Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL CHARACTERISTIC OF TEMPORAL SPACE IN THE FRAMEWORK OF MACROCONCEPT «HUMAN LIFE»

Kolokolova L.P. 1
1 Sterlitamak branch of Bashkir State University
Article is devoted to research of cognitive linguistic paradigm. Problems of systemic organization of vocabulary are analyzed from conceptual point of view. The functional-cognitive sphere «Temporal space» which turns to be a completely new type of the vocabulary organization in the framework of the macroconcept "Human life" is regarded as the main informative-conceptual block. Functional-cognitive sphere acts as an extensive combinations of words, the distinctive features of which is the volume, heterogeneity, multidimensionality. The basis of functional-cognitive sphere is microconcept, which manifests itself in a language as a multidimensional and multilevel nature. Various aspects of the global concept (macroconcept) are reflected in functional-cognitive dictionary - ideographic dictionary of the active type.
concept “Time”.
functionally-cognitive sphere
macroconcept
anthropocentric paradigm
cognitive semantics

Памяти Учителя Кильдибековой

Танзили Асхатовны посвящается

 

              В настоящее время налицо углубление таких глобалистических ситуаций, которые свидетельствуют о цивилизованном сдвиге, находящем свое отражение в бытии каждого человека. Такой стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно в нем ориентироваться, принимать решения. Исследование проблем, связанных с темой «человек в языке», стало особенно интенсивным в последнее время, поэтому антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» [2].

Возникновение антропоцентрической парадигмы в языкознании было предопределено, поскольку сам язык антропоцентричен по своей сути, «человек запечатлел в языке свой физический облик, свои внутренние состояния, свои эмоции, свой интеллект, свое отношение к предметному и непредметному миру, природе, свои отношения к коллективу людей и другому человеку» [1]. Взгляд исследователя перемещается с объекта познания на субъект, анализируется человек в языке и язык в человеке. В центре внимания оказывается личность носителя языка. Новый подход учитывает роль человеческого фактора в языке, вместо опоры на форму появляется опора на содержание, не на механизм, лежащий в основе языка, а на его применение.

Таким образом, в центре антропоцентрического подхода эксплицитно провозглашается принцип постижения языка в тесной связи с бытием человека.

Когнитивный подход к языку подразумевает анализ лингвистических факторов в их связи с организацией когнитивной системы. Языковой факт интерпретируется при построении когнитивной модели как ментальное, психологическое, культурно обусловленное явление. В связи с этим описание лексики производится через понятие концепта. В настоящей работе под концептом понимается многомерное ментальное, национально-специфическое образование, включающее понятийный, образный, ценностный компоненты и содержащее всю совокупность знаний об объекте.

Макроконцепт проявляется в языке как многомерная и многоуровневая сущность. Каждый тип значения связан с общим понятием разнообразными смысловыми отношениями, проявляющимися на глубинном уровне. Выражая наиболее абстрактное глобальное значение, макроконцепт составляет вершину концептуального класса и представляет всю совокупность знаний об объектах и ситуациях во всем многообразии связей и отношений.

Макроконцепт «Жизнь человека» имеет множество измерений, среди которых наиболее часто выделяют пространство, время, материальное положение, деятельность, качество жизни, локальность, посессивность и т.д.

Исследователи в самых разных областях знания обращают внимание на такое явление, как система, которая имеет определенную внутреннюю организацию, образует иерархию, взаимодействие, объединяет элементы в более крупные классы и подклассы на основе принципа дублирования. В работах лингвистов встречаются такие термины, как номинативно-функциональное поле, понятийная сфера. Как видим, необходимость особого термина для обозначения объемных семантических пространств очевидна, однако до настоящего времени единообразия в терминологии не существует.

На наш взгляд, функционально-когнитивный подход к систематизации лексического пространства позволяет подойти к решению данной проблемы с опорой на речемыслительную деятельность человека и выделить качественно новые разряды лексики, которые определяют как членение лексикона, так и семантические процессы, происходящие в отдельных блоках и лексемах.

Коллектив авторов, работающих над составлением функционально-когнитивного словаря [5] под руководством профессора Башкирского государственного университета Т.А. Кильдибековой, предлагает ввести в научный обиход такое понятие, как функционально-когнитивная сфера, представляющая собой принципиально новый тип организации лексики. Названная сфера реконструируется с помощью языковых данных и включает языковые элементы, соотнесенные с макроконцептом и покрывающие объёмное семантическое пространство лексики. Весь словарный состав членится с опорой на характерные для данного языка «стереотипы» сознания, которые определяются по наиболее частотному или семантически наиболее широкому слову из тех, что реально встречаются в речевых употреблениях.

Функционально-когнитивная сфера выступает в качестве обширных объединений слов, отличительными особенностями которых является объёмность, разноплановость, многоаспектность. Основу функционально-когнитивной сферы составляет макроконцепт. Каждый тип значения связан с общим понятием разнообразными смысловыми отношениями, проявляющимися на глубинном уровне. Выражая наиболее абстрактное глобальное значение, суперконцепт составляет вершину концептуального класса и представляет всю совокупность знаний об объектах и ситуациях во всем многообразии семантических связей и отношений.

Функционально-когнитивная сфера «Временное пространство» включается в структуру «наивной картины мира» современного человека и репрезентируется в языковых единицах.

Целью данной статьи является системное рассмотрение сферы «Временное пространство» с новых функционально-когнитивных позиций, в которых отражаются различные аспекты конкретизации глобального макроконцепта «Жизнь человека».

Более подробно остановимся на реализации временного аспекта в макроконцепте «Жизнь человека». Главным темпоральным словом в русском языке, объединяющим все остальные в единую область, является слово время. В отношении главных слов рассматриваемой концептуальной сферы мы абсолютно согласны с мнением В.А. Плунгяна, который заметил, что «лексема время явно не желает вписываться в принятые рамки лексикологических трактовок» и «скорее всего, есть что-то в ее природе, что этому очень активно сопротивляется» [4]. Для нас представляет интерес категория темпоральности (временное пространство) с когнитивной точки зрения.

Темпоральность - это информационно-смысловой блок, который отражает восприятие и осмысление человеком обозначаемых ситуаций, событий и их элементов по отношению к определенной точке отсчета. Время представляет собой разветвленную сложную систему концептов, которая широко представлена в сфере бытия. В этом блоке выделяются прежде всего универсальные отрезки времени, периоды жизни, которые характеризуют бытие индивида.

Актуализация функционально-когнитивной сферы «Временное пространство» производится в смысловой структуре многозначного существительного время. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано четыре значения, или лексико-семантических варианта: 1) филос. основная форма существования бесконечно развивающейся материи: Вне пространства и времени нет движения материи; 2) отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет и т.п.: Отрезок времени. Уделять много времени учебе; 3) период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.): Военное время. Былые времена; 4) грамм. Категория глагола, относящая действие посредством специальных форм в план настоящего, прошлого или будущего: Настоящее, прошедшее, будущее время [3].

Однако данная система описания лексического значения многозначного существительного время в словаре не отражает все аспекты сложной лексической единицы и её иерархической организации. К тому же различный характер связи между разными значениями слова и не может быть полностью выявлен, когда значения даются в виде выстроенных в один ряд, как бы одинаково равноправных и самостоятельных единиц.

Время издавна привлекало внимание человека прежде всего потому, что оно определило собой те границы, в которых развертывалась человеческая жизнь. В связи с этим в функционально-когнитивной сфере темпоральности следует выделить информационно-смысловые блоки: общее понятие времени, ситуативное время, время жизни человека.

Рассмотрим каждый информационно-смысловой блок отдельно.

Первый семантический блок «общее понятие времени» в функционально-когнитивном словаре [5] представлен характеристикой времени по отношению к месту его проявления. В качестве конкретизатора выступают имена прилагательные: местное, московское, среднеевропейское время. Словосочетание местное время содержит семантический компонент, «относящийся только к определенной местности, не общий»: Часы показывают местное время. В данной парадигматической группе в русском языке можно зафиксировать оппозицию «местное время - московское время», выступающую как часть к целому. Более того, семантическим конкретизатором словосочетания московское время выступает объект куранты, представляющий собой башенные центральные часы с музыкальным механизмом, показывающие точное время по всей стране. В анализируемой ситуации темпоральный аспект, представляющий общее понятие времени, взаимодействует с локальным аспектом, так как временные отношения характерны на конкретной территории.

Время воспринимается как постоянно изменяющаяся, динамическая категория: Время идет (быстро, медленно), летит, тянется (долго), как будто остановилось. Время образует развернутый фрейм интерпретации: время можно беречь, экономить; выбрать, выделить, выкроить, не находить времени; использовать, терять, тратить, упустить время, назначить время, выиграть время, отнимать у кого-либо время, располагать, дорожить временем, время терпит, время не терпит.

Один из лексико-семантических вариантов лексемы время, указывающий на продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами, находит выражение в конструкциях: Сколько времени? Который час?

Семантическую оппозицию представляет парадигма тянуть время - убить время. В смысловой структуре сочетания тянуть время представлен семантический компонент «медленно делать что-нибудь», а в семантической структуре сочетания убить время зафиксировано значение «потратить, израсходовать непроизводительно»: «Опасную игру затеял, время тянет», - туго провернул Ной (А. Черкасов, П. Москвитина); Пауль слонялся из угла в угол, перебирался из отеля в отель, пытался убить время (Э. Ремарк).

Характеризуя информационно-смысловой блок «общее понятие времени», следует указать на различные аспекты его конкретизации: время утреннее, дневное, вечернее, ночное, раннее, позднее, летнее, осеннее, зимнее, весеннее, дождливое, холодное, сухое, теплое.

Сфера темпоральности тесно связана с функционально-семантической сферой деятельности, в которой фиксируются «рабочие отрезки» времени: рабочий день, рабочая неделя, нерабочий день; час академический, часы учебные, обеденные; текущий год, урожайный, календарный, отчетный, финансовый. Функциональный потенциал существительного время увеличивается за счет таких лексических единиц, как декада, месяц, квартал, четверть, семестр, сезон. Кроме того, в информационно-смысловой сфере «деятельность» следует выделить лексическую группу, представляющую специализированные временные отрезки: смена, вахта, дежурство; лекция, урок; сессия; период (матча), матч, партия; тайм, сет, гейм.

В семантическом блоке «общее понятие время» универсальными являются единицы измерения времени, передающие календарно-хронологические отрезки бытия и формирующие когнитивную модель цикличности времени: год, месяц, неделя, сутки, день, час, минута; наименование месяцев, дней недели. В языке находят отражение более объёмные и незначительные и в то же время неопределённые отрезки времени. Ср.: эпоха (перестройки), период (реформ), эра (космонавтики), век (атома); миг, мгновение, момент, секунда.

Таким образом, функционально-когнитивная зона «общее понятие времени» представляет собой следующие информационно-смысловые комплексы: единицы измерения времени, времена года, отрезки времени.

С точки зрения когнитивного содержания второй семантический блок «ситуативное время» представляет собой иерархическое строение и состоит из отдельных информационно-смысловых комплексов: настоящее, прошлое, будущее; длительность; последовательность; регулярность.

В таксономический ряд, объединенный семантическими конкретизаторами «предшествование; теперешний, происходящий в данный момент время; предстоящий», входят лексемы прошлое, настоящее, будущее. Ср.: Тут я спохватился, что слишком любезно слушаю это привидение из моей прошлой жизни (В. Набоков); Человек живёт, преимущественно ориентируясь или на уколы совести, или на логику выгоды. Уколы совести, бесспорно, тормозят жизнь, заставляют отступать, делать зигзаги на жизненной дороге, но это настоящая жизнь, без обмана и самообмана, где тише едешь - дальше будешь (Ф. Искандер); За своё будущее он был вполне спокоен: уж если какая-нибудь из этих девиц выходила замуж, то на такую можно положиться. Из них выходили верные спутницы жизни (Э. Ремарк). Каждая названная выше лексема может расширять свою сферу употребления за счет различных лексико-семантических вариантов и сочетаемостных возможностей, что позволяет говорить об объёмных информационно-смысловых структурах.

Третий семантический блок «Время жизни человека» включает возраст, возрастные группы, периоды жизни, поколения, продолжительность жизни, конец жизни. В представленном семантическом блоке необходимо выделить следующие ряды слов:

1) слова, обозначающие «нормативные циклы жизни человека»: детство (далёкое), отрочество, юность, молодость (ранняя), старость;

2) лексико-семантическую группу, обозначающую фазы «жизни»: на закате лет, на склоне лет, начало, конец, середина жизни;

3) временной план реализуется в лексико-семантической группе имён, обозначающих возраст человека: дети//взрослые; ребёнок (грудной, двухмесячный, годовалый и т.д.); мальчик, девочка; подросток; юноша, девушка; мужчина, женщина; старик (глубокий, древний, дряхлый), старуха; человек молодой, немолодой, взрослый, пожилой, средних лет, старый-престарый; возраст - грудной, младенческий, ранний, детский, юный, юношеский, молодой, зрелый; поколение (молодое, старшее).

Ключевым репрезентантом в семантическом блоке «Время жизни человека» выступает лексема возраст, позволяющая выстроить иерархию лексико-семантических вариантов, производящих следующие наименования: 1. Период, ступень в развитии, росте кого-чего-нибудь. Возраст человека, животного, растения. Возраст Земли. Младенческий возраст. Зрелый возраст. Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитого времени, лет. Ребенок в возрасте шести лет.

В качестве конкретизатора функционально-когнитивной сферы «возрастные группы» может выступать лексема тинейджер, содержащая семантический компонент «подросток (мальчик и девочка) в переходном возрасте». Ср.: Сразу несколько массовых драк с участием подростков произошло в минувшие выходные в столице. Как ни странно, конфликты не были связаны с последним звонком: просто тинейджеры не знали, куда направить хлеставшую через край энергию (газета «Комсомольская правда»).

Таким образом, в языке образуется цепочка наименований, последовательно характеризующих переход от одного типа значений к другому и обогащающему информационно-смысловой блок «возрастные группы»: мальчик, девочка, подросток, тинейджер.

Важно отметить, что функционально-когнитивная сфера «временное пространство» приобретает эмоционально-оценочное значение. Любое высказывание содержит в себе информацию о каких-либо событиях, фактах и выражает определенную позицию по отношению к данной информации. Говорящий субъект неизбежно вкладывает в высказывание свою оценку, эмоции, волю. Способность лексических значений слов передавать эмоционально-экспрессивную окраску сопряжена с тем, что помимо номинативно-классифицирующей деятельности сознания, обслуживающей познавательные потребности человека, для него столь же естественно реагировать на мир эмоционально. Коннотативная функция передает отношение говорящего к обозначаемым предметам, явлениям, к ситуации или к собеседнику. Это может быть пренебрежительное, ласкательное, уничижительно-презрительное, ироничное, шутливое отношение к предмету речи. Выражение чувств и интенций субъекта осуществляется такими существительными, как паренек, парнишка, хлопец, хлопчик; девица, барышня, мадемуазель, деваха, девка.

В силу действия интерпретирующей функции языка оценку бытия человека с точки зрения его возраста могут также выражать такие существительные, как старуха, старушка, старушенция, бабушка, бабка, бабуся, карга, старая хрычовка; старичок, старикан, дедок, старикашка, старпер, развалина.

Выражение макроконцепта «Жизнь человека», характеризующее временное пространство, в языке возможно также средствами фразеологии. Фразеологизмы дополняют номинативный инвентарь языка недостающими оценочно-экспрессивными средствами. Фразеологические единицы, объективирующие концепт время, возникли из повседневного опыта людей как некое обобщение. Они описывают такие стороны, аспекты обозначаемых явлений, событий, реалий, которые остаются не зафиксированными в основных номинативных единицах языка. В начале XXI века большую самостоятельность приобретают такие устойчивые выражения, как баловень семьи, потерянное поколение, золотая молодежь, прекрасная половина человечества и др.

Таким образом, функционально-когнитивная сфера «Временное пространство» в макроконцепте «Жизнь человека» представляет собой сложную разветвленную систему, и все предложенные подходы объединяют стремление отразить различные аспекты понимания данной сферы, касающейся разных связей в картине мира. С этих позиций материальная составляющая человека определяется как целостность, самая важная для восприятия мира человеком в соответствии с его чувственным опытом.

Итак, можно надеяться, что намеченные пути динамического описания временных отношений будут способствовать составлению макроконцепта «Жизнь человека», различные аспекты которого найдут отражения в функционально-когнитивном словаре - идеографическом словаре активного типа.

Рецензенты:

Пятаева Н.В., д.ф.н., профессор, профессор Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Сыров И.А., д.ф.н., профессор, заместитель директора по учебной работе Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.