Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

PHYSICAL CULTURE AND SPORTING ACTIVITY AS REQUIREMENT FOR SOCIALIZING OF STUDENTS IN MODERN SOCIETY

Kulikov N.M. 1
1 Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University
Образовательный процесс в системе высшего образования предполагает одной из функций социализацию студентов, что закреплено в содержании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Урочные и внеурочные формы физкультурно-спортивной деятельности, в том числе командные виды спорта, являются основой эффективного формирования качеств социализации. Совместной физкультурно-спортивной деятельности и особенно спортивным играм присущ ряд особенностей формирования социализации, которые обеспечивают высокий эффект в формировании коммуникативных качеств личности и готовности студентов к преодолению сложных психологических ситуаций, обучении бесконфликтному взаимодействию в коллективной деятельности и умению находить правильные решения в неблагоприятных условиях. Коллективные занятия выступают как быстро протекающие социально-психологические процессы, а при правильной организации как психологический тренинг. Целенаправленное использование в занятиях по предмету «физическая культура» в университете спортивных игр, игровых и соревновательных методов способствует формированию общекультурных компетенций бакалавров, формированию способности работать в коллективе и к сотрудничеству.
Higher educational process involves socialization of students as one of the functions. That is formalized in the Federal state standards of higher education. Curricular- and extracurricular forms of physical culture and sporting activity including team sports are the basis for the effective development of socializing qualities. Collective physical culture and sporting activity, especially athletic games are characterized by some socializing forming features, which highly influence on forming of person’s communicative qualities and students’ readiness to negotiate difficult psychological situations, to learn non-conflict interaction in teamwork and ability to find right decision in adverse circumstances. Collective activities appear as quickly going social-psychological processes, and by proper organization - as psychological training. Purposeful use of sport games, play- and competitive methods while studying the subject “Physical training” in university contributes to formation of bachelors’ cultural competences and ability to work in team and to cooperate.
socializing of students
physical culture and sporting activity
socializing mechanisms

Образовательный процесс в системе высшего образования предполагает одной из функций социализацию студентов. Особое значение данная функция приобретает в условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений. Это связано с тем, что содержание социализации на данном этапе развития общества – более размытое понятие, нежели на стадии его стабильного развития.

Физическая культура личности – это уровень овладения человеком физической культурой общества (этноса) и является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре. Важно достичь высокий уровень развития физической культуры личности без игнорирования социализирующего значения этих занятий [7]. Вопросам социализирующего значения физической культуры уделяли большое внимание такие авторы, как: В.У. Агеевец, И.М. Быховская, М.В. Выдрин, Н.И. Визитей, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров, В.Д. Паначев. Выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных социализации учащейся молодежи средствами физической культуры (Пестова Т.Г., Алексеев С.А., Валиахметов Т.Р. и др.). Однако в этих работах не в полной мере раскрываются механизмы социализирующего воздействия физкультурно-спортивной деятельности на подрастающее поколение.

Содержание социализации студентов, направленное на формирование ценностных ориентаций, успешное личностное и профессиональное развитие представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВО). В содержании ФГОС ВО в виде общекультурных и профессиональных компетенций представлены не только предметные результаты образовательной деятельности, но и личностные и профессиональные качества будущих специалистов. Эти качества можно определить как цели и результаты социализации студентов в процессе обучения. Во ФГОС ВО для всех направлений подготовки бакалавров предусмотрено овладение общекультурной компетенцией – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

В процессе социализации Т.Д. Марцинковская выделяет четыре аспекта (грани) социализации: инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование. Если первые три аспекта социализации в целом отражают пассивную сторону социализации: момент «вхождения» человека в общество, то вторую сторону социализации, отражающую момент активного воспроизводства человеком усвоенного социального опыта, представляет процесс конструирования. Важным моментом при формировании личностных качеств является процесс перевода внешних социальных воздействий во внутренние требования личности к себе. Эту совокупность мотивационных и когнитивных процессов принято называть интернализацией [9]. Этот процесс есть один из механизмов социализации.

В совместной деятельности выделяют два аспекта: собственно предметную деятельность (область решения задач) и совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности (область общения и эмоций). Важность роли коммуникативной компетентности в жизни человека подтверждают результаты исследований многих психологов. В частности, Б.Г. Ананьев указывает, что раньше всего, непосредственно в жизни социальной группы из взаимоотношений между ее членами возникают отношения личности к другим людям. Закрепляясь в практике общественного поведения, они превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, которые он назвал коммуникативными. Они, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных) [1]. Н.С. Говоров и Т.Г. Поташевская установили, что прекращают процесс познания после завершения образования те люди, у которых остались неразвитыми навыки общения. Те, у кого с детства спонтанно сложились благоприятные условия эмпирического, чисто практического овладения умениями и навыками общения, оказываются в большей степени подготовленными к учебе, у них не происходит задержек и остановок в психическом развитии [2].

Совместная деятельность в физкультурно-спортивной деятельности является непременным условием ее существования. Особенно это проявляется тогда, когда содержанием занятий являются спортивные игры (баскетбол, мини-футбол, флорбол) и используются соревновательный и игровой методы.

Так, например, процесс адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе в условиях применения спортивных игр может стать более эффективным, поскольку зависит от умения и готовности студента к взаимодействию, от интереса к совместной деятельности, побуждающего к эффективному использованию мотивационной сферы, как в учебной, так и общественной деятельности, работе в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса на стойком мировоззрении и убеждениях, и особенно способности к волевым усилиям в особых ситуациях (соревнования, спарринги, тренировки) [3, 5]. Зачастую неумение сдерживать эмоции, держать их под контролем мешает социальной адаптации детей и подростков в новом коллективе, творческом или спортивном [6].

Экскурс в историю становления спорта в Англии показывает, что деятельность Томаса Арнольда – основателя «педагогики Арнольдизма», базировалась, прежде всего, на развитии игр в учебных заведениях. М. Оссовская отмечает, что английский джентльмен охотно занимается командными видами спорта. На это обращает внимание К. Мангейм, который приписывает командным состязаниям большое значение в воспитании духа гражданственности. Ведь выигрывали или проигрывали не отдельные спортсмены, а команда, и это развивало чувство причастности к коллективу. Поскольку джентльмен действует в обстановке соперничества, для него особенно важны принятые в этом соперничестве «правила честной игры» [10].

Совместной физкульурно-спортивной деятельности и особенно спортивным играм присущ ряд особенностей, которые обеспечивают высокий эффект в формировании коммуникативных качеств личности и готовности студентов к преодолению сложных психологических ситуаций, обучении бесконфликтному взаимодействию в коллективной деятельности и умению находить правильные решения в неблагоприятных условиях, идет активное развитие волевой регуляции, связанной с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений, способности к волевым усилиям в особых ситуациях (соревнования, спарринги, тренировки) [6].

Групповые занятия выступают как быстро протекающие социально-психологические процессы, а при правильной организации как психологический тренинг. Е.П. Ильин выделяет следующие формируемые черты характера:

• сопереживание за успех или неудачу любого члена команды, то есть эмоциональное приобщение каждого занимающегося к группе как целому, отождествления себя с коллективом;

• удовлетворенность пребыванием в данном коллективе через удовлетворенность общения с товарищами, социально-психологическим климатом;

• коллективистическое самоопределение, то есть противодействие отрицательным влияниям извне, восприятие этих влияний сквозь призму идейных и нравственных установок коллектива;

• оптимизм, вера всех членов коллектива в достижение поставленных целей;

• общественная направленность мотивов занятий спортом и физической культурой [4].

Теоретические данные влияния коллективных занятий физической культурой и спортом на формирование аспектов социализации подтверждаются данными исследования сформированности интереса к совместной деятельности, готовности работать в студенческом коллективе, организованного и приведенного авторами.

Исследование проводилось на базе Чайковского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» в 2013–2014 гг. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса очной формы обучения технических и гуманитарных направлений.

В ходе исследования определялись выраженность мотивации достижения, характер нравственной мотивации (индивидуалистической и коллективистской), социальная реакция на условия соревнований, препятствия, трудности [8].

Анализ полученных данных выявил стремление к участию в коллективных мероприятиях спортивных с целью показать лучшие результаты по сравнению с уже достигнутыми у 51 % опрошенных.

Среди основных причин интереса студентов к общественным мероприятиям и соревнованиям доминируют интерес к соревнованиям как таковой, стремление помочь своей команде (рис. 1).

Рис. 1. Причины интереса студентов к общественным мероприятиям и соревнованиям

Обозначения:

1 – «дух соревнований», интерес к мероприятиям, соревнованиям;

2 – стремление помочь своей команде победить;

3 – высокая ответственность перед товарищами;

4 – желание повести за собой остальных для достижения успеха, в том числе личного;

5 – желание завоевать симпатию девушки/юноши.

Атмосфера коллективной спортивной борьбы или «дух соревнований», интерес к мероприятиям, соревнованиям как таковой привлекает 52 % опрошенных, стремление помочь своей команде победить высказали 25 % опрошенных, у 11 % опрошенных преобладает высокая ответственность перед товарищами, желание повести за собой остальных для достижения успеха, в том числе личного, характерно для 9 % опрошенных, желание завоевать симпатию девушки/юноши отмечено у 3 % опрошенных.

Не стремятся к большему и удовлетворяются участием в соревнованиях и мероприятиях на уже достигнутом уровне и 26 % испытуемых. У данной категории преобладающей причиной является интерес к общению и коммуникациям с товарищами в ходе тренировок, соревнований и мероприятий.

Однако 8 % студентов участвуют в соревнованиях и мероприятиях без большого желания, 5 % – принимают участие в мероприятиях только при наличии личной выгоды и 2 % первокурсников отказываются участвовать в мероприятиях и соревнованиях под какими-либо предлогами или без объяснения причин. В данном случае такие результаты позволяют утверждать, что у студентов преобладают интересы, не связанные с внеучебной деятельностью в институте.

Участие в деятельности спортивной команды или коллектива основывается на определенных мотивах (рис. 2).

Рис. 2. Мотивы взаимодействия с коллективом

Обозначения:

1 – осознание чувства долга перед коллективом группы;

2 – ответственность перед коллективом группы, коллективом спортивной секции, тренером, товарищами, ППС;

3 – чувство самоутверждения, стремление победить, стремление завоевать личное первенство, стремление быть первым среди товарищей;

4 – стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении;

5 – страх наказания, боязнь быть исключенным из группы или спортивной команды, отстраненным от участия в соревнованиях и мероприятиях.

Наиболее значимыми мотивами взаимодействия с коллективом опрошенные студенты указали чувство долга (86 %) и ответственность перед другими (74 %). Другие мотивы являются не столь значимыми, однако отражают личные стремления к успеху у первокурсников. Так, мотив самоутверждения, стремления быть первым отметили 25 % опрошенных, на стремление получить похвалу и признание указали 11 % студентов.

Таким образом, большинство опрошенных студентов стремятся соблюдать дружеские отношения, потому как ощущают свою ответственность перед коллективом, перед товарищами и наставниками.

Одновременно с изучением мотивов взаимодействия были получены результаты, характеризующие чувства «коллективизма», переживаемые в наибольшей мере, такие как восприятие интересов и целей студенческой группы или спортивного коллектива как собственных – сопоставление интересов студенческой группы с личными и др.

Результаты опроса показали, что чувство привязанности к коллективу имеет важное значение для большинства первокурсников.

Для 45 % опрошенных интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются как собственные, личные интересы, они готовы проявить активность, защищая интересы коллектива, стремятся быть в активе, тогда как для 32 % интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива сопоставляются с личными, но предпочтение отдается общественному.

26 % не всегда могут определиться с личными и общественными интересами, и когда личные интересы противостоят интересам студенческой группы или спортивного коллектива, возникают противоречивые мысли и чувства; решение зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива.

Незначительная часть студентов явно или скрыто пренебрегают интересами коллектива, ставя личные интересы выше общественных. Так, для 6 % первокурсников интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются постольку, поскольку они совпадают с личными интересами; предпочтение общественным интересам отдается в том случае, когда возникает опасность утратить поддержку коллектива. 4 % опрошенных предпочтение обычно отдают личным интересам.

Таким образом, широкое и целенаправленное использование в занятиях по предмету «физическая культура» в университете спортивных игр, игровых и соревновательных методов, будет способствовать формированию общекультурных компетенций бакалавров, формированию способности работать в коллективе и к сотрудничеству.