Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE CURRENT STATE OF DISTANCE EDUCATION IN THE RUSSIAN HIGH SCHOOL

Goreva O.M. 1 Osipova L.B. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
Современная система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. Подобные процессы характерны и для отечественной системы образования. Сочетание мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, привело к формированию дистанционного образования. Дистанционное образование – менее затратная система получения знаний, необходимых специалисту. В связи с этим возникает необходимость разработки инновационных дистанционных образовательных моделей высшего образования с учетом возможностей и рисков глобализационного расширения мирового образовательного пространства, потенциала современных информационно-коммуникационных технологий и текущих потребностей российских университетов.
The modern system of higher education has a fundamental scientific base, which allows the graduate to prepare a fully developed, but which came the era of information and globalization in education require modernization, new approaches to the organization of the high school. Similar processes are also characteristic of the national education system. The combination of powerful and affordable information technology, computerization of the population led to the emergence of new specific technologies in education led to the formation of distance education. Distance education is less expensive system of acquiring knowledge necessary specialists. In this connection it is necessary to develop innovative distance education model of higher education in view of the opportunities and risks of globalization expand global educational space, the potential of modern information and communication technologies and the current needs of the Russian universities.
globalization processes
the education system
modernization of education
education
distance education
distance learning and information technologies

Российская система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. Современные исследователи неоднозначно трактуют определение «модернизация образования». Так, Э.Д. Днепров понимает под модернизацией образования «комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования» [6].

В свою очередь, М.В. Богуславский полагает, что модернизация образования – это «процесс формирования в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между обществом и государством, развивая новый демократический тип взаимодействия в сфере образования» [2, с.10]. В.С. Аванесов дает более лаконичное определение модернизации образования, считая, что она представляет собой деятельность, направленную на «приведение сферы образования к современным требованиям личности, граждан, общества и государства» [1]. Таким образом, характер развития института образования должен быть максимально инновационным, что в значительной степени обуславливается тем, что он остается базовым инструментом для трансляции знаний в различные сферы человеческой деятельности.

Сочетание мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения развитых и развивающихся стран обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на расстоянии от основного вуза, что в результате привело к формированию дистанционного образования. Дистанционное образование является предметом активной научной дискуссии [4]. В Российской Федерации оно начинает приобретать официальный статус с начала 1990-х гг.

В 1995 году была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» для повышения доступности и качества учебных программ и обусловленная «высокой социальной значимостью дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей» [8, с.4]. В действующем Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присутствует определение «электронное обучение», которое не в полной мере является синонимом дистанционного обучения (и тем более дистанционного образования) [12]. Для дистанционного обучения принципиально не важно, каким образом образовательные материалы будут доставляться от вуза к студенту. Электронное обучение подразумевает доставку всего образовательного материала в электронном виде с использованием компьютерных сетей (прежде всего глобальной сети Интернет). Следовательно, дистанционное обучение может использовать электронное обучение для достижения поставленных целей, а может и не использовать.

В.Г. Домрачеев понимает дистанционное обучение как «новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [7, с.11]. Е.С. Полат полагает, что «дистанционное обучение – это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций)» [9]. Так, А.Н. Тихонов определяет дистанционное обучение как «важное направление поддержки потенциала высшей школы. Роль и значение дистанционного обучения заключается в том, что оно предоставляет возможность получения широкими слоями населения России качественного и мобильного образования» [11, с.51]. По мнению авторов, приведенные определения понятия «дистанционное обучение» не раскрывают его сущность в полной мере, страдают односторонностью подхода.

Наиболее полное определение категории «дистанционное обучение» определяют исследователи Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, утверждая, что «дистанционное обучение – это «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [10].

Представляется важным охарактеризовать учебные формы дистанционного обучения. Лекции в дистанционном обучении могут проводиться в реальном и нереальном времени, для групп студентов и индивидуально. Для групповых лекций может применяться телевидение, которое является основой для телеобучения. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий. Лекции, применяемые в дистанционном обучении, облегчают процесс усвоения материала, поскольку позволяют транслировать студенту мультимедийную информацию (видео, фото, презентации). В дистанционном обучении используются «электронные семинары» или «вебинары», проводящиеся в режиме реального времени, позволяющие обеспечить максимально полное взаимодействие между преподавателем и студентом. Подобное взаимодействие усиливается благодаря возможности обмениваться не только текстовыми, но и голосовыми сообщениями, а также характеризуется возможностью передачи файлов. Традиционные консультации служат для оказания помощи студентам при выполнении самостоятельной работы [5]. Данная форма активно применяется в процессе дистанционного обучения при помощи средств электронной почты, телефона (особенно актуальна IP-телефония), видеоконференций и т.д. В системе дистанционного обучения получили распространение виртуальные лабораторные работы, доступ к которым осуществляется через компьютерные сети. Следует отметить, что разработка подобных виртуальных лабораторных работ требует значительных финансовых затрат на первоначальном этапе, и особенно это актуально для технических специальностей. Самостоятельная работа студентов приобретает особую важность в системе дистанционного обучения, а их консультирование может осуществляться с применением сети Интернет как в текстовых режимах (чат, форум), так и при помощи видеосвязи (Skype, видеоконференции) [11]. Таким образом, в силу специфичности образовательной среды, дистанционное обучение имеет свои особенности, позволяющие студентам получать знания на расстоянии в любое удобное для них время. Как видим, наиболее адекватными технологиями в условиях модернизации высшей школы являются электронные образовательные среды, функционирующие в сети Интернет, поскольку они обладают уникальными характеристиками.

Для выявления основных факторов, влияющих на эффективность развития дистанционного образования в высшей школе, был проведен экспертный опрос. Отбор экспертов для участия в опросе проходил по принципу их непосредственной включенности в процесс развития дистанционного образования в высшем учебном заведении на руководящей должности. Всего было опрошено 90 экспертов, их средний возраст составляет 48 лет. По половому признаку среди экспертов преобладают мужчины (55,6 %), все эксперты имеют научные степени (кандидата или доктора наук).

В ходе анализа полученных результатов исследования стало очевидно, что все опрошенные эксперты отмечают важность технологий дистанционного обучения в вузе, в том числе 77,7 % считают, что оно имеет высокую значимость уже сегодня, а 22,3 % говорят о росте значимости дистанционных технологий обучения уже в скором будущем. Оценивая важность технологий дистанционного обучения на современном этапе развития высшего образования, эксперты отмечают, что «данные технологии важны, поскольку расширяют границы образовательного взаимодействия»; «важны, поскольку дают возможность обучаться вне зависимости от расположения вуза и занятости обучающегося»; «дают больше возможностей для вузов в условиях глобализации».

Эксперты, считающие, что технологии дистанционного обучения будут важны в будущем, обосновали свой ответ следующим образом: «сейчас информационная инфраструктура систем дистанционного обучения в университетах не достаточно развита, хотя спрос на дистанционные образовательные услуги возрастает с каждым годом».

Рис. 1. Важность дистанционного обучения для современных вузов

Так, 61,1 % экспертов полагают, что программы дистанционного обучения в высших учебных заведениях востребованы уже сейчас, еще 33,3 % респондентов считают, что подобные программы будут востребованы в ближайшие годы (рис. 2).

Рис. 2. Востребованность программ дистанционного обучения в современных университетах

Большая часть экспертов (88,8 % опрошенных) полагают, что в их вузах идет первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс и лишь 11,2 % респондентов отметили, что в их высших учебных заведениях технологии дистанционного обучения студентов находятся на высоком уровне (рис. 3).

Рис. 3. Уровень внедрения технологий дистанционного обучения в вузах

Низкий уровень внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университетах объясняется тем, что руководители вузов лишь недавно осознали всю важность дистанционного обучения студентов для роста экономических показателей и уровня конкурентоспособности высших учебных заведений.

Несмотря на понимание важности дистанционного обучения для сохранения конкурентных преимуществ вузов в условиях модернизации системы образования, преподаватели университетов достаточно настороженно относятся к перспективам преподавания дистанционным студентам (так считают 50 % экспертов, рис. 4).

Рис. 4. Готовность преподавателей вузов к обучению дистанционных студентов

Авторы считают, что подобный ответ экспертов прямо пропорционально зависит от текущего уровня развития технологий и общего состояния дистанционного обучения в университетах, поэтому значительное количество настороженно относящихся к дистанционному преподаванию сотрудников вузов свидетельствует о начальном этапе внедрения технологий дистанционного обучения в образовательную деятельность высших учебных заведений. Одновременно, результаты экспертного опроса показывают, что 16,7 % опрошенных экспертов полагают, что преподаватели их вузов не готовы к дистанционному преподаванию. Таким образом, полученные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в основном вузы осознают трудности преподавателей при внедрении технологий дистанционного обучения в образовательный процесс. В то же время они нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого образовательного процесса и готовы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студентов.

Итак, эксперты отмечают важность дистанционного обучения для повышения конкурентоспособности вузов в условиях глобализационных процессов, и университеты готовы развивать технологии дистанционного обучения. Однако  важно определить мнение экспертов о тех факторах, которые на их взгляд замедляют процесс внедрения дистанционного обучения. Результаты высказанного экспертами мнения таковы:

- высока стоимость разработки, внедрения и поддержки систем дистанционного обучения. При этом считают, что их использование позволит высшим учебным заведениям обучать большее количество студентов с меньшими издержками и в перспективе можно будет говорить о высокой окупаемости затрат на внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс;

- отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения в учебный процесс дистанционного обучения. Учитывая тот факт, что 88,8  % опрошенных экспертов отмечают только первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательную деятельность университетов, то определение временного отсутствия технической поддержки и основы дистанционного обучения в качестве ведущего фактора сдерживания развития данных технологий в вузах совершенно объективно;

- отсутствие специально подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей. Однако, учитывая готовность вузов осуществлять обучение преподавателей для работы с удаленными студентами, негативное влияние данного фактора в ближайшем будущем может быть снижено или полностью устранено;

- отсутствие в вузах полноценных электронных курсов дистанционного обучения. В настоящее время разработка качественных электронных курсов является одним из наиболее востребованных направлений на рынке образовательных услуг, учебные заведения имеют возможность заказывать готовые курсы у сторонних разработчиков. Заказ электронных курсов у профессиональных разработчиков позволит сэкономить время в процессе внедрения дистанционного обучения в вузе, что немаловажно в условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг;

- низкий уровень качества дистанционного обучения. Авторы считают, что проблема обеспечения качества дистанционного обучения является одним из важнейших условий для его успешного внедрения в образовательный процесс.

Следовательно, мнение экспертов о влиянии пяти отмеченных факторов, сдерживающих развитие дистанционного обучения в высшей школе, объективно, поскольку от их успешного преодоления зависит в первую очередь распространение современных образовательных технологий в российских университетах.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень.