Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS MEANS OF OPTIMIZATION PROFESSIONAL TRAINING FUTURE SPECIALIST

Saygushev N.Y. 1 Romanov P.Yu. 1 Vedeneyeva O.A. 1 Turaev R.R. 2 Melekhova Y.B. 1
1 NMSTU Nosov Magnitogorsk state technical university
2 Sells Sibaysky Institute (Branch) Bashkir State of the University
The article examines innovative educational technologies that are based on active learning methods that help to shape the creative approach of the students to an understanding of professional activity, develop their independent thinking, the ability to make optimaldecisions in a specific situation. The possibility of the use of innovative technologies on the example of the organization of independent work of students of high schools. Independent work – a co-creation of all the subjects of the educational process – students, faculty, and students with each other and should contribute to the development of the student's educational path. In this regard, it highlighted a set of conditions to ensure the successful implementation of students' independent work. Showing Technology organization of independent work of students: the rating system of student learning, case-technology, project learning. A special place in the preparation of students for practice-oriented or of professional activity occupies a own independent job using a variety of innovative method.
a pedagogical innovation
innovative educational technology
independent work of students of the university
ranking
case-technology
project learning

Современная система высшего профессионального образования – это результат заметных перемен, происшедших за последние годы. Она проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Рыночная экономика предъявляет все новые и новые требования к выпускникам вузов. Современный работодатель нуждается не просто в молодом специалисте, а в профессионале, обладающем специальными познаниями в области избранной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза.

В соответствии с этим одним из актуальных направлений деятельности вузов становится осуществление инновационного подхода к организации образовательного процесса.

Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становится предметом активного обсуждения в педагогической науке. Анализ научной литературы свидетельствует, что в  самом общем смысле инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствован­ного технологического процесса.  Под инновацией понимают не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Педагогическая инновация – нововве­дение в педагогическую деятельность, изменение в со­держании и технологии обучения и воспитания, имею­щие целью повышение их эффективности.

В современной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Показателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

В ряду характерных свойств инновационного образования выступает профессионализм [3]. Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника и под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Инновационная деятельность педагога понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. 

Инновационная образовательная технология  – образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования. В педагогической науке условно выделяется три типа инновационных образовательных технологий: радикальная, подразумевающая перестройку процесса обучения или его значительной части, комбинированная, соединяющая ряд известных элементов, технологий или методов, а также модифицирующая, призванная улучшить классические методики без их существенного изменения. Если проанализировать их содержательную сторону, мы может утверждать, что в основе данных технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них  самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации.

В теории и практике современного высшего образования представлены такие технологии, как разработка и использование  лекционных  мультимедийных  средств, электронных  и обучающих средств;  использование специализированных программ,   компьютерное тестирование, использование ресурсов Интернет,  деловые  и ролевые игры,  проблемные,  исследовательские методы,  кейс-метод,  учебные  и  личностные   тренинги,   модульно-рейтинговые технологии  организации  учебного процесса, метод проектов.   

Продуктивно используется при помощи новых технологий потенциал  проблемного обучения, проектных методов, обучающих диалогов, исследовательских методик и разработки студентами эссе, имитационных игр, информационного поиска и других  подходов.

Рассмотрим возможности использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов. 

Существующая образовательная среда в вузе недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал.

Самостоятельная работа –  это сотворчество всех субъектов образовательного  процесса – студента, преподавателя и студентов между собой. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента,  способствовать   развитию его  собственной образовательной траектории. В связи с этим появляется проблема ее асинхронной организации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.

Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе в современной научной литературе получила название асинхронной самостоятельной работы [4]. Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется следующими особенностями:

- устойчивой внутренней мотивацией учения;

- компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;

- активизацией субъектной позиции образовательного выбора;

- продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента;

- самостоятельностью принятия решений;

- самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;

- полисубъектным характером образовательного взаимодействия;

- студентоцентрируемостью.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер.

 В связи с этим можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  2. Четкая постановка познавательных задач.
  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  5. Определение видов консультационной помощи (консультации – установочные, тематические, проблемные).
  6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты. семинар и т. д.).

С целью уровневого развития компетентности студентов при организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие уровни сложности задач и заданий:

- репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;

- реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации;

- творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.

Сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого.

В соответствии с этим следует предъявлять следующие требования к содержанию и форме заданий по самостоятельной работе студентов:

- задания направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер;

- задания дифференцированного и вариативного характера;

- задания по выбору студентов;

- задания с интегративной основой (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

В современной теории и практике высшего образования ведется инновационный поиск технологий организации самостоятельной работы студентов. В качестве одной их таких технологий рассматривается рейтинговая система обучения студентов.

В практику входят инновационные средства организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием кейс-технологий. Название данных технологий происходит от английского слова «case» – папка, чемодан, портфель, также «case» можно перевести и как «случай, ситуация». Процесс обучения с использованием кейс-технологий представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.  

Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности: анализ конкретных ситуаций; ситуационные задачи и упражнения; case-study или метод учебных конкретных ситуаций.

Особое место в профессионально-творческом саморазвитии студентовзанимает технология проектного обучения [2]. В ходе реализации данной технологии сту­денты совместно с преподавателем проектируют какую-либо профессио­нально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с со­держанием изучаемого предмета или будущей деятельностью, а затем само­стоятельно разрешают заложенные в ней противоречия. Важным достоинст­вом данной технологии является ее направленность на формирование ценно­стно-смыслового мышления студента, его способности находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы нравственного, эти­ческого, эстетического характера.

Все типы проектов (учебный, учебно-исследовательский, научно-ис­следовательский) нацелены на развитие личностных качеств у студентов, фор­мирование опыта творческой деятельности, осмысление различных профес­сионально-педагогических, мировоззренческих, морально-этических и дру­гих важных проблем. Специфика проектного обучения заключается в том, что образовательный процесс организуется в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Технология проектного обучения имеет развивающую целевую установку, проектирует содержание образования изоморфно будущей профессиональной деятельности, строится на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса, представляет учебный материал в виде системы познавательных и практиче­ских задач, мотивационно обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку, основываясь на субъективном опыте будущих специалистов.

Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования процесс подготовки будущего педагога должен быть интегрирован как некоторая стратегия, которая реализуется на основе ряда  принципов: фундаментализация педагогического образования; открытость, вариантность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущего преподавателя; ориентация на творческую деятельность; сотрудничество и сотворчество в совместной деятельности студента и преподавателя. Основой этой стратегии выступает более широкое применение инновационных технологий в сочетании с традиционными. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.