Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPING SENIOR PUPIL SELF-DETERMINED EDUCATION IN A PROFESSION-ORIENTED SCHOOL ENVIRONMENT

Geykhman L.K. 1 Fomicheva N.V. 1, 2
1 Perm National Polytechnic Research University
2 Perm Lyceum №2
The paper deals with the development of educational autonomy (or self-determined education) as personal quality of students in their senior year. The authors fix the relationship of the quality development with senior pupil’s individual trajectory design and implementation. Besides, the research made it possible to determine the profession-oriented school environment peculiar characteristics that take their part when building the trajectory. Theoretically, the authors suggest a new approach to define high school student’s educational autonomy and some methods of its development in a profession-oriented school environment. Firstly, the paper specifies the senior pupil’s educational self- determined structure. Secondly, it elaborates a five-step procedure for the teacher (tutor) to pass the trajectory’s management functions to the student. Then, it gives the definitions to such terms as «senior pupil’s educational autonomy», «senior pupil’s individual educational trajectory» and «educational strategy». Finally, it points out the educational strategy types, that reflect the way to develop an individual trajectory in a profession-oriented high school educational environment. Based on the results of the study the authors design and test pedagogical management documents to develop student’s educational autonomy in a profession-oriented school educational environment. In particular there is a set of proposed means for self-determined education developing: a profile roadmap, an individual educational trajectory map, a record book of educational and reflection practice and practical recommendations for senior pupils «My Fist Steps in Research».
senior pupil educational autonomy
profession-oriented school educational environment
individual educational trajectory
Tutor
Educational strategy

Актуальность исследования развития образовательной самостоятельности старшеклассника определяется такими тенденциями модернизации современного российского образования, как личностная ориентированность, вариативность и непрерывность. Указанные тенденции инициировали появление концепции профильной школы как институциональной формы дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющей за счет изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [4].

Исследование практики профильной школы указывает на использование в настоящее время двух основных подходов к организации образовательного процесса: фиксированный профиль с определенным составом учебных предметов (базовых, профильных и элективных) и свободно конструируемый профиль. Оба подхода, с нашей точки зрения, требуют от старшеклассника способности к осознанному определению образовательной цели, ответственному выбору профиля, самостоятельному проектированию индивидуальной образовательной траектории, т.е. образовательной самостоятельности.

Результаты педагогических наблюдений и анкетирования 10-классников на осознанность и самостоятельность выбора профиля, понимание цели образования на старшей школьной ступени, определение профессионального будущего и пр. свидетельствуют о том, что самостоятельно выбирают профиль 56 % респондентов, но осознанность выбора, понимание специфики профиля, цели обучения присутствуют только у 10 %; опыт самостоятельного планирования, управления, рефлексии учебной деятельности имеется только у 5 % респондентов. Приведенные данные, а также высокий уровень самостоятельности, который требуется студенту современного российского вуза для управления своим образованием: выбирать что, когда, в каком объеме изучать; соблюдать сроки сдачи зачетов и экзаменов и т.п.; и отмечаемая исследователями (Н.В. Бочкина, Е.Н. Соловова и др.) недостаточная подготовленность выпускников школы к указанным требованиям вузовского образования выдвигают задачу развития образовательной самостоятельности старшеклассника в ряд основных задач современной старшей школы.

Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики указывает на недостаточную теоретическую и научно-методическую разработку проблемы развития образовательной самостоятельности старшеклассника и использования возможностей профильной школы для ее решения, что актуализирует проблемную направленность нашего исследования.

Целью исследовательской работы является разработка модели развития образовательной самостоятельности старшеклассника в условиях профильной школы. В процессе исследования нами применялись теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, педагогическое моделирование) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, анализ портфолио старшеклассников, эксперимент и описание, аналитическая и статистическая обработка полученных данных).

Как мы уже писали ранее [9], под образовательной самостоятельностью старшеклассника (далее – ОСС) мы понимаем интегральное личностное качество, характеризующееся способностью быть субъектом собственной образовательной деятельности, осознанно использовать образовательные ресурсы для решения задач саморазвития, самореализации. В качестве механизма развития ОСС мы рассматриваем взаимодействие старшеклассника с открытым образовательным пространством профильной школы по проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Под индивидуальной образовательной траекторией старшеклассника мы понимаем его индивидуальное продвижение в личностно значимом образовании как результат его субъективного выбора в целях самоопределения, саморазвития и самореализации; под проектированием ИОТ – создание программы достижения последовательно задаваемых образовательных целей на основе оценки и соорганизации собственных ресурсов и ресурсов образовательного пространства. Под собственными ресурсами подразумеваются знания, умения, навыки, которые являются результатом образования, психологические особенности, ценности и т.п. [1]; под ресурсами образовательного пространства – образовательные возможности профильной школы, определяемые принципами дифференцированности, вариативности и открытости содержания и организации образовательного процесса.

В определении образовательного пространства мы опираемся на словарную дефиницию: о.п. есть совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [7]. Анализ литературы (Е.А. Александрова, Р.В. Бессонов, В.Н. Клепиков, М.И. Корнева, Л.А. Пронина, Э.К. Самерханова, В.М. Степанов и др.) и результатов экспериментальной работы в школе для старшеклассников позволил уточнить основные характеристики образовательного пространства профильной школы, которая характеризуется специалистами как открытая социальная система, развивающаяся в направлении гуманитаризации содержания образования, информатизации всех сторон образовательного процесса, развития самоуправления и демократизации отношений субъектов образовательной деятельности [5, с. 10]. Мы определяем образовательное пространство профильной школы как:

- личностно-ориентированное, что предполагает вариативность, дифференциацию содержания и форм образования, многообразие видов деятельности, предлагает субъекту образования возможности для развития и самоопределения, в т.ч. профессионального;

- открытое, что предполагает сетевое взаимодействие, социальное партнерство, сотрудничество с вузами города и другими социальными институтами, образовательными системами, дополняющее образовательные возможности школы;

- активное, что предполагает динамичность, гибкость, адаптивность в условиях меняющейся образовательной ситуации, стимулирование творческого поиска, активности обучающихся в использовании образовательных возможностей;

- инновационное, что предполагает использование в образовательном процессе технических, технологических, научно-методических, организационных новаций, способствующих удовлетворению индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Таким образом, пространство профильной школы представляется многокомпонентной и многоуровневой системой взаимодействий, возможностей для индивидуального определения образовательной цели, построения траектории ее достижения.

Одним из условий развития ОСС в предлагаемой нами модели является использование специальной формы сопровождения, которым располагает инновационное образовательное пространство, – тьюторского. Тьютор (англ. – tutor) – индивидуальный наставник – фигура для российского образования новая, появившаяся в постсоветское время. В отличие от западного варианта тьюторства, в отечественной педагогической практике роль тьютора представляется как роль педагога, владеющего специальной технологией сопровождения индивидуальных образовательных программ. Основа технологии – педагогическое общение, сутью которого становится соотнесение контекста жизни и интересов ребенка с контекстом и проблематикой культурологического содержания школьного образования, когда возникает запрос ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической поддержке [6, с. 492].

В контексте исследуемой нами проблемы важна тьюторская практика расширения существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое; рефлексивные практики, предметом которых становится образовательный опыт тьюторанта, продвижение по траектории, проблемы и их решение, его представление о собственном будущем, профессиональное самоопределение; сопровождение оформления, анализа и презентации образовательных достижений старшеклассника в его индивидуальном портфолио. В этой совместной деятельности старшеклассник овладевает техниками рефлексии, оценки, планирования работы по самовоспитанию, самосовершенствованию в когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфере, а значит, развивает свою образовательную самостоятельность.

Рассмотрим проектирование ИОТ в образовательном пространстве профильной школы как поэтапного процесса передачи функций по управлению траекторией от педагога (тьютора) старшекласснику. На основе собственного тьюторского опыта и экспериментальной работы нами выделено 5 этапов: диагностико-аналитический, мотивационный, проектировочный, реализационный, рефлексивно-коррекционный.

Цель диагностико-аналитического этапа – выявить степень готовности старшеклассника к проектированию собственной образовательной траектории как проявлению его субъектной позиции в образовательном процессе старшей школы. Содержанием этапа является взаимодействие педагога (тьютора) и старшеклассника по диагностике его потребности в саморазвитии (познавательные, самоопределения, самореализации), способностей (в т.ч. к волевым усилиям в достижении поставленных образовательных целей; к самостоятельному выбору уровня и содержания образования, средств и способов образовательной деятельности), направленности (интересы, ценностные ориентации, в т.ч. осознанное отношение к собственному образованию, отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым направлением; стремление быть субъектом своего образования; стремление к самостоятельности), Я-концепции личности (знания своих индивидуальных качеств; знания своих интересов, стремлений, в т.ч. профессиональных; самооценка, самостоятельность, саморегуляция и т.п.).

Диагностику организует педагог (тьютор) и использует следующие формы: анкетирование, тестирование (Л.Я. Гозман, Л.А. Головей, Д.А. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко и др.), индивидуальную беседу. Развитие ОСС на данном этапе происходит через приобретение опыта самодиагностики, самоанализа, самооценки, осмысления границ собственного знания и опыта в проектировании индивидуальной образовательной траектории, оценки собственных ресурсов, формирование первичного образовательного запроса.

Целью мотивационного этапа, или этапа актуализации образовательных возможностей является оценка старшеклассником ресурсов образовательного пространства профильной школы и осмысление мотивов собственной образовательной деятельности. Содержание этапа составляет взаимодействие педагога (тьютора) и старшеклассника по изучению образовательных возможностей старшей школы и соотнесению их с задачами саморазвития. На тьюториале – специальной форме организации взаимодействия тьютора и группы учащихся (тьюторантов) – тьютор представляет Дорожную карту профиля – структурированный путеводитель по открытому образовательному пространству профильной школы, представляющий его образовательные возможности как ориентир для самостоятельного проектирования старшеклассником ИОТ. Карта содержит пять направлений деятельности: учебно-познавательная, исследовательская, проектная, профессионально-ориентированная и общественно-направленная. Образовательные возможности каждого вида деятельности раскрываются через действия, результаты и контакты, помогающие в эту деятельность включиться. Результатом работы на данном этапе является первичное представление ИОТ старшеклассника, развитие и стимулирование его мотивации к дальнейшей образовательной деятельности, формирование мотивационно-смыслового компонента образовательной самостоятельности.

Цель проектировочного этапа – разработка на обозначенный период индивидуальной образовательной траектории старшеклассника (ИОТ). Содержанием этапа является взаимодействие педагога (тьютора) и старшеклассника по проектированию ИОТ, составлению Карты ИОТ и оформлению Портфолио. Проектирование осуществляется в соответствии с интересами, способностями, потребностями, ценностно-смысловой ориентацией, образовательными запросами старшеклассника и на основе выбора ресурсов образовательного пространства профильной школы с последующей их соорганизацией с собственными ресурсами. На тьюториале или индивидуальной консультации старшеклассник заполняет «Карту ИОТ» – стандартизированную форму организации и управления ИОТ, содержащую инвариантную и вариативную части. Инвариантная составляющая ИОТ ориентирована на модель выпускника данного профиля; вариативная отражает индивидуальные образовательные запросы старшеклассника. Развитие образовательной самостоятельности старшеклассника на проектировочном этапе строится как решение им комплекса специальных учебных задач, которые «принимаются» и осваиваются. Понятие «учебная задача» мы используем в значении, разработанном в теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Эльконин и др.), как задача, цель и результат которой состоит в изменении самого действующего субъекта через овладение им определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. В аспекте деятельности старшеклассника как субъекта своей образовательной траектории важна взаимосвязанность внешнего и внутреннего регуляторов деятельности, заключающаяся в психологическом обосновании процесса превращения задания, предлагаемого педагогом (тьютором), в задачу собственной деятельности учащегося – выработку психологической программы деятельности, соответствующей поставленной перед ним цели. Эта программа должна быть именно выработана обучающимся: как всякое психологическое образование, она не может быть вложена в его сознание извне, «в готовом виде» [2]. Этот процесс выработки программы деятельности в психологии обозначается понятием «принятие задачи». Развитие образовательной самостоятельности старшеклассника на проектировочном этапе можно представить как решение следующих учебных задач: целеполагание (образовательная цель предполагает задачи обучения и самовоспитания), выбор и оценка ресурсов (собственных и внешних), соорганизация ресурсов, создание индивидуальной образовательной среды, оформление карты ИОТ, портфолио старшеклассника.

Цель реализационного этапа состоит в получении старшеклассником опыта самостоятельной деятельности, спроектированной в ИОТ. Содержание этапа составляет взаимодействие педагога (тьютора) и учащегося, во-первых, по осуществлению образовательных практик (учебно-познавательной, проектно-исследовательской, коммуникативной, профессиональных проб и др.), соорганизованных в ИОТ; во-вторых, по самовоспитанию старшеклассником самостоятельности, активности и ответственности в реализации индивидуальной образовательной программы.

В процессе анализа Карты ИОТ педагог (тьютор) делает вывод об образовательной стратегии, выбранной старшеклассником. Понятие «образовательная стратегия» активно используется сегодня в различных контекстах: социологических, психологических, лингвообразовательных и др. На основе анализа литературы (А.Н. Иоффе, Дж. Коулман, А.А. Плигин, А.И. Ракитов, К.С. Фурсов, И.И. Харченко и др.) и собственного исследовательского опыта мы определяем образовательную стратегию как когнитивную и поведенческую модель, направленную на достижение субъектом образования перспективной образовательной цели, являющуюся результатом выбора и имеющую «пошаговый характер» – от цели к цели, от одного уровня образования к другому (Г.В. Градосельская, А.В. Родин). В контексте развития образовательной самостоятельности старшеклассника нами рассматриваются виды образовательной стратегии, связанной с использованием ресурсов образовательного пространства для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории (в дальнейшем – «стратегии ИОТ»). Опираясь на обозначение стратегий, представленное ранее в работах А.Н. Иоффе, мы различаем пассивные, активные и интерактивные стратегии, при этом вкладывая в эти понятия иное содержание: А.Н. Иоффе рассматриваются стратегии преподавания с акцентированием внимания на коммуникации, организуемой преподавателем [3], в нашем исследовании внимание акцентировано на обучающемся как субъекте проектирования образовательной траектории. В нашем понимании, пассивная стратегия – это стратегия-минимум, предполагающая опору на то, что получается без особых усилий, не требует саморазвития; активная стратегия предполагает соорганизацию образовательных возможностей, предлагаемых на профильном уровне; интерактивная стратегия – это стратегия-максимум, предполагающая расширение пространства и ресурсов, поиск новых возможностей развития. Задача педагога (тьютора), не абсолютизируя ни одну из стратегий, создать ситуацию выбора/смены образовательной стратегии для достижения определённых целевых установок, тем самым способствуя получению старшеклассником нового образовательного опыта.

Рефлексивно-коррекционный этап характеризуется взаимодействием педагога (тьютора) и старшеклассника по анализу, оценке процесса реализации ИОТ и результата достижения образовательной цели. Рефлексия организуется в форме индивидуальных бесед, тьюториалов, рефлексивных эссе, с обязательной письменной фиксацией в «Рефлексивном дневнике» Портфолио старшеклассника.

Экспериментально представленные подходы к развитию ОСС реализованы в программе исследовательского практикума для учащихся 10–11 классов, элективных курсов для учащихся 10–11 классов филологического профиля, в материалах дистанционной олимпиады для старшеклассников «Юный исследователь», в практическом пособии «Первые шаги в науку» [8]. Анализ результатов эксперимента убеждает в эффективности предлагаемых подходов для формирования у старшеклассников позиции субъекта собственного образования, развитие их образовательной самостоятельности. Процесс и результаты эксперимента обсуждались на семинарах, научно-практических конференциях 2012 – 2015 гг. и вызвали профессиональный и исследовательский интерес.