Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

PLANNING OF EDUCATIONAL ENVIROMENT

Ilaltdinova E.Y. 1 Frolova S.V. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
В статье раскрывается проблема создания эффективного воспитательного пространства образовательной организации, дается анализ факторов создания такого пространства. Авторами исследуется феномен пространства в системе гуманитарного знания, особенности подходов к его определению. Анализируется пространственный подход к организации воспитания в условиях образовательной организации, взаимосвязь и характер отношений его субъектов и объектов. Авторами обосновывается технология проектирования воспитательного пространства – индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности, который рассматривается как персонально-событийный путь развития и реализации личностного потенциала обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ ВД) внеучебной деятельности является гарантом соблюдения необходимых педагогических условий и технологий для достижения цели современного высшего образования. В ходе исследования использованы такие педагогические методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Результаты исследования могут быть применимы в учебном процессе образовательной среды высшей школы и иных типов образовательных учреждений.
In the article, the authors reveal the problem of planning of educational environment, provide an analysis of the factors of this environment. The authors have examined the phenomenon of environment in the Humanities, especially enviromental approach. In the article, the authors have analyzed environmental approach in the planning of educational environment in terms of educational organizations, the relationship and the nature of relations of its subjects and objects. The authors prove the technology of creating educational environment - Personal Educational Pathway of extracurricular activities, which is regarded as personally eventual track of development and realization of personal potential of the student. The Personal Educational Pathway (PEP) of extra-curriculum work guarantees the compliance with the essential pedagogical terms and methods that in their turn allow reaching the goals of modern high education. In the course of the research, the authors used such pedagogical methods as pedagogical observation, survey, dialogue, and pedagogical experiment. The results of the research can be applied to the high school or others educational institutions in the educational environment.
educational environment
student’s education
personal education pathway

В условиях современного мира роль воспитания приобретает особую значимость и становится приоритетной задачей государства и общества в сфере образования, социальной и молодежной политики. Воспитание связано с теми социально-педагогическими процессами, которые напрямую влияют на человека и в разной степени поддаются контролю.

Современное социальное пространство и в национальном, и в глобальном масштабе небезопасно. Молодой человек сталкивается с кризисами (личными и социальными), не осознавая их: распространение деструктивных сект, асоциальных субкультур, социальных сетей, небезопасное информационное и реальное пространство и т.д.

Данные факты определяют острую необходимость определения механизмов создания и развития воспитательного пространства в образовательных организациях, которое способно не только преодолеть деструктивное влияние негативных социальных явлений современного общества, а целенаправленно формировать условия для высоко результативного целенаправленного воспитания. Современная образовательная организация должна создавать такое конкурентоспособное пространство, в котором условия жизнедеятельности как главного фактора воспитания позволят каждому обучающемуся найти свой путь реализации персональных интересов, определить и выстроить перспективу своего развития с учетом его желаний и возможностей.

Однако, несмотря на актуализацию задач организации воспитания, сегодня в современной педагогической науке и практике оно остается болевой точкой, что обусловлено множеством факторов: неразвитость инфраструктуры воспитания в образовательных организациях, длительность периода отказа государственной политики в области образования от воспитания в школе, дезориентации в определении воспитательного идеала, его содержательного компонента, отсутствие эмпирической основы определения эффективности воспитания (подходов, способов, технологий к его организации), отсроченность результата воспитания, утрата новым поколением педагогов практических навыков реализации технологий воспитания, низкий социальный статус педагогов, занимающихся воспитанием.

Сегодня развитие образования в рамках пространственного подхода стало мировым трендом в поиске форм, средств, технологий индивидуализации и персонификации в институционализированном образовании.

Существующая терминологическая неопределенность в понимании образовательного пространства и его отличие от среды, большое число публикаций разного уровня, посвященных терминологической составляющей проблемы, не прекращающихся с начала 2000-х гг., свидетельствуют об активных научных поисках в этой сфере. Несмотря на большой объем научных работ, до сих пор нет оснований утверждать, что после десятилетия теоретических поисков терминологическая проблема решена в полной мере или частично. Термин «пространство» в образовании используется зачастую в метафорическом смысле, обозначающем границы образовательного учреждения. Приходится констатировать отсутствие системных эмпирических исследований различных аспектов образования в парадигме пространственного подхода. Этот главный недостаток отечественной педагогической методологии, переоценивающей роль теоретических умозаключений, возможно преодолеть в этом конкретном вопросе с помощью реализации на практике проектирования пространства с использованием современных педагогических технологий, определяя их потенциал и результативность относительно целей.

Актуализация проблематики воспитания требует обращения к понятию «воспитательное пространство», которое мы считаем неотъемлемой составляющей «образовательного пространства».

В основе осуществления эффективного современного воспитания мы видим пространственный подход, определяющий всю совокупность и целостность воспитательного процесса, интегрирующего взаимосвязи и взаимовлияния его субъектов, сопряженных в общей интенции – достижении воспитательного результата в условиях педагогически целесообразной организации жизнедеятельности личности в контексте развития постоянно и кратковременно действующих сообществ в форме детско-взрослых сообществ или преподавательско-студенческих коллабораций.

Определение сущности пространства уходит своими корнями в историю философского познания действительности и находит свое место в работах таких ученых, как И. Кант, Ф. Брентано, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, А. Бергсон, М. Мерло-Понти, Ж.М. Гюйо и др.

В своем исследовании мы преодолеваем терминологическую неопределенность в понимании феномена пространства в системе социально-гуманитарного знания, основываясь на положениях феноменологической философии М. Хайдеггера. Мы определяем пространство как нелинейную взаимосвязь и взаимозависимость элементов, которые со-бытийны и обладают темпоральными связями, процессуальными характеристиками, логикой взаимодействия.

Пространство является взаимосвязью и взаимозависимостью субъективного и объективного начал в иерархии смыслов и значений, ими создаваемых. Устойчивыми признаками пространства являются его нелинейность, непредопределенность во времени, незамкнутость, подвижность и интенциональность, целостность, событийность. Субъекты пространства не просто сосуществуют вместе, но соединены в интегративную целостность, единый «воспитательный коллектив» педагогического учреждения, со-бытие, «единую судьбу».

Мы приходим к выводу, что образовательное пространство – это интегративная нелинейная целостность, обнаруживающая взаимосвязь, взаимовлияние и взаимозависимость сложных компонентов образовательной деятельности, объединенных общей интенцией ее субъектов к образовательному результату.

Термин «воспитательное пространство» вошел в научный оборот психолого-педагогической науки с 60-70-х годов прошлого столетия. Его научной разработкой в различных аспектах занимались Е.В. Бондаревская, Д.В. Григорьев, В.А. Караковский, И.В. Кулешова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.

В педагогической науке с воспитательной деятельностью связаны такие понятия, как «воспитательное пространство» и «воспитательная среда». Семантический и научно-педагогический анализ данных понятий вводит воспитание в контекст пространства образовательной организации, как той территории, в которой объективно существуют и взаимодействуют многомерные внутренние и внешние факторы, динамичные процессы, движения, субъекты образовательной организации.

Важность обоснования соотношения и дифференциации понятий «воспитательная среда» и «воспитательное пространство» определяется неоднозначностью мнений исследователей. Данные понятия обладают очевидной семантической близостью. Однако термин «воспитывающая среда» имеет более длительную историю. Уже в теории и практике воспитания первой половины ХХ века находим предпосылки трактовки среды в качестве управления процессом становления личности ребенка.

Воспитательное пространство - это часть образовательного пространства, целенаправленно формируемая развивающаяся совокупность взаимосвязей в непрерывной и нелинейной деятельности его субъектов, направленная на достижение воспитательных результатов - формирование системы ценностных ориентаций, моделей социально и личностно значимого поведения обучающихся и педагогов.

Основой воспитания является процесс присвоения духовно-нравственных ценностей, при котором духовные ценностные смыслы становятся основой жизнедеятельности, формирующей устойчивые модели позитивного социального поведения.

Преодоление функционального подхода к воспитанию, доставшегося в наследство от советской педагогики, когда трудолюбие формируется только в трудовых мероприятиях, а патриотизм - в патриотических, а критерием результативности является факт проведения мероприятия, видится в определении цели, содержания и воспитательного результата как модели духовно-нравственного поведения личности обучающегося. Значимым в определении содержания воспитания является выделение комплексных направлений воспитательной деятельности, последовательного формирования уклада жизни образовательной организации [3].

Проведенная опытно-практическая, экспериментальная деятельность показала, что создание эффективного воспитательного пространства образовательной организации определяется его духовно-нравственным ценностно-смысловым содержанием и технологическим инструментом. Доминирующей, пространство-формирующей технологией является индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности.

Опираясь на имеющиеся исследования, экспериментально обосновано [6], что ИОМ внеучебной деятельности есть персонально-событийный путь развития личности и реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого, деятельностного, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с личностными предпочтениями и потребностями учащегося, основанный на принципах свободы выбора, самодвижения, саморазвития, сотрудничества и педагогической поддержки со стороны педагога (куратора, тьютора).

Обосновано, что центральным звеном в ИОМ ВД по формированию духовно-нравственных ценностей является событие, аксиологически насыщенное духовно-нравственными ценностями [7]. События внеучебной деятельности погружают субъектов воспитательного пространства в значимое взаимодействие, определяющее неразрывную «единую судьбу» их коллектива.

В психолого-педагогической литературе понятие «событие» трактуется в рамках событийной концепции психологического времени, согласно которой «особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности происходящих в жизни событий, изменений во внешней среде, во внутреннем мире человека, в его действиях и поступках». Дальнейшее развитие этой точки зрения связано со становлением причинно-целевой концепции психологического времени, в которой «особенности отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяются её представлениями о характере детерминации одних значимых событий другими».

Реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. Эти дела становятся своеобразными вехами воспитательного процесса. Часто возникая как новации, они становятся традиционными. Реализация событий по концепции психологического времени должна осуществляться с учетом амбивалентного подхода. Ощутить происходящее с ним событие ребёнок может только на фоне повседневной жизни. Важно, чтобы он осознал ценность, значимость повседневной жизни, был активным участником повседневных событий. Глубокий всесторонний анализ событийного подхода в воспитательном пространстве дан в работах М.И. Болотовой, в которых со-бытие рассматривается как основа воспитательного пространства детско-взрослой общности.

Событийное поле воспитательного пространства носит принципиально вероятностный характер: в нем нет однозначно заданной иерархии ценностей, но существует многоликость вариантов формирования ценностной системы. В пространстве, выстраиваемом в логике ИОМ, существует возможность самостоятельного влияния субъектов на маршрут своего развития. Пространство преобразует и преобразуется за счет развития воспитывающего и воспитуемого. В культуре такого пространства заложены воспитательные эффекты и последствия. Для того чтобы выбор пути оказался педагогически продуктивным, обучающегося следует подготовить к распознаванию в окружающем пространстве подлинно культурных образцов и «случайных» вещей.

Организация ИОМ ВД напрямую определяется жизнедеятельностью устойчиво действующих детско-взрослых сообществ и кратковременно действующих объединений, которые порождают событийность и разнонаправленность взаимодействий воспитательного пространства.

Идея соборности звучит как наивысшая духовно-нравственная ценность, определяющая основу воспитания: субъекты воспитательного пространства взаимосвязаны друг с другом, «соединены в судьбе», что реализуется в педагогической форме как устойчиво действующие и кратковременно действующие сообщества [2]. Субъекты воспитательного пространства, влияя на развитие друг друга, определяют и развитие самого пространства, движение всех элементов. Устойчиво действующие сообщества являются основой проектирования пространства для реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности.

Целью проектирования воспитательного пространства образовательной организации в идеологии ИОМ ВД является создание условий и возможностей для целенаправленного достижения личностных воспитательных результатов [1], формирование устойчивого механизма развития духовно-нравственной личности обучающегося. Характер содержания концепции воспитательного пространства в идеологии ИОМ можно определить как ценностно и личностно ориентированный, основанный на таких подходах к личности обучающегося, как сотрудничество, сотворчество, доверие, требование, самовоспитание, ответственность, рефлексия.

Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности мы рассматриваем как способ педагогического управления воспитательным пространством (на институциональном и на территориальном уровнях), позволяющий актуализировать его потенциальные воспитательные ресурсы. Воспитательный потенциал пространства образовательной организации или территории – объективно заложенная в его характеристиках способность оказывать позитивное воспитательное влияние, которое может быть актуализировано в ходе педагогического взаимодействия [5].

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся, как структурно-функциональное построение, основывается на блочно-модульном и событийно-графовом подходах и включает:

  • проективно-ориентационный блок, содержащий модуль диагностики мотивов, потребностей обучающегося в воспитательном пространстве, научно-методический модуль, модуль пространственной диагностики; модуль построения перспективы развития пространства;
  • событийно-деятельностный блок, включающий модуль построения графа индивидуального образовательного маршрута, модуль реализации индивидуального образовательного маршрута;
  • ценностно-рефлексивный блок, включающий модуль реализации индивидуальной маршрутной карты обучающихся, модуль ценностно-рефлексивной диагностики обучающихся [4].

Для организации эффективной жизнедеятельности и развития воспитательного пространства образовательной организации необходимо соблюдение соответствующих педагогических условий. К таким условиям относятся:

  1. аксиологическое насыщение воспитательного пространства образовательной организации духовно-нравственной событийностью;
  2. создание возможностей для мотивированного и свободного выбора обучающегося событийного вектора собственного ИОМ ВД;
  3. организация деятельности устойчиво действующих детско-взрослых сообществ и преподавательско-студенческих коллабораций как ведущей деятельности для успешной реализации ИОМ ВД в воспитательном пространстве образовательной организации;
  4. подготовка специалистов, организующих ИОМ ВД обучающихся;
  5. разработка педагогического сопровождения обучающегося на ИОМ ВД.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что ИОМ ВД является эффективным инструментом проектирования воспитательного пространства образовательной организации по отношению к планируемым воспитательным результатам высшего уровня, отражающимся в демонстрируемых обучающимися социально ценных моделях поведения.