Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ESTABLISHMENT OF THE INSTITUTE OF RESTRICTION OF FREEDOM AND THE ACTUALIZATION OF THE PREVENTIVE FORMATION OF COMPETENCES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alekseev S.L. 1 Alekseeva Y.S. 1 Shalkanov I.R. 1
1 CHOU VO "Academy of social education"
The article examines problems of implementation of the Institute of restriction of freedom in relation to necessity of formation of preventive competences of law enforcement and prison systems. According to the authors, the problem of possession of the competencies they originated in the period of unification of criminal legislation under Peter I. As the diversification of penalties required specialists with skills prevention. In the Soviet period, the criminal law took a slim kind, was established at the penitentiary system. During the post-Soviet period the priority based on the principles of humanization have led to the decriminalization of many punishments for economic crimes. The authors give an example preparatory center in the US, as an example of the prevention of offenses and crimes that will help the humanization of penalties and implementation of preventive competencies in modern conditions. Thus, actualized pedagogical training of law enforcement officials, directed on formation of competences warning.
preventive competences
legal consciousness
principles of humanity
humanitarian competences
restriction of freedom
offense

В настоящее время реформы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве РФ проводятся в совокупности с оптимизацией системы уголовной ответственности, реализацией принципов гуманизма. Вместе с тем повышается внимание к повышению эффективности и полному достижению целей наказания. Практика показала, что ужесточение уголовного законодательства не приводит к положительным результатам в борьбе с преступностью. Поэтому актуализируется проблема профилактики совершения преступления, формирования таких компетенций у сотрудников правоохранительных органов, которые были бы направлены на предупреждение правонарушений.

Вопросы педагогической превенции, предупреждения различных форм отклонений в поведении, в том числе правонарушений, рассмотрены в трудах В. Н. Герасимова, Ю. М. Кудрявцева; проблемы формирования и проектирования компетенций исследовали И. А. Зимняя, А. В. Хуторской [5].

Компетенции – это сочетание знаний, приобретенных навыков и сформированных умений, которые проявляются в способности личности к их реализации в необходимых ситуациях.

Превентивными компетенциями, в нашем понятии, является процесс предупреждения различных отклонений в поведении, имеющий целью выявление субъектов с отклоняющимся поведением, определение причин и условий отклонений, поиск путей и способов (педагогического влияния) недопущения и предотвращения отклоняющегося поведения.

Под преодолением отклоняющегося поведения понимается целенаправленный процесс выявления и искоренения различных отклонений в поведении, побуждения к самоисправлению и саморазвитию. Такое определение созвучно понятию перевоспитания, как педагогического процесса. Предметом превентивной теории являются педагогические закономерности процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения [1, С.18].

Как показывает практика, концепция воспитания все больше пополняется содержанием и организацией профилактической и перевоспитательной деятельности с субъектами, что, в свою очередь, предполагает изменение форм и методов превентивной деятельности.

Следует отметить, что отклонениями в поведении могут быть агрессия, склонность к алкоголю, различного рода аддикциям и т.д. Склонность к криминогенному поведению – это поведение, не представляющее общественной безопасности, но формально содержит признаки правонарушений. Поэтому превентивная деятельность относится к сложным видам педагогически направленного влияния. Сравнительное изучение превентивной деятельности, анализ позитивного и негативного опыта, исходя из их отношения к процессу профилактики и перевоспитания, позволили дать характеристику содержания превентивной деятельности.

Анализ показывает, что повышение эффективности превентивной деятельности основывается на интеграции научно-теоретических положений социальной и превентивной педагогики с инновационной практикой по искоренению негативных личностных качеств. Анализ такой работы показал, что наиболее действенных и эффективных результатов можно добиться тогда, когда целенаправленно, последовательно и систематично будет осуществляться совокупность психолого-педагогической и криминологической подготовки сотрудников МВД РФ к превентивной деятельности.

Эффективность теоретической и практической подготовки курсантов учебных заведений МВД РФ к педагогической превентивной деятельности во многом зависит не только от самой личности и характера курсанта, но и от уровня усвоения уже имеющихся психолого-педагогических знаний у него. Поэтому основой такой деятельности должен быть творческий подход, поиск инновационных и оригинальных приемов и методов воздействия и опора на реальный и педагогический опыт.

Для разработки эффективных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы, а лишь ограничивающих её, требуется теоретический научный подход и проведение научных исследований, не только в правовой, но и в психолого-педагогической сфере ввиду того, что сохраняется угроза «крена» в уголовной политике в сторону лишения свободы (до 75 % обвинительных приговоров) [2]. Такая ситуация приводит к переполненности мест лишения свободы, которая приводит к необходимости периодических амнистий, что заметно снижает эффективность уголовной политики в целом. Для сокращения этой угрозы и необходимы научные системные полновесные исследования проблем ограничения свободы, как вида уголовного наказания. Научная новизна состоит в обоснованности комплексного подхода в учебно-воспитательном процессе, заключенном в интеграции личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов с целью реализации междисциплинарных связей психолого-педагогических, правовых дисциплин в учебном процессе на основе решения проблем предупреждения и преодоления отклонений в поведении.

Проведём экскурс в прошлое, к начальному периоду становления и развития института ограничения свободы. Унификация уголовного законодательства в России усилилась в период царствования Петра I. Активно систематизировались статьи, указы в единый документ уголовно-правового характера, многочисленные уголовно-правовые нормы заключались в общие акты (наказы, регламенты, инструкции и т.п.), в которых содержалось определение правовых положений основных инстанций государственного аппарата. На первом плане стояли задачи ответственности за государственные преступления и привлечения виновных к наиболее строгому наказанию. Борьбе с коррупцией Петр I уделял особое внимание, в связи с опасностью последствий данного вида преступлений. В рамках развития института ограничения свободы в России следует сказать, что еще Петр I требовал от чиновников обладания соответствующими навыками профилактической деятельности [8].

Проблема сужения для суда выбора наказания, соответствующего свойству преступления, степени вины, и сопровождающие преступное деяние обстоятельства побудили царизм вплотную заняться разработкой нового Уложения [7]. В 1876–1879 гг. была проведена работа по созданию основных начал новой системы наказаний (уголовных и исправительных) и основных положений для руководителей пенитенциарной системы при преобразовании тюремной сферы государства. Для этого в составе Министерства внутренних дел было создано Главное тюремное управление, что потребовало подготовки специалистов, владеющих навыками и умениями к предупреждению правонарушений.

Характер уголовного законодательства был обращен не только на наказание, но и на предупреждение преступлений. Уложение состояло из следующей «лестницы» наказаний с квалифицированием от более к менее жестким наказаниям: смертная казнь; каторга; ссылка на поселение; заключение в исправительном доме; заключение в крепости; заключение в тюрьме; арест; денежная пеня. После основных наказаний в Уложении предусматривались дополнительные виды наказаний, такие как: лишение права заниматься определенными видами торговли и промыслов; удаление от должности служащих, духовных лиц разных вероисповеданий, а также запрещение занимать равнозначные и высшие должности в течение установленного срока или навсегда; денежное взыскание, которое обращалось на обустройство мест заключения; опубликование за счёт осужденного судебного приговора, в правительственных или частных изданиях; конфискация или уничтожение запрещенных к изготовлению, продаже или распространению предметов, а также вещей, которые были предназначены или послужили оружием преступных деяний; тяжкими преступлениями являлись те преступления, за которые была назначена смертная казнь, а также назначалась каторга или ссылка на поселение.

Преступлениями именовались преступные деяния, за которые назначались наказания в виде заключения в исправительном доме, тюрьме или крепости. Проступками именовались преступные деяния, за которые законом, как высшее наказание, существовали арест или денежная пеня. Здесь следует заметить, что впервые в законодательстве появились требования к работникам пенитенциарной системы формирования предупреждающих способностей. Уголовно-правовые взгляды органов власти совпадали с ее желанием рассматривать вопросы защиты только собственного существования, изобретая различные виды наказаний.

Меры наказания, реализующие цели карательной политики революционного исторического периода, носили классовый характер и сводились в основном к лишению свободы. Из всей системы наказаний элементами ограничения свободы обладала лишь такая форма наказания, как ссылка на поселение.

После произошедшей в 1917 году Октябрьской революции необходимо было создавать новую систему уголовных наказаний, соответствующей социалистическим принципам. Первой попыткой систематизировать нормы советского уголовного права являлись «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». Впервые была установлена примерная система уголовных наказаний, нормативно закреплялись принципы индивидуализации в системе наказаний. Можно считать, что «Руководящие начала» явились прообразом общей части уголовного кодекса, систематизируя советское уголовное законодательство [4].

В период II мировой войны и в послевоенные годы длительный период специалистами не обращалось внимания на научную разработку проблем уголовного наказания в целом, а также его видов, системы их настроения и исполнения, подготовки кадров, обладания широкими компетенциями.

Последующий период истории формирования системы наказаний и института ограничения свободы определялся Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 6 января 1959 года и уголовными кодексами союзных республик, принятыми в 1959–1962 годах.

Какие же уголовные наказания того периода ограничивали свободу осужденных, не лишая их при этом таковой, и будет ли являться ограничение свободы основным элементом кары. Отвечая на этот вопрос, мы предопределяем и классифицируем уголовные наказания того временного периода по характеру карательного воздействия. Несогласие с такой позицией выражали ученые классической и социологической школ права: Ф. Лист, С. В. Познышев, И. Я. Фойницкий, разделяя меры уголовных «репрессий» на две основные группы: наказания, не состоящие в лишении свободы; наказания в виде лишения свободы. Под второй И. Я. Фойницкий подразумевал не только тюремное заключение, но и изгнание в ссылку [8, с.46].

Итак, по Уголовному кодексу РСФСР 1960 года к институту ограничения свободы, сущностью кары которого является ограничение личной свободы осужденного, относятся: ссылка, высылка, условное осуждение и освобождение с обязательным привлечением к труду.

Рассмотрим ограничение свободы, как вида наказания, в современных условиях. Действующий в настоящее время Уголовный кодекс введен в действие 1 января 1997 года. Развитие демократического мировоззрения, разнообразие научных точек зрения предопределили снижение роли лишения свободы как универсальной технологии уголовно-правового реагирования. В 1990 году VIII конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Правила имеют рекомендательный характер и включают в себя направление в исправительное учреждение с обязательным дневным присутствием или домашний арест. В процессе исполнения, не связанного с лишением свободы, права осужденного не ограничены в большей степени, чем это санкционировано официальным органом с вынесенным первоначальным решением [6].

В системе мер, не связанных с лишением свободы, применяются следующие мероприятия: групповая терапия, индивидуальная работа, программы по месту жительства осужденного. Данные меры предусматривают подготовку кадров, владеющих психолого-педагогическими знаниями, а на основе их владение превентивными компетенциями.

Зарубежный опыт показывает, что в таких странах, как Англия, США, используют пробацию, суть которой заключается в определенных ограничениях, касающихся места жительства, принудительного лечения, посещение в назначенный день подготовительного центра. Сроки пробации от 6 до 36 месяца, а надзор осуществляет специальный чиновник, который является и полицейским и патронажным служащим. Несмотря на широкое назначение, пробация соответствует интересам общественной безопасности, но её «дешевизна» для государства, по сравнению с лишением свободы, обусловила использование ее в американском праве. Основополагающие компетенции, которыми должны владеть сотрудники подготовительных центров является способность к превентивным действиям.

В правоохранительных органах при подготовке сотрудников правовой сферы, кто соприкасается с выполнением и реализацией принятых законов непосредственно сталкиваются с правонарушителями, необходимо обладание гуманитарными компетенциями, которые не ограничивались бы узкопрофессиональными рамками. Современному сотруднику необходимо понимание широкого спектра социальных, психологических и др. проблем, сопряженных с обществом и личностью. Также следует отметить, что принцип гуманизма означает «преодоление узкой специализации профессиональной деятельности специалиста» [9]. Практика организации предупреждения правонарушений показывает, что педагогическая подготовка сотрудников полиции должна включать элементы социально-профессиональной готовности и формирования компетенций, направленных на предупреждение отклонений в поведении. Суть превентивных компетенций проявляется в способности гуманного отношения к гражданам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и определяется предупреждением склонности к правонарушениям. Большей частью в настоящее время они проявляются в социально-педагогической деятельности сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, но они необходимы всем сотрудникам правоохранительных ведомств [3]. Содержанием превентивных компетенций являются правовые и социально-педагогические знания, социальный опыт предупреждения (противодействия) правонарушений, владение навыками превенции. Формирование превентивных компетенций осуществляется при изучении специальных учебных дисциплин и тренингов в образовательных организациях МВД РФ [1].

Таким образом, следует сказать, что в России существовали исторические предпосылки, актуализирующие проблемы формирования превентивных компетенций у сегодняшних курсантов образовательных учреждений МВД РФ. В современных социально-экономических условиях проводится обобщение и систематизация теории и практики превенции, что создает актуальную основу для превентивной педагогической подготовки сотрудников МВД к деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения. Осуществляемая правоохранительная деятельность в России в новых условиях имеет характер отказа от преимущественного осуществления карательных мер в пользу социального предупреждения преступности и делает необходимым формирование превентивных компетенций у курсантов образовательных учреждений МВД РФ, и является первоочередной задачей с целью создания нового поколения сотрудников МВД и укрепления безопасности государства.