Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SOME ASPECTS OF TEENAGERS’ MUSIC AND CREATIVITY DEVELOPMENT IN THE ADDITIONAL EDUCATION ESTEBLISHMENT

Nefedova N.A. 1
1 MBPEI "Children's music school"
Статья посвящена проблеме развития музыкально-творческой активности подростков в учреждении дополнительного образования. Доказана актуальность проблемы. Проведен анализ нормативных документов, теоретических предпосылок исследования. Проблема развития музыкально-творческой активности рассматривается в контексте развития музыкальных и творческих способностей подростка. Отмечается, что музыкальное искусство является одним из самых сильных средств, оказывающих влияние на развитие человека. Анализируются понятия «активность», «творческая активность», «воспитание музыкально-творческой активности подростков в учреждении дополнительного образования», выделяются этапы процесса развития творческой активности. Дается авторское определение понятий «музыкально-творческая активность» и «воспитание музыкально-творческой активности подростков в учреждении дополнительного образования». Представлен анализ исследований ученых, посвященных музыкально-творческой активности. Обращается внимание на роль досугового объединения, содействующего развитию творческой активности личности, а также определяются качественные характеристики специалиста музыкально-эстетического профиля: музыкально-эстетическая подготовленность; высокий уровень мотивационной готовности к самосовершенствованию; самопроявление в системе дополнительного образования.
The article is devoted to the development of the musical and creative teenagers’ activity in the additional education establishment. It is proved the relevance of the problem. The analysis of the regulatory documents, the theoretical assumptions of the study is given. The problem of the development of musical creativity is considered in the context of the musical and creative abilities of a teenager. It is noted that the music art is one of the most powerful means of influencing the person development. The definitions “activity," "creative activity", "education of the teenagers’ musical-creative activity in the additional education establishment” are given. The stages of the creative activity development process are stressed. The author's definitions “musical-creative activity" and «teenagers’ musical and creative activity education in the additional education establishment" are introduced. The analysis of the music creativity scientific researches is presented. The leisure communities helping to develop creative activity of the individual play an important role. The qualitative characteristics of professional musical and aesthetic profile such as musical-aesthetic preparedness, a high level of motivational readiness for self-improvement, self-manifestation in additional education system are taken into consideration.
active
creative activities
musical and creative activities
education of musical creative activity
leisure communities
socialization.

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Касаясь воспитательных аспектов в деятельности отечественных учебных заведений, Н.Д. Никандров констатирует: «Вопросы воспитания вообще, духовного, в частности, решаются плохо. В нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодёжь» [10, с. 3]. Вектор ценностных ориентаций и вкусовых пристрастий явно направлен в сторону развлекательного псевдоискусства [2, с. 209].

На сегодняшний день главным для музыкально-эстетического дополнительного образования является формирование личности, самостоятельной, инициативной, готовой к творческой деятельности. Проблема развития музыкально-творческой активности рассматривается нами в контексте развития музыкальных и творческих способностей подростка, которые формируются, воплощаются и развиваются в различных видах познавательной, коммуникативной и творческой деятельности. Результат данной деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в этих процессах важны для развития подростка, как фактор социализации.

Стоит отметить, что современное российское музыкальное образование имеет ряд серьезных проблем: колоссальный разрыв между высоким уровнем профессиональных музыкальных достижений и низкой музыкальной культурой основной массы населения; обучение в детской музыкальной школе (ДМШ) часто носит «технологический характер». Социально-культурная среда детской музыкальной школы имеет специфические особенности, обладает организационно сложной структурой, особыми внутренними и внешними связями.

Развитие творческой активности подростков становится приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики, формируя социальный заказ. В этом плане для нас представляет интерес законы, программы и другие государственные документы о культурной, образовательной и молодежной политике, принятые в последнее время. Так, например, в «Национальной доктрине образования РФ» на период до 2025 года говорится о необходимости развития творческих способностей детей, формирования у них навыков самообразования, самореализации. В связи с этим существенно возрастает роль учреждений системы дополнительного образования, в частности детских музыкальных школ, которые являются важным фактором гуманизации образовательной системы и создают условия для формирования и развития музыкально-творческой активности и творческого потенциала подростков.

В документе «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р) определены ключевые цели государственной молодежной политики – это создание организационно-стимулирующих, предметно-деятельностных условий для самореализации молодежи. В документе представлена система мер, направленная на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и «умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии» [13, с. 17]. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: активного, творческого, мобильного. В связи с этим возрастает роль социально-культурной деятельности, обеспечивающей развития художественно-творческого образования.

Музыкальное искусство – одно из средств, содействующих духовному возрождению общества и человека. Музыка художественно и опосредованно отражает все стороны жизни, может быть использована в качестве фактора воспитания подрастающего поколения. Отметим, что музыка по своей природе полифункциональна и в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания, средством общения и ценностной ориентацией, а также источником наслаждения и орудием духовно-практического изменения действительности. Музыкальные школы все более становятся очагами музыкальной культуры, своеобразными «культурными центрами», что потребовало серьезного анализа существующих принципов работы школ и частичного изменения содержания обучения в них.

Нормативные документы в области музыкального искусства стали отправной точкой модернизации существующей системы начального музыкального образования детей. Введенные ФГТ в области музыкального искусства впервые ориентированы на: создание социально-педагогических условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития подрастающего поколения; приобретению навыков активной творческой деятельности, коллективного музицирования, развитию коммуникативных умений.

Изучение законов, программ и других государственных документов, принятых в последнее время, показывает, что проблема формирования творческой, в частности музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности является актуальной. Тем не менее, несмотря на все коррективы в нормативно-правовой базе образовательного процесса, а также новые образовательные программы современные детские музыкальные школы в большинстве своем продолжают решать узкопрофессиональные вопросы. Таким образом, актуальной задачей становится определение сущности развития музыкально-творческой активности подростков в детской музыкальной школе.

С целью эффективности теоретического обоснования обозначенной проблемы нам необходимо обратиться к рассмотрению понятий «развитие», «активность», «творчество». В.С. Русановой под развитием понимается «объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека». Исследователь отмечает, что развитие в форме обучения и воспитания проявляется как «прогрессивное усложнение, углубление, расширение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельности от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическую, физиологическую, психологическую, социальную и духовную эволюцию человека» [14, с.108].

Отметим, что развитие личности является процессом закономерного изменения личности в процессе ее социализации. Ребенок в результате взаимодействия педагогов, семьи и учреждений дополнительного образования получает необходимые для полноценной жизни навыки. Только при взаимодействии данных институтов (семьи, педагогов, дополнительного образования) может быть обеспечено полноценное развитие личности подростка, поскольку они представляют собой единую социальную систему. Качественной характеристикой развития творческого потенциала подростков является его активность, которая проявляется через деятельность.

В философской литературе, отмечает С.И. Чистякова, понятие активности рассматривается как и универсальное, всеобщее свойство материи, выступающее в одних случаях «мерой направленного действия», в других – «возбужденным состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие»; в-третьих – «способностью материальных объектов выступать во взаимодействие с другими объектами» [18, с. 25].

В психологии – имеет различные трактовки и рассматривалось данное понятие в работах А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, М.В. Бодунова, П. Бюлера, Л.И. Анциферовой и др.

Ведущие психологи соотносят активность с деятельностью. Проявление креативности является сферой активности. Думается, что содержательность характеристики активности через вскрытие способности субъекта к внутреннему, «спонтанному», целеполаганию – главная ценность феномена креативности и соответствующего понятия» [18, с.32] – творческой активности.

В изучении полифункционального досугового объединения как фактора развития творческой активности старших подростков Н.В. Погорелова выделяет этапы процесса развития творческой активности: «репродуктивная активность; частично-поисковая активность; творческая активность» [12, с. 33].

В нашем исследовании под музыкально-творческой активностью понимается интегративное качество личности, развивающееся в социально-педагогических условиях и выражающееся в потребности подростка в музыкально-творческой самореализации и самовоспитании, осуществлять деятельность по созданию новых ценностей, осуществлять рефлексию своей деятельности. Мы разделяем точку зрения Г.Я. Гревцевой, М.В. Циулиной, утверждающие, что рефлексия «позволяет личности регулировать свою активность, находить пути решения возникающих проблем, побуждает к исследовательской, творческой деятельности. В процессе рефлексии ценность, осмысленная личностью, является выражением его переживаний. Целесообразно использование разных форм и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии» [6].

Под воспитанием музыкально-творческой личности – процесс создания воспитательной среды, направленной на побуждение воспитанников к активной творческой деятельности, способствующей развитию личности. Проблема развития музыкально-творческой активности рассматривается нами в контексте развития музыкальных и творческих способностей подростка, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной, коммуникативной и творческой деятельности. В ходе музыкально-творческой деятельности раскрывается творческий, интеллектуальный потенциал, индивидуальность ребенка, создаются условия для активной самореализации и эстетического творчества, проявляется инициатива, самостоятельность, эрудированность в сфере музыкальной культуры, а также самообладание и коммуникабельность.

В деятельности личность подростка проявляются нравственные и патриотические чувства. Мы разделяем точку зрения М.В. Циулиной [17], определяющая патриотизм как интегрированное качество личности,  выражающееся в отношении к своему Отечеству, его истории и культуре, готовности к общественно-значимой деятельности, «как чувство, которое присуще каждому человеку; формируется независимо от политических и экономических изменений в обществе; является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как синтезом ценностей» [16, c. 158].

В процессе музыкального воспитания проблема творческой активности имеет особую значимость, поскольку является залогом ее успешного осуществления. Д.Б. Кабалевский [8] рассматривал активность детей как главную цель педагогического воздействия музыкальной педагогики. Музыкальное искусство художественно и опосредованно отражает все стороны жизни, может быть фактором воспитания целостной личности в современном социуме, а не только ее эстетической стороны, но и в формировании ее активности. В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством воспитания. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» [15].

В последние годы в научно-педагогических исследованиях (Г.В. Агадилова [1], О.Б. Передреева [11], А.С. Базиков [2], О.Н. Зотова [7], С.И. Чистякова [18], Р.А. Кашенева [9], М.Н. Бученкова [3] и др.) наметился интерес к проблемам развития музыкально-творческой активности молодежи. Например, А.С. Базиков [2] выявил в ходе исследования факты, свидетельствующие о том, что в современной системе музыкального образования России существуют значительные рассогласования. Одно из них заключается в том, что методы, приемы и способы обучения вступают в противоречие с социально значимыми стратегическими целями обучения в целом. Ученый отмечает, что многие противоречия в музыкальной педагогике унаследованы из прошлого. О.Н. Зотова [7] определяет музыкально-творческую активность как интеграцию интеллектуальных возможностей и особенностей эмоциональной сферы личности, которая полноценно развивается в соответствующих педагогических условиях и продуктивной деятельности. М.Н. Передреева [11] считает, что организация музыкально-эстетической среды в системе дополнительного образования является одним из условий развития творческой активности личности.

М.Н. Бученкова [3] и Г.В. Агадилова [1] выявили в ходе исследований музыкально-творческую активность, которая проявляется в умениях специалиста музыкально-эстетического профиля наиболее полно реализовывать себя в профессионально-художественной сфере с учетом индивидуально-творческих особенностей личности. Качественными характеристиками ее выступают музыкально-эстетическая подготовленность; высокий уровень мотивационной готовности к самосовершенствованию; осознание профессионального долга и ответственности, проявление гражданской культуры. Нас интересует этическая сторона, которая сводит гражданскую культуру к проблеме воспитания гражданина. Вслед за Г.Я. Гревцевой [4], мы рассматриваем гражданскую культуру как социально-педагогический феномен.

Особое значение имеет педагогическое сопровождения процесса воспитания музыкально-творческой активности подростков в учреждении дополнительного образования. «Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов предполагает создание системы подготовки, результатом которой должно стать развитие и саморазвитие личности педагога, реализация его психолого-педагогических способностей, знаний, умений, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом, профилактика профессионального выгорания и повышение эффективности профессиональной деятельности» [5, с.12].

В процессе музыкально-творческой деятельности учащийся детской музыкальной школы изменяется. Созидая себя, он осуществляет процесс творческой самореализации, самоанализа, самовыражения, самовоспитания, самоуправления и т.п. Отметим, что сам процесс развития музыкально-творческой активности подростков имеет широкий спектр, охватывая все сферы жизнедеятельности личности, мотивы, потребности. В основе своей данный процесс опирается на конкретные ситуации, которые поднимают на более высокий уровень развития личность подростка и предполагают её принципиальные изменения в сторону творческого саморазвития.