Процесс формирования личностной системы ценностей и, соответственно, ценностных ориентаций молодежи происходит в результате воздействия на личность различных факторов, среди которых наиболее значимыми являются семья, образовательные структуры, средства массовой информации [3]. Предпринимаемые в России попытки кардинального изменения всей системы общественных отношений порождают множество противоречий, негативно сказывающихся на формировании подрастающего поколения. Разрушение прежних идеалов привело к дезинтеграции общества, ослаблению механизма саморегуляции поведения человека. Изменение роли и значения различных социальных институтов, появление новых структур и модернизация прежних, криминализация всех сфер жизни, резкая социально-экономическая дифференциация социальных групп, появление асоциальных лидеров и кумиров, новых личностных образцов для подражания – все это порождает социальное напряжение, неопределенность, амбивалентность ценностей общества, отражаясь на системе ценностей молодежи.
Понятие «ценность» является предметом научного дискурса со времен античности. В науке представлен широкий спектр различных толкований понятия «ценности», на основе анализа которых в процессе исследования была сформулирована трактовка содержания, сущности и направленности ценностей такой социально-демографической группы, как молодежь, определена роль духовно-нравственных ценностей в жизни общества, личности и рассматриваемой социальной группы как важнейшего регулятора их поведения и деятельности [8].
По этому поводу Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин справедливо утверждали, что «любое общество цементируется на базе общепринятых ценностных ориентиров, переходящих из поколения в поколение по всем сферам общественной жизни, в том числе по формам устройства государства и экономической системы, духовной культуры и социальной системы» [7]. Именно это объясняет распространение идеи патриотизма, являющейся стрежнем социальной самоидентификации человека, определения его принадлежности к типу культуры, системе ценностей, осознания и отличия своего «Я» от других [8].
Н.И. Лапин писал: «Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая важнейшим мотивом социального действия и поведения индивидов» [5].
В процессе теоретических и эмпирических исследований В.Т. Лисовский неоднократно подвергал детальному и глубокому изучению систему ценностей. По его мнению, ее основу составляют «сквозные ценности». К ним справедливо относятся трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие [6]. Фундаментальными являются ценности, присущие практически любой сфере деятельности. Ценности никогда не выступают разрозненно, они всегда оформляются в некоторую целостную систему, которая является основой регулирования поведения личности, группы, общества, в том числе и молодежи [11].
Полное определение молодежи было дано И.С. Коном, который определил ее как социально-демографическую группу, отличающуюся от других элементов социальной структуры возрастными характеристиками, особенностями социального положения и в соответствии с этим конкретными присущими ей социально-психологическими свойствами [10, с. 33]. Одновременно С.Н. Иконникова говорит о молодежи как общественной группе, отмечая, что «исследование процесса становления молодого поколения как субъекта социальной жизни, его положения и роли в обществе, функций и сферы деятельности, особенности сознания и поведения важно для общества» [4, с. 13].
В настоящее время молодежь, переживая глубокий кризис ценностей, остро нуждается в новой социальной философии и идеологии, которая бы объяснила ей смысл происходящих перемен. Она все более отчуждается от общества и пытается приспособиться к текущей ситуации материально, а не духовно.
Уместно привести высказывание В.А. Василенко, который по этому поводу писал: «…основным содержанием ценностных ориентаций личности выступают политические, мировоззренческие, нравственные принципы поведения. …Специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяются не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта личности» [2]. В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы ценностных ориентаций молодежи, осмысление набора ценностей, так как именно система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной концепции. Мировоззренческие ценности молодежи представляют собой понимание сущности развития общества и природы мира в целом и своего места в мире, т.е. являются сущностным аспектом гражданских ценностей [1].
Таблица 1
Мнение молодежи о наличии проблем в современной России, в % (3 варианта ответов)
ПРОБЛЕМЫ |
г. Тюмень |
ХМАО |
ЯНАО |
Коррупция во властных структурах |
37 |
27 |
23 |
Рост преступности |
56 |
49 |
44 |
Межнациональная напряженность |
18 |
27 |
23 |
Культурный кризис |
27 |
23 |
18 |
Экологическая ситуация |
33 |
49 |
43 |
Социальное «расслоение» общества |
17 |
11 |
13 |
Инфляция, рост цен |
42 |
52 |
54 |
Безработица |
35 |
29 |
21 |
Агрессия из-за рубежа (НАТО) |
36 |
41 |
32 |
Терроризм |
35 |
29 |
27 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
1 |
1 |
Надо отметить, что молодые россияне больше других категорий населения подвержены влиянию общественно-политической и социально-экономической ситуации.
По результатам опроса, представленным в таблице 1, повышенное внимание уделено наличию таких проблем, как коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, безработица, международный терроризм, рост цен и агрессия из-за рубежа. При этом следует отметить, что респонденты при оценке собственных ценностных суждений о различных проблемах общества часто руководствуются мнением родителей и преподавателей, подачей информации СМИ [9].
Важным показателем гражданской зрелости подростков является степень доверия органам власти. Анализ ответов респондентов выявил большее доверие региональным и муниципальным органам власти по сравнению с центральными органами власти. Высока степень доверия к Президенту России (57%), Правительству РФ (43%), Государственной Думе (32%).
На вопрос: «Какие проблемы были бы Вами озвучены при встрече с Президентом В.В. Путиным?» ответы следующие: проблемы трудоустройства и занятости молодежи (24%), рост преступности (22%), размеры заработной платы родителей (18%), качество образования (26%), соблюдение прав (11%), экологический кризис (17%), культурный кризис (8%).
Настораживающим фактом является то, что три четверти опрошенных не доверяют работникам правоохранительных органов.
Гордость за сегодняшнее место России в мировом сообществе или за успехи в демократических преобразованиях испытывает треть респондентов, примерно столько же молодых людей гордятся мощью Вооруженных Сил РФ. Настораживающим фактором является то, что 7% мечтают покинуть пределы страны.
Рис. 1. Отношение респондентов к своей стране, в %
На вопрос: «Каким Вы видите будущее России?» респонденты ответили: высокоразвитой державой мира — 24%; страной со средним уровнем развития — 30%; отсталой страной — 11%; затруднились с ответом — 35% (рис. 2).
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Каким Вы видите будущее России?», в %
Прямым подтверждением приведенных выше слов служат ответы и на вопрос: «С каким чувством вы смотрите в будущее?» С чувством надежды и оптимизмом смотрят в будущее 57% респондентов; спокойно, хотя особых перемен для себя не ждут, –21%; с тревогой и неуверенностью – 13%; со страхом – 3%, другие ответы – 6%. Таким образом, почти 80% респондентов с надеждой верят в судьбу [9].
В системе ценностей молодежи значительное место занимают предоставленные им права. Наиболее значимыми для респондентов оказались право на жизнь (34%), право на образование (28%), право на отдых (21%). Наименее популярными среди молодежи оказались: право на пользование достижениями культуры (15%); свобода собраний, митингов, демонстраций (3,1%).
Рис. 3. Мнение респондентов о приоритетных личностных качествах, в %
По результатам, представленным на рисунке 3, можно сделать вывод, что заметно возросло желание быть человеком деловым (24%), обладать высоким интеллектом (31%), иметь сильный характер (37%).
Одновременно был проведен экспертный опрос родителей и преподавателей. Перед экспертами был поставлен вопрос: «Какие качества следует прежде всего формировать у детей, чтобы им легче жилось в будущем в современных условиях?» Предлагалось выбрать 4 позиции.
Рис. 4. Мнения экспертов о желаемых характеристиках качеств молодежи, в %
Судя по результатам опроса экспертов, молодой человек представляется им культурным (67,2% / 58,2%), образованным (87,1% / 62,3%), честным (48,2% / 49,9%), инициативным (44,2% / 46,2%), отзывчивым (38,1% / 35,5%), общительным человеком (34,2% / 29,4%). (*Примечание: в числителе указаны ответы преподавателей, в знаменателе – родителей). Автор подчеркивает, что эксперты значительное внимание обращают на формирование таких качеств молодого человека, которые нужны им для полноценного общения и взаимодействия с другими людьми, т.е. на развитие в подрастающей личности ее коммуникативных качеств.
На вопрос: «Имеете ли Вы идеалы и цели в жизни?» 43% опрошенных ответили, что имеют и стремятся к ним; 28,1% — имеют только как ориентиры в жизни; 12,9% — не имеют, поскольку идеалов сегодня нет; 9,1% — не имеют, поскольку они не сформированы; 6,9% — затруднились ответить. Выбор жизненных ценностей молодыми людьми детерминирован общечеловеческими ориентациями и потребностями — отсюда ценность образования (45%), профессии (42%), семьи (38%), здоровья (34%). Именно в период студенчества формируются основные жизненные приоритеты и ценностные ориентации, осуществляется социальный и профессиональный выбор, предпринимаются попытки жизненного самоопределения.
Таким образом, в формировании интеллектуальной, творческой и нравственной личности с учетом происходящих общественных трансформационных процессов необходимо наличие четко продуманной социально и личностно значимой программы поэтапного развития молодого человека. Однако лишь только при соответствующей готовности педагогического коллектива к ее реализации возможно решение этой сложной, но очень важной задачи как для конкретной личности, так и общества в целом.
Рецензенты:
Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.