Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ENDOWMENTS OF THE TEENAGER

Permyakov A.K. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
В статье обоснована актуальность и проанализированы различные подходы к понятию «одаренность» как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего их творческий потенциал; рассмотрены наиболее известные концепции, выявлены особенности развития одаренности в подростковом возрасте: дана характеристика различных её видов, структура, педагогические требования к развитию в образовательном процессе. Особое внимание уделено отличительным особенностям интеллектуально одаренных подростков с позиций современной российской и зарубежной педагогики и психологии: представлены результаты опытной работы по изучению одаренности подростка в образовательном процессе, на основе которых выделены компоненты интеллектуальной одаренности подростков, предложены педагогические условия (организационно-педагогические, личностно-ориентированные, социально-ориентированные), обеспечивающие решение поставленной задачи. Описаны концептуальные подходы, разрабатываемые и практически внедряемые российскими учеными в контексте возрастной одаренности.
In article relevance is proved and various approaches to the concept "endowments" as to process of complete development of the personality and the consciousness of exceptional children realizing their creative potential are analysed; the most known concepts are considered, features of development of endowments at teenage age are revealed: the characteristic of its different types, structure, pedagogical requirements to development in educational process is this. Special attention is paid to distinctive features of intelligently gifted teenagers from line items of modern Russian and foreign pedagogics and psychology: results of pilot work on studying of endowments of the teenager in educational process on the basis of which components of intellectual endowments of teenagers are allocated are provided, pedagogical terms are offered (organizational and pedagogical, personal oriented, socially oriented, providing the solution of an objective. The conceptual approaches developed and almost implemented by the Russian scientists in the context of age endowments are described.
theories of endowments
endowments
intellectual endowments
pedagogical conditions
teenager
training and development of exceptional children

Современная образовательная политика в качестве приоритетной цели рассматривает формирование личности с высоким интеллектуальным потенциалом, способного гибко реагировать на постоянные изменения социума, быстро интегрироваться в современный мир высоких информационных технологий, эффективно использовать полученные знания и умения на производстве, быть востребованным  и конкурентоспособным на рынке труда.

В «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года», «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» обозначены приоритетные направления государственной политики, ориентированной на создание благоприятных условий для успешной  самореализации одаренных обучающихся.  В ряде документов государственного значения (Президентская подпрограмма «Одаренные дети на 2011-2016 гг.», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»)  подчеркивается значимость воспитания  одаренных школьников, необходимость  поддержки  талантливых детей и молодежи с целью обеспечения конкурентоспособности России и укрепления её национальной безопасности.

Число концепций одаренности в современной науке весьма велико.

Широко распространенным является представление об одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.

Одной из самых популярных и апробированных в   образовательной практике (зарубежной и отечественной)  является модель Дж. Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),  креативности (способности создавать новое, нестандартность мышления) и воображения), настойчивости (познавательной мотивации, ориентации на задачу) [8].

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. По определению авторов концепции: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком  более высоких результатов (необычных, незаурядных) в одном или нескольких видах деятельности  по сравнению с другими людьми». Авторы отмечают, что «в предлагаемом определении удалось отойти от житейского определения одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».   

Концептуальные подходы, разрабатываемые и практически внедряемые российскими учеными, можно представить следующим образом:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С. Лейтес и др.) [3], согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. В контексте нашего исследования принципиально важными были представления ученых о том, что интеллектуальная одаренность обучающихся зависит от хода возрастного созревания (Н.С. Лейтес), а основные предпосылки творческого развития подростка выражаются в высокой исследовательской и интеллектуальной деятельности (А.М. Матюшкин) [4].
  2. Творческая среда как основа развития одаренности. В.С. Юркевич [10] были изучены и практически использованы пассивная и активная формы познавательной потребности как основного интеллектуально-личностного «ядра» развития общей одаренности и как принципиальное условие развития самых разных интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – в оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и приводящих к феномену диссинхронии. Для этих целей был разработан новый подход, базирующийся на тренинговых методах диагностики выявления и развития скрытой одаренности [1].
  4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов), разрабатываемый в рамках экопсихологии развития человека. Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека (в виде его психических процессов, психических состояний и сознания). Поэтому она выступает как становящееся системное качество психики, возникающее во взаимодействии с образовательной средой (семейной, школьной и т.п.) и обретающее форму индивидуальности развития психических процессов, состояний и сознания учащегося. Поэтому основная задача современного образования (педагога в первую очередь) заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа, т.е. среды, способствующей снятию психологических барьеров развития учащегося и тем самым способствующей раскрытию творческого начала всех сфер психики учащихся [7].
  5. Психодидактический подход к обучению и развитию одаренных детей в условиях создания специальной образовательной среды (В.А.Орлов [5]; В.И. Панов [6]). Суть этого подхода заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.

Стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего их творческий потенциал.

Учитывая это, в исследовании была обоснована авторская дефиниция «интеллектуальная одаренность подростка» как интегративная личностная характеристика, проявляющаяся в совокупности интеллектуально-творческих способностей (логического мышления, творческого воображения, критичности и самостоятельности, открытости к новому, ориентации на ценности творческой деятельности, избирательной увлеченности познавательным процессом, стремлением к самореализации), аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и опыта  творческой  деятельности, обеспечивающая успешность и достижение продуктивного, индивидуально-варьируемого, интеллектуально-творческого результата; определяется на основе комплекса критериев и соответствующих показателей: когнитивного (знание о сущности интеллектуально-творческой деятельности; знание о себе как интеллектуально одаренном субъекте; интеллектуально-творческие способности), мотивационного (потребность в познании; стремление к интеллектуальному саморазвитию; мотивация достижений), деятельностного (аналитические, исследовательские, рефлексивные умения; продуктивность интеллектуально-творческой деятельности).  

Ю.В. Шост на основе анализа литературных источников констатирует, что в качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности исследователи выделяют:

1) интеллектуальную сферу (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, которые позволяют эффективно разрешать разнообразные задачи);

2) сферу академических достижений (быстрый темпоритм в многообразии знаниевых областей);

3) креативность (стремление к творческим, уникальным решениям, автономия в суждениях, гибкость в решении проблем);

4) общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение выстраивать паритетные отношения с другими);

5) сферу художественной деятельности (результативность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);

6) двигательную сферу (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к здоровьесберегающим занятиям) [9].

Проведенные исследования позволили обосновать следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие интеллектуальной одаренности подростка, которые мы условно разделили на три группы.

 1.Организационно-педагогические условия, включающие:

- Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала. Данное условие продиктовано тем, что одаренный подросток  имеет более высокий уровень развития продуктивного мышления, поэтому учебный материал должен отличаться  высокой степенью абстрактности и глубиной.

- Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Типичной ошибкой в работе с одаренными учащимися является наращивание объема информации.  Содержание образование должно быть нацелено на дальнейшее совершенствование способностей самостоятельно добывать знания, тем более что в современном мире знания очень быстро меняются, обновляются.

- Доминирование собственной исследовательской практики подростков над репродуктивным усвоением знаний. Традиционное репродуктивное усвоение знаний построено на значительно устаревших в настоящее время данных ассоциативной психологии. Однако последние открытия гештальт-психологии доказывают, что продуктивное мышление имеет более сложную механику, чем относительно простой «метод проб и ошибок», построенный на извлечении из памяти и комбинировании элементов прошлого опыта.

- Максимально глубокая проработка исследуемой проблемы. Реализация этого требования опирается на такие особенности одаренного подростка, как высокая концентрация внимания, целеустремленность к максимально высокому уровню совершенствования результатов. Поэтому учет и поощрение этих свойств должны быть заложены в учебные программы.

2. Личностно-ориентированные условия предполагали:

- Формирование способности подростка к критичности и лояльности в оценке идей. Способность к тонкой высокодифференцированной оценке является чертой творчески и интеллектуально развитого человека.   Исследование показало, что с возрастным  развитием рефлексии и критичности подростка  в оценке  собственных идей и продуктов деятельности снижаются показатели по уровню развития оригинальности мышления из-за деятельности так называемого «внутреннего критика». Поэтому необходимо диалектическое единство критичности в оценке идей с лояльностью в отношении к ним.

- Ориентацию на соревновательность, актуализацию лидерских возможностей подростков. Стремление к лидерству тесно связано с соревновательностью, свойственной возрасту подростка. Следует заботиться о создании условий для «бескорыстного лидерства», основанного на позитивной мотивации (познавательные, общественно значимые ценности).

- Максимальное расширение круга интересов. Учебная деятельность подростка  должна строиться таким образом, чтобы он мог проявить свои способности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта и может служить для трансформации этих знаний и опыта в других сферах деятельности.

3. Социально-ориентированные условия включали:

- Неприятие конформизма. Конформизм и интеллектуальное творчество несовместимы, поэтому при разработке содержания учебной деятельности, её организации и методов необходимо исключить все моменты, требующие конформных решений.

  - Опора на социально значимые, духовно-нравственные ценности.  Интеллектуальное творчество есть одно их проявлений духовной сферы личности одаренного подростка.

- Концептуальная и методологическая реализация традиций отечественной психологии раскрывается через представление о том, что «суть одаренности можно «схватить» в неуловимом качестве, которое дает сплав способностей и личности» (Д.Б. Богоявленская) [2].   Личностный подход к определению механизмов  её развития  приводит к необходимости целостного  изучения личности подростка, выявления её  мотивационно-познавательных структур, её ценностных ориентиров, в доминировании познавательной мотивации, заинтересованности в деле, а не в успехе, в преодолении  личностных деформаций, которые могут возникать  на фоне излишней увлеченности подростка своими достижениями.

 - Интеграция усилий педагогов и родителей, общественности, их совместная деятельность по развитию одаренного подростка.  В ходе опытной работы мы выяснили, что процесс  достижения эффективных  результатов интеллектуальной деятельности подростков  невозможен без  совместной деятельности её участников.   С этой целью  необходимо активно внедрять в учебный процесс  различные формы совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей (конкурсы, спецкурсы, соревнования, часы интересного общения, игры и т.д.)

Таким образом, проблема развития интеллектуальной одаренности подростков является одной из наиболее значимых в контексте современной образовательной ситуации, отражающей переход  к постиндустриальному информационному обществу, в котором возрастает необходимость в высокоинтеллектуальной, конкурентоспособной, творческой личности, способной «стремительно модифицировать и видоизменять стратегию поведения, мышления в соответствии с новыми условиями жизнедеятельности, устремленного к творческой самореализации в различных видах социальной практики, открытого новому опыту».

Исследование различных подходов к понятию «интеллектуальная одаренность подростка» доказывает, что данный феномен  представляет собой сложную, дискуссионную, многофакторную картину. Содержательными характеристиками изучаемой дефиниции являются: диалектическая взаимообусловленность врожденного и приобретенного; взаимосвязь с возрастным периодом, условиями образовательной практики; авторская структура интеллектуальной одаренности в целостности когнитивного, мотивационного и деятельностных компонентов; системообразующая роль познавательной мотивации в структуре интеллектуальной одаренности; разноуровневый характер проявлений интеллектуальной одаренности как интегративной личностной  характеристики в совокупности интеллектуально-творческих способностей, аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и  опыта  творческой  деятельности (продуктивный, стимульно-продуктивный, репродуктивный уровни). Этими сущностными характеристиками определяются требования к содержанию процесса развития интеллектуальной одаренности подростка.

Проведенный теоретико-методологический анализ и экспериментальные исследования   позволили обосновать, что интеллектуально  одаренные  подростки относятся к особой категории учащихся, с особыми потребностями индивидуального развития, обусловленными особенностями  ценностно-смыслового, познавательно-когнитивного и деятельностного  компонентов и, вследствие этого, нуждающиеся в создании особых педагогических условий (организационно-педагогических, личностно-ориентированных и социально-ориентированных), обеспечивающих развитие потенциала мышления, воображения, познавательной активности, социально значимых качеств личности.