Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL CONTENT, WITH ADAPTIVE CAPACITY

Bogdanova V.P. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
The implementation of the concept of ecological and economic orientation of education is associated with the practical implementation of modern productive teaching ideas: a student-centered approach, for the preservation and development of individuality of each student, ensure the subjectivity of the student during the period of study in school, cooperation of students and teachers, and developing problem-based learning. It`s reflected in revised and modified educational programs and selection of educational information and design technologies of training and education, newly developed teaching materials and courses. Consistent implementation of ecological-economic approach does not mean a radical change in the educational process. The main components of the curriculum remain unchanged, teaching ecology and economy at the expense of the variable part of the plan, through regular classes, optional classes and additional education. The contents of General subjects processed with the aim to strengthen and make ecological and economic knowledge in subjects and disciplines in which they were absent. A variety of existing programs provides educational institutions a great choice and the possibility of accounting for the needs of students and their parents. Individual programs tailored to teachers and students.
elective courses
ecological and economic knowledge
the elective part of the curriculum
modified General education program

Для того, чтобы определить принципиальные позиции отбора экологоэкономического содержания образования, необходимо коротко остановиться на существующих и наиболее распространённых концепциях содержания образования с точки зрения соответствия их современной личностно - ориентированной парадигме образования.

Наиболее известны три концепции. Одной из наиболее известных является концепция, направленная на усвоение основ наук и производства, где человек выступает как фактор производства, а развитие качеств личности (способности к творчеству, умения реализовать свободу выбора, способности самостоятельно искать знания) остается за пределами данной концепции.

Другая концепция включает в содержание образования овладение знаниями, умениями, навыками, что позволяет человеку благополучие функционировать внутри существующей общественной структуры. Но сегодня этого уже недостаточно. Поэтому третья концепция содержания образования, в основании которой лежит педагогически адаптированный социальный опыт, требует от учащихся не только овладения учебным материалом и опытом осуществления известных способов деятельности, но и овладения опытом творческой деятельности с одновременным приобретением опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Перечисленные элементы содержания образования последовательно взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Невозможно осуществление любого вида деятельности без элементарных знаний и умений, а умения невозможны без практики, без практической деятельности, без цели. Усвоение человеком всех элементов социального опыта позволит ему не только легко интегрироваться со средой, но и быть в состоянии изменить её, вплоть до реформирования. В свете этой концепции содержания образования большое значение приобретает использование социально адаптационного потенциала эколого-экономических знаний.

Несмотря на возросшую роль эколого-экономической компетентности личности в успешной её адаптации к изменившимся условиям жизни, существенно изменить содержание образования за счёт введения новых курсов и спецкурсов пока не представляется возможным: жёстко обозначенный инвариантный компонент учебного плана предельно ограничил рамки вариативных его частей. По существу, основным способом придания содержанию образования желаемой направленности остаётся включение планируемых новшеств в базисные дисциплины.

Поэтому разработанная нами концепция обогащения государственного стандарта содержания образования эколого-экономическими знаниями строилась на идеях непрерывности эколого-экономического образования и «стыковки» его с общим.

Образование эколого-экономической направленности мы рассматриваем как вариант содержания школьного образования, реализующий кроме целей общего среднего образования и задачи экономического и экологического просвещения и воспитания учащихся. В эколого-экономической направленности школьного образования отражается социально адаптационная роль экологических и экономических знаний, их надпредметный и интегративный характер. Оно призвано:

  • ввести учащихся в современную экологическую и экономическую культуру, сформировать функциональную эколого-экономическую грамотность и на этой основе «природоохранительную» готовность, позицию рачительного хозяина, ответственного за землю, на которой живёт;
  • обеспечить успешную социальную адаптацию школьников, выработку у них важнейших адаптационных качеств;
  • сориентировать учащихся на осознанный выбор профессии.

В соответствии с таким пониманием смысла эколого-экономического образования нами выстроена система его целей в развернутом и конкретизированном виде.

1. Формирование и становление общей, экологической и экономической культуры личности, выработка адекватных представлений о сути эколого-экономических явлений и процессов.

2. Привитие школьникам функциональной экологической и экономической грамотности.

3. Развитие способностей к самообразованию и саморазвитию.

4. Ориентация учащихся в системе эколого-экономических ценностей.

5. Выработка навыков хозяйственной деятельности различных видов в новых социально-экономических и экологических условиях.

6. Формирование профессионально значимых качеств личности в избираемой сфере деятельности.

7. Профессиональное самоопределение.

8. Формирование системы ценностей и развития индивидуальности.

Непрерывность эколого-экономического образования обеспечивалась: усилением эколого-экономических аспектов общеобразовательных дисциплин, внесением эколого-экономической информации в те учебные предметы, в которых она ранее отсутствовала, введением спецкурса "Экономическая экология", усилением экологоэкономической направленности содержания воспитательной работы с учащимися, организацией социальной практики учащихся в рамках дополнительного образования, стимулированием эколого-экономического самообразования.

«Стыковка» двух элементов системы образования - общего и эколого-экономического - была осуществлена интеграцией последних в государственный стандарт содержания общего образования. Исходя из понимания интеграции как процесса взаимопроникновения и взаимообогащения предметных знаний, сопровождающегося ростом их обобщённости и комплексности, уплотнённости и организованности, их не столько количественным, сколько качественным изменением, мы спроектировали и реализовали следующие уровни интеграции: синхронною, параллельного с базисным материалом, сообщения эколого-экономической информации (уровень конвергенции, сближения различных, но имеющих общие свойства элементов знаний), её взаимосвязи с изучаемым программным базисным материалом при рассмотрении общих понятий, сквозных законов, общих проблем, фактов и т. п. (уровень взаимодействия); синтеза эколого-экономических и общеобразовательных знаний и способов деятельности в процессе изучения интегрированных спецкурсов (уровень, интерференции - слияния, единения элементов и частей) [2].

При разработке содержания эколого-экономической направленности образования мы исходили из следующих показателей важности эколого- экономических знаний и способов деятельности:

  • объективной познавательной и практической их ценности,
  • их личностно смысловой значимости для учащихся,
  • возможности реализации с их помощью образовательной, развивающей и воспитательной функций образования,
  • возможности на их основе развития адаптационных качеств, необходимых для самоопределения и самореализации учащихся в условиях изменяющейся социальной среды.

Основные принципы отбора, содержания, форм и методов экологоэкономической направленности образования согласуются с общими принципами дидактики и отражают специфику образования в данных областях. Они выделены в концепции общего среднего экологического образования (Суравегина И.Т ,Суртаева Н.Н., Зверев И.Д., Захлебный А.М., Салеева Л.) и в сокращённой формулировке выглядят следующим образом [5].

Принцип гуманизации - исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически и экономически целесообразной деятельности. Он позволяет индивидуализировать образовательный путь школьников через реализациюих внутренних ресурсов, духовного развития и творческого потенциала. Принцип научности - предполагает высокий уровень достоверности учебной информации, ее соответствие достижениям современной науки. Решение экологических и экономических проблем опирается на космопланетарные знания о различных аспектах биосферы.

Принцип прогностичности - актуализирует проблему формирования у школьников способностей прогнозировать, проектировать пути развития жизни человечества.

Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов позволяет развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологоэкономических проблем как следствие неадекватного действия людей. Принцип интеграции обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологически и экономически ответственной личности, что предполагает организацию обучения, воспитания и развития ребёнка по вопросам экологических и экономических знаний на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования.

Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического и экономического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности (Таблица).

Дополненная нами система принципов эколого-экономического образования в обобщенном виде будет выглядеть следующим образом:

Стержневыми содержательными элементами эколого- экономической направленности образования, вокруг которых структурировались опорные знания, были выбраны гуманистические ценности: Человек, Жизнь, Здоровье и Благополучие человека, Общество. Отечество, Знания, Культура. В качестве основных содержательных линий и, следовательно, сквозных идей всего эколого-экономического образования определены: эколого-экономическая, валеологическая, природоохранная и краеведческая.

Реализация вышеизложенных принципов, оснований и подходов выдвигает ряд требований к учебным программам по экономике и экологии. Важнейшими из них являются следующие.

1.Обучение должно начинаться с усвоения знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер.

Начиная с начальных этапов обучения, раскрывается система ведущих межпредметно-экологических идей (единство человека и природы, необходимость оптимизации их отношений, изменение природы в результате хозяйственной деятельности) и вводятся основные научные экологические (экологическая система, биосфера, компоненты экосистемы, средовые и антропогенные факторы и т.д.) и экономические понятия.

Безусловно, концентрированное и опережающее введение таких понятий не приводит к их полному усвоению, однако педагогическая ценность данного подхода обусловлена возникновением у ребенка принципиально правильного представления об изучаемом предмете, его состоянии и проблемах, позволяет формировать прочную ориентировочно мотивационную основу для последующих этапов обучения.

При этом в сознании и мышлении школьника образуется та необходимая основа, которая в дальнейшем последовательно дифференцируется, обрастая более частными теоретическими и эмпирическими знаниями. Дальнейшее же обучение строится с учетом их последовательной дифференциации, конкретизации и обогащения.

Таблица

Принципы

Содержание

Педагогический аффект

Гуманизации

Ориентация содержания образования на здоровый образ жизни и улучшение состояния окружающей среды на основе ресурсосберегающих технологий .

Представление природы как уникальной ценности. Ответственность человека за результаты и последствия своей деятельности.

Воспитание личной ответственности за результаты и последствия своей деятельности. Воспитание культуры человеческих потребностей и потребления, здорового образа жизни, осознание социальных требований и выполнение их.

Научности

Космос - Земля - биосфера ноосфера как этапы эволюционного развития. Экосистемное строение среды обитания. Разнообразие и усложнение связей человека и человечества с биосферой и космосом.

Приобщение к интегративному миропониманию и глобальному мышлению. Устойчивое стремление к получению знанию и образования. Высокая осведомленность, владение научными понятиями.

Прогностичности

Основы прогнозирования возможных путей развития человека и биосферы. Концепция устойчивого развития на основе гармонизации отношений общества и природы

Воспитание потребности проектировать и прогнозировать свое будущее и будущее развития человеческой жизни на планете. Развитие умения устанавливать ассоциативные связи.

Уровневости

Сочетание факторов глобального, регионального и локального уровней, образов мировой культуры и культуры родного народа

Взаимодействие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер личности.

Практической

направленности

Участие каждого в решении эколого-экономических проблем

Становление эколого-экономической грамотности как черты личности. Интеграция личности с микро - и макросредой.

Принципы

систематичности

Система целей задач, содержания методов. приемов, способов, средств и форм обучения.

Экологически и экономически грамотная личность, способна к выбору и принятию решения.

Дифференциации

Усвоение знаний. имеющих обобщенный и теоретический характер , раскрывается система ведущих межпредметных идей. Характеристика базовых, генетических исходных, существенных и всеобщих отношений. Поэтапная конкретизация исходного отношения и обобщения.

Построение индивидуумом личностных моделей экологически и экономически грамотного поведения, и деятельности человека в социуме. Выстраивание модели с юей деятельности в рамках будущей профессии.

Ориентирование обучения на выявление и раскрытие базовых, генетических исходных, существенных и всеобщих отношений, которые определяют содержание и структуру современных экологии и экономики: целостность экологических и экономических систем, эколого-экономическое взаимодействие, равновесие, развитие экосистем экологический (экономический) кризис и др. Учитывая, что указанные всеобщие отношения имеют абстрактный характер, они представляют трудность для понимания и усвоения учащимися. Поэтому они должны предлагаться школьникам в особых знакосимволических, предметных или графических изображениях - моделях, позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в "чистом" виде.

И здесь моделирование, которое позволяет отделить существенное от второстепенного, настолько значительно, что позволяет рассматривать его в качестве одного из ведущих принципов эколого-экономического образования.

Обучение следует ориентировать не на усвоение разрозненных сведений, или механическое запоминание совокупности информации, а на поэтапное раскрытие принципов научной экологии и экономики, объяснение и понимание основных их закономерностей, на выяснение механизмов развития и взаимодействия различных природных и антропогенных факторов [4].

При этом ведущая роль отводится научно-экологической и экономической теории, принципам и закономерностям. Мы отмечаем, что данный подход ни в коей мере не умаляет значения практической и исследовательской работы учащихся. Он только позволяет осуществить ее на основе доступного школьнику уровня научности, осознанной закономерности, принципа или теории.

Третьим исходным требованием к программам по экологии и экономике служит такая организация обучения, где усвоение теоретических положений отражается на способность учащихся совершать мысленные переходы от общего к частному и наоборот. Поэтапная конкретизация, а затем обобщение ведут учеников к формированию " собственных" принципов объяснения и понимания окружающей социоприродной и экономической действительности. Именно на этой основе строится индивидуально-личностные модели экологически грамотного

экономически оправданного, поведения и деятельности человека в природной среде. Эффективному решению этих задач способствует специально разработанная и поэтапно реализуемая система заданий, упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм практической деятельности по исследованию, выявлению и сохранению эколого-экономического равновесия.

Реализация концепции эколого-экономической направленности образования связывалась нами с практическим осуществлением современных продуктивных педагогических идей: личностно ориентированного подхода к образованию, сохранения и развития индивидуальной самобытности каждого ученика, обеспечения учащимся субъектности позиций на всём протяжении их обучения в школе, сотрудничества детей и взрослых и др., а также развивающего и проблемного обучения. Они нашли отражение в переработанных и модифицированных образовательных программах, подборе учебной информации, конструировании технологий обучения и воспитания, вновь разработанных дидактических материалах и спецкурсах.

Рецензенты:

Моложавенко В.Л., д.п.н., профессор кафедры Маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;

Фомичева И.Г., д.п.н., профессор кафедры Тюменской государственной академии искусств, г. Тюмень.