Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREPARING STUDENTS Of THE PEDAGOGIKAL UNIVERSITY STUDENTS FOR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Petrukhina O.A. 1 Fetter I.V. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article is devoted to the pedagogical understanding of the students professional training problem for spiritual and moral education of children and youth. The components of the preparation of future teachers are taken into consideration. The interrelation of value-motivational, meaningful and active components of professional and pedagogical training has been revealed. The value-motivational training component is correlated with the requirements of the strategic documents in the field of education. Meaningful opportunities of the discipline Pedagogy are revealed. The criteria and performance indicators of the teacher’s activity on the broadcasting of the educational content of the discipline Pedagogy as a component of preparing students for moral and spiritual upbringing are determined. The activity component of preparation is revealed in the unity of teaching and educational activities at the University. Space of the students professional education is shown through modern forms of organization of spiritual and moral education. The organization experience of the students creative works content "Spiritual-moral education: a look into the future" is presented.
organization forms of spiritual and moral education.
professional training
vocational education
moral education
spiritual education

В современной социально-культурной  ситуации интерес к разработке проблем воспитания в условиях  значимых изменений, которые происходят в российском обществе, приобретает особенно значение. Эти изменения  обусловили появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений и методов современного воспитания детей и молодежи. Реализация  духовно-нравственного воспитания, как ориентир современной системы образования, является достаточно сложной задачей для педагогических коллективов и, несомненно, нуждается в научном обосновании, а также в методическом и технологическом сопровождении. В связи с этим актуализируется необходимостьспециальной подготовки студентовпедагогических вузов к решению задач духовно-нравственного воспитания различных категорий обучающихся.

Анализ современной философской, культурологической и психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «духовность» рассматривается в связи с внутренним состоянием личности, мировоззрением и иерархией ценностей человека, идеологическими и нравственными установками, ориентированностью личности на деятельность во благо общества, поиском нравственных абсолютов и смысла жизни, религиозной и светской верой, достижением социально-значимых целей. Безусловно, в феномене «духовности» заключается высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, ориентированной на базовые человеческие ценности.

Современный педагогический словарь определяет духовное воспитание как формирование ценностного отношения человека к жизни, обеспечивающего его устойчивое и гармоническое развитие. «Нравственное воспитание - это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения»[3, с.23].

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» духовно-нравственное воспитание понимается как «педагогически организованный процесс усвоенияи принятия обучающимся базовых национальных ценностей,имеющих иерархическую структуру и сложную организацию»[4].

Ориентация на решение проблем духовно-нравственного воспитания  детей и молодежи присутствует во всех стратегических документах системы образования. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из приоритетов государственной политики определяется   «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России»[10].

ФГОС  общего образования в рамках структуры Основной образовательной программысодержит требования к содержанию Программы духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся. Эти документы являются ориентирами в  подготовке будущих педагогов кобеспечению духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Историко-педагогический анализ и исследование современных подходов в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи осуществлено в работах  Пашкова С.В.[7], Янушкявичене О.Л. [12]и др.Необходимо отметить, что авторы рассматривают проблемы воспитания духовно-нравственной сферы  подрастающих поколений с позиции  не только светской, но и христианской педагогики.

Широкий спектр профессиональных задач учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников  в учебной и внеурочной деятельности отражен  в диссертацияхИлакавичус М. Р.[2],Петраковой Т. И.[8]и др.

Поиск решения проблемы духовно-нравственного развития студентов вузов предпринят в диссертационных исследованияхМихалец И.В.[5], Нестерова А.К.[6] и др. Очевидно, что без внимания к  личностному развитию будущих педагогов  невозможна реализация задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Вопросам подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников посвящены диссертационные исследования Горбачевой Т.М.[1], Шитяковой Н.П.[11] и др.

Как показывает анализ литературы, подготовка студентов в области духовно-нравственного воспитания школьников возможна при условии создания в вузе ценностного и культуротворческого пространства профессионального воспитания  будущих педагогов, которое необходимо для формированияпрофессиональных и личностных качеств,навыков,способовдеятельности,  профессиональной культурычеловека, как  основыдлярешения актуальных социально-профессиональныхзадач.В этом случае в процессе профессиональной подготовки происходит обогащение личностного опыта, который благодаря совместной деятельности преподавателя и студента  становится инструментом будущей профессиональной деятельности.

Подготовка студентов к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников может быть представлена через организационно-содержательные ресурсы дисциплины Педагогика. Сквозной  и интегрированный характер разделов дисциплины и  практики в формате профессионального воспитания на протяжении всего периода обучения  позволяют обеспечить готовностьстудентов к обозначенной деятельности.

Анализ педагогических исследований по проблеме подготовки студентов в сфере духовно-нравственного воспитанияобучающихся позволяет представить подготовку студентов к профессиональной деятельности в единстве ценностно-мотивационного, содержательного и  деятельностного компонентов.

Ценностно-мотивационныйкомпонентподготовки  студентов педагогического вуза объединяет систему базовых национальных, профессиональных и личностных ценностей.В соответствии с требованиями ФГОС школы и «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»в основания профессиональной деятельности будущих педагогов должны быть положеныбазовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья,труд и творчество, наука,традиционные российские религии,искусство и литература, природа  и человечество. Цель современного отечественного образования  формулируется как «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»[4].В документах определяющим аспектом духовно-нравственного воспитания школьников является единство задач личностного развития и задач, реализуемых в сфере  общественных и государственных отношений.

Таким образом, обозначенные ценности, цели и  задачи духовно-нравственного воспитания школьников  становятся не только учебным материалом по дисциплине Педагогика, но и ценностными ориентирами профессионального воспитания студентов.При этом ценностно-мотивационный компонент подготовки студентов обеспечиваетсяосвоением профессиональных и базовых ценностей отечественного образования в условиях ценностной среды вуза(факультета).

Исходя из поставленной задачи,  проектирование содержания учебной программы по Педагогике предполагает ориентацию, с одной стороны, на общественно-государственный заказ в сфере воспитания детей, с другой стороны, на требования ФГОС общего образования.

В результате анализа содержанияучебной программы Педагогика были определены ключевые темы разделов дисциплины, предоставляющие возможности  подготовки студентов бакалавриатак реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Раздел 1.Введение в педагогическую науку и деятельность. Требования  к  личностипедагога.Профессиональные ценности педагога. Профессиональная компетентность педагога. Общая и профессиональная культура педагога.Типология профессиональных позиций педагога. Характер и стиль  педагогической деятельности. Педагогическое общение. Образование как ценность. Философские основания педагогики. Общечеловеческие ценности.

Раздел 2.История и теория образования.Содержание образования. Личностно ориентированное образование. Сотрудничество в обучении. Сущность воспитания. Гуманистическое воспитание. Детская, подростковая и юношеская субкультура. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения и толерантности. Гражданское воспитание.

Раздел 3.Практика современного  образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие в условиях поликультурного, полиэтнического общества. Проектирование социального партнерства в образовательном процессе. Педагогическое целеполагание.  Внеурочная деятельность в современной школе. Личностно-ориентированные технологии. Педагогическое сопровождение и поддержка.

Содержательная подготовка студентов предполагает обязательное изучение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, а также анализ лучших проектов и программ в области духовно-нравственного воспитания региона и страны.

Для достиженияпреемственности ценностно-мотивационного и содержательного компонентовучебной программы педагогу необходимо обратить внимание на ценностное расширение содержания дисциплины  через создание ситуаций: познания самого себя; осознания профессиональной миссии; ценностного диалога; обучения верному жизненному выбору; формирования оптимистического мировосприятия; активного погружения в ценностную среду факультета (вуза); удовлетворения потребностей в признании, успехе, самореализации, общении, понимании.

В качестве критериев и показателей качества  деятельности педагога
по трансляции содержания образования дисциплины Педагогика как компонента подготовки студентов  к духовно-нравственному воспитанию могут быть использованы:

  • критерий субъектности (понимание и трансляция сущности и содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся, умение связывать содержание дисциплины с личностными ценностями студентов, использование содержания дисциплины как стимула для творческой деятельности студентов);
  • критерий открытости (представление содержания дисциплины как «открытия», использование учебных материалов для развития критического мышления, проблемностьпредлагаемого содержания);
  • критерий дополнительности (включение «обыденного» в понимание категориально-понятийного аппарата теории духовно-нравственного воспитания, использование различных подходов к трансляции теории и практики духовно-нравственного воспитания школьников, экспертные основания оценки результативности духовно-нравственного воспитания).

Интеграция содержательной и деятельностной составляющих подготовки студентов осуществляется через  применение в процессе освоения дисциплины гуманитарных икомпетентностно-ориентированных образовательных технологий.

Деятельностный компонент подготовки студентов включает  выполнение практико-ориентированных заданий,учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, программу инструктивно-методического лагеря «Я- классный руководитель», пространство учебной и производственной практики, систему воспитательной работы в вузе.  Именно воспитательная работа во всем многообразии ее направлений и форм сейчас становится мощнейшим ресурсом подготовки будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания.

Определяющим условием профессионального становления студентов становятся  интерактивные формы профессионального воспитания. Так, за последние годы в Омском государственном педагогическом университете импульс к развитию получили волонтерские отряды,проекты («Профессиональная преемственность», «Технология добра», «Театральный проект», «ОмГПУ - территория инициативной молодежи», «Знаю, где работать»),студенческие клубы («Пресс-центр», «Альянс», «Мой выбор»),исследовательская и поисковая работа студентов в фондах музея ОмГПУ,фестивалинациональных культур, студенческие конкурсы и  др.

Как показывает практика, одной из наиболее результативных форм профессионального воспитания студентов является конкурс творческих работ«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее». Особая роль конкурса творческих работ студентов в сфере духовно-нравственного воспитания школьников обеспечивается содержательно-организационным единством всех компонентов подготовки студентов к обозначенной деятельности.

Опыт проведенияконкурса«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее» в течение 2013-15  годов позволяет констатировать следующие  результаты.

1.Проявление ценностного отношения и устойчивости профессионального  интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания, которые  подтверждаются:

-увеличением числа участников (в конкурсах приняло участие 106 студентов);

-расширением возрастных границ (интерес к конкурсу проявляют студенты всех курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры);

-активностью студентов в подготовке, презентации работ и обсуждении итогов конкурса;

-разнообразием  предлагаемых направлений деятельности (патриотическое, художественное, экологическое, познавательное, исследовательское, проектное и др.);

-обогащением организационных  формдуховно-нравственного воспитания адекватных особенностям современных детей  (кейс,буктрейлер, игровая акция,программа волонтерского движения, программа киноклуба,социальный и культурно-просветительский проекты, исследовательская работа,  видеоролик, квести др.). Преобладание в конкурсе  этих форм свидетельствует о стремлении конкурсантов учитывать интересы и потребности современных детей. Следует особенно отметить   внимание будущих педагогов  к проблемам внутреннего мира современного ребенкав работах «Дети - наше будущее»,  «Проблема взросления современных детей» и др.

2. Содержаниеконкурсных работ студентов демонстрирует умение  использовать достижения современной педагогической науки и практикидля решения задачдуховно-нравственного воспитания, стремление соотносить личностные и профессиональные ценности с вызовами времени и современнойсоциокультурной ситуацией.Важно, что  студенты в формате конкурса получают возможность не только обозначить социально значимую проблему, но и проявить потенциальную готовность к  ее решению.

3.Продуктивность лучших творческих работ студентов характеризуется установкой на обязательную реализацию разработанныхпроектов и программ в образовательном процессе школы и учреждений дополнительного образования детей,стремлением применить современные технологии воспитания духовно-нравственной культуры детей и молодежи.

4.Безусловным достоинством ряда конкурсных работ является их исследовательский характер.Студенты проводят проблемный анализ практики воспитания,осуществляютпроектирование целей, содержания, этапов и технологий профессиональной деятельности, определяют диагностический инструментарий и оценивают  результативность воспитательного процесса.

5. Лучшие конкурсные работы отличаются  использованием ресурса  предметной и методической подготовки студентов с учетом специфики ценностной среды факультетов, профессиональных интересов и компетенций: «С чего начинается Родина?»,  «Как преодолеть в себе «маленького человека?», «Омск - на пути к 300-летию», «Буктрейлер как форма активизации чтения современных подростков», «Ключ: выпусти на волю зверя» и др.

6.Будущие педагоги в представлении конкурсных работ демонстрируют владение информационными технологиями  и максимальное использование возможностейсовременной компьютерной техники и информационных ресурсов, акцентируя при этом внимание на   нравственно-этическом аспекте взаимоотношений людей в современном информационном пространстве.

Результаты конкурсной деятельности, на наш взгляд, позволяют констатировать, чтовключение  студентов в многообразные формы воспитательной работы создает оптимальные условия для профессиональной подготовки.

Теоретический анализ проблемы и образовательная практика свидетельствуют о сложности и многоаспектности профессиональной подготовки студентов в области духовно-нравственного воспитания. Результативность этой подготовки достигается единством ценностно-мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов профессиональной подготовки студентов к решению проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Рецензенты:

Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск;

Чуркина Н.И., д.п.н., доцент,профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО«Омский государственный педагогический университет», г.Омск.