Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

TOLERANCE AS A RESOURCE FOR FORMING OF CONSTRUCTIVE RELATIONSHIP IN EDUCATIONAL PROCESS

Zharova T.Yu. 1 Kulikov N.M. 1
1 Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University
В статье рассматриваются вопросы создания толерантной образовательной среды, формируемой современными педагогами в общеобразовательных школах, вузах и учреждениях дополнительного образования детей Чайковского муниципального района Пермского края. Размышления авторов сопровождаются исследованием образовательной среды в контексте уникальности, ценности, неповторимости личности каждого студента, обучающегося, воспитанника. Отмечено, что особое внимание в процессе образования уделяется сегодня уважению к личности другого человека, абсолютному признанию прав другого человека, способности признавать идеи других людей, способности к сотрудничеству и сотворчеству, отрицанию явлений, связанных с проявлением нетерпимости. Показано, что важным является создание образовательной среды с точки зрения комплексности: в организации познавательной деятельности, в сфере конструктивного досуга, в сфере управления и соуправления, в сфере взаимодействия с семьей и профессиональном самоопределении. Сделан вывод о том, человеческие отношения не станут только черно-белыми, а наполнятся разнообразием личностей, идей, культур, будут открытыми для диалога и сотрудничества.
The article concentrates on the formation of tolerant educational environ which is being formed by contemporary teachers in comprehensive schools, higher schools and complementary educational institutions in the Chaikovsky municipal district, the Perm region. The authors researches educational environ in the context of unicity, value, identity of every student, learner, pupil. It is remarked that nowadays special attention in the educational process is paid to another person’s respect, absolute acceptance of the other persons rights, ability to accept the other people’s ideas, ability to cooperation and co-creativity, denial of the facts connected with demonstration of intolerance. It is shown that the creation of educational environ in terms of integrated approach is important: in cognitive activities organization, in the spheres of constructive recreational activities, management and co-management, cooperation with the family and professional self-determination. It is concluded that the human relations are not black-and-white, but are full of diversity of personalities, ideas, cultures, open for dialogue and cooperation.
tolerance
educational environ
personality
formation of tolerance as a personal resource
relations between the participants of the educational process
constructive cooperation.

Одна из ключевых ценностей современного образования – развитие идей толерантности, терпимости к чужому мнению, поиск компромиссов в выстраивании взаимоотношений как с другими конфессиональными или этническими группами, так и внутри относительно однородных социальных групп, при безусловно обязательном требовании соблюдения общепринятых в данном государстве морально-этических правил и норм. Не зря на Руси говорили людям, не желавшим принимать традиционную культуру: «Вот тебе Бог, а вот тебе порог», подразумевая – либо живи по-человечески, либо уходи.

На двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО (185 стран) 16 ноября 1995 г. была принята Декларация принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [2].

Толерантность – это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Именно поэтому толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство.

Академик Дмитрий Лихачев писал, что «…великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому народу сохранить себя, свой язык, свою культуру» [7].

В отечественном культурном контексте характерными специфическими чертами терпимости являются «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях (например, в Классическом Оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на терпимость и как на поддержку.

Сегодня, когда в Украине расцвел неофашизм, когда Европа задыхается от сотен тысяч мигрантов, когда растут (зачастую совершенно справедливо) негативное отношение к приезжающим, ксенофобия, возникают открытые столкновения между представителями различных этносов [1], как никогда актуален вопрос о формировании толерантного отношения людей друг к другу.

Особую актуальность вопросы лидерства приобретают в подростковом возрасте, в период формирования и закрепления качеств эмоционально-волевой сферы [5], личностных коммуникативных качеств при работе в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса [4, 6], в том числе лидерских качеств, которые в дальнейшем будут определять социальную и профессиональную успешность старшеклассника или студента-первокурсника, о чем, в частности, говорят и требования федеральных государственных образовательных стандартов: «способности и готовности к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к толерантности» [3].

Создание толерантной образовательной среды в учреждении является, на наш взгляд, необходимым условием для того, чтобы старшеклассник или студент чувствовал себя уникальной, ценной, неповторимой личностью.

В настоящее время вопросам формирования толерантности в студенческой и подростковой среде уделяется достаточно внимания (Л.В. Баева, Д.В. Зенович, Е.В. Клименко, А.И. Троцак и др.), однако в основном данные работы строятся на изучении и формировании общеполитических и социальных аспектов толерантности и недостаточно внимания уделяется другим – ресурсам формирования конструктивных взаимоотношений в образовательном процессе, определяющим сформированную ориентацию человека на позитивное сотрудничество с окружающими его людьми.

Недостаточная изученность толерантности как ресурса формирования конструктивных взаимоотношений в образовательном процессе определяет необходимость рассмотреть вопросы сформированности у подростков таких общественных ценностей, как уважение к личности и абсолютное признание прав другого человека, способность к сотрудничеству и сотворчеству, признавая идеи других людей, что определило задачи исследования, организованного и проведенного авторами.

1. Изучить степень сформированности толерантного поведения участников образовательного процесса в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей Чайковского муниципального района.

2. Выяснить, является ли толерантность личности ресурсом во взаимоотношениях участников образовательного процесса.

В исследовании приняли участие 178 человек. Это старшеклассники общеобразовательных школ Чайковского муниципального района Пермского края, регулярно посещающие заседания городского дискуссионного клуба (116 человек), воспитанники учреждений дополнительного образования детей – 52 человека, студенты Чайковского филиала ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» – 10 человек.

В работе использовались проективные методики: «Толерантность или интолерантность?», методика незаконченных предложений «Выскажи свое отношение…», экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кривцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, с помощью которого оценивались следующие аспекты толерантности: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности [8].

Для углубления понимания вопросов, связанных с категориями отношения к другим людям и их поступкам, в ходе исследования участниками также были изучены акценты понятия «толерантность», связанные с культурой разных национальностей, и сформулированы предложения, формулирующие толерантность в разных этнических языковых культурах (табл.).

Понятие «толерантность» в разных этнических языковых культурах

Язык оригинала

Понятие «толерантность» в разных этнических языковых культурах

Испанский

Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

Французский

Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

Английский

Готовность быть терпимым, снисходительным

Китайский

Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

Арабский

Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

Русский

Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

Сформулировали следующее: толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

– в испанском языке она означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

– в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

В результате исследования по проективной методике: «Толерантность или интолерантность?», методике незаконченных предложений «Выскажи свое отношение…» получены следующие данные (рис. 1).

Рис. 1. Отношение к правам и свободам других людей: 1 – уважение к личности другого человека; 2 – абсолютное признание прав другого человека; 3 – способность признавать идеи других людей; 4 — способность к сотрудничеству и сотворчеству; 5 — отрицание явлений, связанных с проявлением нетерпимости

1. Уважение к личности другого человека проявили 92% респондентов.

2. Абсолютное признание прав другого человека – 87%.

3. Способность признавать идеи других людей (отличные от собственных) – 84%.

4. Способность к сотрудничеству и сотворчеству – 76%.

5. Отрицание явлений, связанных с проявлением нетерпимости (нацизм, национализм, ксенофобия, дискриминация, геноцид, расизм), – 72%.

Анализ результатов, полученных с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности», позволил определить, что у большинства респондентов средний уровень социальной толерантности (толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам), этнической толерантности (отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия), толерантности как черты личности (личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру) (рис. 2).

Рис. 2. Уровень сформированности толерантности по отдельным субшкалам:

1 – социальная толерантность; 2 – этническая толерантность; 3 – толерантность как черта личности

Так, средний уровень социальной толерантности отмечен у 69% опрошенных, 65% — этническая толерантность и 73% — толерантность как черта личности, т.е. большинство респондентов в зависимости от ситуации могут вести себя как доброжелательно и терпимо, так и неуважительно к окружающим.

На основании полученных данных, характеризующих выраженность усредненных значений толерантности в целом, можно отметить, что у большинства опрошенных наблюдается средний и высокий уровень толерантности (рис. 3).

У 9% опрошенных был отмечен низкий уровень толерантности, что может свидетельствовать о наличии у респондентов выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям и требует дополнительного исследования по выявлению причин данных результатов. 64% опрошенных продемонстрировали средний уровень толерантности, т.е. в своем поведении сочетают как толерантные, так и интолерантные черты. В одних социальных ситуациях они могут вести себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 27% опрошенных показали высокий уровень толерантности, что говорит о выраженности черт терпимости и уважения в отношении к окружающим.

Рис. 3. Уровень сформированности толерантности в целом (в % от числа опрошенных)

Подводя итоги, можно сделать вывод о сформированности толерантной образовательной среды: старшеклассникам и студентам достаточно комфортно учиться в среде одноклассников, их в целом удовлетворяют взаимоотношения с педагогами. Одновременно, по-видимому, необходимо продолжать развивать способность к конструктивному сотрудничеству и сотворчеству. Важным является и создание образовательной среды с точки зрения комплексности: и в организации познавательной деятельности, и в сфере конструктивного досуга, и в сфере управления и соуправления, в сфере взаимодействия с семьей и профессиональном самоопределении. Тогда, возможно, мир станет не черно-белым, а наполненным разнообразием, многоцветием личностей, мнений, культур, и поэтому открытый для диалога и сотрудничества, а толерантность как ресурс личностного развития молодого человека будет расширять и дополнять знания, компетенции студентов и старшеклассников в возможностях конструктивных взаимоотношений.