественных инициатив

Результат особенностей региональных систем педагогического образования (умения работать в мультикультурном коллективе, знание этнорегиональных особенностей трудовой деятельности, истории и образа жизни региона и др.)

 

В условиях регионального педагогического вуза процесс формирования конкурентоспособности выпускника должен отвечать объективной специфике регионального рынка труда, обеспечивая помимо фундаментальной теоретической подготовки и практикоориентированных навыков, знание этнотерриториальных особенностей жизни и трудовой деятельности населения региона, региональный компонент умений профессионала. Гармоничное слияние общегосударственных и местных интересов – «при неукоснительном соблюдении федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющих интегрировать национальные и региональные особенности образовательных программ, – всегда было характерно для деятельности российских университетов “в провинции”» [2].

Для обоснования и разработки педагогической модели конкурентоспособного специалиста необходимы дифференциации компонентов и критериев формирования конкурентоспособности, адекватных поставленной цели, что позволит спроектировать дальнейшую профессиональную карьеру выпускников регионального педагогического вуза. Такие критерии и показатели не являются изолированными, самодовлеющими элементами профессиональной подготовки будущих специалистов педагогического профиля. Напротив, все требования к ним должны исходить из целостности реализуемого процесса. Цель дифференциации показателей заключается в том, чтобы на их основе придать наиболее личностно-ориентированную направленность всей подготовке выпускника регионального педагогического вуза к конкурентным действиям и конкурентному поведению. Считаем важным выделение профессионально-деятельностных и профессионально-личностных показателей.

  1. Мы разделяем мнение ведущих российских экспертов, что в структуре личности будущего учителя большое значение играет профессионально-педагогическая направленность, которая представляет собой своеобразный каркас, где компонуются профессиональные свойства личности педагога, обеспечивающие конкурентоспособность специалиста. Основой педагогической направленности является устойчивый положительный интерес к учительской деятельности, что выражается в доброжелательном отношении к ученикам, в стремлении совершенствовать учебно-воспитательный процесс и овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Сформированная педагогическая направленность проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности специалиста педагогического профиля и в конкретных практических ситуациях, определяя логику поведения, весь облик учителя. Деформации педагогической направленности проявляются в утрате интереса к своему предмету и к преподаванию, отсутствии социальной ответственности, нарушении элементарных правил обучения, недооценке (или игнорировании) последствий профессиональной некомпетентности.

Для нашего исследования важно как понимание стратегии и реализации принципиальной направленности педагогического образования в региональном вузе на повышение конкурентоспособности будущего специалиста, включая как накопление профессиональных знаний и социального опыта, так и необходимость развития национально-культурных потребностей студентов с перспективой работы в образовательных организациях региона.

  1. В работах многих исследователей раскрывается сущность конкурентоспособности специалиста как готовности к участию в конкуренции в сфере профессиональной деятельности, базирующейся на профессиональных и личностных ресурсах: «На рынке труда специалисты, по сути, продают готовность к профессиональной деятельности, конкурируя между собой за рабочие места».

Авторами исследований акцентируется внимание помимо высокого уровня решения профессиональных задач и на его способность выстоять (конкурентостойкость) и выиграть в конкурентной ситуации (конкурентоспособность). Готовность трактуется нами как устойчивая характеристика личности, действующая постоянно и не нуждающаяся в воспроизведении в связи с постановкой новых задач, поэтому она выступает показателем успешности планируемой деятельности – учебной или профессиональной.

Разработка показателей и критериев готовности к профессиональной деятельности специалистов педагогического профиля требует учета следующих моментов:

Во-первых, «показатели готовности специалиста педагогического профиля должны способствовать сохранению единого образовательного пространства в Российской Федерации и вхождению отечественной системы в Болонский процесс (мировую систему образования» [1].

Во-вторых, показатели и критерии должны позволить определить готовность выпускника регионального педагогического вуза к профессиональной деятельности, соответствующей и предвосхищающей социальные ожидания регионального сообщества в сфере оказания образовательных услуг.

В-третьих, уровень готовности специалиста педагогического профиля определяется по основным функциям, характерным для профессиональной педагогической деятельности.

В-четвертых, должен оцениваться не только конечный результат профессиональной подготовки, но и весь процесс становления будущего специалиста на различных этапах и ступенях высшего профессионального педагогического образования.

В-пятых, интегративная сущность показателей готовности проявляется в случае, если каждый из них включает мотивационный, информационный и деятельностный компоненты.

Следовательно, выявление показателей готовности производится непосредственно в процессе моделирования профессиональной деятельности специалиста педагогического профиля, например, на основе учебно-профессиональных задач.

  1. Компетентность. Анализ научно-теоретических концепций, определяющих сущность и специфику образовательного процесса в педагогическом вузе и его основных целей, обосновывающих формы, методы и технологии его организации и внедрения, указывает на компетентностный подход как один из самых приоритетных в подготовке конкурентоспособных специалистов. Подобная высокая оценка федеральных экспертов обусловлена открывающимися возможностями регионального педагогического вуза переориентировать образовательный процесс с традиционной трансляции знаний и формирования умений и навыков (ЗУН) на создание оптимальных условий для развития профессиональных компетенций, обеспечивающих способность выпускников к успешной жизнедеятельности в современных социально-экономических реалиях, в том числе и в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Качество образования, полученного в педагогическом вузе, оценивается уровнем профессиональной компетентности выпускников- специалистов педагогического профиля, а конкурентоспособность выступает как результат полученного образования и социального опыта.

Д.А. Данилов, Е.С. Никитина указывают на положения педагогической антропологии о том, что «чем богаче содержание связей личности с окружающей средой и чем сильнее выражена общественная направленность ее деятельности, тем эффективнее проходит процесс развития профессионального опыта, профессиональной социализации личности» [6]. Таким образом, региональными и отечественными экспертами постулируется не пассивное принятие будущими специалистами возникающих ситуаций, а активное их проживание и при необходимости – творческое изменение.

Выводы

Изучение как профессионально-деятельностных показателей, выявляющих степень профессиональных умений и навыков, так и профессионально-личностных, отражающих профессионально значимые качества личности будущего специалиста педагогического профиля, позволило выделить в качестве базовых показателей, обеспечивающих конкурентоспособность будущих учителей в условиях региональных педагогических вузов, включающих:

1) профессионально- педагогическая направленность;

2) готовность к участию в конкуренции;

3) профессиональная компетентность;

4) качество педагогического образования, полученного в региональном педагогическом вузе;

5) соответствие профессиональных умений выпускника регионального педагогического вуза требованиям потенциальных работодателей;

6) профессиональные коммуникативные умения и навыки профессионального сотрудничества с детскими, общественными организациями;

7) региональный компонент профессиональных умений (знание и понимание этнотерриториальных особенностей жизни и трудовой деятельности населения региона, его истории и культуры).