Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PEDAGOGICAL MODEL`S DEVELOPMENT OF LEARNING PROCESS OF SELF-TESTING OF TEACHERS OF INFORMATICS AND ICT FOR THE DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE

Titkin D.A. 1, 2
1 LLC «NetCor»
2 Tula State Pedagogical University. Leo Tolstoy
Information technology is one of the fastest growing science in this regard, there is a need to continuously develop their professional competencies for teachers of computer science and ICT. Teachers` self-testing process is the best mechanism for determining the level of system knowledge, skills, and professional-significant qualities of a teacher. However, the scientific literature is not enough research to support the efficiency of the process of learning self-test to determine whether training and development of professional teachers`competence.In this study, at first, it was identified component composition competencies of teachers of computer science and ICT, secondly, developed pedagogical model of learning teachers` self-test process for development of their professional capacity, thirdly, the model of evidence-based, and provides an analysis of its qualitative results.The findings expand the knowledge of the methodological potential of learning self-test process, as an effective mechanism for determining need for further training and development of professional capacity of teachers of computer science and ICT.
teacher of computer science and ict professional capacity
self-tests
self-control
pedagogical model

Совершенствование профессиональной компетентности – процесс постоянный, который продолжается в течение всей педагогической деятельности. В современном мире идут процессы глобализации и интеграции, стимулирующие образовательные реформы, главной задачей которых является повысить готовность педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетенций.

Очень важно создать условия для формирования у педагогов интереса не только к учебному процессу в профессиональной деятельности, но и готовности к обучению в течение всей своей педагогической деятельности. В связи с этим процессы самоконтроля и самотестирования педагогов в современной системе образования становятся важнейшим компонентом и необходимым условием формирования компетентного специалиста.

А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс» [3]. В.И. Страхов считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» [5].

Цель исследования: показать формирование готовности учителей к проведению самоконтроля и самотестирования: определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетенций. В исследовании предложена педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ на примере владения ими традиционно сложных разделов информатики. Данная модель учитывает все современные требования профессионального образования.

Материалы и методы

В приказе Миобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [2] отмечено, что у педагога «должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции». Таким образом, учителя должны быть готовы к совершенствованию своих профессиональных знаний в течение всей своей педагогической деятельности. «Непрерывное образование как педагогическая система –это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости» [1]. Однако для определения периодов необходимости развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогов нужен четкий механизм, каким и является самотестирование учителей.

Проблема формирования готовности к обучению педагогов в течение всей своей педагогической деятельности будет успешно решена при реализации следующих организационно-педагогических условий: формирование готовности учителей к проведению самотестирования, определения периодов необходимости повышения квалификации в едином образовательном пространстве с использованием интерактивных технологий, формирования готовности к углублению и расширению профессионального образования; интеграции самообразовательной и исследовательской деятельности педагогов.

Результаты исследования

Мы предлагаем педагогическую модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ для развития их профессиональной компетентности. Представим схематически данную модель для определения уровня развития своих знаний, умений, профессионально-значимых навыков, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению для развития профессиональной компетентности (схема).

Педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ для развития их профессиональной компетентности

Структура данной модели включает в себя четыре блока: научно-теоретический, содержательный, организационный, результативный.

Научно-теоретический блок включает в себя цель, задачи и основополагающие принципы исследования.

Основная цель исследуемого процесса – формирование готовности учителей к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетентностей.

Данная цель характеризуется следующими задачами:

- мотивационные (формирование положительных мотивов для повышения квалификации);

- познавательные (формирование знаний и профессиональных компетентностей);

- деятельностные (формирование готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний и умений);

- личностные (формирование профессионально-значимых личностных качеств педагогов);

- рефлексивные (формирование готовности педагогов к проведению самотестирования и определение уровня своих профессиональных знаний).

Организация работы по формированию готовности педагогов к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению построена на принципах, соблюдение которых поддержит данный процесс. К ним относятся: принцип системности, предусматривающий учет потенциала обучаемых педагогов, возможностей их самообразовательной деятельности; принцип последовательности, предполагающий развитие профессиональных качеств педагогов с учетом познавательных способностей; принцип модульности, предусматривающий разделение материала для обучения на модули, предоставляющий возможность самотестирования по индивидуальному выбору разделов и тем для обучения; принцип развития творческой активности, непосредственно связанный с самостоятельностью, инициативностью, желанием творческих поисков, стремлением к обучению, познанию нового; принцип самореализации, который повышает уровень познавательной и профессиональной мотивации педагогов.

Содержательный блок модели основан на общей профессиональной подготовке учителей информатики и ИКТ. Педагог в процессе самотестирования должен получить знания, умения, профессионально-значимые навыки. Учитель определит свой уровень знаний в основных разделах информатики и ИКТ: аппаратное и программное обеспечение компьютера; компьютерные телекоммуникации, информационные технологии, структурное и объектно-ориентированное программирование, компьютерное моделирование.

Организационный блок показывает важность применения интерактивных технологий, которые позволят так организовывать процесс самотестирования, так чтобы он способствовал формированию интереса не только к учебному процессу для профессиональной деятельности, а способность к обучению в течение всей своей педагогической деятельности, к видению своей будущей индивидуальной траектории обучения.

При моделировании процесса формирования готовности учителей информатики и ИКТ к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению использовались следующие инновационные технологии: технология работы с алгоритмическими предписаниями, информационная мультимедийная технология, исследовательская аналитическая технология, технология модульно-рейтинговой организации обучения.

Результативный блок анализирует критерии сформированности готовности педагогов к обучению. Это, во-первых, мотивационный, предполагающий наличие положительных мотивов обучения; во-вторых, когнитивный, включающий сформированность системы знаний об обучении в течение всей своей педагогической деятельности; в-третьих, деятельностный – овладение комплексом профессионально-значимых умений и компетенций, наличие личностных и профессиональных качеств педагогов; в-четвертых, рефлексивный – сформированность умений самооценивания, способностей к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию, необходимых при обучении в течение всей своей педагогической деятельности.

Заключение

Предлагаемая педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к самообразованию, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетентностей – это многосторонняя и многоуровневая система со сложным взаимодействием педагогов с учебной информацией.

По мнению В.Г. Панова, самообразование – «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематичных знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни» [4]. Результатом внедрения данной педагогической модели является высокий уровень сформированной готовности педагогов к обучению и самообразованию для развития своих профессиональных компетентностей.

«В условиях научно-технической революции широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов» [4].

Наше исследование ориентировано на то, чтобы учителя информатики и ИКТ определили свой уровень знаний и профессиональных компетентностей средствами самотестирования; выявили периоды необходимости повышения своей квалификации. Оно учитывает необходимость построения обучения на личностно-ориентированном подходе, который создает благоприятную обучающую среду для формирования системы знаний педагогов. В условиях такой среды учитель осознает обучение как индивидуальный процесс, как деятельностный, когнитивный и творческий подход овладения системой знаний предметной области информатики, развивает свои профессиональные компетенции.

Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале обучения процессу самотестирования, как эффективного механизма определения необходимости повышения квалификации и развития профессиональной компетентности учителей информатики и ИКТ.