Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THEMED EVENTS BASED ON LOCAL HISTORY WORK IN THE SCHOOL VERKHNEUSLONSKY MUNICIPAL DISTRICT OF REPUBLIC OF TATARSTAN

Vinogradov V.Y. 1 Gibadullin R.Z. 2 Fedotova N.R. 1
1 FSGFEI HPE Federal State Government-Funded Educational Institution of Higher Professional Education, Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI
2 Kazan State Agrarian University
Настоящая статья посвящена анализу краеведческой деятельности, которая может являться содержательной и организационной основой образовательного. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы. Эколого-географическое краеведение – разноплановая наука, изучающая особенности природы места непосредственного проживания учащихся: характерные черты геологии и рельефа, погодные условия и сезонные изменения, многосторонние взаимосвязи живых и неживых объектов в знакомом географическом пространстве.
Regional studies can be informative and organizational basis for education. Practice shows that to solve the problems of educational and training educational institutions are not fully used by socio-cultural and recreational resources of the region, local history teacher neglected principle of teaching. It reduces the number of educational institutions, leading local history work. Even in those educational establishments where there are local history association of students, as a rule, there is a lack of system, links with other local history associations, work materials are not used in the educational process of the school. Ecological and geographical regional studies - diverse science that studies the particular nature of the place of residence of students directly: the characteristics of geology and terrain, weather conditions, seasonal changes, multilateral relationship animate and inanimate objects in the familiar geographical space.
socio-cultural and recreational resources of the region
regional studies
problems of educational and training educational institutions
school

Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы [1,2].

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

  • приоритет воспитательных задач;
  • возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
  • интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
  • самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
  • реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
  • внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
  • практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих  курсов,  внеурочной работы по предмету, туристско-краеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения, которые реализуются в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Организационные формы краеведческой деятельности:

  • уроки основного курса «Краеведение»;
  • интегрированные краеведческие курсы;
  • уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
  • краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
  • экскурсионные объединения;
  • музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
  • научные ученические общества;
  • территориальные объединения;
  • общественные объединения;
  • семейные формы.

Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. К сожалению, в настоящее время отсутствуют единые требования к знаниям и умениям учащихся, нет принятого перечня практических работ, экскурсий; отмечается достаточно узкая содержательная направленность. Поэтому учителя, которые практикуют краеведческую работу, чаще всего организуют ее сообразно собственным интересам и представлениям. И тем не менее мы уверены, что они делают важное дело как в образовательном, так и в воспитательном плане. Поэтому можно согласиться с известным специалистом в области краеведения Ривкиным Е.Ю., что конкретное образовательное учреждение может самостоятельно разработать комплект краеведческих образовательных программ [3].

Внеурочная краеведческая работа более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время.

Формы внеклассной работой можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:

  • разовые формы работ: конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, театрализованные представления;
  • системные: выпуск газет, проектные работы, экскурсии, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся.

Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение учебного года для различных классов, групп учащихся.

Их главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизни своего района.

Ученические краеведческие конференции. Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами Верхнеуслонского района или его отдельных территории, населённых пунктов, а также направлениями исследовательской деятельности учащихся. Краеведческие олимпиады. Желательно проводить их ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать активизации интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники. Вопросы олимпиады разрабатываются учителем и должны касаться как основных программных вопросов курса, так и выходить за ее рамки. Основная группа вопросов должна отражать профиль изучаемого курса (география и экология района, история и культура родного края и т.п.). Остальные вопросы должны касаться всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся, в том числе – территории своего непосредственного проживания.

Формы проведения предметной олимпиады могут быть разнообразны и отличаться в каждой возрастной группе участников. Такими формами могут быть: викторина, тестовые задания, мини-эссе, ответы на вопросы в виде кроссвордов, шарад, ребусов и др. После проведения олимпиады учитель знакомит всех участников с правильными ответами на вопросы. Результаты олимпиады должны быть доведены до участников максимально быстро. По итогам олимпиады учитель оформляет грамоты и вручает их призёрам в торжественной обстановке.

Краеведческие вечера. Цель краеведческих вечеров (утренников) – развитие интереса к предмету, своему краю, привитие чувства уважения к достойным представителям района и ответственности за свою малую родину. Содержание «Краеведческих вечеров» также может быть самым разным:

  • встречи с интересными людьми (участниками боевых действий по защите свободы и интересов своей страны, заслуженными тружениками производства, долгожителями района, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.);
  • презентации работ школьного краеведческого объединения учащихся, рассказ его непосредственных участников и активистов;
  • лекции-беседы работников общественных, муниципальных и государственных музеев;
  • тематические беседы («Праздничные и обрядовые традиции нашего края», «Растения и животные нашего района», «Музыкальная жизнь в Верхнеуслонском крае» и т.п.);
  • проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем района;
  • семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона) и др.

Во время подготовки вечера учителю необходимо определить интересную конкретной возрастной группе учащихся тему, провести мотивацию участников, пригласить гостей; обеспечить распространение информации о планирующемся проведении вечера.

Выставки. Цель проведения выставок – развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками.

На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, виды экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников. Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Тематика выставки может охватывать любые стороны жизни  района. Темами выставки могут быть:

  • «Мой любимый уголок на Верхнеуслоской земле»;
  • «Неповторимые и удивительные явления и объекты на моей родине»;
  • «Контрасты наших мест, знакомых с детства»;
  • «Природные, культурные и исторические памятники нашего края»;
  • «Люди, творившие славу своей отчизны»;
  • «Будущее Верхнеуслонского края, как мы его видим».

Каждый экспонат выставки должен быть оснащен карточкой с указанием его автора и названием работы. Во время проведения выставки необходимо организовать ее посещение всеми учениками школы. По окончании работы выставки проводится рефлексия (анализ, обсуждение, высказывание впечатлений) по классам, а ее материалы могут пополнить фонды кабинета краеведения, школьного краеведческого музея или стать подарками и призами для участников.

Предметные краеведческие недели. Предметная неделя – традиционная форма работы, позволяющая привлечь всех учеников школы к предметной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель ее проведения – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора учащихся. Как правило, предметные краеведческие недели проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями-предметниками. Неверно понимать, что во время предметной недели каждый ученик каждого класса ежедневно принимает участие в какой-либо акции. Разумнее строить предметную неделю, сочетая обязательные для всех классов мероприятия с мероприятиями для отдельных групп учащихся.

Выпуск газет. При разовом, нерегулярном подходе рекомендуется выпуск тематических газет, посвященных отдельным сторонам жизни района – природным аспектам территории или событиям истории, или актуальным вопросам современности в районе. Над газетой могут работать несколько групп учащихся, каждая из которых выполняет свою часть общей работы: подбор информации, редактирование, оформление и др., что позволяет максимально полно учитывать и развивать индивидуальные возможности, творческие и познавательные потребности ребенка.

При систематическом подходе в школе формируется детская редколлегия, обеспечивающая регулярный выпуск школьной краеведческой газеты. Содержание газеты может отражать современную жизнь района; рассказывать о его прошлом; содержать занимательные материалы (кроссворды, ребусы, забавные истории и др.). Задача газеты – формировать интерес к природе, экологии, истории и культуре своего края, способствовать расширению краеведческого кругозора. Наряду с газетами, весьма увлекательной может стать работа над созданием тематических стендов, рассказывающих о родном селе, его окрестностях, жителях, о школе.  Хорошо иметь в школе сменный стенд, отражающий свежую информацию о жизни родного края.

Проектные работы. Назначение: обучение школьников рациональным приемам коллективной (групповой) творческой исследовательской работы; развитие индивидуальных учебных, организаторских, творческих и др. способностей учащихся; освоение учащимися содержательной стороны предмета. Условия реализации:

  • наличие у учащихся интереса к предмету, мотивации, наличие источников информации, погружение в материал и умение вычленять самые существенные детали и сведения, грамотно строить повествование;
  • общественно полезная значимость проекта;
  • соответствие содержания возрастным возможностям учащихся;
  • возможность применения результатов проектной работы в рамках конкретных учебных дисциплин.

Театрализованные представления. Данная форма внеклассной работы ставит своей целью развитие личностных качеств учащихся, воспитание чувства товарищества, прививает умение работать в команде. Наиболее популярной формой театрализации являются коллективные творческие дела, проводимые по методике И.П. Иванова. Суть её сводится к следующему: группам учащихся предлагается за достаточно короткое время (5–15 минут) подготовить театрализованный сюжет по заданной теме. За это время учащиеся должны выбрать существенные особенности сюжета, распределить роли, наметить сценарий. После этого каждая группа показывает (3–4 минуты) свой сюжет. Учитель может распределить темы таким образом, чтобы каждый сюжет был продолжением следующего. После показа всех сюжетов проводится коллективное обсуждение. Такая форма работы может использоваться и на отдельных уроках в качестве иллюстрирующих фрагментов.

Общественно полезная деятельность. Общественно полезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу. Формами ОПД могут быть: работа по благоустройству территорий района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, проведение краеведческих лекций и экскурсий и др. [4,5].

Системные  формы  работы

Элективные курсы. Занятия проводятся для постоянной группы учащихся, имеющих выраженный интерес к предмету, при этом разрешается посещение отдельных занятий всеми желающими.  Цель элективных курсов  – углубить знания учеников о конкретных аспектах истории или современности региона.  Содержание элективного курса должно выходить за рамки учебной программы по краеведению и представлять собой логически связанную систему краеведческих знаний.  Учитель может проводить элективные курсы: «Географические особенности Верхнеуслонского района РТ», «Мой край от давних веков до нашего времени», «Экология нашего края»,  «Современные проблемы нашего края» и др.

Краеведческие объединения учащихся. Данная форма внеклассной работы осуществляются учителями или педагогами дополнительного образования, имеющими специальную подготовку и работающими с достаточно постоянной группой учащихся, объединенных в краеведческое (туристско-краеведческое, музейное, экскурсионное) объединение. Какие же формы могут быть применены для организации краеведческих объединений?

Особенностями краеведческого музея образовательного учреждения являются: акцентуация на решение воспитательных задач образовательного учреждения, вовлечение в общественно полезную коллективную деятельность детей, учителей, родителей, представителей муниципальных и общественных организаций, местных жителей, возможность использования фондов музея в преподавании всех учебных предметов, комплексность содержания, объединение в себе содержания всех типов музеев. Возможен самый широкий спектр направлений и форм организации деятельности: сбор, систематизация, хранение и демонстрация краеведческой информации по разделам: история и культура края, мемориальные события, природа, хозяйство, экология, население, судьбы людей, современность, установление связей с другими музеями образовательных учреждений и  муниципальными, общественными, государственными организациями (библиотеками, архивами, институтами), органами власти; просветительская деятельность.

Заключение

Эколого-географическое краеведение – разноплановая наука, изучающая особенности природы места непосредственного проживания учащихся: характерные черты геологии и рельефа, погодные условия и сезонные изменения, многосторонние взаимосвязи живых и неживых объектов в знакомом географическом пространстве.