Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HISTORIOGRAPHY OF FORMATION OF THE 5TH-6THGRADE PUPILS’ READINESS FOR INFORMATIONAL- ANALYTICCAL ACTIVITY

Bazylnikova O.Y. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Shadrinsk State Pedagogical University
The article presents historiography of the problem of formation of the 5th–6th grade pupils’ readiness for informational – analytical activity. Building-up of historiography is based on sequential solution of the following tasks: substantiation of problem’s genesis commencement, identification of historical process unit, the content determination of development stages of the problem being investigated, fixing of the problem development periods and their changeover dating. Transition to competence-oriented education in Russia is identified as the initial point of genesis. Displaying of educational research interest to the topic of the study is taken as a basis for periods changeover indicator. Each period was characterized by means of differential analysis of three key aspects: establishment of competency-based approach in the Russian education system, development of the problem of formation of students’ competency and readiness for informational- analytical activity, improvement of students’ non-school hours’ activity process in accordance with new Federal State Education Standards.
historiography of a problem
prerequisites
periods of the problem establishment
competency-based approach
informational competence
readiness for informational- analytical activity
non-school hours activity

Исследование проблемы формирования готовности учащихся 5–6 классов к информационно-аналитической деятельности на основе построения ее историографии, позволяет отследить траекторию ее развития, определить степень теоретической и практической разработанности на момент исследования, а также выявить перспективные направления для решения исследуемой проблемы.

В качестве исходной точки генезиса исследуемой нами проблемы определим начало 2000-х годов – период, когда в России был нормативно закреплен переход на компетентностно-ориентированное образование. К этому времени уже сложилась государственная система общего образования, и организация работы общеобразовательных учреждений приобрела современный вид.

Весь предыдущий период исторического развития сферы образования, по нашему мнению, может рассматриваться как подготовительный, когда были созданы общественно-экономические (увеличение потока информации, которую необходимо усвоить, чтобы полноценно функционировать в обществе; формирование под влиянием общественно-экономической ситуации социального заказа системе образования на формирование у современного школьника готовности к информационно-аналитической деятельности как одного из важных качеств личности); теоретико-методологические (разработка идей деятельностного (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.) и компетентностного (В.И. Байденко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.) подходов в различных областях науки; изучение феномена информационной компетентности как качества, отражающего готовность учащихся к информационно-аналитической деятельности); опытно-практические (реализация на практике идей формирования умений работать с информацией) предпосылки, определившие ключевые моменты становления исследуемой проблемы.

Отметим, что информационная компетентность учащихся и готовность учащихся к информационно-аналитической деятельности, как ее составляющая, не являются объектом изучения в подготовительный период, что объясняет отсутствие соответствующей терминологии. Но все же данный период имеет важное значение для генезиса исследуемой проблемы, поскольку была подготовлена основа для появления теорий и концепций, раскрывающих сущность информационно-аналитической деятельности учащихся, способы ее формирования у учащихся общеобразовательных учреждений, а также специфику внеурочной деятельности.

В качестве показателя смены периодов нами выбрано проявление научно-педагогического интереса к целенаправленному формированию готовности учащихся 5–6 классов к информационно-аналитической деятельности в процессе внеурочной деятельности.

При характеристике каждого этапа становления рассматриваемой проблемы мы считаем целесообразным анализировать сразу несколько ключевых аспектов: становление компетентностного подхода в системе российского образования; развитие проблемы формирования информационной компетентности учащихся общеобразовательных учреждений и готовности учащихся к информационно-аналитической деятельности; совершенствование процесса организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с новыми ФГОС.

В генезисе проблемы формирования готовности учащихся 5–6 классов к информационно-аналитической деятельности во внеурочной деятельности, напрямую связанной с проблемой формирования информационной компетентности, мы выделяем 3 периода: I – 2000–2008 гг.; II – 2009–2012 гг.; III – с 2013 г. по настоящее время.

Далее рассмотрим более детально выделенные нами периоды становления проблемы формирования готовности учащихся 5–6 классов к информационно-аналитической деятельности во внеурочной деятельности.

Начало первого периода историографии совпадает с началом разработки Федеральной программы развития образования (далее ФПРО), утвержденной 10 апреля 2000 года (№ 51-ФЗ). В качестве результатов реализации Программы были указаны «сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства» [12]. Спустя полгода была утверждена Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 г.), в которой был установлен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и основные направления его развития, а также цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Одной из основных целей образования была определена «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [5]. Принципы образовательной политики России, заявленные в Федеральной программе развития образования и Национальной доктрине образования, получили свое развитие в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования № 1756-р от 29.12.2001 г.), которая является первым документом, в котором нормативно закреплен переход на компетентностно-ориентированное образование.

Идеи, отраженные в вышеуказанных документах, были конкретизированы в правительственной Стратегии модернизации содержания образования, где в качестве обновленной цели общего образования определяется формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Таким образом, в основу новой модели общеобразовательной школы был положен компетентностный подход, нацеленный на достижение нового качества общего образования.

Первым шагом к созданию условий для повышения качества образования на основе компетентностного подхода можно считать присоединение России к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования, которое произошло 19 сентября 2003 года на совещании министров образования Европы в Берлине. Примерно в то же время завершается подготовка государственных образовательных стандартов – первого государственного документа, отражающего новые цели образования и предлагающего их реализацию посредством содержания образования. Несмотря на то, что ФК ГОС являлся временным, переходным документом, в содержание стандартов уже был заложен компетентностный подход.

С 2006 года начинается реализация приоритетного национального проекта «Образование», целью которого является: ускорение модернизации российского образования; обеспечение успешности комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны; достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Первые итоги реализации национального приоритетного проекта «Образование» представлены в тексте проекта «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», который был опубликован 8 мая 2008 года в приложении к письму «О рекомендациях по проведению августовских пед. совещаний» (письмо Министерства образования и науки РФ № 03-946). В данном документе впервые выделены базовые компетентности современного человека, которые положены в основу разрабатываемых образовательных стандартов: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); компетентность самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); компетентность самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) [4]. В рамках нашего исследования важным также является тот факт, что в данном документе особое внимание уделяется времени школьника, свободному от уроков, которое рассматривается в проекте как «ценнейший ресурс самообразования и дополнительного образования» [4].

Отметим, что в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» [15] впервые появился термин «информационная компетентность», характеризующий готовность к различным видам работы с информацией.

Понятие внеурочной деятельности не является новым для педагогической теории и практики, причем с течением времени и изменением условий менялись смысл и содержание данного понятия. В теории и практике отечественного образования доминировал термин «внеурочная работа», который трактовался по-разному: неотъемлемая часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [10]; организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха [7].

Наряду с этим применялся также термин «внеклассная работа», который понимался как: составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых [6]; учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса [2].

В начале 90-х происходит отождествление данных терминов. По мнению Ш.А. Амонашвили, внеурочная (внеклассная) работаэто составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся [1]. В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., в качестве основных задач внеурочной деятельности указываются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости [10].

К концу 90-х гг. утверждается термин «внеурочная работа», подразделяемая на внеклассную и внешкольную, в зависимости от учреждения ее организующего (соответственно, школа и учреждения дополнительного образования) [11].

Таким образом, к началу первого периода в педагогике используются понятия «внеурочная» и «внеклассная» работа, которые характеризуют ее составную часть учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование творческих способностей обучающихся.

Диссертационные исследования, посвященные информационной компетентности, в частности проблемам ее формирования, появляются, начиная с 2002 года, вслед за утверждением в 2001 году Концепции модернизации российского образования до 2010 года. Наиболее часто исследовалась проблема формирования информационной компетентности студентов ВУЗов (Ю.И. Аскеро, Т.А. Гудкова, О.Б. Зайцева, Л.Б. Сенкевич, И.Н. Соколовская и др.), а также учащихся общеобразовательных учреждений – старшеклассников (А.Ю. Петухов, С.А. Сладков, А.В. Худякова и др.).

Анализ диссертационных исследований, проводимых в данный период по направлению внеурочной деятельности, показал, что данное понятие, несмотря на отсутствие официального закрепления в нормативных документах, приобрело достаточно большую популярность среди исследователей и вошло в научно-педагогический оборот.

В начале 2000-х годов появляются первые единичные исследования, посвященные внеурочной деятельности (А.А. Бурченкова, Н.Е. Павлов, Е.М. Савина, Л.Е. Сидорова, Г.А. Тимуршина и др.). При этом подавляющее большинство работ посвящено старшему школьному (Н.Н. Антонова, Н.И. Голавская, Л.М. Донченко, М.А. Шкробова и др.) и младшему школьному возрасту (С.В. Брыкина, О.В. Кучерук, Е.В. Михайлова и др.).

Появление первых диссертационных исследований по тематике внеурочной деятельности считаем главным достижением данного периода, повлекшим за собой на основе исследовательского интереса к проблеме организации внеурочной деятельности открытие нового научного направления в педагогике.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что к концу первого периода не появилось исследований по формированию готовности учащихся 5–6 классов к информационно-аналитической деятельности в процессе внеурочной деятельности. Однако значительный интерес исследователей проявляется как к проблеме формирования информационной компетентности, так и к проблеме организации внеурочной деятельности.

Обобщая данные проведенного анализа в целом по данному периоду, отметим, что с 2001 года по 2008 год: во-первых, компетентностный подход утверждается в российском образовании; во-вторых, появляются различные классификации компетентностей, во многих из которых выделяется информационная компетентность, однако данный факт не закреплен нормативными документами; в-третьих, термины «внеклассная работа», «внеурочная/внеучебная работа», «внеурочная деятельность» применяются как взаимозаменяемые, характеризующие деятельность, направленную на создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей учащихся, организации их разумного отдыха, однако в нормативных документах данного периода эти термины не закреплены; в-четвертых, в научных исследованиях начинают активно изучаться проблемы формирования компетентностей в целом, и информационной компетентности в том числе.

Перейдем к содержательной характеристике второго периода. С появлением новых компетентностно-ориентированных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется значимости организации образовательной деятельности учащихся за рамками уроков. В тексте ФГОС указано, что основная образовательная программа в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся предусматривает учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, и внеурочную деятельность. Соответственно основным направлениям развития личности внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [13].

К концу 2010 года, в соответствии с Планом первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год, Министерство образования и науки РФ утверждает и вводит в действие федеральный образовательный стандарт основного общего образования (приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г.). Примерно в то же время утвержден ряд документов, регламентирующих организацию внеурочной деятельности, напр. – Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).

7 февраля 2011 года Правительство РФ утверждает Федеральную целевую программу развития образования на 2011–2015 годы (Постановление № 61), целью которой является «обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития РФ».

19 апреля 2011 года на заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования были представлены материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального образования. Данные методические материалы были отражены в приложении к Письму Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года, где впервые представлено определение понятия «внеурочная деятельность», понимаемая как «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [4], раскрываются ее основные задачи, представлены организационные модели, описаны условия для ее реализации; отмечаются преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, что свидетельствует и об образовательном потенциале внеурочной деятельности. Таким образом, акцент с воспитательной работы переносится на расширение использования образовательного потенциала внеурочной деятельности.

Событием, завершающим второй этап, стало утверждение Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ № 413 от 17.05.2012 г.).

В ходе анализа диссертационных исследований данного этапа по проблеме формирования информационной компетентности мы пришли к выводу, что интерес к проблеме сохраняется. Большинство работ снова посвящено формированию информационной компетентности будущих специалистов. В отличие от предыдущего периода, в котором ученые исследовали узкие специальности, во втором периоде большинство диссертаций посвящены непосредственно студентам (Г.А. Гараева, М.В. Горячева, А.В. Прилепина, А.А. Мукашева, Н.И. Сакович и др.). По сравнению с предыдущим периодом, количество работ, предметом исследований которых стали специалисты и обучающиеся общеобразовательных учреждений, сократилось.

По тематике внеурочной деятельности во втором периоде наблюдается повышение интереса к данной проблеме, что обосновывается нормативным закреплением внеурочной деятельности в документах, регламентирующих образовательную политику России. Практически все работы представляют внеурочную деятельность в качестве пространства для формирования и развития личностных качеств учащихся, пространства для организации педагогических процессов (А.В. Демина, Л.Н. Коковина, Т.А. Поскребышева, Е.А. Свистунова и др.).

Таким образом, во втором периоде в тематике диссертационных работ наблюдается смещение акцента с процесса воспитания на образовательный потенциал внеурочной деятельности. В отличие от предыдущего периода, интерес проявляется уже не к старшеклассникам, а к учащимся в широком смысле (А.В. Баранов, С.Ю. Горохова, А.В. Демина, Е.А. Иванаевская, Т.А. Поскребышева, Н.И. Шевелева).

Итак, в ходе проведенного анализа было выявлено, что во втором периоде с 2009 года по 2013 год: во-первых, компетентностный подход утвердился в российском образовании; во-вторых, в нормативных документах указывается на необходимость уметь работать с информацией; в-третьих, большое значение уделяется организации внеурочной деятельности, что закрепляется в нормативных документах (ФГОС, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Планы по модернизации образования); в-четвертых, в научных исследованиях в достаточном количестве появляются работы, связанные с изучением проблемы формирования информационной компетентности, развитием умений подростков работать с информацией в процессе внеурочной деятельности, однако, проблема формирования готовности учащихся 5–6 классов к информационно-аналитической деятельности в процессе внеурочной деятельности до сих пор не сформулирована.

В третьем периоде в ответ на новые запросы Правительство РФ 15 мая 2013 года утверждает государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы (распоряжение № 792-р), где отмечена необходимость усиления внимания к формированию информационной грамотности учащихся. Утверждение государственной программы совпадает с началом третьего периода историографии.

Знаковым событием данного периода стало вступление в силу 1 сентября 2013 года нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 года, где закреплены ФГОС, в которых отражен компетентностный подход и внеурочная деятельность. Таким образом, компетентностный подход и внеурочная деятельность официально закреплены на законодательном уровне.

Не менее важным событием является и введение ФГОС на ступени основного общего образования с 1 сентября 2015 года. Одной из приоритетных задач является создание комфортных условий для проведения внеурочной деятельности, в том числе разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности на основе модульных программ и/или интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области.

Очередным шагом в решении проблемы организации внеурочной деятельности явилась разработка Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования методических рекомендаций (письмо Министерства образования и науки РФ №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 года), где отражены цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях. Согласно этому документу, внеурочная деятельность, в отличие от реализации дополнительных общеобразовательных программ, носит обязательный характер и является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

В ходе анализа диссертационных исследований данного периода, мы пришли к выводу о том, что проблема формирования готовности, в целом, является предметом ряда комплексных исследований. Подробно изучаются различные направления: готовность к работе и ее условиям; готовность к освоению, использованию методов, диагностик; готовность к управлению процессами; готовность к выбору; в том числе и готовность к деятельности.

В частности, в данный период активно разрабатывается проблема формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности (исследования А.В. Агаевой, Л.Н. Азизовой, Л.А. Десятириковой, Н.С. Ефимовой, З.А. Каргиной, С.В. Николаевой, А.М. Салаватовой, Е.Ю. Фирсовой и др.).

Важно отметить, что виды деятельности, к которой формируется готовность, достаточно разнообразны в тематике диссертационных исследований: воспитательная (В.В. Данилова, Л.В. Курочкина, А.А. Белов и др.); инновационная (С.Н. Востокова, Е.В. Сайфулина, Ю.З. Кирова, Н.В. Костюк и др.); исследовательская (Н.А. Просолупова); проектная (М.Р. Магомедалиева); методическая (М.И. Оськина); физкультурно-оздоровительная (С.Г. Напреев) и др. Однако, отсутствуют работы по формированию готовности к информационно-аналитической деятельности.

В ходе анализа диссертационных исследований мы пришли к выводу, что подавляющее большинство работ посвящено ученикам старших классов: Д.В. Егоренкова (готовность к преодолению экстремальных ситуаций); А.В. Бесклубной (готовность к выбору профессии); Е.В. Поповой (готовность  к выбору профессий космической отрасли); Е.А. Рекичинской (готовность к межкультурной коммуникации); Т.П. Добромысловой (готовность к чтению иноязычных научно-популярных текстов) и др. Также нам удалось обнаружить несколько работ, посвященных формированию готовности учащихся к деятельности, в которых речь идет о самостоятельной (М.В. Афонина) и исследовательской (Е.В. Титов) деятельности. Как было отмечено выше, данные работы также посвящены старшеклассникам.

Таким образом, третий период становления исследуемой нами проблемы характеризуется, во-первых, реформированием системы среднего и основного общего образования в направлении требований модернизации российского образования, во-вторых, официальным закреплением компетентностной парадигмы на законодательном уровне, в-третьих, уменьшением исследований в области формирования информационной компетентности.

Итак, в ходе проведения историографического анализа было выявлено, что обозначенная нами проблема является значимой для современного этапа развития основного общего образования и требует исследования как в теоретическом, так и в экспериментально-практическом направлениях.