Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROJECT ACTIVITY AS AN INTERACTIVE LEARNING METHOD IN THE SYSTEM SCHOOL-UNIVERSITY

Sotnikova E.B. 1 Morgacheva N.V. 1
1 FGBOU VPO «Yelets state University. I. A. Bunin», Elets, Russia
Modernization of Russian education, improvement of forms and methods of teaching, improving the quality of education comes from the need to prepare graduates for active participation in society, professional and personal development, the ability to solve the tasks posed by modern society. The article reveals the importance of interactive technologies in school and University education, the importance of integrating different pedagogical approaches to learning and education. The role of project activities with age-appropriate middle-level students, high school and College students that focuses on active, cooperative learning activities, communication, interaction of the teacher and students that allows you to build educational space conducive to self-improvement and self-realization. The article also presents the results of the pedagogical experience of the authors in the application of interactive technologies in the system of school-University, which requires systematic and continuous pre-University and University coordination and promotes a deeper understanding of study materials; development of group work skills for the adoption of integrated problem solving, the generation of a universal social skills of interaction, and as a result, the formation of the individual as a subject of his own life.
russian education
interactive methods
project-based learning
innovative technology
traditional teaching methods
the development of personality.

Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования существенно затрагивает организацию всего учебного процесса, так как характеризуется сложными, противоречивыми тенденциями, не может носить автономный характер и в значительной степени подвержена влиянию ряда факторов, способных внести существенные коррективы в конечный итог реализуемых мероприятий, которые в значительной мере обусловлены возрастанием важности стремления обрести идеологическую опору и обеспечить условия коренного переустройства, адекватного общемировым и национальным социокультурным потребностям. Следовательно, одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для воспитания высокообразованных, нравственных, предприимчивых людей, способных к сотрудничеству, обладающих мобильностью, динамизмом и конструктивностью, то есть формирования конкурентоспособной личности с развитым чувством ответственности за судьбу страны. Указанные выше качества личности, безусловно, связаны между собой, хотя формируются различными способами и методами, в разном возрасте и определенных условиях. Некоторые из них следует формировать ещё в школе, другие в вузе, но только при условии систематического включения обучающегося в самостоятельную познавательную деятельность.

Для обеспечения выполнения этих целей идет совершенствование образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных и инновационных технологий, создании и развитии единой информационной образовательной среды, с широким применением активных методов обучения. Активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения актуализирована при инновационной организации обучения. Инновационные технологии называют активными, так как обучающий вместо информатора выполняет роль направляющего, а сама информация не цель, а лишь средство для освоения действий. Особую актуальность приобретают интерактивные методы обучения, способствующие развитию личности в процессе свободной и творческой деятельности, которая включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат (Гончарова О.В.).

В.А. Крутилин считает, что «интерактивное обучение» – это:

- обучение, которое предполагает взаимодействие обучающихся между собой и учителем (может быть непосредственным и опосредованным), позволяющее реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности;

- процесс общения «на равных», при котором все участники готовы обмениваться друг с другом информацией, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения в видении проблемы;

- обучение, включающее в себя анализ реальных проблем и ситуаций окружающей действительности (неинтересное, неактуальное учебное задание не способно вызвать интерес у учащихся) [3].

По мнению А.Ю. Прилепо, интерактивные методы обучения – это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем [7].

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов. В основе данной технологии лежат идеи свободного воспитания американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика, которые предлагали строить обучение через деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом направлении знаний. В настоящий момент метод проектов является интегрированным компонентом системы образования и имеет своей целью предоставить учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Данная педагогическая технология предполагает комплекс методов (исследовательских, поисковых, проблемных) для развития рефлекторного мышления, суть которого заключается в постоянном поиске, анализе, проверке достоверности фактов и, как итог, предоставлении полученного продукта на публичное обсуждение. Как правило, чаще всего, конечным результатом проектной деятельности является участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах. Среди преимуществ данной технологии следует назвать предоставление возможности достаточно среднему ребенку раскрыть свой нереализованный потенциал на практически любом этапе учебной деятельности в школе и при изучении практически любой части учебной дисциплины. Одновременно участник подобного интеллектуального состязания приобретает навыки определенных коммуникативных умений, воспитывает в себе упорство, учится самоконтролю – столь необходимые качества для реализации и представления своего исследования на конкурсе или конференции.

Основные проблемы, сдерживающие распространение метода проектов в общеобразовательных учреждениях, состоят в сложности координирования проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задачи так, чтобы можно было использовать стереотипные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий. Однако именно данная технология позволяет найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, так как ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся,  выполнение проектной работы требует от исполнителей именно творчества, а не простого воспроизводства информации, побуждая самостоятельно конструировать свои умения ориентироваться в информационном пространстве, поскольку задания всегда содержат больший или меньший элемент неизвестности, следовательно, дают возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают  творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-исследовательские. В старших классах более применимы, на мой взгляд, практико-исследовательские проекты. Они имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.

К примеру, мы с учащимися 10 класса осуществили проект «Экологически чистые продукты», который можно отнести к групповому практико-исследовательскому типу. В ходе выполнения работы были выполнены следующие мероприятия: формирование целей проекта, подбор «продуктовой корзины» для исследования, анализ количественного и качественного состава отобранных продуктов питания, проведение социологического опроса, представление результатов на конференции. Реализация проекта стала возможна благодаря поддержке Липецкой лаборатории гигиены питания и при взаимодействии гимназии с Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина, на базе которого провели химические замеры вредных добавок и количества витаминов в них. В ходе нашего исследования мы также провели социологический опрос с целью выяснить специфические факторы и качества продуктов питания, влияющие на спрос этих продуктов у покупателей – жителей нашего города. Нами опрошено 300 человек разного возраста, социального положения и с разным доходом (родственники, соседи, знакомые). Результаты диагностики показали, что только 12 % людей в первую очередь обращают внимание на свойства упаковки. 24 % учитывают при покупке товара срок хранения. 28 % обращают внимание на производителя. На 38 % оказывает влияние реклама. 48 % предпочитают продукты без консервантов. 69 % в первую очередь при покупке руководствуются ценой. И 92 % опрошенных нами людей хотели бы покупать экопродукты. Это комплексный межпредметный проект, который затрагивает вопросы экологии человека и требует продолжения исследования на более высоком научном уровне.

В системе высшего образования исследовательско-проектная деятельность обучающихся должна продолжаться, стать важным компонентом учебно-воспитательного процесса и характеризоваться междисциплинарным подходом, включающим в себя нравственные, правовые, эстетические и другие аспекты формирования личностных черт человека. Данный вид деятельности как условие развития самоопределяющейся личности, формулирующей познавательно преобразующие отношения к миру и способной к сотрудничеству с другими людьми, является наиболее адекватной условиям вуза формой учебного сотрудничества.

Следует отметить, что технология проектной деятельности, ориентированная на обучение в средней школе, достаточно хорошо разработана, однако, применяя ее в вузе, следует вносить серьезные коррективы с учетом специфичности самого учебного процесса высшей школы, возрастных особенностей и индивидуальных возможностей студентов, а также профессиональной направленности обучающихся. «Их проекты могут ограничиваться временем одного занятия или нескольких месяцев. Они предполагают взаимосвязанные действия (на координационном и соподчиненном уровнях) на всех стадиях проекта: рефлексии, разработки задания или самого проекта, его реализации, самооценки, экспертной оценки и презентации» [2].

Студенческая проектная деятельность может быть направлена на достижение когнитивных, деятельностных, творческих и других целей. Когнитивные цели реализуются через работу с литературой, эксперимент, обобщение и выводы. Это наиболее простые исследовательские проекты, ориентированные на обучающихся со средним или низким уровнем подготовки. Более сильным студентам можно предложить выполнить более глубокие исследования, преследующие помимо когнитивных деятельностные и творческие цели, основанные на самоорганизации, умении планировать свою деятельность, возможности создания компьютерной презентации для отчета по разрабатываемому проекту, а также умении изложить полученные результаты и, при необходимости, вступить в дискуссию.

Рассмотрим, к примеру, один из исследовательских проектов с когнитивными целями, реализованным студентами института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, под названием «Влияние косметических средств на организм человека», и направленного на сравнительный анализ химического состава выбранных продуктов, а также мониторинга потребительских предпочтений, в котором приняли участие 100 девушек в возрасте 18–22 лет. Идея проекта принадлежала самим студентам, а преподаватель выступал лишь в роли координатора, консультанта или наблюдателя. Изначально была выдвинута гипотеза, сформулированы цели и задачи, разработаны основные положения проекта, составлена анкета для мониторинга общественного мнения. Основные вопросы анкеты были направлены на выявление наиболее часто используемой категории косметических средств, а также самого популярного бренда. Все эти этапы проходили при консультативно-координационной помощи преподавателя. Далее студенты самостоятельно провели анализ состава косметических продуктов, опрос респондентов, обработали и структурировали полученную информацию, сделали выводы. Выполнение данного проекта позволило выявить среди распространенных косметических средств те, которые могут представлять опасность для здоровья и найти им более безопасную альтернативу. Итоги исследовательского проекта были представлены на VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016», г. Москва, а также в ежегодном региональном конкурсе «Экология для всех», г. Елец. Несмотря на незамысловатость идеи и простоту исполнения данный вид проектной деятельности способствовал развитию познавательных и коммуникативных компетенций, которые являются одними из основополагающих для будущего учителя начальных классов.

Метод проектов сочетает в себе совокупность проблемных, поисковых и исследовательских методов, вследствие чего формируются рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, информационные и презентационные умения, а также оценочная самостоятельность (самооценка, оценка коллег).

Со студенткой третьего курса, обучающейся по направлению адаптивная физкультура Елецкого государственного университета, мы осуществили проект «Элементы экологического образования в индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте для дошкольников с диагнозом ДЦП», основанного на принципе проблемности и реализующего все три цели проектной деятельности высшей школы – когнитивной, творческой и деятельностной. Этот проект осуществлялся в течение 9 месяцев с сентября по май в МКОУ СОШ №10 «М. Монтессори» г Ефремова. Определив цели и задачи, способствующие их достижению, был разработан «индивидуальный маршрут» для каждого ребенка с учетом их индивидуальных особенностей и спрогнозированы желаемые результаты, после чего весь материал представлен для ознакомления родителям детей. Получив семейную поддержку, мы приступили к работе. В «индивидуальном маршруте» было условно выделено три части:

1. Работа, направленная на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности – формирование экологического миропонимания и экологически целесообразного взаимодействия с природой в процессе коррекции и развитии сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП. На этом этапе с ребятами проводилась Арт-терапия «Оригами объектов неживой и живой природы», игры на развитие восприятия цвета и величины «Собери букет», «Самый высокий – самый низкий» и др.

2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти. Детям предлагались игры «Пальчиковый театр», конструктор ЛЕГО, упражнения «Управление эмоциями».

3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. На этом этапе индивидуального маршрута осуществлялись такие же мероприятия, как на предыдущих двух, но с усложнением, например, «Найди такой же предмет», «Разрезанные картинки», «Незаконченные рисунки» и др. Также, в конце каждого занятия обязательно проводились релаксационные игры и упражнения, которые направлены на снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Нашими предполагаемыми результатами было повышение познавательной активности и работоспособности ребенка. По окончании проекта мы, родители и педагоги, действительно, наблюдали повышение интереса детей к совместной деятельности со взрослым, развитие у них потребности в общении посредством речи, а также повышения устойчивости внимания. Данный проект имеет большое значение, так как осуществлялся в совокупности с другими приемами обучения, такими как технология развития критического мышления, технология рейтинговой оценки результатов и др., что очень важно для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста по работе с детьми, имеющими физические отклонения. Этот проект принял участие в Международном конкурсе творческих работ «Все в твоих руках».

«Проектное обучение в вузе – это не только одна из интерактивных форм обучения, представляющая собой внедрение частных проектов в учебную деятельность студентов. Это педагогическая технология, содержащая систему организационных, корректирующих и контролирующих действий педагога по созданию особых ситуаций для приобретения обучающимися нового личного опыта. Ситуационный характер проектной деятельности обусловливает формирование, развитие и совершенствование разных компетентностей будущего специалиста в профессиональном, социальном и личностном плане» [3]. Используя метод проектов в вузе, студенты получают возможность проявлять свою собственную инициативу, реализовывать замысел, учатся развивать исследовательские навыки, способности использовать и применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач, выдвигать проблему и находить пути ее решения, анализировать собранный материал. Проектная деятельность открывает перед каждым обучающимся возможность приобрести и сформировать собственные компетенции, столь необходимые для осуществления будущей профессиональной деятельности, а компетентность – это динамичное, самообновляющееся, способное к модернизации качество конкурентоспособного человека, которое закладывается еще в процессе школьного обучения, развивается в системе высшего образования и совершенствуется в трудовой деятельности, стремясь к высшей форме развития – профессиональному мастерству.