Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

WITH RESPECT TO FUTURE TEACHERS FOR INTRODUCTION OF THE GTO THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Antonova E.R. 1 Nikolskaya O.B. 1 Fomina L.B. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
В статье представлены результаты социологического опроса студентов педагогического университета (230 человек). Целью исследования является определение степени информированности студентов педагогического вуза о комплексе ГТО, а также выявление факторов, которые позволили установить отношение будущих педагогов к идее внедрения комплекса ГТО в образовательные организации. Авторы акцентируют внимание на необходимости формирования в вузе единой системы управления, в которой обязательно реализуются процессы планирования, организации, мотивации и контроля эффективности и результативности внедрения комплекса ГТО. Принципиальным фактором деятельности указанной системы является активизация организационно-агитационного направления в вузе. Полученные результаты следует рассматривать как основание для коррекции внутренней политики вуза, направленной на совершенствование его спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности.
The article presents the results of a poll of students Pedagogical University (230). The aim of the study is to determine the extent of pedagogical high school students awareness of the GTO complex, as well as the identification of the factors that allowed to establish the attitude of future teachers to the idea of the introduction of the GTO complex educational organizations. Authors emphasize the need of formation in high school unified management system, which necessarily implemented the planning, organization, motivation and monitoring the efficiency and effectiveness of implementation set by the GTO. An important factor in the activities of this system is the activation of the organizational and propaganda in the direction of the university. The results should be considered as the basis for the correction of internal university policies aimed at improving its mass sports and sports and recreational activities.
students
awareness
GTO complex

Анализ современных публикаций, изучающих вопросы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (далее – комплекса ГТО) в систему образования, позволил определить ряд тематических направлений в их решении. При этом актуализация проблемы внедрения в образовательные организации комплекса ГТО не является целью настоящей статьи.

Авторы, изучающие отношение различных категорий населения, указывают на необходимость контроля не числа выполнивших нормативы комплекса ГТО, а уровня созданных условий, обеспечивающих возможности реализации положительного отношения граждан к ГТО [3]. На сегодняшний день выявлены достаточно слабая информированность о ВФСК ГТО среди студентов и отсутствие у большинства из них желания быть участником данной программы [2]. Существуют проблемы в понимании студентами целей введения физкультурно-спортивного комплекса ГТО на фоне слабой мотивации студентов к подготовке и участию в сдаче норм ГТО [6].

Знание характеристики современного студента, его психофизического потенциала позволит адекватно оценить уровень готовности к выполнению комплекса ГТО, а значит оптимизировать систему подготовки и обеспечить результативное участие в тестировании. Так, оптимальный двигательный режим констатируют только у 25-30% студентов [7]. Безусловно, необходимо пересматривать систему мотивации к повышению интереса к физкультурной деятельности современной студенческой молодежи [10].

Ряд авторов предлагают интегрировать комплекс ГТО в систему физического воспитания вуза [1; 5]. Так, А.О. Егорычев с соавт. (2015) указывает, что оценка готовности студентов к выполнению видов испытаний комплекса ГТО строится на трех видах мониторинга: отношение студентов к занятиям физической культурой, оценка индивидуального уровня соматического здоровья и оценка уровня физической подготовленности [5]. В работе О.В. Байгужиной с соавт. (2016) предложен вариант интеграции мониторинга здоровья студентов, их результативности тестирования по требованиям ГТО в балльно-рейтинговую систему оценивания результатов освоения основной образовательной программы [1].

Целью исследования является определение степени информированности студентов педагогического вуза о комплексе ГТО, а также выявление факторов, которые определяют отношение будущих педагогов к идее внедрения комплекса ГТО в образовательные организации с целью коррекции внутренней политики вуза по совершенствованию его спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Организация и методы исследования. Для решения заявленной задачи был составлен и опубликован опросник: «Мое отношение к комплексу ГТО». В опросе приняли участие 230 человек – студентов Челябинского государственного педагогического университета, обучающихся по различным профилям подготовки. Предложенная анкета включает 19 вопросов, позволяющих оценить степень информированности, мотивации, отношения и участия в тестировании согласно требованиям комплекса ГТО.

Анализ полученных результатов. При ответе на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменяется сегодня спрос на занятия физической культурой и спортом среди студенческой молодежи?», более 70% опрошенных студентов педагогического вуза указывают на востребованность занятий физической культурой и спортом (рис. 1). При этом менее четверти респондентов в различных вариантах отражают, на наш взгляд, пассивную и негативную позицию отношения к развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в вузе.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменяется сегодня спрос на занятия физической культурой и спортом среди студенческой молодежи?» (n=229)

Теоретическую значимость имеет анализ ответов опрошенных студентов на вопрос: «По каким показателям Вы предложили бы оценивать эффективность развития физкультуры и спорта в образовательных организациях?». Традиционным показателем оценки развития физической культуры (уже с дошкольного возраста) является уровень общей и специальной физической подготовленности. Вероятно, сложившийся стереотип, закрепленный ранее во время обучения в средней школе, обусловил часто выбираемый опрашиваемыми студентами вариант: «по уровню физической подготовленности (и соответствующим контрольным упражнениям – тестам)» – 61,5%; четверть опрашиваемых указали на уровень здоровья, сформированный по совокупности медицинских, физиологических показателей.

Считаем, что уровень физической подготовленности является составляющей общей характеристики здоровья и выделение его в качестве самостоятельного критерия оценки эффективности развития физкультуры и спорта в образовательных организациях нецелесообразно. Однако можно полагать, что студенты в данном вопросе ориентированы адекватно.

Учитывая указанное выше, значимым является анализ отношения респондентов – будущих учителей, к здоровью. Настоящий фрагмент статьи не является однозначным, он представлен с целью отражения фактора, вероятно, определяющего наличие физических возможностей – базовых для реализации требований при выполнении контрольных упражнений системы ГТО.

На вопрос: «Можете ли Вы сказать о себе, что ведете здоровый образ жизни?», почти четверть респондентов выбрали отрицательные варианты ответов. При этом 83,4% студентов оценивают свое здоровье положительно, указав варианты «удовлетворительное» и «я совершенно здоров».

Полученные противоречивые результаты отражают современное состояние проблемы отношения студентов к здоровью в теории и практике физической культуры. Так, А.И. Федоровым с соавт. (2016) показана значимость формирования у студентов самосохранительного поведения. Автор показал, что основным фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье, является негативное отношение к нему, а определяющие факторы риска здоровью имеют поведенческую основу [11].

«Как, на Ваш взгляд, повлияет внедрение комплекса ГТО на развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях?» – вопрос, оценивающий прогностические настроения будущих педагогов. Примечательно, что только половина респондентов предвосхищают положительные эффекты внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях, а 16% студентов затруднились дать ответ.

Важно отметить оценку респондентов относительно оценки условий для подготовки к сдаче нормативов ГТО в вузе. 81,2% студентов, принявших участие в опросе, выбрали ответы: «допустимые» и «оптимальные». Полученные нами результаты согласуются с установленными П.А. Виноградовым с соавт. (2015), где в результате подобного опроса всего 17% обучающихся указали на неудовлетворительные условия или на полное отсутствие таковых при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО [3].

Предполагая, что современная молодежь выражает скорее пассивное отношение к организации дополнительных (!) форм двигательной активности, был сформулирован вопрос: «Как Вы думаете, в чем причина отрицательного отношения молодежи к идее ГТО?». На первом месте в рейтинге часто выбираемых вариантов на указанный вопрос стоит ответ: «низкий уровень физической подготовленности» (59,6% опрашиваемых студентов); на втором – «недостаточная мотивация к подготовке и сдаче норм ГТО» (44,3%); на третьем – «отрицательное отношение к физкультуре и спорту, сформированное ранее (в школе)». Почти пятая часть студентов ответом на вопрос выбрали вариант – «другие интересы».

Нами установлено, что 59,4% респондентов никогда не пробовали сдавать нормы комплекса ГТО. Независимо от опыта участия в данном мероприятии, предложено было выбрать два ответа на вопрос: «Что может явиться мотивом к Вашей подготовке и сдаче норм ГТО?». Вариант ответа «ничего не сможет мотивировать» выбрали в 11,0% случаев, 13,6% респондентов затруднились дать ответ. Часто выбираемым (50,9%) стал вариант ответа, характеризующий любую форму материального поощрения (повышенная стипендия, премия и т.п.) как мотив к подготовке и сдаче норм ГТО. Льготное посещение спортивных сооружений – вариант ответа, который выбирали в 40,4% случаев. Четверть респондентов рассматривали возможной мотивацию через организацию дисконта в крупных сетевых магазинах спортивных товаров. Не менее конструктивным выбором считаем вариант ответа 21,9% студентов: «Буду сдавать (комплекс ГТО), если от этого будет зависеть мой статус (карьерный рост)».

Конечно, в ответ на предложение: «Подготовка и сдача нормативов комплекса ГТО в рамках обучения в вузе должны проводиться …» - 67,2% принявших участие в опросе категорично указали, что только с согласия на это студентов. При этом положительно к идее внедрения в образовательный процесс (в школах, техникумах, вузах) комплекса ГТО отнеслись всего 62,3% опрошенных; около 10% будущих учителей выразили отрицательное отношение.

Эффективность внедрения комплекса ГТО, по мнению П.А. Виноградова с соавт. (2015), связана с активизацией работы по созданию организационной основы развития физической культуры и спорта – спортивных клубов [3]. В частности, предлагается включать в Положение о спортивном клубе обязанности проводить работу по пропаганде, созданию условий для подготовки и выполнения нормативов и требований ГТО.

Неоднозначное отношение студенческой молодежи к самой идее возрождения и внедрения комплекса ГТО, в том числе в систему образования, продиктовано, на наш взгляд, степенью информированности респондентов в данном вопросе (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «В вузе проходят мероприятия по пропаганде комплекса ГТО?» (n=229)

Неопределенность в выборе позиции, неоднозначность в отношении к идее внедрения комплекса ГТО характеризует студенческую молодежь как ресурс с достаточным потенциалом для реализации задач и цели комплекса ГТО. Так, 72,9% студентов считают, что внедрение комплекса ГТО в образовательный процесс является частью гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Реализация находящихся в основе комплекса ГТО принципов позволит достичь целей моделируемой воспитательной системы образовательной организации [4]. Считаем целесообразным в данном контексте работы указать эти принципы: добровольность и доступность; оздоровительная и личностно ориентированная направленность; обязательность медицинского контроля; учет региональных особенностей и национальных традиций [9].

Ответы на вопрос: «Хотели бы Вы выполнить нормативы комплекса ГТО?», распределились следующим образом: «да» – 54,8%, «нет» – 26,1% и затруднились ответить 19,1% респондентов. Полученные нами результаты опроса несколько отличаются от представленных ВЦИОМ. Желание сдать нормативы ГТО по своей возрастной группе выразили 45% всех опрошенных. Заметно чаще готовность к этому выражают молодые люди (64% в возрасте 18-24 лет) и мужчины (59%), тогда как среди женщин и людей пенсионного возраста эти доли заметно меньше (34% и 32% соответственно). Пока не готовы к выполнению комплекса упражнений – 52% [8].

Известно, что результаты единого государственного экзамена являются единственным критерием при приеме абитуриента в вуз. «Вы согласны с тем, что нужно добавлять баллы тем абитуриентам, кто сдал нормы ГТО?» - распределение ответов характеризуют неоднозначность позиции современного студента – будущего педагога (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Вы согласны с тем, что нужно добавлять баллы тем абитуриентам, кто сдал нормы комплекса ГТО?» (n=230)

В заключение акцентируем внимание на необходимости формирования в вузе единой системы управления, в которой обязательно реализуются процессы планирования, организации, мотивации и контроля эффективности и результативности внедрения комплекса ГТО. Немаловажным является активизация организационно-агитационного направления в вузе. Эффективной мерой в привлечении студенческой молодежи к спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности считаем возможность компенсации оплаты дополнительных занятий физической культурой и спортом.