Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

THE PERCEPTION IN THE STRUCTURE OF THE INTERACTIVE COGNITION: TO THE QUESTION ABOUT THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS SELF-ORGANIZATION OF RESEARCH COMPETENCES

Efremov A.Y. 1
1 Russian state University justice
В статье рассматриваются психологические особенности восприятия: структурного компонента когнитивного процесса, в контексте самоорганизуемых процессов формирования исследовательских компетенций в системе непрерывного образования. Являясь составным элементом общекультурных компетенций, исследовательские навыки, умения и способности рассматриваются в информационно-коммуникационном аспекте. Это – объявленные Федеральными государственными образовательными стандартами способности личности в понимании сущности и значения информационно-коммуникационной среды современного общества; владения методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; работы с информацией в сети Интернет и других компьютерных сетях. Данные компетенции формируются в самоорганизуемом личностью процессе интерактивного познания – научно-исследовательской деятельности студента.
The article examines the psychological characteristics of visual perception: a structural component of the cognitive process, in the context of self-organizing processes of formation of research competences in the system of continuous education. An integral element of General cultural competence, research skills, skills and abilities are considered in the information and communication aspect. This, declared the Federal state educational standards the ability of the individual in understanding the nature and significance of information and communication environment of modern society; possession of methods, ways and means of obtaining, storage, processing of information; information in Internet and other computer networks. These competences are formed in a self-organized person the process of interactive knowledge – research activity of the student.
cognitive ability
intentional process
information and communication situation
awareness of perception
self-organized perception
interactive cognition

В проблематике психологических аспектов и смыслов образовательного процесса, как когнитивно-смыслового, исследователи находят различные содержательные особенности познания, в зависимости от научного приложения концептуальных выводов, авторских методик и технологий. Аналитический вывод, в соответствие с которым можно определить обобщающий критерий когнитивности, заключается в том, что многочисленные ее трактовки сводятся к психолого-педагогической феноменологии интерактивного познания, уравнивающего мотивы, цели и функции исследовательской деятельности. Общей целью исследования определяется психологическое обоснование технологии формирования исследовательских компетенций личности в интерактивной дидактической системе. Использовались следующие методы: феноменологическая редукция смыслов общекультурных компетенций; эксплоративный метод формирования общей культуры в дидактическом процессе; самоорганизация научно-исследовательского творчества студентов.

Психологические механизмы восприятия в информационно-коммуникационных реалиях представляют определенный научный интерес и остаются предметом научно-педагогических исследований. В отличие от рецепторно-физиологических механизмов ощущения, также входящего в структуру познавательного процесса, восприятие несет особый – смысловой оттенок. Более того, восприятие означает первоначальный этап смыслопоисковой деятельности сознания, при возникновении внешних раздражающих факторов, к самым характерным из которых сегодня является информация. Информационно-коммуникационный аспект позволяет уточнить научную дефиницию «восприятие». Будем полагать под восприятием психический процесс первоначального уточнения сути (смысла) в познании человеком явления, события, ситуации, предмета или информации, в совокупности их различных свойств и частей, при включенности сознания в заданные условия интерактивности. Таким образом, речь пойдет об интерактивном познании и восприятии, как его составного (первоначального) элемента.

Относительно новый термин «интерактивность» достаточно устойчиво формулируется в научно-терминологическом аппарате современных исследований современной парадигмы [1] и напрямую связан с информационно-коммуникационными реалиями общественной жизни и образования, как ее непреложной части. При этом смыслы понятия вполне подходят и для развивающего обучения, и для образовательных (в рамках урока) дискуссий, и для решения практико-ориентированных задач и т.д., что всегда использовалось преподавателями. Очевидно, что не хватает некоего важного компонента, чтобы говорить об интерактивном уроке с современных (компетентностных) позиций. Этот компонент – информационно-коммуникационный. Именно данный признак является концептуальным для интерактивного обучения в компетентностной парадигме (подтверждение тому обстоятельный концепт значимости «информационных компетенций», представленный в государственных образовательных стандартах любой специальности – будь то система профессионального образования или система высшего образования).

При этом считается, что наиболее характерной особенностью информационных компетенций является их технологическая основа: слишком быстро «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» из разряда теоретических перспектив стали одним из актуальных средств современного образовательного процесса. Однако позволим предположить, что и информационные компетенции основаны на личностном функционировании. Ведь и для информационного общества термин «когнитивность» и соответствующие процессы не потеряли свою значимость и актуальность. Смысловая рефлексия отношения личности к данным процессам существенно видоизменилась: на смену «познавательной активности» приходит интерактивное познание. Именно поэтому личностное функционирование определяет результативность педагогических усилий в формировании у студентов не по внешним признакам проявления, но смысловыми (внутренними, личностными) способностями понимания сущности и значения информации в коммуникационной среде общества, владения основными методами, способами и средствами восприятия, понимания, запоминания и использования информации и т.д.

Перечисленные критерии – есть не что иное, как требования Государственных образовательных стандартов в части освоения студентами информационно-коммуникационных компетенций, как общекультурных. Поэтому не подлежит сомнению, что в современном образовательном процессе когнитивность целесообразно рассматривать не с точки зрения активности ученика, но в контекстах интерактивного познания. Соответствующим образом меняется внутреннее наполнение этой важнейшей для профессиональной подготовки личностной структуры.

Данный тезис вытекает из следующих предположений:

  • во-первых, формирование способностей к интерактивному познанию основано на психологических процессах восприятия и понимания, «включающихся» при наличии интереса, что предполагает их устойчивость в когнитивном процессе. Когнитивный процесс при этом становится не просто учебным (образовательным), но учебным и проектно-исследовательским одновременно;
  • во-вторых, интерактивное познание невозможно без когнитивности – личностной структуры сознания, активно проявляемой в функциональных характеристиках мотивирования, рефлексивности, регулятивности, критичности, коллизийности и т.д., что подчеркивает ее личностный (ценностный) характер и самоорганизующиеся резервы;
  • в-третьих, интерактивное познание определяется стержневой (ключевой) характеристикой профессиональной компетентности, интегрируя последнюю в субъектность «когнитивного типа», т.е. не в «застывшее» качество, но в способности к самостоятельной (самоорганизующейся) поисковой (исследовательской) деятельности.

Целью данной статьи является уточнение сущностных характеристик познавательного процесса по первому гипотетическому аспекту, а именно – в значении восприятия для интерактивного познания. Для этого потребуется уточнить некоторые психолого-педагогические особенности самоорганизуемых резервов личности, когда образовательная среда вуза способна обеспечить педагогическую поддержку процессов формирования общекультурных компетенций личности в информационно-коммуникационной специфике научно-исследовательской (проектно-исследовательской) деятельности студентов в учебном процессе.

Если сделать допущение, что познавательный процесс – это психологически всегда поисковый, исследовательский метаморфизм, тогда в его структуре восприятие справедливо рассматривать, как психическое отражение (анализ и преобразование своеобразного смыслового раздражителя – информации), в коллизийном (снимающим противоречия) процессе, формирующим субъективный целостный образ психики (сознания). При этом в когнитивной психологии целостный образ всегда достигается рефлексией – личностным отношением к действительности, а также мотивированным участием личности в ней (действительности) [5]. Поэтому и система мыслительных операций по отношению к предмету психического отражения является источником сбора и анализа сведений о нем (поиска смыслов), выполняя тем самым когнитивную (исследовательскую) функцию. Важным является и то, что все чаще перцептивные свойства познания связываются с уровнем личностного развития в коммуникативном контексте [6]. Вывод очевиден: восприятие является интенциональным (внутренним) процессом анализа, отождествления и систематизации разрозненной информации, обеспечиваемое личностным функционированием структур сознания: коммуникативности, рефлексивности, мотивированности, коллизийности и др. [8].

В более узком смысле, например, в когнитивном пространстве обучения, восприятие может быть стимулирующим активным моментом самоорганизуемого мышления, как синтетического (собирательного) отражения определенных характеристик субъект-субъектной коммуникации [4, c. 93]. Справедливо предположение, что восприятие может быть тем психологическим механизмом, который обеспечивает искомую самоорганизацию умений и навыков, складывающихся в понятие общекультурной компетенции в структуре профессиональной подготовки специалиста. Не случайно, в научно-психологических исследованиях определился достаточно общий взгляд на проблематику восприятия: его психологические особенности сводятся к мыслительным процессам решения не только определенной проблемы или ситуации, но и, в большей степени, решению исследовательской информационно-коммуникативной задачи [3]. Поэтому восприятие информации вполне может быть психологическим инструментом результативного освоения исследовательских компетенций – умений анализировать, отождествлять, выбирать, запоминать и применять найденное из всего массива информационно-коммуникационной среды.

Исходя из этого, есть определенный смысл говорить об информации с точки зрения своеобразного тестового средства (активатора, побудителя) восприятия в структуре интерактивного познания и личностного функционирования в социальных процессах, в профессиональных средах, в профессионально-образовательных системах. Данная позиция вполне естественна в общекультурных компетентностных смыслах. Ведь одним из самоорганизуемых аспектов общекультурной составляющей профессиональной компетентности является способность личности воспринимать, понимать, анализировать и использовать профессионально-обусловленную информацию, которая теперь, благодаря всемирной системе объединённых компьютерных сетей, сохраняющих информационную среду, является общедоступной и открытой для ее использования. Следовательно, восприятие в информационно-коммуникационных контекстах становится стержневым процессом интерактивного формирования исследовательских компетенций в реализации поиска, анализа, обобщения, восприятия, целеполагания и т.д.

Это легко доказывается. К примеру, в такой специфической сфере, какой является двухуровневая модель подготовки современного юриста в системе непрерывного образования, которая успешно реализуется в Российском государственном университете правосудия. Два уровня этой модели в содержательном плане представляют собой интегративную форму непрерывного образования:

  1. Освоение специальности в области правоведения (права и организации социального обеспечения). Предполагает усвоение общих компетенций: понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, коммуникативных знаний, умений и навыков.
  2. Упрочение информационных и коммуникативных умений и навыков при бакалаврской и магистерской подготовке. Предполагает усвоение общекультурных компетенций: владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятие информации; понимание ее сущности и значения в современном информационном обществе; владение основными методами, способами и средствами принятия, запоминания, использования информации; способности работать с информацией в Интернет и других информационных сетях.

Для доказательства приведем результаты характерного, т.е. самого обычного студенческого исследования, проводимого в рамках экспериментальной апробации авторской концепции.

Исследуя самостоятельно выбранную тему: «Психологические особенности нетерпимости к коррупции», проектант, будущий юрист, воспринимает антикоррупционное качество в контекстах общих компетенций. Владение и использование доступных официальных информационных ресурсов позволяют студенту сделать вывод, что коррупция, как злоупотребление служебным положением, остается социально-правовой проблемой России. На этом можно было бы и закончить, но далее следуют концептуально важные обобщения, выполненные студентом самостоятельно [2, с. 77-79]: «нетерпимость отношения», предполагает ценностный аспект, который может быть реализован при ориентации личности на ценности-идеалы, относящиеся к нравственности: законопослушность, честность, порядочность, принципиальность. Но эти ценности не освоить и не принять, основываясь только на знаниях норм права. Необходимо осознанное к ним отношение, самоорганизуемый уровень функционирования личностных структур, обеспечивающее естественную для человека опору на правосознание.

Очевидно, что научно-прикладная проблематика восприятия выходит за рамки сугубо формирующего процесса «научения»: даже с опорой на «конструктивно-знаниевую» парадигму [7], где теоретически вполне возможно научить «правильно» воспринимать, но велика опасность, что в этом случае подготовленный фундамент умений и навыков работы с информацией будет не эффективным. Психологически становится важным воспринимать специфику информационно-коммуникативной ситуации, ее сущностные характеристики, которые в любой ситуации могут быть неявными, неопределенными, противоречивыми. Восприятие в таком ракурсе становится не просто психологическим механизмом или компонентом познавательного процесса, но, что значительно важнее, самоорганизуемым процессом, когда субъект, воспринимающий информацию – ее не просто понимает и знает ее источники, но подвергает критическому анализу и исследует – познает в интерактивном режиме.

Логическая цепь когнитивного процесса, первым звеном которой является восприятие, требует в таком случае определенной психологической подготовки специалиста к работе в информационно-коммуникативной среде современного общества, что в своей очевидности является актуальной теоретико-методологической перспективой. Педагогическая специфика восприятия в самоорганизуемых аспектах формирования исследовательских компетенций может заключаться в том, что восприятие новой информации, ее принятие субъектом коммуникации востребует эмоционально-смысловую гармонию процесса. Ощущения можно натренировать (сформировать), но обеспечить, чтобы одними ощущениями в структуре чувственного опыта, т.е. психического отражения, возникающего при активном раздражении органов чувств, был достигнут эффект смыслового анализа (интерактивного познания) воспринимаемой информации, невозможно. С другой стороны, именно эмоциональная поддержка осознанного восприятия необходима для понимания, усвоения, запоминания и т.д. Так или иначе, речь должна идти о некой технологии, когда достигается осознанность восприятия, как гармоничного эмоционально-смыслового процесса. При этом в субъектной психологической специфике отражения и использования информации должен быть найден критериальный аппарат, позволяющий выяснять смыслы и сущностные особенности новизны познавательного процесса. В таких смыслах активная включенность восприятия становится важнейшим условием для самоорганизуемых особенностей познавательного процесса. В этом – суть интерактивного познания. Ведь именно в этом случае и при таких условиях процесс самоорганизации исследовательских компетенций, как общекультурных, становится когнитивным (образовательным), несмотря на информационную специфику представленных доказательств.

Тем не менее социально-психологические особенности информационного общества требуют обращения к научно-педагогическим аспектам их применения в самоорганизуемой плоскости формирования общекультурных компетенций. Это объясняется тем, что в научной проблематике исследования условий и механизмов формирования общекультурных компетенций в образовательном процессе, психологические особенности восприятия, как структурного компонента когнитивного процесса, являются важнейшими, обеспечивая включенность (субъектную заданность) самоорганизации.

Вывод. Восприятие, являясь психологическим перцептивным инструментом самоорганизующихся умений и навыков смыслопоисковой деятельности сознания, обеспечивает первоначальный эмоционально-смысловой фон процесса интерактивного познания. Основным признаком эффективности данного процесса становится формирование исследовательских компетенций в устойчивых личностных способностях владения основными методами, способами и средствами восприятия, запоминания и использования информации; понимания ее сущности и значения в информационно-коммуникативной среде общества; работы с информацией в Интернет и других информационных сетях.