Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

TRAINING OF LIBERAL ARTS EXPERTS IN THE UNITED STATES COMMUNITY COLLEGES

Puzyreva O.I. 1
1 Ryazan State University named after S.A. Yessenin
В статье проведён анализ организации гуманитарного образования в двухгодичных местных колледжах США. В результате работы было выявлено, что помимо программ подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования, местные колледжи предлагают «переводные программы», позволяющие их выпускникам продолжить обучение на 3 курсе четырехгодичного колледжа или на 2 курсе университета, включая вновь прибывших иммигрантов и зарубежных граждан. Они также выполняют функции культурно-просветительских центров своих общин, оказывая разнообразные услуги населению. В заключение автор делает вывод о том, что создание подобных учебных заведений в России будет способствовать решению целого ряда проблем, существующих в современном отечественном профессиональном образовании от уменьшения затрат на подготовку специалистов гуманитарной сферы до сокращения сроков подготовки полноценного профессионала с наименьшими издержками.
The article contains ananalysis of liberal arts education establishing in the US two-year community colleges. The study has revealed that in addition to lower-level tertiary education programs community colleges provide “transfer programs” that allow their participants including newly-come immigrants and foreign students to transfer to the 3d year of study at a four-year college or to the 2nd year of study at a university. Besides, they also function as community educational services centers, rendering a variety of educational and other services to local population. As a result, the author concludes that establishing similar educational institutions in Russia can help to solve a number of problems existing in modern domestic vocational education from reducing the cost of liberal arts experts training to acceleration with the lowest excesses of high-quality professionals preparation.
professional training
liberal arts programs
two-year community colleges
local educational institutions
lower-level ter-tiary education programs
community educational services centre

Необходимость изучения американского опыта подготовки специалистов гуманитарной сферы в местных колледжах возникла по целому ряду причин. Во-первых, вопреки распространённому мнению о перенасыщенности рынка труда специалистами гуманитарной направленности, официальные данные Федеральной службы государственной статистики за 2015 год говорят об обратном. Так, в период с 2005 по 2014 год общее количество выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования уменьшилось на 11,9 %, а количество специалистов гуманитарной сферы за тот же период снизилось на 18,2 %. Кроме того, произошел отток обучающихся из средней профессиональной школы в высшую. За вышеупомянутый период количество выпускников ссузов сократилось на 35,8 %, при этом выпускников гуманитарных направлений подготовки – на 51,6 %, в то время как общее количество выпускников вузов возросло на 4 %, но сократилось количество специалистов гуманитарной сферы на 4,8 %, а, следовательно, количество выпускников естественнонаучных, технических и формальных направлений подготовки высшего образования возросло на 8,8 % [5, с. 205, 210-211].

Во-вторых, исходя из того, что под гуманитарными науками понимаются дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности, профессиональная деятельность в этой области выходит на межличностные отношения, в её основе лежит взаимодействие с людьми, т.е. в системе «человек – человек». К профессиям гуманитарной сферы согласно Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2003 в редакции от 31.03.2010 года относятся следующие группы специальностей: 1) гуманитарные науки – философия, политология, психология, история, архивоведение, юриспруденция, организация социального обеспечения, правоохранительная деятельность, журналистика, связи с общественностью, международные отношения, регионоведение, книжное дело, издательское дело и редактирование, филология, лингвистика и межкультурная коммуникация, теория и методика преподавания иностранных языков и культур, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, культурология, искусствоведение, музеология, изящные искусства, религиоведение, теология, документоведение и документационное обеспечение управления, физическая культура и спорт, адаптивная физическая культура, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, прикладная этика, реклама; 2) социальные науки – социальная работа, социальная антропология, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью, социология, конфликтология, статистика; 3) образование и педагогика – филологическое образование, социально-экономическое образование, художественное образование, музыкальное образование, педагогика и психология (общая, специальная, коррекционная); 4) культура и искусство – инструментальное исполнительство, вокальное искусство, дирижирование, композиция, звукорежиссура, театральное искусство, цирковое искусство, искусство эстрады, режиссура, сценография, театрально-декорационное искусство, драматургия, хореографическое искусство, светорежиссура, реставрация, дизайн, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, зодчество, киноискусство, литературное творчество, библиотековедение, продюсерство кино и телевидения, кинооператорство, социально-культурная деятельность, народное художественное творчество, художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности; 5) сфера обслуживания – гостиничное и ресторанное дело, туризм, сервис [3]. Подробное изучение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и Примерных учебных планов вышеуказанных направлений подготовки позволяет сделать вывод, что их значительная часть может быть реализована в рамках среднего профессионального образования, в учебных заведениях, подобных местным колледжам в США.

В-третьих, американская модель профессионального образования наиболее полно соответствует потребностям современного российского рынка труда в силу общности таких существенных характеристик наших двух стран, как политическое лидерство на мировой арене, крупномасштабность, многонациональность, полиэтничность и поликультурность.

Цель данного исследования – описать систему подготовки специалистов гуманитарной сферы в местных колледжах США и обосновать возможность использования американского опыта в российских региональных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Основными методами нашего исследования стали методы сопоставительного анализа и интерпретации первоисточников и литературы, относящихся к проблеме исследования, а также методы корреспондентского опроса, систематизации и анализа статистических данных, сравнение, обобщение независимых характеристик и педагогического опыта, логическое моделирование и прогнозирование, оценка практической значимости полученных результатов для отечественной науки и практики.

Материалом исследования послужили теоретические и экспериментальные исследования в области теории и методики профессионального образования, статистические данные в сфере профессионального образования, учебные планы и программы, а также материалы официальных сайтов американских местных колледжей.

Результаты исследования и их обсуждение. Систему высшего профессионального образования США составляют все учебные заведения, предоставляющие «послешкольные» образовательные услуги (post-secondaryschool). К ним относятся двух- и четырехгодичные колледжи, университеты, школы бизнеса, профессиональные школы и др. [1].

Двухгодичные колледжи готовят специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, а также обеспечивают подготовку студентов по так называемым «переводным» программам (transferprograms), позволяющим им после двух лет обучения продолжить учебу на 3 курсе четырехгодичных местных колледжей или на 2 курсе университета. После окончания двухгодичного колледжа выпускник получает степень ассоциата (Associate Degree), которая позволяет продолжать обучение в университете (как правило, с третьего курса) или работать на младших должностях в любой компании США [2]. Эта степень – самая первая и самая низкая в американской системе высшего образования. Программа обучения в двухлетнем колледже может иметь профессионально-техническое (vocational), инженерное (engineering), коммерческое (business) или гуманитарное (liberalarts) направления. Для тех студентов, которые не хотят или не могут тратить время и деньги на обучение, степени Associate будет достаточно, чтобы работать, например, помощником бухгалтера или маркетолога, менеджером в магазине одежды, иногда финансовым аналитиком, клерком в банке или страховой компании и т.д. [7].

Четырехгодичный колледж дает базовое (общее) высшее образование, которому соответствует степень бакалавра (Bachelor’s Degree). В зависимости от выбранного образовательного направления выпускнику присваивается степень бакалавра естественных наук – Bachelor of Sciences (BSc), бакалавра искусств (гуманитарные науки) – Bachelor of Arts (BA) или бакалавра философии – Bachelor of Philosophy (BPh). В дальнейшем можно продолжить обучение в профессиональной или исследовательской университетской школе, готовящей специалистов высшей квалификации и получить степень магистра (Master’s degree) или доктора (Doctorate) [7].

В многообразии американских «послешкольных» учебных заведений особое место занимают местные колледжи (Community Colleges). Эти учебные заведения призваны обеспечивать в первую очередь потребности и запросы населения, проживающего в так называемой «зоне обслуживания вуза» (в образовательном округе). Координацию и эффективную организационно-методическую поддержку деятельности местных колледжей обеспечивает Американская ассоциация местных колледжей (American Association of Community Colleges – ААСС) [6].

В общей структуре профессионального образования местные колледжи появились сравнительно недавно. Первый двухгодичный колледж низшей ступени Джолиет Джуниор (Joilet Junior College) был открыт в 1901 году в штате Иллинойс. Изначально такие двухгодичные программы были предназначены для выпускников средних школ, которые стремились продолжить образование, но по той или иной причине не могли поступить в четырехлетний колледж или университет. Позже местные колледжи расширили свои учебные планы, выйдя за рамки двухлетней подготовки, предшествующей обучению на степень бакалавра. Сегодня они готовят кадры и предлагают местному населению разнообразные услуги: повышение профессиональной квалификации, обучение азам грамотности тех, кто не освоил программу начальной и средней школы, а также вновь прибывших иммигрантов; курсы по темам, представляющим интерес для взрослых слушателей, в системе непрерывного образования (lifelong learning) и др. Общим принципом, определяющим развитие местных колледжей, стала вера в успех личности – убежденность в том, что каждому, кто к этому стремится, надо дать возможность учиться, расти профессионально, достичь успехов в обществе, не взирая на базовый уровень образования или социально-экономический статус. Местные колледжи общедоступны, так как плата за обучение в них и требования к абитуриентам значительно ниже, чем в четырехлетних колледжах и университетах.

В настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается около 1200 местных колледжей, где обучаются свыше 6 млн студентов. Треть из них – в гуманитарной и общеобразовательной областях. На долю специальностей, связанных с бизнесом, включая работу секретаря, делопроизводителя, бухгалтера и управляющего малым предприятием, приходится еще 25 % выдаваемых дипломов младших специалистов. Ежегодно более чем 100 000 студентов оканчивают краткосрочные курсы по ремонтным или охранным специальностям, профессиям в области транспорта, компьютерных технологий и информатики, чертежного и печатного дела, а также на получение лицензий агента по продаже недвижимости и проведения строительных работ. Более половины колледжей предлагает недавним иммигрантам обучение английскому языку [6, 7].

Местный колледж часто служит своего рода культурным и интеллектуальным центром своей общины, особенно в сельской местности. Наряду со школой он организует и проводит художественные выставки, кинофестивали, музыкальные концерты, театральные постановки, ярмарки изделий народного творчества, спортивные состязания и другие культурные мероприятия, не всегда связанные с образовательными программами. «Политика открытых дверей» требует от местного колледжа особых условий. Во-первых, необходима развитая образовательная инфраструктура – обязательным условием эффективности деятельности местного колледжа является наличие хорошо оснащенных библиотеки и центра учебно-методических ресурсов. Во-вторых, местные колледжи обеспечивают внеаудиторную поддержку студентов (учебные консультации и дополнительные занятия), а также помощь студентам в профориентации и трудоустройстве. В-третьих, подходы и методы обучения, время занятий также зависят от особенностей обучаемого контингента. Кроме того, размеры студенческих групп в местных колледжах часто бывают меньше, чем в других учебных заведениях. Это означает, что преподаватели могут уделять больше внимания каждому отдельному студенту: они не ограничиваются аудиторной работой и помогают студентам составить план учебных занятий, проводят индивидуальные консультации и дополнительные занятия, руководят внеклассной деятельностью [2].

В системе местных колледжей работают свыше 100 тыс. преподавателей на полной ставке и около 190 тыс. – на неполной [7]. С одной стороны, возможность работы на неполной ставке привлекает в колледж профессионалов, которые не считают возможным полностью посвятить себя преподаванию. С другой стороны, небольшие местные колледжи за счет приглашения преподавателей на неполную ставку могут обеспечить разнообразие образовательных программ.

Большинство штатных преподавателей местных колледжей имеет степень магистра, но наблюдается тенденция к увеличению доли лиц, обладающих докторской степенью. Почти 70 % от общего числа педагогических работников составляют лица старше 54 лет и более 30 % – старше 60 лет. Среди преподавателей местных колледжей преобладают мужчины (70 %). Однако в связи с тем, что в настоящее время происходит естественный процесс отставки преподавателей, массово пришедших в местные колледжи в 1960–1970-е гг. в период их бурного роста, гендерное соотношение постепенно меняется, увеличивается доля преподавателей-женщин, а также преподавателей – представителей национальных и расовых меньшинств. Штатные преподаватели обычно ведут 15 часов в неделю (преподаватели на неполной ставке – 3 часов). Статус преподавателя и размер его оклада определяются стажем и педагогическими достижениями. В местных колледжах, так же как и в четырехгодичных, существует система переназначений преподавателей на должность; наиболее квалифицированным преподавателям предоставляют статус «академического постоянства» (tenure) – бессрочный трудовой контракт [2, 6, 7, 8].

Местные колледжи финансируются из целого ряда источников: ассигнования от штатов (44 %) и местных органов (менее 20 %), плата студентов за обучение (21 %), средства, поступающие от федерального правительства США и вспомогательных предприятий. Поскольку местные колледжи, как правило, не получают ощутимых дотаций от своих выпускников или благотворительных фондов, они располагают очень небольшими средствами. Поэтому большинство колледжей учреждает собственные фонды и проводит кампании по сбору средств на предприятиях и среди граждан в своих населенных пунктах. Но собираемые суммы никогда не превышают ничтожно малую долю необходимых доходов. Определенные средства колледжи получают в результате продаж и услуг – в частности, сдавая свои помещения в аренду общественным организациям во внеурочные часы. Некоторые колледжи осуществляют на долгосрочной основе лизинг земли застройщикам для строительства жилья для престарелых и инвалидов или торговых центров [6, 7, 8]. Одним из выгодных альтернативных источников финансирования стало заключение целевых контрактов на подготовку специалистов с предприятиями и государственными учреждениями. По этим соглашениям колледжи предоставляют сотрудников и помещения для подготовки местных полицейских, пожарных, окружных и муниципальных служащих. Или же они могут заключать контракты на обучение работников местных предприятий новейшим производственным методам, проводя учебные занятия либо в колледже, либо в собственных помещениях предприятия.

Занимая свою нишу между средней школой и образованием на уровне бакалавра, местные колледжи создают совместные проекты с этими учебными заведениями. Они пытаются облегчить путь к высшему образованию выпускникам средней школы, которым недостает необходимых средств или навыков. Для этого местные колледжи увязывают свои программы с университетскими, чтобы после окончания местных колледжей студентам полностью засчитывались баллы за пройденные курсы. Они также заботятся о том, чтобы обучение в средней школе должным образом подготавливало студентов к колледжу. Местные колледжи сотрудничают и с органами здравоохранения, проводя «медицинские ярмарки» и другие мероприятия, направленные на то, чтобы помочь людям получить доступ к медицинскому обслуживанию. Более того, двухгодичные учебные заведения готовят тьюторов для работы в начальных школах, где они дополнительно занимаются с учащимися, помогая им осваивать чтение, письмо и арифметику. Оказывают они помощь и местным органам социального обеспечения, организуя обучение хронически безработных элементарным знаниям и рабочим навыкам, необходимым для трудоустройства [4].

Большинство колледжей неразрывно связано с международным образованием. Они набирают зарубежных студентов, организуют программы обучения за рубежом для американских студентов и проводят зарубежные учебные туры. Некоторые открывают международные бизнес-центры, учебные программы для местных предпринимателей, желающих участвовать в международной торговле, или организуют подготовку кадров по контрактам с компаниями из других стран [8].

Заключение. В настоящее время американский двухгодичный местный колледж представляет собой хорошо апробированную на практике модель регионального образовательного учреждения среднего профессионального образования, которое ориентировано на потребности конкретного региона. Создание идентичных учебных заведений в нашей стране позволит решить целый ряд задач, стоящих перед отечественным профессиональным образованием. Во-первых, будут снижены материальные затраты на обучение целого ряда специалистов-практиков, для подготовки которых университетский курс является избыточным и излишне трудоемким; во-вторых, такие учебные заведения могут более гибко реагировать на изменения потребности в кадрах той или иной специализации на региональных рынках труда; в-третьих, удастся решить проблему, когда выпускники университетов не желают работать по приобретенной специальности, так как в ходе обучения в старших классах общеобразовательной школы им не удалось выявить свои профессиональные предпочтения, и, получив диплом о высшем профессиональном образовании, они либо занимаются неквалифицированным трудом, либо получают второе, а нередко и третье высшее образование, прежде, чем они начнут свою трудовую деятельность. Обучение в учебном заведении, подобном американскому двухгодичному колледжу, позволит молодым людям попробовать себя в разных профессиях с наименьшими издержками, а государству и обществу получить полноценного профессионала в более сжатые сроки.