Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MODEL OF ILLOCUTIONARY COMPETENCE FORMATION OF BACHELORS OF LINGUISTICS

Sushko V.Y. 1
1 Kant Baltic Federal University
Раскрыто содержание и структурные компоненты модели формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики. Обоснована необходимость моделирования процесса формирования иллокутивной компетенции. Графически представлен процесс формирования иллокутивной компетенции. Определены цель, объект, субъект и компоненты модели, а также представлены их структурные элементы. Проведен анализ взаимосвязи подходов к формированию иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики, обосновывающий выбор принципов, средств и форм обучения иностранному языку в сфере профессионального лингвистического образования. Исходя из сущности подходов к формированию иллокутивной компетенции, определены четыре взаимосвязанных компонента иллокутивной компетенции и критерии, определяющие уровни сформированности иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики. Также представлены данные о содержании и взаимосвязи пяти блоков модели: структурно-содержательного, методологического, критериально-оценочного, организационно-практического и результативного.
The content and the structural components of the model of illocutionary competence formation of Bachelors of Linguistics have been exposed. The necessity of modeling the process of illocutionary competence formation has been stated. The process of illocutionary competence formation has been graphically shown. The purpose, the object, the subject and the components of the model have been determined, and the structural elements have been presented. The analysis of the co-dependence of approaches to illocutionary competence formation have been conducted justifying the choice of the principles, methods and forms of learning a foreign language. Based on the nature of approaches to illocutionary competence formation four components of illocutionary competence and criteria relating to them have been as well identified. Also data on the content and interrelationships of five model units (structural-substantive, methodological, criterion-evaluative, organizational and resultative) have been presented.
illocutionary competence
model of illocutionary competence formation
functional approach
foreign language teaching
bachelors of linguistics

Моделирование процесса формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики вызвано необходимостью преодоления ряда препятствий, с которым сталкиваются педагоги в процессе обучения иностранным языкам. Традиционно сложившаяся в практике высшего лингвистического образования модель организации учебного взаимодействия препятствует внедрению и реализации иллокутивного компонента коммуникативной компетенции, соединению его с личностным и коммуникативным опытом обучающихся. Это вызвано доминированием традиционных методов обучения иностранному языку, использование которых препятствует эффективному формированию иллокутивной компетенции, необходимой для осуществления успешной профессиональной деятельности бакалавров лингвистики в условиях межкультурного взаимодействия. Значительно затруднено формирование данного аспекта ввиду отсутствия в педагогической практике критериально-оценочного аппарата по выявлению уровней сформированности иллокутивной компетенции, а также рекомендаций по формированию иллокутивного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку бакалавров лингвистики.

Педагогическая модель формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия», по мнению В.И. Андреева, являются обстоятельства процесса обучения, которые служат «результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].

Пятикомпонентная модель формирования иллокутивной компетенции, представленная в данной статье, исходит из содержания понятия иллокутивной компетенции, а также учитывает педагогические условия, необходимые для ее качественного функционирования, и, как следствие, направлена на достижение главного результата обучения – успешного формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики. Данная модель (рис.) является комплексом взаимосвязанных блоков и содержит в себе структурно-содержательный, методологический, критериально-оценочный, организационно-практический и результативный блоки.

Начнем рассмотрение составляющих модели формирования иллокутивной компетенции с определения иллокутивной компетенции, которая представляет собой «интегративную способность личности к выполнению лингводидактической, переводческой, консультативно-коммуникативной, информационно-лингвистической и научно-исследовательской профессиональной деятельности, которая базируется на совокупности знаний прагматических условностей употребления языковых и речевых функций и умений идентифицировать, понимать, интерпретировать и осуществлять иллокутивные акты наиболее эффективным и уместным образом с учетом иллокутивной силы высказывания и коммуникативных намерений собеседников в ситуациях профессионального и межкультурного общения» [5]. В соответствии с определением иллокутивной компетенции целью данной модели является формирование иллокутивной компетенции; объектом - процесс формирования иллокутивной компетенции, а субъект представлен будущими бакалаврами лингвистики.

Модель формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики

Структурно-содержательный блок раскрывает взаимосвязь таких понятий, как компоненты и функции иллокутивной компетенции. В контексте логики нашего исследования модель формирования иллокутивной компетенции представлена структурными и функциональными составляющими. В качестве структурных составляющих иллокутивная компетенция представлена четырьмя компонентами: когнитивным, акциональным, коммуникативным и самоорганизационным. Функциональные составляющие образуют единство мыслительной (выражение знаний, чувств, эмоций), манипулятивной (изменение мира в регулятивном, интеракциональном и инструментальном аспектах), эвристической (процесс познания путем обучения) и творческой функций (креативное использование языка и глубинное понимание текста).

Процесс формирования иллокутивной компетенции происходит в рамках концепции методологического плюрализма, что отражено в методологическом блоке на примере использования принципов личностно ориентированного, коммуникативного, компетентностно-деятельностного и функционального подходов.

Несомненно, системообразующую роль в обучении иностранным языкам выполняют методы и принципы личностно ориентированного и коммуникативного подходов, тем не менее наибольшую актуальность для нашего исследования имеет интеграция компетентностно-деятельностного [4; 6; 9] и функционального подходов [7; 8], служащих основанием процесса формирования иллокутивной компетенции. Компетентносто-деятельностный подход ставит основной целью «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, и предполагает реальное практическое владение иностранным языком» [2, с. 107]. Организация обучения иностранному языку в рамках данного подхода ориентирована на «овладение языком как средством общения в процессе речевой деятельности и воссоздания на занятиях ситуаций общения [2, с. 58-59]. Функциональный подход в педагогике рассматривается как «способ представления языкового материала и формирования речевых навыков и умений на занятиях, при котором содержание высказывания первично и определяет характер представления лексико-грамматического материала» [2, с. 343]. Основной чертой данного подхода является использование речевых функций для осуществления коммуникации и реализации иллокутивных интенций обучающихся.

Квалифицированный, компетентный работник, свободно ориентирующийся в своей профессиональной деятельности и смежных областях, мобильный в социальном и профессиональном плане, стремящийся к повышению квалификационных качеств, развитию и профессиональному росту – представляет собой основную цель, на достижение которой направлен процесс обучения иностранному языку бакалавров лингвистики.

Процесс формирования иллокутивной компетенции подчиняется закономерностям целостного педагогического процесса и основывается на специально отобранных принципах обучения, отвечающих целям и задачам учебного процесса. Принципы формирования иллокутивной компетенции предопределены вышеперечисленными подходами к обучению иностранному языку и представляют собой «инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции; методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» [3, c. 35].

Критериально-оценочный блок включает в себя критерии сформированности иллокутивной компетенции и характеристику уровней сформированности иллокутивной компетенции. В качестве компонентов иллокутивной компетенции мы выделили: когнитивный, коммуникативный (вербальный и невербальный подкомпоненты), акциональный и самоорганизационный (метакогнитивный) компоненты, берущие начало в структурно-содержательной характеристике изучаемого явления.

В связи с вопросом о соотношении учебного и коммуникативного процессов, особое место занимает когнитивный аспект в преподавании иностранных языков. Бакалавры лингвистики должны уметь объяснять и обобщать в понятиях, что происходит с ними, языком и окружающей действительностью посредством языка. Таким образом, когнитивный компонент направлен на оценку глубины, широты, прочности и действенности знаний студентов. От когнитивных способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения иностранным языком. В качестве критериев оценки уровня сформированности когнитивного компонента иллокутивной компетенции нами были взяты такие критерии, как интеллектуальная лабильность, оригинальность и продуктивность вербального воображения, а также интегральные интеллектуальные способности: внимательность, информированность и вербальный интеллект.

Коммуникация и обучение – два сопутствующих вида деятельности бакалавров лингвистики. Коммуникативный компонент направлен на оценку знаний студентов по двум направлениям: вербальному и невербальному, поскольку процесс коммуникации на иностранном языке – многоканальный процесс, и для формирования иллокутивной компетенции, как составной части коммуникативной компетенции, необходимо обладать знаниями, умениями и навыками в коммуникативной сфере в целом. Коммуникативный компонент иллокутивной компетенции раскрывает особенности как собственно коммуникативной деятельности студентов, так и профессиональной (на примере педагогических ситуаций). Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в качестве оценки уровня сформированности коммуникативного компонента иллокутивной компетенции нами были взяты такие вербальные критерии, как эмпатия, коммуникативная толерантность, педагогические способности, коммуникативные умения; и невербальные критерии: кинесический, невербальная восприимчивость (способность распознавания эмоций) и перцептивно-невербальная компетентность.

Акциональный компонент напрямую отражает сущностную характеристику иллокутивной компетенции и раскрывает деятельностную природу иллокутивной компетенции (action (англ.) – действие). Приведем определение акциональной компетенции: «акциональная компетенция включает в себя понимание коммуникативного намерения, говорящего путем воспроизведения и интерпретации речевых актов» [8, с. 729-741]. В соответствии с этим определением нами были отобраны критерии для оценки уровня сформированности данного компонента, а именно: ассертивность, комиссивность, директивность, декларативность, экспрессивность и фатичность.

Основным условием и в то же время результатом обучения в вузе является высокий уровень саморазвития и самообразования, который достигается при условии овладения студентами самоконтроля и самоорганизации в учебной деятельности. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в качестве критериев оценки уровня сформированности самоорганизационного компонента иллокутивной компетенции нами были взяты такие характеристики, как самоконтроль в общении, самоорганизация деятельности, планомерность, целеустремленность, настойчивость и фиксация.

Организационно-практический блок модели формирования иллокутивной компетенции включает три этапа формирования иллокутивной компетенции (подготовительный, основной и заключительный), а также многочисленные формы, средства и методы формирования иллокутивной компетенции. Учитывая результаты анализа лингводидактической литературы, европейский опыт оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции и опыт работы в высшей школе, мы выявили три уровня сформированности иллокутивной компетенции: низкий, средний и высокий уровень.

Результативный блок предусматривает анализ полученных результатов, выявление динамики уровня сформированности иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики. Кроме того, на этом этапе решались задачи анализа, обработки и оформления результатов педагогического эксперимента, применялись методы статистической обработки полученных данных.

Таким образом, применение разработанной модели формирования иллокутивной компетенции позволяет сформировать у бакалавров лингвистики необходимый спектр умений, позволяющий эффективно и беспрепятственно достигать поставленных коммуникативных целей в ситуациях межкультурного проф