Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SERVICEMEN OF THE MIA OF RUSSIA

Andrunik A.P. 1 Zhevzhik A.A. 1
1 Perm Military Institute of the Internal Troops for Ministry of Home Affairs of Russia
Глобальные изменения в жизни современного общества непосредственно связаны с коммуникацией. Актуальность проблемы, обсуждаемой в данной статье, обусловлена несколькими факторами: предъявляются принципиально новые требования к образованию, в том числе и военному, что обусловлено выходом на новый уровень международного взаимодействия в области высшего образования; в профессиональном образовании обозначились четкие тенденции к совершенствованию подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения; усиление человеческого потенциала, определяющего боеспособность и моральный дух ВВ МВД России, связывается с повышением роли командира. Это позволяет рассматривать коммуникативную компетентность как одну из ключевых в профессиональном совершенствовании военнослужащих.
Global changes in modern society are directly related to communication. The urgency of the problem discussed in this article due to several factors: must meet new requirements to education, including the military, due to the new level of international cooperation in the field of higher education; in vocational education a clear trend towards improving the training of future professionals who know the basics of professional communication; strengthening of human potential, which determines the combat effectiveness and morale of the MIA of Russia, associated with the increasing role of the commander. This allows us to consider communicative competence as a key professional development of military personnel.
communication
military
communicative competence
professional competence
competence

Одним из ключевых аспектов реформирования внутренних войск МВД России является повышение профессионализма кадров и совершенствование системы подготовки военных специалистов всех уровней. Усиление человеческого потенциала, определяющего боеспособность и моральный дух ВВ МВД России, связывается с повышением роли младшего командира - ключевой фигуры во внутренних войсках. Именно через повышение уровня обученности младших командиров, освоение ими реальных навыков управления и коммуникации возможно качественное повышение профессионализма, боевого мастерства, слаженности действий подчиненных военнослужащих и подразделений. Необходимость решения проблемы развития коммуникативных компетенций младших командиров и предопределила цель и содержание нашего исследования. 

Изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования и развития нашло свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов [5]. Так, разработке теоретических основ и организационно-методических аспектов изучения и совершенствования коммуни­кативных качеств и способностей были посвящены исследования И.Л Зимней, А.Л Леонтьева, В.Г. Петровой, Л.А. Петровской, Ю.Л. Ханина, Т.С. Яценко и других авторов. Исследование закономерностей, психологических механизмов и особенностей проявления и совершенствования коммуникативных качеств и умений военнослужащих стали  предметом изучения военных психологов: А.И. Шипилова, Ю.И. Мягкова, И.А. Ламанова [2].

Компетенция - (от лат. competentia - относящийся, соответствующий) - круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знание или опыт в той или иной области [3].

Коммуникативная компетентность - ориентированность человека в различ­ных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [6].

Среди проблем, напрямую затрагивающих сущностные аспекты профессионально-личностного становления младших командиров, одно из центральных мест занимают вопросы характера и способов педагогического взаимодействия в системе «младший командир - подчиненный».

Реальный уровень педагогического взаимодействия в данной системе является низким, не может обеспечить продуктивное влияние на процесс личностного роста подчиненных, не является ведущим фактором саморазвития командира и подчиненного и не актуализирует имеющийся у них внутренний потенциал [4].

Анализ войсковой практики свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых младшими командирами в ситуациях общения и взаимодействия с подчиненными и старшими начальниками [2].

При этом важной составляющей профессионализма младших командиров является также их способность к эффективному взаимодействию с военнослужащими с девиантным поведением (далее - ВДП) в различных условиях деятельности. В большинстве случаев эффективность такого взаимодействия связана с развитием коммуникативных компетенций сержанта, отражающих его умение в процессе достижения профессиональных целей выбирать, устанавливать и поддерживать наиболее адекватный конкретной ситуации стиль общения, основанный на уважительном отношении и учете личностных особенностей подчиненного.

Основными причинами низкой продуктивности такого взаимодействия являются:

- эмоциональные и смысловые барьеры в системе взаимоотношений между младшим командиром и ВДП;

- неумение и нежелание успешно разрешать противоречия, возникающие в процессе взаимодействия;

- низкий уровень педагогического общения в системе «младший командир - ВДП».

Организация эффективного общения в системе «младший командир - подчиненный» обусловливает необходимость возрождения искусства беседы «на равных», которое стимулирует не только интеллектуальное творчество, но и духовное взаимопонимание.

Без создания такого «психологического поля» невозможны отношения «диалога», доверительности, взаимопринятия, в которых так нуждаются ВДП [2].

Вместе с тем, опрос 80 младших командиров, проведенный в частях и подразделениях ВВ МВД России в Тюменской области и в Пермском крае, показал весьма «мрачную картину» общения между младшими командирами и ВДП. Полученные данные были подтверждены письменными ответами на вопросы самих военнослужащих с отклонениями в поведении: «Как Вас поощряют (хвалят) командиры?» и «Как Вас наказывают командиры?».

Проведенное ранжирование представленных в опросниках различных форм общения в системе «младший командир - ВДП» указывает на далеко не гуманистическую позицию младших командиров, которая, по существу, блокирует процесс коммуникаций с подчиненными.

Таблица 1

Влияние качеств личности младшего командира на стиль общения

Качества, способствующие формированию дисциплинированности ВДП

Качества, препятствующие формированию дисциплинированности

ВДП

Точка зрения

младших командиров

Точка зрения ВДП

Точка зрения

младших

командиров

Точка зрения ВДП

Авторитарный стиль взаимодействия

Строгость

Умение понять, выслушать

Вспыльчивость

Грубость

Требовательность

Уважение к личности

Некомпетентность

Раздражительность

Умение заинтересовать

Вежливость

Чрезмерная мягкость

Недоверие

Вежливость

Умение интересно излагать материал

Равнодушие

Неуважение

Умение сохранять выдержку

Отзывчивость

Отсутствие требовательности

Проф.некомпетентность

Либеральный стиль взаимодействия

Требовательность

Строгость

Грубость

Грубость

Ответственность

Доброта

Раздражительность

Несправедливость

Не идее на поводу

Серьезность

Не умение слушать

Вспыльчивость

Вежливость

Справедливость

Нетребовательность

Нежелание понять

Компетентность

Умение понятно излагать материал

Неумение понятно излагать материал

Замкнутость

Демократический стиль взаимодействия

Уважение к личности

Справедливость

Грубость

Несправедливость

Умение заинтересовать

Умение понять

Неумение понять

Раздражительность

Доброта

Доброта

Низкий уровень пед.мастерства

Неуважение

Объективность

Вежливость

Высокомерие

Неумение

излагать уч.материал

Чувство юмора

Отзывчивость

Несправедливость

Грубость

         

 

Вместе с тем, исследование форм общения в сис­теме «младший командир-военнослужащий без отклонений в поведении (ВБО)» дало в корне противоположную, наполненную духом гуманизма картину реального взаимодействия как фактора саморазвития личности военнослужащего (табл.1, диаграмма 1).

Диаграмма 1

Сравнительный анализ различных форм общения

У – общение-устрашение; О – общение-оскорбление; Д – общение-дистанция;

З – общение-заигрывание; Дов – общение-доверие;

С – общение-сотрудничество;

Увл – общение - увлеченность совместной деятельностью.

 

Профессиональное становление младших командиров явля­ется не только периодом их подготовки и совершенствования профессионального мастерства, но и важным этапом личностного роста, раскрытия потенциальных возможностей. Поэтому нельзя гуманизировать процесс коммуникаций с военнослужащими, его содержание, формы, воспитательные технологии, оставляя за рамками научных и практических исследований уровень развития коммуникативной компетенции командира, его культурно-образовательный уровень.

Поэтому, опираясь на основные положения концепции общения, сформулированные Г.М. Андреевой, с учетом результатов проведенного исследования  можно определить комплекс коммуникативных компетенций, овладение которыми, как представляется, будет способствовать формированию и развитию качеств личности младших командиров и продуктивному общению, необходимому для решения профессиональных задач [1]:

1) межличностной коммуникации;

2) межличностного взаимодействия;

3) межличностного восприятия.

Вместе с тем процесс развития коммуникативных компетенций младших командиров будет эффективным при соблюдении следующие психолого-педагогических условий:  информационное обеспечение сержантов, обогащение их знаний о сущности коммуникативной компетентности и эффективных способах межличностного и делового взаимодействия; включение младших командиров в субъект-субъектное взаимодействие.

Таки образом, проведенное исследование позволило наметить некоторые подходы в решении стратегической задачи в работе с кадрами во внутренних войсках - формирование коммуникативных компетенций младших командиров как стержневого компонента их профессиональной компетентности и готовности младшего командира компетентно участвовать в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и ситуациях повышенной сложности.