Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

POSSIBILITIES OF USE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL GRANT WHEN STUDYING DISCIPLINE "FIRST AID AT BLEEDINGS AND INJURIES"

Vinnik Yu.S. 1 Dunaevskaya S.S. 1 Vasileva M.R. 1
1 FSBEI HE KrasSMU named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky Ministry of public health Russia
В статье рассматривается вопрос эффективности использования электронного учебного пособия в освоении дисциплины «Первая помощь при кровотечениях и травмах». Учебное пособие разработано в программе Sun Rav BookEditor в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины. Он содержит аннотацию к практическому занятию, вопросы для самоподготовки, фото и видео материал того или иного практического навыка, а также ситуационные задачи и тестовые задания с эталонами ответов. Для исследования эффективности использования студентами электронного учебного пособия было проведено анкетирование 106 студентов 3 курса по специальности 060101 – лечебное дело. Приводятся результаты анкетирования респондентов Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, позволившего определить положительные стороны применения ЭУОП в образовательном процессе.
In article the question of effectiveness of use of the electronic manual in development of discipline "First aid at bleedings and injuries" is considered. The manual is developed in the Sun Rav BookEditor program according to an educational and methodical complex of discipline. It contains the summary to practical occupation, questions for self-preparation, a photo and video material of this or that practical skill, and also situational tasks and test tasks with standards of answers. For a research of effectiveness of use by students of the electronic manual, questioning of 106 students 3 courses in the specialty 060101 – medical business was conducted. Results of questioning of respondents of the Krasnoyarsk state medical university of the prof. V.F. Voyno-Yasenetsky who allowed to define positive sides of application of EUOP in educational process are given.
electronic educational manual
effectiveness of use

Основной целью современных подходов в высшем профессиональном образовании является компетентностный подход. Перспектива использования новых методов обучения обусловлена исследовательским и практико-ориентированным характером [3].

В высшем медицинском образовании выработку профессиональных компетентностей будущих специалистов осуществляют педагоги-медики на клинических кафедрах. Врач любой специальности должен хорошо знать вопросы оказания первой помощи при кровотечениях и травмах. Большой объём информации, получаемый при изучении дисциплины, и необходимость получения первых практических и профессионально-компетентных навыков требуют внедрения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания [1, 4].

Современное поколение студентов предъявляет заметно повышенные требования как к технологической платформе обучения в целом, так и электронного обучения в частности. В значительной мере это связано с заметно возросшим уровнем компьютерной грамотности «среднего» современного студента [2].

Электронные пособия – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность. Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения. В целом электронный учебник значительно экономит время студента, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий. Использование иллюстраций эффективно, если рядом с интересующим элементом имеется подпись. Обязательным пунктом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе [5].

Применение электронных учебных пособий в процессе преподавания в медицинском вузе позволяет использовать дополнительные методы работы в педагогическом процессе. Основные параметры, отличающие электронные учебники от бумажной книги, это: мультимедийность – возможность представлять информацию не только в текстовом формате, но и в аудио- и видео- форматах; интерактивность – взаимодействие с интерфейсом; динамичность содержания – возможность внесения дополнений или изменений в учебник; поддержка он-лайн – позволяет размещать интернет-материалы [6].

И поэтому целью нашей работы является оценка эффективности использования электронного учебного пособия в образовательном процессе по дисциплине «Первая помощь при кровотечениях и травмах».

Материалы и методы

Был создан практикум по дисциплине «Первая помощь при кровотечениях и травмах» в программе Sun Rav BookEditor в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины. Электронное образовательное учебное пособие (ЭОУП) было разработано студентами Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, обучающимися на 3-ем курсе по специальности «лечебное дело» и научными руководителями – преподавателями кафедры медицинской информатики и общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана. Он содержит аннотацию к практическому занятию, вопросы для самоподготовки, фото и видео материал того или иного практического навыка, а также ситуационные задачи и тестовые задания с эталонами ответов. В электронном учебном пособии рассмотрены вопросы оказания первой помощи при кровотечениях (методы временной и окончательной остановки кровотечений), а также травмах (способы транспортной иммобилизации при переломах различной локализации). Готовый практикум в тестовом режиме выставлен на сайт http://krasgmu.ru, где он доступен каждому авторизированному пользователю. Предлагаемый медиа-материал был включен в учебный процесс дисциплины «Первая помощь при кровотечениях и травмах», на базе кафедры общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (рисунок 1).

Рис. 1. Содержание ЭОУП

Для исследования эффективности использования студентами электронного учебного пособия было проведено анкетирование 106 студентов 3 курса по специальности 060101 – лечебное дело. Анкетирование проводилось в режиме on-lain в программе Testograf.ru, с помощью которой в дальнейшем была произведена обработка полученных результатов (рисунок 2).

Анкета включала в себя следующие вопросы: как Вы относитесь к электронным учебникам; пользуетесь ли Вы электронными учебниками; какие книги Вы предпочитаете больше; в чем, на Ваш взгляд, состоит преимущества электронных учебников, а также недостатки.

Рис. 2. Результаты анкетирования программы Testograf.ru

В работе применены методы корректного статистического анализа, результаты статистической обработки сведены в графики.

Результаты и обсуждение

В анкетировании приняло участие 106 респондентов. Полученные нами данные позволяют говорить о том, что в 59,05 % отношение к ЭОУП положительное, 34,29 % относятся нейтрально к электронным пособиям и 6,67 % отрицательно (рисунок 3).

Рис. 3. Отношение респондентов к ЭОУП

74,29 % студентов используют в образовательном процессе электронные учебные пособия и 25,71 % предпочитают печатные варианты учебников (рисунок 4).

Рис. 4. Использование ЭОУП в образовательном процессе

Что подтверждают ответы на следующий вопрос: только 6,67 % респондентов регулярно используют электронные пособия; 45,71 % предпочитают бумажные и 47,62 % выбирают вид учебного пособия в зависимости от ситуации. 36,19 % считают преимуществом электронных учебных пособий их компактность и удобство в использовании; 26,67 % анкетированных студентов охотно используют электронную технику и гаджеты в повседневной жизни; 15,24 % отмечают как преимущество наличие гиперссылок в ЭОУП, что позволяет быстрее ориентироваться в материале, а также наличие иллюстраций и видеоматериала (рисунок 5).

Рис. 5. Преимущества использования ЭОУП в образовательном процессе

Недостатком пособия 43,81 % отмечают недостаточный навык использования электронных пособий, а также быстрая усталость глаз (рисунок 6).

Рис. 6. Недостатки использования ЭОУП в образовательном процессе

Выводы

Учитывая возрастающий объем внеаудиторной работы студентов, ЭОУП позволяет оказать методическую помощь учащемуся в ходе подготовки к практическому занятию. Использование в учебном процессе ЭОУП позволяет оптимизировать образовательный процесс при изучении дисциплины «Первая помощь при кровотечениях и травмах» и повысить эффективность усвоения учебного материала студентами.