Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FEMINISTICKA CULTURE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN A BOARDING SCHOOL

Vasilevskaya-Rutskaya N.V. 1 Vlasyuk I.V. 2
1 Volgograd lyceum named after F.F. Slipchenko
2 Volgograd State Social and Pedagogical University
В статье рассматривается современная проблема формирования фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения. Данное системное качество предполагает готовность воспитателя к осуществлению деятельности, констатирующая характеристика которой – формирование ценностного отношения к семье у воспитанников. Рассматривается интернат как социальная ячейка общества со специфической нравственно-психологической общностью, а воспитатель – определяющим конструктом его частей и подсистемы, составляющую внутреннюю структуру профессиональной деятельности. Фамилистическая культура выступает связующим звеном на диалектическом взаимодействии биологического социального моментов, материального и идеального, физиологического и психологического, рационального и иррационального. Авторы на основе выводов исследований И.В. Власюк, М.В. Сёминой и др., а также анализа собственной педагогической деятельности, уточнили содержательные характеристики фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения.
The article discusses the current problem of the formation of familistical culture educator in a boarding school. This system as it implies the willingness of caregiver to carry out activities, ascertaining characteristics of formation of value attitude to the pupils. Regarded boarding school as a social unit of society with a specific moral and psychological community, and the teacher – a defining construct of its parts and subsystems, component of the internal structure of professional activity. Feministicka culture acts as a link to the dialectical interplay of biological and social aspects, material and ideal, physiological and psychological, the rational and the irrational. The authors on the basis of the research findings I.V. Vlasyuk, M.V. Semina, etc., and also analysis of own pedagogical activity, said characteristics of familistical culture educator in a boarding school.
familistic
feministicka culture
teacher institutions
and professional activities of the teacher in a boarding school.

Сегодня в Российской Федерации функционирует свыше 400 домов ребенка, 745 детских домов, 237 школ-интернатов, в которых воспитываются свыше 700 тыс. детей. Практика показывает, что именно выпускники этих учреждений не готовы к самостоятельной жизни. Особо остро встает проблема создания собственной семьи и выполнение родительских обязанностей. Учитывая условия урбанизации среды обитания, сыгравшей свою роль в отчуждении людей, анонимности общения, семья рассматривается как уникальная социальная единица, где восполняется дефицит личностного общения.

Одновременно являясь социально-психологической общностью – общность быта, взаимной моральной ответственностью, конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость, обусловливающая потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, то, что не формируется в полной мере в закрытых учреждениях в условиях своей специфики.

Между тем ни одно профессиональное образовательное учреждение не готовит специалистов для работы в детских домах и интернатах. Кроме того, средства массовой информации «кишат» видеофрагментами физического насилия, расправы над детьми со струны воспитателей интернатов и детских домов, что не может оставаться без внимания не только правоохранительных органов, но и системы образования.

Сложившееся противоречие между потребностью в специалистах компетентных в теории и практике воспитания детей в учреждениях закрытого типа и недостаточностью теоретико-методологического обоснования, а также практической разработанностью системы их методической подготовки обусловили необходимость разработки системы средств по формированию фамилистической культуры воспитателя школы-интерната.

Деятельность воспитателя интернатного учреждения носит сложный и многообразный характер, что предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагога-воспитателя. Как отмечаем А.М. Аксенов, «это постоянная эмоциональная напряженность, высокий уровень ответственности, наличие психотравмирующих событий, знание индивидуальных особенностей развития личности каждого ребенка, помощь детям в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых ими событиях, установление контактов с компетентными органами по защите прав воспитанников, их социальной адаптации и успешной социализации» [2, С.109].

Исследователи считают, что «часто педагоги и воспитатели интерната, принимая в качестве критического фактора, определяющего особенности психического развития детей в закрытом учреждении, трудности их обучения и воспитания, отсутствие положительного влияния семьи, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать и отца» [2, С.110].

В.С. Мухина полагает, что неправильное поведение воспитателя в интернате («выделение любимчиков») способствует потере ребенком сензитивной способности к созданию дружеских отношений.

Современный воспитатель интерната должен быть компетентен в различных вопросах жизнедеятельности семьи. Кроме того, он должен грамотно, всесторонне и целенаправленно изучать проблемы внутрисемейного воспитания каждого из своих «подопечных», владеть разнообразными методиками и технологиями работы с особенно трудными ситуациями в семьях воспитанников, вовремя их контролировать, корректировать, реализуя аксиологический, личностно-ориентированный и культурологический подходы к взаимодействию.

Конечно же и жизнедеятельность школы-интерната можно рассматривать как системный объект, кроме того являющийся целостным образованием и состоящим из подсистем. Рассматривая интернат как социальную ячейку общества со специфической нравственно-психологической общностью, а воспитателя – определяющим конструктом его частей и подсистемы, составляющую внутреннюю структуру профессиональной деятельности, фамилистическая культура выступает связующим звеном на диалектическом взаимодействии биологического социального моментов, материального и идеального, физиологического и психологического, рационального и иррационального. К.А. Райтер, говоря об этих категориях, полагает, что «семейные отношения помимо природного момента (различия полов) себя гамму отношений, являющихся социальными» [3].

Мы полагаем, что аксиомой профессиональной деятельности педагога-воспитателя интернатного учреждения выступает гуманистическая направленность в его работе – это любовь, забота и внимание к детям, терпение и самопожертвенность повседневно.

Следует также отметить, что фамилистическая культура воспитателя интерната выступает регулятором процессов внутрисемейного воспитания, что позволяет повысить уровень развития духовности в семьях воспитанников. От этого во многом зависит будущая социальная адаптированность выпускника школы-интерната.

Очевидна необходимость в выделении дополнительных средств со стороны государства для внедрения и реализации дополнительной, «внутренней» согласно своей специфики системы методической работы, направленной на повышение качества профессионального мастерства.

Целью профессионального образования является всестороннее развитие личности, совершенствование человека и будущего специалиста, потенциал которого определяется не только профессиональными знаниями и умениями, но и общей культурой, включающей высокую нравственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, в целом жизнеспособность, конкурентоспособность. Одним из важных условий успешного профессионально-личностного становления педагога является высокий уровень сформированности фамилистической культуры.

Опираясь на концепцию о профессиональном развитии педагога (А.М. Митина), в которой объектом является компетентность и эмоциональная гибкость, особая педагогическая направленность в подготовке кадров для работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, следует отметить, что фамилистическая культура как компонент профессиональной деятельности воспитателя интернатного учреждения способствует успешному решению проблемы социализации учащихся.

В процессе изучения феномена фамилистической культуры в России было проведено несколько диссертационных исследований, среди них работы С.А. Анисютиной, Л.И. Васильевой, Г.И. Исакаевой, Е.И. Зритневой Б.Б. Хубиева, Н.Ю. Шлейковой, М.В. Семиной. По мнению исследователей, фамилистическая компетентность будущего учителя определяется как направленностью его деятельности на приоритет ценностей семьи, здорового образа жизни, комплексную подготовку молодёжи к ответственной самореализации в семейной сфере. Однако круг профессиональных обязанностей и диапазон действий учителя, к компетентностному выполнению которых он должен быть подготовлен, постоянно расширяется, а подготовка учителя к работе с семьей и к воспитанию ученика как будущего семьянина ведется фрагментарно и бессистемно [6.С.17].

Данные исследования, безусловно, вносят огромный вклад в решение актуальной научной проблемы подготовки студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям, но этого недостаточно для решения проблемы в современном обществе, непосредственно в учреждениях закрытого типа (интернаты, детские дома).

Е.И. Зритнева, выделяя концептуальные основы воспитания будущего семьянина, отмечает, что «главная идея общей стратегии воспитания будущего семьянина заключается в формировании у учащихся готовности на психологическом уровне к созданию, сохранению и укреплению брачно-семейных отношений» [6, С.7].

Н.Ю. Шлейкова в своем исследовании говорит о том, что «корректировка и формирование качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничение или активизация воздействия каких-либо фактов, либо их нейтрализация возможна при планомерном, систематическом, целенаправленном психолого-педагогическом процессе подготовки молодого поколения к семейной жизни» [8, С.9], что в свою очередь, подтверждает потребность в педагоге, способном грамотно выстроить свою деятельность в данной области, с высоким уровнем сформированности фамилистической культуры.

Приоритет общечеловеческой ценности «семья» перед всеми остальными ценностями входит в содержание термина «фамилизм». Фамилизм является мировоззренческим основанием семейного образа жизни [5, С.37]. Подчеркнем, что основные направления фамилистики (общей науки о семье и семейных ценностях) изучаются только на факультетах подготовки социологов, психологов, экономистов, социальных работников, хотя потребность в освоении основ фамилистики у студентов – будущих учителей, очевидна.

Методологическую основу системы подготовки педагогического вуза к формированию фамилистической культуры составляют положения о сущности личности, об определении роли общественного бытия в развитии сознания, о социальной природе сущности воспитания, о роли общественной практики как главной преобразующей силы в формировании и развитии личности, об активности самой личности в овладении знаниями фамилистики. Анализ научной литературы показывает, что формирование фамилистической культуры является настоятельной потребностью и должно осуществляться на всех этапах возрастного развития и быть неотделимой от общих проблем воспитания.

Е.И. Зритнева выделяет компоненты готовности к осознанному созданию семьи: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой [6, С.15]. Мы считаем целесообразным полагать, что формирование фамилистической культуры воспитателя включает в себя структуру мотивационно-ценностной готовности педагога-воспитателя, что составляет когнитивный, нравственно-этический, организационно-процессуальный компоненты, проявляющиеся в гуманистической направленности личности. Что в свою очередь имеет свои критериальные показатели: осознание семьи как ценностного социального института, личностное осмысление ценностей семьи и брака, признание значимости внутрисемейного общения.

Интеллектуально-познавательный компонент готовности к осознанному созданию семьи будущего учителя основан на совокупности системы знаний о семье и браке, складывающиеся из комплекса наук (философия, психология, педагогика, физиология, социология, валеология, экономика, гносеология и др.). Критериальными показателями являются наличие знаний, осознание их личностного смысла, аналитические умения.

Действенно-практический компонент проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки: конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские. Их критериальным показателем служит степень сформированности умений прогнозировать развитие семьи, моделировать возможные семейные ситуации с учетом психологических особенностей членов семьи, регулировать взаимоотношения в системе «личность – семья – общество» и «личность – семья – личность», т. е. сотрудничать со всеми членами семьи, формировать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, сочетать требовательность с уважением к личности [1. С. 57].

Семина М.В. выделяет фамилистическое образовательное пространство как педагогический конструкт, способствующий развитию субъектов посредством социальной ситуации. Что позволяет выделить фамилистическую метакомпетентность как качество личности. В ходе субъектного освоения возможностей фамилистического образовательного пространства в условиях педагогического сопровождения выявляется многомерность природы диалектически взаимосвязанных структурных элементов [7, С.11].

Однако в последнее время в связи с введением образовательных стандартов нового поколения в образовании востребован компетентностный подход. Основополагающим становится формирование различных компетентностей личности, отражающих результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, общению, моральному, нравственному, социальному и культурному поведению. Фамилистическая культура выступает приоритетным механизмом в адаптации начинающего педагога к социальным изменениям института семьи, вызванные нестабильностью в экономической, политической, культурной и др. сферах жизнедеятельности государства и служит основой для формирования профессиональной компетентности.

Исследователи А.М. Аронов, Н.М. Борытко, И.В. Власюк и др. выделяет в структуре компетентности когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Основу компетентности составляет ее когнитивный компонент, в качестве которого и выступает культура. Авторы акцентируют внимание на том, что данные понятия соотносятся как целое и часть: компетентность включает в себя грамотность, но ею не ограничивается. Н.Ю. Шлейкова отмечает фамилистическую компетентность как одну из составляющих профессиональной компетентности педагога, структурируя в себе знания основ фамилистики, а также способность применять их на высоком профессиональном уровне в целенаправленной подготовке учащихся к семейной жизни [8, С.10].

Мы основываемся на определении компетентности как «совокупности личностных качеств обучающегося, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере». Основным этапом профессионального развития личности будущего учителя является профессиональная подготовка в высшем учебном учреждении. Как отмечает И.В. Власюк, «гуманитарный образовательный процесс педагогического вуза может способствовать развитию и саморазвитию личности студента, а способность личности к самоорганизации, саморегуляции, развитию и осуществлению себя как субъекта деятельности характеризует ее активность» [4, С.61].

Под фамилистической культурой воспитателя интернатного учреждения мы понимаем интегрированное профессионально-личностное качество, включающее социальный опыт, обусловленное знанием основ фамилистики, а также совокупностью ценностных установок, проявляющихся в жизнедеятельности. Данное системное качество предполагает готовность воспитателя к осуществлению деятельности, констатирующая характеристика которой – формирование ценностного отношения к семье у воспитанников.

Таким образом, мы полагаем, что основополагающим фактором формирования фамилистической культуры будущего воспитателя интерната является наличие его субъектной позиции в жизни, профессиональной деятельности, собственного отношения к окружающему миру, воспитанникам, к самому себе, умения понимать себя и других, происходящие общественные и педагогические процессы, ставить перед собой задачи и действовать в соответствии с ними. Ключевым моментом в формировании фамилистической культуры педагога при работе с семьей является выработка позиции, которая проявляется в ценностном отношении к педагогической деятельности.